Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 18:34, реферат
Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.
Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.
1. Введение…………………………………………………………………3
2. Исторические корни классицизма……………………………………..4
3. Раздел «Живопись»……………………………………………………..7
4. Раздел «Скульптура»………………………………………………….10
5. Раздел «Архитектура»………………………………………………...12
6. Раздел «Литература»…………………………………………………..16
7. Раздел «Музыка»………………………………………………………19
8. Заключение…………………………………………………………….20
9. Список литературы……………………………………………………21
Поздний, ампирный классицизм,
представленный в первую очередь
плодовитым датским скульптором
Торвальдсеном, проникнут суховатой
патетикой. Особенно ценятся чистота
линий, сдержанность жестов, бесстрастность
выражений. В выборе образцов для
подражания акцент смещается с эллинизма
на период архаики. Входят в моду религиозные
образы, которые в трактовке
Архитектура
Главной чертой архитектуры
классицизма было обращение к
формам античного зодчества как
к эталону гармонии, простоты, строгости,
логической ясности и монументальности.
Архитектуре классицизма в
Архитектурный язык классицизма
был сформулирован на исходе эпохи
Возрождения великим
Андреа Палладио. Вилла Ротонда близ Виченцы
К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Рождённое римскими зодчими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.
Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранези. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции.
Чарльз Камерон. Проект отделки в Адамовом стиле зелёной столовой Екатерининского дворца.
Фрагмент идеального города Арк-э-Сенан (арх. Леду).
Француз Жак-Жермен Суффло при
строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев
продемонстрировал способность
классицизма организовывать обширные
городские пространства. Массивное
величие его проектов предвещало
мегаломанию наполеоновского
Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом, — таких, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» — ампир. В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель — Джон Нэш).
Вальхалла — повторение афинского Парфенона баварским зодчим Лео фон Кленце.
Эстетика классицизма
благоприятствовала масштабным градостроительным
проектам и приводила к упорядочиванию
городской застройки в
В период, последовавший
за наполеоновскими войнами, классицизму
приходилось уживаться с
Литература
Основателем поэтики классицизма
считается француз Франсуа
Никола Буало. Бюст работы Ф. Жирардона. Париж, Лувр
Буало прославился на всю Европу как «законодатель Парнаса», крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате «Поэтическое искусство». Под его влиянием в Великобритании находились поэты Джон Драйден и Александр Поуп, сделавшие основной формой английской поэзии александрины. Для английской прозы эпохи классицизма (Аддисон, Свифт) также характерен латинизированный синтаксис.
Классицизм XVIII века развивается
под влиянием идей Просвещения. Творчество
Вольтера (1694—1778) направлено против религиозного
фанатизма, абсолютистского гнета,
наполнено пафосом свободы. Целью
творчества становится изменение мира
в лучшую сторону, построение в соответствии
с законами классицизма самого общества.
С позиций классицизма
Памятник Пьеру Корнелю на Площади Часов в Авиньоне, Франция
В России классицизм зародился
в XVIII веке, после преобразований Петра
I. Ломоносовым была проведена реформа
русского стиха, разработана теория
«трех штилей», которая явилась
по сути адаптацией французских классических
правил к русскому языку. Образы в
классицизме лишены индивидуальных
черт, так как призваны в первую
очередь запечатлевать
Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин).
В.Л. Боровиковский. Портрет Г.Р. Державина
В связи с провозглашённым Руссо призывом к близости к природе и естественности в классицизме конца XVIII века нарастают кризисные явления; на смену абсолютизации разума приходит культ нежных чувств — сентиментализм. Переход от классицизма к предромантизму ярче всего отразился в немецкой литературе эпохи «Бури и натиска», представленной именами И. В. Гёте (1749—1832) и Ф. Шиллера (1759—1805), которые вслед за Руссо видели в искусстве главную силу воспитания человека.
Музыка
Музыкой периода классицизма
или музыкой классицизма, называют
период в развитии европейской музыки
приблизительно между 1730 и 1820 годами. Понятие
классицизма в музыке устойчиво
ассоциируется с творчеством
Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых
венскими классиками и определивших
направление дальнейшего
Понятие «музыка классицизма» не следует путать с понятием «классическая музыка», имеющим более общее значение как музыки прошлого, выдержавшей испытание временем.
Музыка эпохи Классицизма воспевает действия и поступки человека, испытываемые им эмоции и чувства, внимательный и целостный человеческий разум.
Заключение
Классицизм — стиль
и направление в искусстве
и литературе XVII — начала XIX в., ознаменовавшие
возвращение к античному
Для этого направления характерны рационализм, нормативность, тяготение к гармонии, ясности и простоте выражения, уравновешенность композиции и в то же время определенная доля схематизации и идеализации в художественных произведениях, что выражалось, например, в иерархии «высоких» и «низких» стилей в литературе, требовании «трех единств» — времени, места и действия — в драматургии, подчеркнутом пуризме в области языка и т.п.
Под влиянием рационалистической философии великого французского мыслителя Рене Декарта принципы классицизма утверждаются во всех видах искусства.
Основной эстетический постулат классицизма — верность природе, закономерной разумности мира с объективно присущей ему красотой, находящей выражение в симметрии, пропорции, мере, гармонии, которые и должны воссоздаваться в искусстве в совершенном виде. К середине XIX в. классицизм, отставая от развития общественного эстетического чувства, переродился в безжизненный академизм.
Список литературы