Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 18:34, реферат
Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.
Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.
1. Введение…………………………………………………………………3
2. Исторические корни классицизма……………………………………..4
3. Раздел «Живопись»……………………………………………………..7
4. Раздел «Скульптура»………………………………………………….10
5. Раздел «Архитектура»………………………………………………...12
6. Раздел «Литература»…………………………………………………..16
7. Раздел «Музыка»………………………………………………………19
8. Заключение…………………………………………………………….20
9. Список литературы……………………………………………………21
МИНОБР НАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального образования
«Ижевский Государственный Технический Университет
им. М.Т. Калашникова»
Реферат
По дисциплине: История искусств
На тему: «Классицизм»
Выполнил: студент гр. Б 01-811-2 З
Кожевникова Н.А.
Проверил: преподаватель
Пронина И.Ю.
г. Ижевск 2013 год
Содержание
Введение
Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.
В основе классицизма лежат
идеи рационализма, которые формировались
одновременно с таковыми же идеями
в философии Декарта. Художественное
произведение, с точки зрения классицизма,
должно строиться на основании строгих
канонов, тем самым обнаруживая
стройность и логичность самого мироздания.
Интерес для классицизма
Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.
Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.
Исторические корни классицизма
История классицизма начинается в Западной Европе с конца 16 столетия. В 17 в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютной монархии Людовика XIV во Франции и наивысшего подъема театрального искусства в стране. Классицизм продолжает плодотворно существовать и в 18 – начале 19 вв., пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм.
Как художественная система классицизм окончательно сложился в 17 в., хотя само понятие классицизм родилось позже, в 19 в., когда ему объявили непримиримую войну романтики.
«Классицизм» (от латинского «classicus», т.е. «образцовый») предполагал устойчивую ориентацию нового искусства на античный лад, что вовсе не означало простого копирования античных образцов. Классицизм осуществляет преемственность и с эстетическими концепциями эпохи Возрождения, которые ориентировались на античность.
Изучив поэтику Аристотеля и практику греческого театра, французские классики предложили правила построения в своих произведениях, опирающиеся на основы рационалистического мышления 17 в. Прежде всего, это строгое соблюдение законов жанра, разделение на высшие жанры – оду, трагедию, эпос и низшие – комедию, сатиру.
Законы классицизма
Концепция разумного преобладания
долга над человеческими
Обычно разделяют два периода в развитии классицизма:
Классицизм сложился в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма.
Это считается новым этапом в его развитии, поскольку в это время он отражал иные гражданские идеалы, основанные на идеях философского рационализма Просвещения.
Архитектуре классицизма свойственна строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений.
В отличие от построек барокко, мастера классицизма никогда не воздавали пространственных иллюзий, искажавших пропорции здания.
И в парковой архитектуре складывается так называемый регулярный стиль, где все газоны и клумбы имеют правильную форму, а зеленые насаждения размещены строго по прямой и тщательно подстрижены. (Садово - парковый ансамбль Версаля).
Классицизм характерен в XVII в. для стран, в которых происходил активный процесс сложения национальных государств, и нарастала сила капиталистического развития (Голландия, Англия, Франция).
Классицизм в этих странах нес в себе новые черты идеологии восходящей буржуазии, ведущей борьбу за устойчивый рынок и расширение производительных сил, заинтересованной в централизации и национальном объединении государств.
Являясь противником сословных неравенств, ущемлявших интересы буржуазии, ее идеологи выдвигают теорию рационально организованного государства, основанного на подчинении ему интересов сословий.
Признание разума как основы организации государственной и общественной жизни подкрепляется доводами научного прогресса, чему всеми средствами способствует буржуазия.
Этот рационалистический подход к оценке действительности переносился и на область искусства, где важной темой становится идеал гражданственности и торжество разума над стихийными силами.
Религиозная идеология все более подчиняется светской власти, а в ряде стран она реформируется.
Образец гармонического общественного
устройства приверженцы классицизма
видели в античном мире, и поэтому
для выражения своих
Развивая традиции Возрождения, классицизм многое взял и от наследия барокко.
Живопись
Никола Пуссен. «Танец под музыку времени» (1636).
Интерес к искусству античной Греции и Рима проявился еще в эпоху Возрождения, которая после столетий средневековья обратилась к формам, мотивам и сюжетам античности. Величайший теоретик Ренессанса, Леон Батиста Альберти, еще в XV в. выразил идеи, предвещавшие отдельные принципы классицизма и в полной мере проявившиеся во фреске Рафаэля «Афинская школа» (1511).
Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения, особенно флорентийских во главе с Рафаэлем и его учеником Джулио Романо, составили программу болонской школы конца XVI века, наиболее характерными представителями которой были братья Карраччи. В своей влиятельной Академии искусств болонцы проповедовали, что путь к вершинам искусства лежит через скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитацию их мастерства линии и композиции.
В начале XVII века для знакомства
с наследием античности и Возрождения
в Рим стекаются молодые
Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев» (1784).
Холодно-рассудочный
Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид; его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»).
В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других странах. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани»); его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма; это сочетание получило название академизма. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. В середине XIX века против консерватизма академического истеблишмента бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в России — передвижниками.
Скульптура
Толчком к развитию классицистической
скульптуры в середине XVIII века послужили
сочинения Винкельмана и
Антонио Канова. Амур и Психея (1787—1793, Париж, Лувр)
Публичные памятники, получившие
в эпоху классицизма широкое
распространение, давали скульпторам
возможность идеализации
Бертель Торвальдсен. «Ганимед, кормящий Зевесова орла» (1817).
Частные заказчики эпохи классицизма предпочитали увековечивать свои имена в надгробных памятниках. Популярности этой скульптурной формы способствовало обустройство публичных кладбищ в главных городах Европы. В соответствии с классицистическим идеалом фигуры на надгробных памятниках, как правило, находятся в состоянии глубокого покоя. Скульптуре классицизма вообще чужды резкие движения, внешние проявления таких эмоций, как гнев.