Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:51, контрольная работа
Искусство – художественное освоение жизни. Поэтому, каждой исторической эпохе присуще своё искусство, несколько отличное, своеобразное, наполненное новым содержанием с художественной, эстетической, исторической точки зрения. Если взять две конкретные исторические эпохи, например, античность и средневековье, то это различные культуры, соответственно, искусство этих культур является способами отражения жизни общества и действительности в целом.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО « Ивановский государственный университет»
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Вопрос №1:
Каковы характерные черты средневекового искусства?
Искусство – художественное освоение жизни. Поэтому, каждой исторической эпохе присуще своё искусство, несколько отличное, своеобразное, наполненное новым содержанием с художественной, эстетической, исторической точки зрения. Если взять две конкретные исторические эпохи, например, античность и средневековье, то это различные культуры, соответственно, искусство этих культур является способами отражения жизни общества и действительности в целом.
Для того чтобы назвать основные черты средневекового искусства, хотелось сказать немного об античном искусстве, в частности о римском искусстве. Римское искусство завершило большой период античной художественной культуры. Несмотря на то, что Рим был разрушен и разграблен в ходе завоеваний варваров в IV- VII веках, все равно традиции римского искусства имели право на своё существование, соответственно они продолжали жить. Таким образом, традиции и художественные образы Древнего Рима вдохновляли и оказывали существенное влияние на мастеров эпохи Средневековья и Возрождения. Но Средневековая эпоха дала искусству новые черты, формы и содержание.
Развитие Средневекового
искусства в Западной Европе
началось с примитивных форм,
поскольку варварские народы
не могли воспринимать
Средневековое искусство – особая ступень в мировом художественном развитии. В данный хронологический период в Западной Европе господствовало религиозное мировоззрение. Поэтому, одна из его главнейших особенностей – тесная связь с религией, с ее догматами, отсюда аскетичность средневекового искусства. Религия и ее общественный институт – церковь – была могущественной идеологической силой, важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры. Мировоззрение средних веков было по преимуществу теологическим. Кроме того, церковь выступала главным заказчиком искусства.
Религиозное мышление во многом сформировало средневековое искусство. Это совсем не значит, однако, что в искусстве средневековья не нашли отражение реальные противоречия жизни, что средневековые художники не стремились к поискам гармонии, не выражали в искусстве мечты о разумном устройстве мира. Художники находились в поисках нового для своего творчества, ибо искусство – состояние души человека. Но средневековое искусство выражало это зашифрование, своим значительно более условным языком, чем в предыдущую эпоху. Таким образом, задача средневекового искусства заключалась в отражении мира через призму символа. Следовательно, черта средневекового искусства – символизм.
Главная цель
средневекового искусства –
Также средневековые
мастера стремились утвердить
лучшие стороны человеческой
натуры. Таким образом, расширился
диапазон чувств, доступных для
художественного воплощения: в него
вошли милосердие и
Ещё одна характерная
особенность искусства
И в заключение
данного вопроса, хотелось бы
отметить то, что Средневековое
искусство существовало в
Вопрос №2:
В чем особенности раннехристианского искусства (на примере равеннских мозаик)?.
Своеобразным мостом между искусством средневековья и античным явилось так называемое искусство раннехристианское, возникшее в период, когда христианство нелегально существовало в языческой Римской империи. Его начали изучать еще в эпоху Высокого Возрождения, когда в XVI в. случайно обнаружили подземные христианские кладбища II—IV вв., которые служили также убежищем и местом сбора христианской общины (их стали условно называть катакомбами, потому что одно из найденных кладбищ находилось в местности Катакумб). Катакомбы представляли собой галереи и прямоугольные помещения — кубикулы. Последние сохранили фрагменты фресок и мраморные, украшенные рельефами саркофаги. В росписях катакомб использовались античные мотивы, но уже в соответствии с духом новой религии.3 В дальнейшем, официальное признание христианства потребовало строительства зданий. Таким образом, утверждаются два типа — базилика и ротонда. Крупнейшие базилики эпохи Константина: Базилика святого Петра (не сохранилась), Сан-Джованни ин Латерано (сильно перестраивалась), Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (сгорела и перестроена в 19 веке) и единственная сохранившая первоначальную структуру - Санта-Мари-Маджоре.
Для того чтобы раскрыть особенности раннехристианского искусства на примере равеннских мозаик, хотелось бы дать им соответствующее определение. Мозаика – монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило – на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Строгие фасады многих раннехристианских зданий в Равенне скрыты под изысканной красотой богатой мозаики. Три из них: мавзолей Галлы Плацидии, Арианский баптистерий и церковь Сан-Витале – представляют собой потрясающие образцы трёх величайших периодов в истории Равенны (времена Западной Римской империи, правление остготов и Равеннский экзархат). Поэтому, мозаика украсила стены и потолки в церквях, баптистериях и мавзолеях Равенны. Теперь о каждом из них: каждый из этих памятников содержит уникальные по красоте и значению мозаичные композиции, но достаточно разобрать три из них, которые позволяют проследить эволюцию равеннского мозаичного искусства.
Мавзолей Галлы Плацидии:
Маленькая строгая кирпичная часовня, очертаниями повторяющая форму латинского креста, кажется невзрачной на фоне величия женщины, которая была дочерью, сестрой, женой и матерью императоров Западной и Восточной Римских империй, а также первой королевой, а позже и императрицей. Мозаикой покрыто практически всё внутреннее пространство мавзолея за исключением нижней части стен, которая облицована золотистыми мраморными плитами. Освещаются картины достаточно скудно, т.к. лучи солнца проникают сюда лишь через узкие вертикальные окна, к тому же вместо стёкол в них используются алебастровые пластины, которые ещё больше рассеивают свет. Однако этот факт нельзя отнести к недостаткам, напротив, мягкое освещение помогает отрешиться от окружающего мира, создаёт атмосферу торжественности и умиротворения. Центральное место в декорации Мавзолея Галлы Плацидии занимает крест, украшающий купол. Он дан здесь как символ победы Христа над смертью и символ его мучений. Крест окружают звезды и четыре символа евангелистов, ему поклоняются представленные над арками и на боковых сводах апостолы, как бы навстречу ему шествует св. Лаврентий, готовый ради Христа на мученичество. Крест в правой руке Лаврентия и изображенный слева шкафчик с лежащими на его полках четырьмя евангелиями намекают на то, что Лаврентий принял мученичество подражая Христу и усвоив его учение. В главной композиции, в люнете над входной дверью, Христос, в виде Доброго Пастыря, сидит среди овечек в скалистой местности, поросшей кустарником. Небо голубое; Христос, изображенный здесь как пастырь и вместе с тем как властитель, имеет поверх золотой одежды пурпурную мантию. Во всей римской мозаичной живописи нельзя найти другого образа столь благородного и величественного. Мозаики в мавзолее Галлы Плацидии – самые ранние в Равенне и по праву считаются лучшими, хотя часовне и не суждено было стать последним пристанищем великой царицы. Случилось так, что Галла Плацидия скончалась в Риме, где и была похоронена в родовой усыпальнице своей семьи.
Арианский баптистерий:
Теодорих, король остготов, вошёл в Равенну в 493 году под предлогом проведения переговоров, чем незамедлительно положил конец царствования царя Одоакра. Теодорих хладнокровно убил своего соперника после согласования планов по объединению Италии. Несмотря на такое негероическое начало, Теодорих оказался сильным правителем, которому удалось сохранить мир в стране, несмотря на языковые и религиозные различия готов и римлян. Готы-ариане следовали доктрине александрийского священника Ария, который считал Иисуса первым созданием Бога-отца, которое не может считаться равным ему. Арианство стало придворной религией в Равенне и постепенно новые церкви стали появляться по всему городу. Среди них был и восьмиугольный баптистерий, соседствующий с церковью Святого Духа – центральный собор Равенны. После смерти Теодориха римско-католическая церковь приложила максимум усилий к искоренению арианства.
Там находится великолепная мозаика с изображением сцены крещения Христа, украшающая внутренний купол. В центре её изображён юный Христос, стоящий обнажённым в водах реки Иордан, над головой его вьётся белый голубь, окропляя её водой из клюва. Рядом с юношей стоят Иоанн Креститель и седовласый старец – человеческое воплощение священной реки. Центр композиции отделён от остальной её части кроваво-красным кольцом, по которому вьётся ветвь с золотыми листьями. За кольцом расположились двенадцать апостолов, отделённые друг от друга пальмами. Все они направляются к престолу, уготованному и несут в руках десять венков, ключи и свитки. Но основная ценность баптистерия заключается не в высокой художественной красоте, в том, что это один из немногих сохранившихся примеров искусства периода готов, а также напоминание об уничтоженном религиозном направлении.
Церковь Сан-Витале:
Там находятся великолепные мозаики, посвящённые императору Юстиниану и императрице Феодоре. Изображения императорской семьи – не единственные, хотя и центральные мозаики церкви. Здесь также много изображений библейских сцен и религиозных средневековых символов. Положение фигур, изображённых в статичных позах, с застывшими «говорящими» жестами, свидетельствует о византийском происхождении художников. Поражает их умение работать с яркими красками для создания контраста между скромным фасадом и роскошным интерьером: пурпурные одежды Христа, нежная белая рука придворной дамы в свите Феодоры, золотой ореол Божественного Агнца, белоснежные фигуры на сапфирово-синем фоне и так далее….
Таким образом, В Равенне, классическом городе раннехристианского искусства, сохранились мозаики времени блестящего расцвета города (V - VI вв.), поэтому Равенна может служить источником информации об утраченном искусстве этой восточной столицы.
Вопрос №3:
Как устроен романский храм? (Архитектура и скульптура)
Романский (от латинского Roma – Рим) стиль (X – XIII вв.) был первым после Античности крупным художественным стилем. Романская архитектура удивляет и поражает мощью, скульптура – одухотворённостью и экспрессией. Провозглашалось превосходство духовного начала над телесной красотой.4
С последующим развитием торговли и ремесла в XI – XII веках все большую роль начинали играть города. Соответственно в городах стали появляться первые постройки хозяйственного значения. С XII века началась регулярная планировка городов. На пересечении под прямым углом двух главных магистралей размещался центр города – рыночная площадь, где строились собор и ратуша. Как правило, город заселялся по роду деятельности граждан, то есть по профессиям. Таким образом, существовали в таком городе целые улицы и кварталы оружейников, аптекарей, булочников и т.д.
Информация о работе Контрольная по "Истории мирового искусства"