Классицизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 18:34, реферат

Описание работы

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.
Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………3
2. Исторические корни классицизма……………………………………..4
3. Раздел «Живопись»……………………………………………………..7
4. Раздел «Скульптура»………………………………………………….10
5. Раздел «Архитектура»………………………………………………...12
6. Раздел «Литература»…………………………………………………..16
7. Раздел «Музыка»………………………………………………………19
8. Заключение…………………………………………………………….20
9. Список литературы……………………………………………………21

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 935.85 Кб (Скачать файл)

МИНОБР НАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Ижевский Государственный  Технический Университет

им. М.Т. Калашникова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: История  искусств

На тему: «Классицизм»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. Б 01-811-2 З

Кожевникова Н.А.

 

Проверил: преподаватель

Пронина И.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ижевск 2013 год

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………3
  2. Исторические корни классицизма……………………………………..4
  3. Раздел «Живопись»……………………………………………………..7
  4. Раздел «Скульптура»………………………………………………….10
  5. Раздел «Архитектура»………………………………………………...12
  6. Раздел «Литература»…………………………………………………..16
  7. Раздел «Музыка»………………………………………………………19
  8. Заключение…………………………………………………………….20
  9. Список литературы……………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

В основе классицизма лежат  идеи рационализма, которые формировались  одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих  канонов, тем самым обнаруживая  стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт  огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила  и каноны классицизм берет из античного  искусства (Аристотель, Гораций).

Классицизм устанавливает  строгую иерархию жанров, которые  делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как определенное направление  сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм утверждал  личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.

 

 

Исторические  корни классицизма

История классицизма начинается в Западной Европе с конца 16 столетия. В 17 в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютной монархии Людовика XIV во Франции и  наивысшего подъема театрального искусства  в стране. Классицизм продолжает плодотворно  существовать и в 18 – начале 19 вв., пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм.

Как художественная система  классицизм окончательно сложился в 17 в., хотя само понятие классицизм родилось позже, в 19 в., когда ему объявили непримиримую войну романтики.

«Классицизм» (от латинского «classicus», т.е. «образцовый») предполагал  устойчивую ориентацию нового искусства  на античный лад, что вовсе не означало простого копирования античных образцов. Классицизм осуществляет преемственность  и с эстетическими концепциями  эпохи Возрождения, которые ориентировались  на античность.

Изучив поэтику Аристотеля и практику греческого театра, французские  классики предложили правила построения в своих произведениях, опирающиеся  на основы рационалистического мышления 17 в. Прежде всего, это строгое соблюдение законов жанра, разделение на высшие жанры – оду, трагедию, эпос и  низшие – комедию, сатиру.

Законы классицизма характернее  всего выразились в правилах построения трагедии. От автора пьесы прежде всего  требовалось, чтобы сюжет трагедии, а также страсти героев были правдоподобными. Но понимание правдоподобия у  классицистов свое: не просто сходство изображаемого на сцене с действительностью, а согласованность происходящего  с требованиями разума, с определенной морально-этической нормой.

Концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами  и страстями – основа эстетики классицизма, которая существенно  отличается от концепции героя, принятой в эпоху Возрождения, когда провозглашалась  полная свобода личности, а человек  объявлялся «венцом Вселенной». Однако ход исторических событий опровергал эти представления. Обуреваемый  страстями, человек не мог определиться, найти опору. И только в служении обществу, единому государству, монарху, воплощавшему силу и единство своего государства, личность могла самовыразиться, утвердиться, пусть ценой отказа от собственных чувств. Трагическая  коллизия рождалась на волне колоссального  напряжения: горячая страсть сталкивалась с неумолимым долгом (в отличие от греческой трагедии роковой предопределенности, когда воля человека оказывалась бессильной). В трагедиях классицизма разум, воля были решающими и подавляли стихийные, плохо управляемые чувства.

 

Обычно разделяют  два периода в развитии классицизма:

Классицизм сложился в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма.

Это считается новым этапом в его развитии, поскольку в это время он отражал иные гражданские идеалы, основанные на идеях философского рационализма Просвещения.

Архитектуре классицизма  свойственна строгость формы, ясность  пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки  сооружений.

В отличие от построек барокко, мастера классицизма никогда  не воздавали пространственных иллюзий, искажавших пропорции здания.

И в парковой архитектуре  складывается так называемый регулярный стиль, где все газоны и клумбы имеют правильную форму, а зеленые  насаждения размещены строго по прямой и тщательно подстрижены. (Садово - парковый ансамбль Версаля).

Классицизм характерен в XVII в. для стран, в которых происходил активный процесс сложения национальных государств, и нарастала сила капиталистического развития (Голландия, Англия, Франция).

Классицизм в этих странах  нес в себе новые черты идеологии  восходящей буржуазии, ведущей борьбу за устойчивый рынок и расширение производительных сил, заинтересованной в централизации и национальном объединении государств.

Являясь противником сословных  неравенств, ущемлявших интересы буржуазии, ее идеологи выдвигают теорию рационально  организованного государства, основанного  на подчинении ему интересов сословий.

Признание разума как основы организации государственной и  общественной жизни подкрепляется  доводами научного прогресса, чему всеми  средствами способствует буржуазия.

 

Этот рационалистический подход к оценке действительности переносился  и на область искусства, где важной темой становится идеал гражданственности  и торжество разума над стихийными силами.

Религиозная идеология все  более подчиняется светской власти, а в ряде стран она реформируется.

Образец гармонического общественного  устройства приверженцы классицизма  видели в античном мире, и поэтому  для выражения своих общественно-этических  и эстетических идеалов они обращались к примерам античной классики отсюда и термин - классицизм.

Развивая традиции Возрождения, классицизм многое взял и от наследия барокко.

 

Живопись

Никола Пуссен. «Танец под  музыку времени» (1636).

 

Интерес к искусству античной Греции и Рима проявился еще в  эпоху Возрождения, которая после  столетий средневековья обратилась к формам, мотивам и сюжетам  античности. Величайший теоретик Ренессанса, Леон Батиста Альберти, еще в XV в. выразил идеи, предвещавшие отдельные  принципы классицизма и в полной мере проявившиеся во фреске Рафаэля  «Афинская школа» (1511).

Систематизация и закрепление  достижений великих художников Возрождения, особенно флорентийских во главе  с Рафаэлем и его учеником Джулио Романо, составили программу болонской  школы конца XVI века, наиболее характерными представителями которой были братья Карраччи. В своей влиятельной  Академии искусств болонцы проповедовали, что путь к вершинам искусства  лежит через скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитацию их мастерства линии и композиции.

В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения  в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее видное место среди них  занял француз Никола Пуссен, в  своих живописных произведениях, преимущественно  на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы  геометрически точной композиции и  продуманного соотношения цветовых групп. Другой француз, Клод Лоррен, в  своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением  своеобразных архитектурных кулис.

Жак-Луи Давид. «Клятва  Горациев» (1784).

 

Холодно-рассудочный нормативизм  Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными  художниками вроде Лебрена, которые  видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для  восхваления абсолютистского государства  «короля-солнца». Хотя частные заказчики  предпочитали различные варианты барокко  и рококо, французская монархия поддерживала классицизм на плаву за счёт финансирования таких академических учреждений, как Школа изящных искусств. Римская  премия предоставляла наиболее талантливым  ученикам возможность посетить Рим  для непосредственного знакомства с великими произведениями древности.

Открытие «подлинной»  античной живописи при раскопках  Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ  Рафаэля, проповедуемый близким  к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в  классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Крупнейшим представителем «нового  классицизма» явился Жак-Луи Давид; его предельно лаконичный и драматичный  художественный язык с равным успехом  служил пропаганде идеалов Французской  революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»).

В XIX веке живопись классицизма  вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в  других странах. Художественную линию  Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма  в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам  с восточным колоритом («Турецкие  бани»); его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Художники  в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма; это сочетание получило название академизма. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. В середине XIX века против консерватизма академического истеблишмента бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в России — передвижниками.

 

 

Скульптура

Толчком к развитию классицистической  скульптуры в середине XVIII века послужили  сочинения Винкельмана и археологические  раскопки древних городов, расширившие  познания современников об античном ваянии. На грани барокко и классицизма  колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон. Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в  статуях эпохи эллинизма (Пракситель). В России к эстетике классицизма  тяготели Федот Шубин, Михаил Козловский, Борис Орловский, Иван Мартос.

Антонио Канова. Амур и Психея (1787—1793, Париж, Лувр)

Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое  распространение, давали скульпторам  возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных  мужей. Верность античному образцу  требовала от скульпторов изображения  моделей нагими, что вступало в  противоречие с принятыми нормами  морали. Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма  в виде обнажённых античных богов: Суворов  — в виде Марса, а Полина Боргезе  — в виде Венеры. При Наполеоне  вопрос решился путём перехода к  изображению деятелей современности  в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским  собором).

Бертель Торвальдсен. «Ганимед, кормящий Зевесова орла» (1817).

 

Частные заказчики эпохи  классицизма предпочитали увековечивать  свои имена в надгробных памятниках. Популярности этой скульптурной формы  способствовало обустройство публичных  кладбищ в главных городах  Европы. В соответствии с классицистическим  идеалом фигуры на надгробных памятниках, как правило, находятся в состоянии  глубокого покоя. Скульптуре классицизма  вообще чужды резкие движения, внешние  проявления таких эмоций, как гнев.

Информация о работе Классицизм