Эстетическая ценность в дизайне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 07:11, курсовая работа

Описание работы

Эстетическое начало играет одну из первостепенных ролей в дизайне. Дизайн сознательно творит красоту. Он позволяет выйти за узкие рамки сугубо природного существования и способствует сохранению и утверждению «положительного человеческого смысла». Эстетическая ценность объекта дизайна неразрывна со всеми функциями. К примеру, организация предметного мира не возможна без гармонии, ибо понятие эстетики неразрывно с понятием определенного порядка. Взаимосвязь внутреннего мира человека и окружающего мира – вот в чем суть эстетического отношения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….
1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЭСТЕТИКА………………………………….
1.1 Основные категории эстетики ………………….………………………….
2. ЗНАЧЕНИЕ ЭСТЕТИКИ В ДИЗАЙНЕ……………………………………..
2.1. Определение понятия «дизайн»……………………………………………
2.2. Эстетическая функция дизайна……………………………………………
2.3. Критерии оценки эстетических качеств дизайна…………………………
2.3.1 Признаки композиционного построения формы………………………..
2.4 Гармония как один из важнейших критериев оценки
объекта дизайна…………………………………………………………………
3. Особенности применения принципов эстетической целостности и гармонии в дизайне……………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..

Файлы: 1 файл

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ В ДИЗАЙНЕ.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и  науки  Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский государственный  университет»

Факультет «Архитектурный»

Кафедра «Дизайн и изобразительные  искусства»

 

 

эстетическая функция дизайна

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Дизайн-проектирование»

ЮУрГУ-07060062.2010.175. ПЗ КР (ПР)

 

 

 

 

   Руководитель, (должность)

      Игорь Сергеевич  Ли       

______________________2010 г.

 

 

 

 

Автор работы (проекта)

студент группы А-175                                                               Наталья Олеговна Ковалева  

____________________2010 г.

 

 

 

 

Реферат защищен

с оценкой (прописью, цифрой)

__________________________

____________________2010 г.

 

 

 

Челябинск 2010г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 

1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЭСТЕТИКА………………………………….

1.1 Основные категории  эстетики ………………….………………………….

2. ЗНАЧЕНИЕ ЭСТЕТИКИ  В ДИЗАЙНЕ……………………………………..

2.1. Определение понятия  «дизайн»……………………………………………

2.2. Эстетическая функция  дизайна……………………………………………

2.3. Критерии оценки  эстетических качеств дизайна…………………………

2.3.1 Признаки композиционного  построения формы………………………..

2.4  Гармония как  один из важнейших критериев оценки

объекта дизайна…………………………………………………………………

3. Особенности применения  принципов эстетической целостности  и гармонии       в дизайне……………………………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Эстетическое начало играет одну из первостепенных ролей в дизайне. Дизайн сознательно творит красоту. Он позволяет выйти за узкие рамки сугубо природного существования и способствует сохранению и утверждению «положительного человеческого смысла». Эстетическая ценность объекта дизайна неразрывна со всеми функциями. К примеру, организация предметного мира не возможна без гармонии, ибо понятие эстетики неразрывно с понятием определенного порядка. Взаимосвязь внутреннего мира человека и окружающего мира – вот в чем суть эстетического отношения.

 В настоящее время предпринимается попытка философско-культурологического анализа феномена дизайна, выявления его культурно-ценностных параметров и места в мировоззрении человека эпохи постиндустриального развития. Обращение к исследованию дизайна в системе культурных ценностей обусловлено объективной потребностью в осмыслении многочисленных проблем интенсивного развития современной культуры, вступившей в период постмодернистской репрезентации традиционных смыслов и значений, открытия новых картин мира, представлений о ценностях,  духовном повороте в философии, самосознании современной цивилизации.

Современная эпоха вступила в фазу "тотального дизайна", провозглашающего универсальную трактовку вещей и действий, образов и имиджей, где все становится предметом исчисления функций и значений. Тотальная функциональность  воплощается в слоганах современной цивилизации "Качество. Надежность. Дизайн", фактически, исключая альтернативу и пределы того, "что превращать в дизайн, из чего делать дизайн и что будет являться дизайном".

В отличие от традиционного  определения дизайна как "технической  эстетики", в постиндустриальную эпоху дизайн становится эстетическим компонентом всей нашей жизни, в любых ее проявлениях.

Необходимость осмысления культурно-ценностных аспектов дизайна  в значительной степени обусловлена  пограничным характером его позиции-на стыке материального и духовного производства, утилитарного и эстетического.

Сейчас, когда  дизайн превращается в своеобразную "эстетику повседневности", а сама повседневность приобретает все более эстетизированные черты, меняется и мировоззрение современного человека. Он уже не может воспринимать мир вне его эстетической составляющей, создаваемой дизайном.

 

 

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭСТЕТИКА»

 

 

Для того чтобы разобраться  в эстетическом значении дизайна необходимо разобраться в самом понятии «эстетика».

Слово эстетика – греческого происхождения, в переводе означающее «имеющий отношение к чувственному познанию. Это слово закрепилось в философской терминологии и уже с ХVIII в. Эстетику стали понимать как науку, изучающую либо «философию прекрасного», либо «философию искусства».

Эстетика рассматривает  чувственное познание окружающей действительности и имеет дело с ее разными сторонами: с природой, обществом, человеком и его деятельностью в самых различных жизненный сферах, вплоть до производственной.

 Так, эстетически  люди оценивают  красивые цветы,  величественные здания, устремленные ввысь купола храмов, технические объекты (компьютеры, автомобили ), созданные трудом человека, высокие нравственные поступки людей, прекрасные произведения искусства.

О людях, чутких к красоте, говорят, что они наделены эстетическим чувством. Сам процесс подобного восприятия называется эстетическим восприятием, результатом которого является эстетическое переживание.  Эстетические чувства, эстетические переживания, эстетические наслаждения выступают как проявление эстетического отношения к предметам или явлениям действительности.

Эстетический опыт был  с древности присущ человеку и  находил выражение в зачаточных формах древнего искусства, украшениях тела, предметов обихода, оружия, в  культовых обрядах, плясках, ритмической  организации труда и т.п. Неразрывна с ним была и интуитивная эстетическая оценка. На более поздних этапах культуры - в древних цивилизациях Востока и в античной Европе начинается осмысление отдельных компонентов эстетического опыта и соответственно эстетического сознания, появляется специальная терминология для их обозначения (прежде всего термины красота, прекрасное, гармония, порядок, возвышенное и др.), которая в дальнейшем составила основу категориального аппарата науки эстетики.

На современном этапе  развития общества в связи с широким проникновением художественного начала в различные области жизни и сознания людей важными объектами эстетической науки стали проблемы технической эстетики, дизайна, эргономики, в целом деятельности по формированию и упорядочению предметно-пространственной среды, а также тесно связанные с этикой вопросы эстетического воспитания.

 

 

1.1.Основные категории эстетики

 

 

Основными категориями  эстетики являются - «прекрасное» и  «безобразное».

Для начала разберем значения этих слов.

Безобразное - эстетическая категория, противоположная прекрасному и соотноси тельная с ним. Безобразное характеризует внешне выявленное разрушение некоторой внутренней меры бытия (само слово «безобразное» означает нечто неоформленное, хаотичное, не получившее «образа»). Искусство обращается к воспроизведению Безобразного, выражающему негативные стороны действительности, с целью изображения её во всей её полноте. При этом, в отличие от Безобразного в действительности, художественное воспроизведение его, как это неоднократно отмечалось начиная с Аристотеля, доставляет определённое эстетическое удовольствие, связанное с мастерством изображения и эстетической разрядкой отрицательных эмоций.

Прекрасное - категория  эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Как эстетическая ценность Прекрасное отличается от нравственных и теоретических ценностей (добра, истины) тем, что оно связано с определённой чувственной формой и обращается к созерцанию или воображению; в отличие от утилитарно-полезного, восприятие Прекрасного носит бескорыстный характер.

Эстетические категории  разрабатывались по мере эстетического  отношения к миру, в них получила отражение история освоения человечеством  мира по законам красоты. Поскольку  эстетические категории обобщают практику эстетической деятельности, которая носит исторически и национально обусловленный характер, их система подвижна, исторически изменчива, в различных сферах культуры имеет свои особенности. В них запечатлены важные эстетические характеристики окружающего мира, основные типы эстетического отношения человека к действительности, наиболее существенные стороны эстетической деятельности и эстетического сознания.

      Искусство не только отражает прекрасное и утверждает его, но и исследует безобразное во всех его проявлениях с целью страстного отрицания последнего, искоренения его социальных источников.

 

 

 

2. ЗНАЧЕНИЕ ЭСТЕТИКИ  В ДИЗАЙНЕ

 

 

2.1. Определение понятия «дизайн»

 

 

Дизайн - (англ. design - проектировать, конструировать, чертить) - в широком  смысле слова любое проектирование, то есть процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формирование предметной среды. В узком смысле - новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности, возникшей в XX в. Его цель - организация целостной эстетической среды жизни человека. Проектирование предметов, в которых форма соответствует их назначению, соразмерна фигуре человека, экономична, удобна и при этом еще и красива. Научная основа дизайна - техническая эстетика.

Особенность дизайна  заключается в том, что каждая вещь рассматривается не только с точки зрения пользы и красоты, но и во всем многообразии ее связей в процессе функционирования, то есть с учетом того, как предмет будет транспортироваться, как упаковываться, где и какое место будет занимать в квартире, какого требовать ухода, как включаться и т. д. Комплексный системный подход к проектированию каждой вещи - смысл дизайна. Поскольку дизайн имеет дело с предметами, выпускаемыми промышленностью массовыми тиражами, то они должны удовлетворять вкусам многих людей. Интересно отметить, что объекты дизайна, так же как и все произведения искусства, несут на себе печать времени, уровень технического прогресса и социально-политического устройства общества. Если, например, проследить, как выглядели швейные или пишущие машинки в начале века и сегодня, или рассмотреть, как изменялась форма обыкновенного чайника в течение последних восьмидесяти лет, то безошибочно можно определить, к какому времени относится каждый из этих предметов.

Дизайн играет важную роль в продукции промышленного производства. Область дизайна - это бытовые приборы, посуда, мебель, станки, транспортные средства, промышленная графика, одежда, интерьер и многое другое.

Дизайнеры должны участвовать  при поиске оптимальной формы  каждого элемента, учитывать, как она зависит от рабочей функции (назначения) изделия и связей с человеком.

Можно привести множество  примеров, показывающих необходимость  учитывать пропорции человека, размеры  его руки (эргономические требования) в процессе проектирования кнопок, пультов управления, клавиш приборов, формы ручки у чашки и др.

Изобразительно-выразительные  средства дизайна являются общими для  пластических искусств: точка, линия, фактура, текстура, цвет, форма, объем, пропорция, масса и пространство. Эти элементы комбинируются на основе принципов композиции: симметрии, асимметрии, равновесия, ритма и движения. В дизайне имеет широкое применение пропорция золотого сечения. Гармония и контраст как универсальные средства искусства являются системообразующими и в дизайне.

 

 

2.2. Эстетическая функция дизайна

 

 

 Эстетика в дизайне - это эстетический анализ, эстетическая оценка произведений авторов, когда проектирование анализируется как концептуальное и символическое, где анализируются соотношения меры предмета и меры человека.

Художественное проектирование пространственной среды - не только создание вещей. Придавая определенные функциональные и эстетические свойства, особенности  вещам и предметной среде, художник формирует или, можно сказать, «проектирует»  человека, который будет пользоваться этими вещами и жить в этой среде. Отсюда следует важная воспитательная функция дизайна, его социально-культурная и социально-политическая роль в жизни общества.

     Всякий предмет, в отличие от произведения искусства, имеет какое-либо жизненно важное предназначение, другими словами, функцию. Но почти у каждого человека есть потребность в том, чтобы окружать себя красивыми предметами. Поэтому ценность вещи охватывает два начала - пользу и красоту. В каждом предмете заложено техническое и эстетическое начало, всегда непостоянное и исторически сменяемое.

Практическая польза вещи не требует объяснения, но оказывается, что пользе может сопутствовать  и некоторое эстетическое переживание. Некоторые предметы могут вызывать симпатию, даже пристрастное эмоциональное отношение к ним. Между человеком и предметом могут быть глубокие индивидуальные связи: любовь к креслу, напоминающему о какой-то семейной традиции, фуражка как память о службе в армии.

Значение некоторых личных вещей  и даже мира вещей переходит границы их потребительского смысла.

       Оценки эстетических качеств предмета порой субъективны, а главное, не аргументированы. Что можно сказать о предмете, кроме «красиво» или «некрасиво», «изящно» или «грубо»? Да почти ничего. Оказывается, что научиться давать оценку вещи не так уж просто. Но в тоже самое время, кроме субъективных критериев оценки существует и объективная оценка эстетических качеств объекта дизайна. Для анализа эстетических качеств объекта дизайна необходимо освоить целый ряд понятий, из которых составляется характеристика произведения ремесла или дизайна.

Информация о работе Эстетическая ценность в дизайне