Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 20:13, курс лекций
Место и роль эстрадного танца в развитии хореографического искусства. Становление системы преподавания эстрадного танца. Освоение техники, стиля и манеры исполнения основных элементов (от простейших форм до законченных композиций) модерн джаз-танца, степа, диско и других направлений. Методы преподавания эстрадного танца: правила исполнения движений, построение учебных комбинаций, отдельных частей урока и урока в целом. Специфика проведения занятий по эстрадному танцу в коллективах различных форм и жанровых направлений. Сочинение учебных этюдов. Навыки ведения уроков эстрадного танца.
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ
Федеральное государственное
Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий
Институт музыки, театра и хореографии
Кафедра народной хореографии
«Методика преподавания эстрадного танца»
Учебно-методический комплекс
по специальности 071301.65 «Народное художественное творчество. Хореография»
квалификация: «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель»
Тюмень, 2010
Выписка из государственного образовательного стандарта
СДР.04.03 Методика преподавания эстрадного танца
Место
и роль эстрадного танца в
развитии хореографического
Программа дисциплины «Методика преподавания эстрадного танца» регионального компонента цикла СД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности № 071301.65 «Народное художественное творчество. Хореография». Программа курса «Методика преподавания эстрадного танца» составлена с учетом специфики подготовки руководителей хореографических коллективов, педагогов-хореографов. Данный курс содержит основы теории и практики преподавания эстрадного танца. Курс изучается с учетом системного и последовательного освоения теоретических знаний, подкрепленных практическими занятиями.
Эстрадный танец - это танцевальное направление, синтезировавшее в себе самые различные стили. Здесь присутствуют элементы классического танца, джаз-танца, модерн-балета, R&B, хип-хопа, фанка и даже акробатические элементы. Все это, преломляясь через индивидуальность танцора или хореографа, создает разнообразие современного эстрадного танца, который по-другому можно было бы назвать "фристайл" - свободный стиль.
На эстраде важную роль играет не только индивидуальность танцора, но и актерское мастерство. Дело в том, что эстрадные танцы – это не просто заученные движения, а небольшая театральная постановка. И именно поэтому танцор должен обладать не только пластикой, но и актерским мастерством. Эстрадный танец основывается на импровизации.
Организационно – методический раздел
Требования к уровню освоения материала курса
По окончанию изучения курса «Методика преподавания эстрадного танца» студенты должны
Место курса в профессиональной подготовке выпускников
Курс практических и самостоятельных
занятий по эстрадному танцу входит в
блок специальных дисциплин национально-регионального
(вузовского) компонента подготовки студентов,
обучающихся по специальности – «Народное
художественное творчество. Хореография».
Структура и содержание дисциплины «Эстрадный
танец» органично связаны с дисциплинами
профессионально-
Структура курса
Учебный материал программы
- практический раздел
- формирует систему знаний по
методике изучения и
- самостоятельная работа студента основана на отработке всех движений и комбинаций, предложенных преподавателем в соответствии с учебным планом, выполнении заданий по созданию отдельных комбинаций в различных стилях и направлениях эстрадного танца.
Распределение учебных часов на освоение основных разделов учебной программы
На основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в учебном плане кафедры народного танца Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий в цикле дисциплин по специализации выделено на изучение курса «Эстрадный танец» 166 часов на весь период обучения с итоговой аттестацией – «Зачет» в 4 семестре.
Программа курса рассчитана на 2 семестра и изучается согласно учебному плану на 2 курсе в течение 3 и 4 семестра.
Тематический план
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов | ||
всего |
Практич. |
Самост. | ||
2 курс (3 семестр) | ||||
1. |
Истоки и история развития эстрадного танца. Становление системы преподавания эстрадного танца. |
8 |
4 |
4 |
2. |
Основные стили эстрадного танца. |
28 |
14 |
14 |
3. |
Методика преподавания эстрадного танца. |
26 |
14 |
12 |
4. |
Специфика проведения занятий в коллективах различных форм и жанровых направлений. |
36 |
16 |
20 |
Всего: |
98 |
48 |
50 | |
2 курс (4 семестр) | ||||
5. |
Основные стили эстрадного танца |
20 |
10 |
10 |
6. |
Методика преподавания эстрадного танца |
20 |
10 |
10 |
7. |
Специфика проведения занятий в коллективах различных форм и жанровых направлений. |
28 |
14 |
14 |
Всего: |
68 |
34 |
34 | |
Всего по курсу: |
166 |
82 |
84 |
Содержание дисциплины
2 курс (3 семестр)
Тема 1. Истоки
и история развития эстрадного танца.
Становление системы
Эстрадный танец как вид сценического искусства. Народное творчество и эстрадный танец. Появление сатириков-куплетистов и танцовщиков в начале 20 века. Комедийные номера на фольклорной основе. «Салонные» и «Декадентские» танцы. Сюжетная танцевальная миниатюра: драматургия, идея, выразительные средства. Спектакли-обозрения. Эксцентрика.
Тема 2. Основные стили эстрадного танца.
Современные эстрадные танцы – это направление, которое объединило в себе элементы самых различных стилей. В эстрадном танце могут присутствовать элементы хип-хопа, фанка, классического балета или джаз-танца. Трудно провести четкую черту между эстрадным танцем и клубным. Можно даже говорить, что в этих двух направлениях больше схожего, чем различного. Но все же, основное отличие между ними заключается в индивидуальности и личности танцора. Именно импровизация играет главную роль в эстрадном танце, ведь любые эстрадные танцы – своеобразные театральные выступления.
Hip-hop
В танце могут применяться
все стили хип-хоп, используемые с 80-х годов до настоящего времени, приспособленные
для показа на соревнованиях. Как видно
из клипов и фильмов это могу быть различные
стили танца, такие как: new jack swing, ramming, popping,
locking, new LA, crumping, newstyle и другие.
Танец может быть представлен как одним
стилем, так и составлен из любых танцевальных
стилей танца и направлений хип-хопа.
Хип-хоп - непосредственно собирательный
образ, так как стиль танца включает многообразие
различных тенденций и направлений. В
танец включаются элементы и шаги джаза,
брейк и акробатические фигуры, быстрые
комбинации с динамической работой ног
т движения тела, с пружинящими движениями
ног и тела, соответствующими музыке и
темпу.
Чечётка (Степ)
Эстрадный танец афро-американского и испано-американского происхождения, 2-дольного размера, быстрого темпа. Характерны четкие выстукивания подошвой и каблуком сложных ритмических формул. Элементы, подобные чечетке, встречаются во многих народных танцах.
Disco
Это танцы, используемые
фактически каждый день в диско-клубах, модифицированные для соревнований.
Танец может быть составлен из джазовых
элементов (контракшн, волны, джазовые
шаги и пробежки, кики, классические пируэты
и прыжки). При исполнении этих движений
используется вся площадь сцены.
Наиболее известные тенденции диско: активная
работа всего тела с волнами от бедра,
включение джаза и некоторых классических
элементов, часто изменяемые основные
шаги и использование большого количества
элементов работы рук, небольшие движения
тела с динамическими движениями ног в
гармонии с движениями рук, часто используемые
движения различных социальных, главным
образом латино-американских танцев, а
так же восточных и т.д.
Это очень зрелищное представление.
Street dance (стрит данс)
Захватывающее представление
уличного танца, выполненное с использованием техники
disco dance, funky, techno, hip-hop в любых версиях.
Танец должен быть драматургичен, постановочен
и иметь ясные начало и конец.
Стили танца и техника могут быть смешаны
или представлены в чистой форме. Этот
вид танца, подобно танцевальному шоу,
должен отразить радость танца, представленного
в модной музыке.
Techno (техно)
Не только стиль музыки, он имеет множество проявлений в повседневной жизни. Появился в 90-е годы с музыкой диско, был назван «рэйв» и распространился в стиле одежды. В последующие годы техно - ремикс появился как новый музыкальный стиль. Этот стиль стал быстро развиваться на базе discо dance, funky и hip-hop и по настоящее время становится доминирующим в ночных клубах. Производная техно – стиль тектоник.
Dance show (шоу - танец)
Соединение отдельных движений эстрадного танца в характерные этюды («disco», «hip-hop», «street», «techno», в народном характере, в классическом, в восточном) в танцевальные композиции.
Тема 3. Методы преподавания эстрадного танца.
Правила использования проученного материала. Построение учебных комбинаций на проученном материале. Построение комбинаций на разогрев. Построение комбинаций «кросс». Построение комбинаций на растяжку. Построение комбинаций на координацию. Построение этюдов.
Тема 4. Специфика проведения занятий в коллективах различных форм и жанровых направлений.
Сочинение и методически правильный показ отдельных учебных комбинаций по проученному материалу для возрастной группы от 9 до 13 лет. Сочинение и методически правильный показ отдельных учебных комбинаций по проученному материалу для возрастной группы от 14 до 18 лет. Методика и композиция урока.
Тема 5. Основные стили эстрадного танца.
Go-go
В дословном переводе явно не нуждается, несет свою смысловую нагрузку в названии. Во многих ночных клубах выходят танцоры поодиночке, попарно и т.д.,танцуя то соло (нередко импровизируя), то синхронно. При этом кто-то из них приходит, кто-то уходит со сцены, что создает иллюзию хаотичности происходящего, а также сходства с танцполом, где веселится публика. Таким образом, go-go - это не стиль танца, а способ подачи клубных танцев, метод их исполнения.
Хаус
Танец хаус - это то, что можно танцевать
под музыку хаус. Что есть в этой музыке,
то есть и в танце: быстрый монотонный
ритм порождает скоростные энергичные
и амплитудные движения, драйв. Некоторая
эмоциональная холодность, отстраненность
музыки дает механистичность танцу, а
чувственные движения реализуются под
короткие "замедляющиеся, а затем ускоряющиеся"
фрагменты, столь характерные для этой
музыки.