Композиционное формообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:25, контрольная работа

Описание работы

В процессе формообразования изделия создаются его функциональные, конструктивные, пространственно-пластические, технологические структуры. Другими словами, формообразование — структурирование (членение и строительство) единичных предметов. Композиция (от лат. compositio — составление, связывание) — важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.

Файлы: 1 файл

композиция к.р..docx

— 67.40 Кб (Скачать файл)
  1. Формообразование — категория художественной деятельности, дизайна и технического творчества, обозначающая процесс созидания формы в соответствии с общими ценностными установками.

В процессе формообразования изделия создаются его функциональные, конструктивные, пространственно-пластические, технологические структуры. Другими словами, формообразование — структурирование (членение и строительство) единичных предметов.

Композиция (от лат. compositio — составление, связывание) — важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.

Композиционное  формообразование — процесс пространственной организации элементов изделия, средства и методы которой связывают человека с вещью. 
  Композиционные элементы: объем, плоскость, линия, цвет, свет, звук, движение, пространство.

Форма -  морфологическая и объемно-пространственная структурная организация вещи, возникающая в результате содержательного преобразования материала.

 Дизайн-форма - особая организованность предмета, возникающая как результат деятельности дизайнера по достижению единства всех компонентов изделия (конструкции, внешнего вида, цвета, фактуры). 
   Дизайн-форма отвечает требованиям и условиям потребления, эффективному использованию возможностей производства и эстетическим требованиям времени.

  • Форма одежды характеризуется следующими элементами: 
    геометрический вид;
  • конструкция; 
    масса;
  • фатура, цвет.

Силуэт  — плоскостное зрительное восприятие объемных форм одежды.

Для характеристики силуэт иногда сравнивают с простыми геометрическими

формами: квадратом, прямоугольником, трапецией, овалом и  пр. Однако, как правило, силуэт состоит из нескольких простых или сложных форм. На рис. 4.1 даны примеры силуэтных форм, отдаленно напоминающих человека в одежде. Из этих первоначальных набросков можно получить более конкретные силуэты задуманного костюма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Композиция формы одежды строится на линиях разного вида:
  • силуэтных;
  • конструктивных (швы);
  • конструктивно-декоративных (рельефы, подрезы, акцентированные швы);
  • декоративных (подчеркнутых отделкой).

В композиционном решении недопустима перегруженность  модели линиями разного характера, которая может вносить дисгармонию, в то же время, чрезмерная насыщенность модели однородными (ньюансными) линиями утомляет своей монотонностью.

При создании силуэта  любая линия может оказаться  важной и решающей. Так, линия плеча  является одним из главных признаков  моды (округлая, скошенная вниз, прямая и т.д.).

Линия груди в  разные модные периоды выявлялась по-разному: то она подчеркивалась зауженной талией, то она сглаживалась в прямом силуэте.

Линия бедер также  играет важную роль в силуэте: юбка расширенной формы подчеркивает женственность, в прилегающем силуэте типа «сигарета» юбка заужена и создает легкость формы.

Линия низа, так  же как и линия плеча, является одной из главных примет моды. Она  определяет пропорции всей фигуры.

Линия является одним из основных средств формообразования костюма. Линиям также свойственно выражение образа композиции костюма. Замкнутая линия, ограничивающая силуэт пятна, зависит от восприятия формы этого пятна. Линии, строящиеся на округлых кривых, ближе к фигуре круга, эллипса и других подобных форм, угловатые ломаные линии напоминают треугольник. В линии всегда заложено больше движения, нежели в пятне, поскольку здесь сказывается его оптическая весомость. Движение может быть стремительным, направленным или медленным, менее целенаправленным, хаотичным, тем самым формирующим различные образы в композиции костюма.

Одна линия  – это один уровень ощущений, несколько повторяющихся линий увеличивают воздействие. Разные по характеру линии обогащают восприятие, усложняют образ, но могут довести его и до бессмыслицы.

Любая композиция костюма имеет внешние и внутренние линии. Внешние линии в костюме имеют вид: прямой, расходящийся, сходящийся, изогнутый. Они образуют форму костюма как на плоскости, так в пространстве. Внешние линии в композиции костюма проявляются в длине, в линии подола изделия, талии и плеч.

Внутренние линии  в композиции костюма сосредотачивают внимание на направлениях вверх, вниз или горизонтально, как и внешние линии. Вертикальные линии в костюме удлиняют и стройнят. Горизонтальные линии в костюме укорачивают и расширяют. Диагональные линии в костюме маскируют за счет непосредственного отвлечения внимания. Изогнутые линии в костюме способствуют округлости, расширяют.

Внутренние линии  образуются в следующих деталях одежды: лацканах, воротниках; детальных швах, кокетках, складках, сборках; застежках, разрезах; рядах пуговиц; отделке или вышивках; угловых, накладных карманах; отстрочках, окантовках; цветовых контрастах; ремнях или поясах; в деталях: погонах, клапанах, карманах.

Линии костюма  различаются на конструктивные и декоративные линии. Конструктивные линии – это контурные линии изделия костюма, то есть разделение изделия на детали, которые составляют костюм, а также видимые линии соединения составных частей и деталей формы: швы, вытачки, складки, строчки.

Декоративные  линии – это линии различных отделок костюма, имеющие линейную характеристику: отделочные швы (не скрепляющие), рельефы, строчки, пояса, клапаны, хлястики, отделка, шнур, сутаж, вышивка.

Конструктивные  линии в композиции моделей костюма могут также быть декоративными, то есть являться линией конструкции костюма и при этом декорировать форму изделия.

Внутренние линии  костюма должны быть смелыми или едва различимыми. Чем труднее их разглядеть, тем менее эффектно будет выглядеть дизайн моделей костюма.

Возрождения ведущим в  понятии совершенной пропорции  было учение о з о л о т  о м с е ч е н и и, особенно применявшееся в скульптуре.

Учение о пропорциях включает в себя основные законы композиции костюма: статику и динамику, симметрию  и асимметрию, ритм и пластику.

Рассмотрим основные виды пропорций.

В математике равенство двух отношений называется пропорцией. Для  образования пропорции необходимо иметь не менее трех величин. Например, надо разделить отрезок АВ (рис. 1) на две части АС и ВС так, чтобы все три эти величины были связаны пропорциональной зависимостью, т. е. удовлетворяли условию АВ = АС + ВС. Получим лишь две пропорции:

 

 

Рис. 1

Последняя пропорция называется золотым сечением и выражается следующими соотношениями: 3: 5 или 5: 3; 5: 8 или 8: 5; 8: 13 или 13: 8 и т. д. В каждом из этих отношений  сумма двух чисел образует целое, которое относится к большему числу так, как большее к меньшему.

В практике для нахождения соотношений золотого сечения удобно пользоваться графическим способом. Из точки А отрезка АВ (рис. 2), подлежащего делению, проводят перпендикуляр к этому отрезку, на котором откладывают отрезок АС, равный половине отрезка АВ. Соединяют точки В и С. На гипотенузе образованного треугольника из точки С откладывают отрезок СВ, равный отрезку АС. Далее на отрезке АВ из точки В откладывают отрезок ВЕ, равный отрезку ВВ. Точка Е делит отрезок АВ на две части по принципу золотого сечения.

Рис. 2

Рис. 3

 

В изобразительном искусстве  соразмерность линейных величин  может решаться с помощью двух основных пропорций:

1) делением на равные  части - принцип одинаковости и 2) делением на неравные части — принцип разнообразия.

Обе эти пропорции не являются отвлеченными математическими понятиями. Их проявление наблюдается в природе  и, в частности, в строении фигуры человека. Например, в области пупка  тело новорожденного ребенка делится  по длине на две равные части. Естественное членение линией талии на две части  пропорционально сложенной фигуры взрослого человека выражается соотношением золотого сечения; середина тела приходится на лонное сращение.

Членение линии, плоскости  или объема на равные части, т. е. по принципу одинаковости, вызывает ощущение покоя, статики (см. рис. 1, а). Членение же на неравные части — по принципу разнообразия — вызывает ощущение движения, динамики (см. рис. 1, 6). Первый принцип связан с законом симметрии, второй — с законом асимметрии.

Рассматриваемые пропорции  и принципы членения являются для  художника исходным моментом, используемым им при решении модели. Следуя своему замыслу, стремясь к его образному  воплощению, художник должен в первую очередь искать наиболее выразительные  соотношения частей и целого, т. е. отдельных предметов одежды и  всего костюма в целом. Например, применяя трехкратное членение одной  и той же формы, сочетая принципы разнообразия и одинаковости пропорций  можно достичь большого многообразия в решении композиции, что видно  из рис. 3. В первом случае пропорции получены делением на равные части (рис. 3, а); в другом случае — делением на неравные части по принципу подобного разнообразия (рис. 3, 6); в третьем — по принципу контрастного разнообразия (рис. 3, в). От второго к третьему примеру возрастает ощущение движения, динамики. Соответственно яснее выступают симметрия и асимметрия. Усложняется ритмический строй композиции. Всему этому способствовало резкое различие в величинах площадей, образованных линиями членения; их контрастное соотношения одна к другой и к целому усилили, обострили общее эмоциональное звучание. Следовательно, отталкиваясь от основных схем пропорций, изменяя в большей или меньшей степени существующие в этих схемах отношения величин, можно получать все новые и новые смысловые эффекты.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заполнение формы рисунком.

Силуэт костюма  – внешнее очертание формы изделия, является наиболее точной характеристикой формы костюма в дизайне. Очень важную роль играют общие очертания костюма на фигуре – силуэт. Объясняется это тем, что мы воспринимаем предмет, в первую очередь форму, а потом всматриваемся во внутренние строение композиции костюма.

В двадцатом веке сформировались основные виды формы силуэтов одежды: прямой, трапециевидный, полуприлегающий, прилегающий, овальный.

В пределах этих силуэтных форм возможны различные модификации. Силуэты могут удлиняться и сужаться, приобретая более динамичную конфигурацию, или расширяться, становясь статичными и устойчивыми.

Силуэт характеризуется  формой и размерами линий плеч, груди, проймы, талии, бедер, низа изделия, боковых линий, определяющих форму рукава. Силуэт модели костюма изображают во фронтальной проекции, однако в определенные периоды силуэт изображался и в профильной проекции. Сложные поверхности моделей одежды с плавно переходящими из одного в другой силуэт выявляют большие возможности для разработки предпочтительных вариантов новой формы.

Каждый из силуэтов имеет различные производные геометрической формы, которые могут быть представлены известными фигурами. Так, прямой силуэт в различные периоды времени приближался к форме прямоугольника, квадрата, овала, треугольника и других фигур.

Силуэты можно  классифицировать по степени прилегания изделия к фигуре (полуприлегающий, приталенный, свободный, расширенный, зауженный книзу) и по виду геометрической формы, которой он может характеризоваться или к которой приближается (прямоугольный, трапециевидный, овальный, в виде двух треугольников с усеченными вершинами – Х-образный).

Прямой силуэт – один из самых распространенных видов силуэтов. По геометрическому виду он близок к прямоугольнику или квадрату. В такой одежде линия талии не акцентируется.

Одежда прямого  силуэта может иметь жесткий, четко выраженный контур, а может иметь мягкую, скругленную форму, что определяется свойствами материала, из которого она изготовлена. Образные варианты прямого силуэта имеют буквенное обозначение – Т, V и Y.

Прямой силуэт строится на принципах приближения или контраста по отношению к различным участкам фигуры. По форме прямой силуэт может быть охарактеризован прямой или покатой линией плеча, рукавом различного покроя, зауженным или слегка расширенным, мешковатым, свободным или малообъемным, лаконичным, строгой формы с четкими гранями поверхностей, образуемыми как вертикальными, так и горизонтальными рельефными линиями.

Трапециевидный  силуэт по геометрическому виду этот силуэт соответствует трапеции, у которой малое верхнее основание – линия плеча или линия талии в поясной одежде, а большое нижнее основание – линия низа изделия. Чем больше разница между размерами этих оснований, тем больше степень расширения. В этой силуэтной форме линия талии также не подчеркивается и имеет образный вариант буквенного обозначения – А.

Информация о работе Композиционное формообразование