Контрольная по "Истории мирового искусства"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:51, контрольная работа

Описание работы

Искусство – художественное освоение жизни. Поэтому, каждой исторической эпохе присуще своё искусство, несколько отличное, своеобразное, наполненное новым содержанием с художественной, эстетической, исторической точки зрения. Если взять две конкретные исторические эпохи, например, античность и средневековье, то это различные культуры, соответственно, искусство этих культур является способами отражения жизни общества и действительности в целом.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по ими.docx

— 42.09 Кб (Скачать файл)

     Также на зелёных холмах и на скалистых утёсах возводились средневековые замки, окружённые глубокими рвами. Стоящий на возвышенном месте, удобном для наблюдения и обороны, замок был символом власти феодала над всеми близлежащими окрестностями, непосредственно примыкавшие к нему. Центром крепости был донжон – массивная башня с узкими окнами: первый её этаж служил кладовыми; второй – жильём владельца; третий – помещением для слуг и охраны. С XII века донжон стал заселяться только во время осады, а рядом с ним строился дом феодала. В комплекс замка входила капелла, масса хозяйственных построек находилась во внутреннем дворе.

     Самое значительное создание романской архитектуры – храм. По конструкции он представлял собой базилику, как правило, трёхнефную, с чётко выявленными объёмами и внушительными башнями по сторонам западного фасада и хора. В плане романский храм напоминал латинский крест. В центре средокрестия помещался алтарь, а над ним на высоких арках возводился купол, над которым снаружи возвышалась башня. На восточной стороне храм имел три апсиды, а в западной части располагались хор (балкон) и крипта (подземелье для захоронений).

       В культовом зодчестве романского периода дерево в перекрытиях базилик постепенно сменяется более прочным материалом – камнем. Для нейтрализации давления на стены и распора, который дает свод (сначала полуцилиндрический, а затем появившийся крестовый), стены и столбы первых романских храмов с каменным перекрытием делались очень толстыми и массивными, проемы – редкими и узкими. Арка в романском храме полукруглая. Входы соборов выкладывали в виде ряда последовательно уменьшающихся арок, опирающиеся на пристенные колонны, – так называемый перспективный портал.

      Архитектурные памятники романского периода разбросаны по всей Западной Европе, но более всего их во Франции, особенно к югу от Луары, где проходили основные пути паломничеств. Германия в данный хронологический период страдала от феодальных усобиц. Первые романские соборы здесь стали строится в городах, расположенных на Рейне: Майнц, Шпейер, Вормс. Соответственно, Вормсский собор 1181 – 1234. У этих храмов было характерное отличие – крестовые своды.

      Наиболее известные  романские соборы: Либмургский собор, Германия; Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд, Франция; Пизанский собор, Италия и другие.

     С XII в. огромную роль в декоре храма играет скульптура. Старейшей скульптурной мастерской была тулузская. Церковь хотела, чтобы искусство было наставником в вере и при этом служило средством украшения. Отсюда такие сюжеты, как «Страшный суд», апокалипсические видения и «Страсти Христовы». На стенах храмов воплощали нерелигиозные сюжеты из древней и средневековой истории, басен, даже светских романов, а также реальных людей и фантастических существ. К тому же очень популярны были узоры в романской скульптуре – растительные и геометрические.

     В рельефах церквей  важное значение придавалось  линейному рисунку, при этом  изображения заполняли всю плоскость.  В романский период с высоким  мастерством создавали бронзовые  двери с рельефами на сюжеты  Ветхого и Нового Завета. В  сценах Ветхого Завета подчёркнуты  динамика событий, эмоции людей.  Пусть тела персонажей пластически  не совершенны, но очень выразительны  жесты. Композиции обычно строятся вокруг фигур главных персонажей – Христа или Богоматери, которые всегда изображаются неизмеримо большими по масштабу.

Бургундская скульптура складывалась под большим  влиянием лангедокской. Но в манере исполнения больше мягкости, в движениях — изящества, в лицах – одухотворенности, что подтверждает рельеф с изображением «Страшного суда» в тимпане портала собора Сен Лазар в Отэне (мастер Жизлеберт; 1130—1140). Огромная фигура вершащего суд Христа величественна и статична. А вокруг него идет борьба за души человеческие между англами и чертями, и маленькие дрожащие человечки с подкосившимися ногами — жалкие человеческие души — ожидают решения судьбы.

Скульптурный декор Прованса имеет ярко выраженные особенности. По сторонам портала появляются статуи святых, трактованные под несомненным влиянием античной скульптуры. Фасады нередко во всю ширину украшены фризами (церковь Сен Трофим в Арле). Изображения полны драматизма и патетики, но в них много и живых наблюдений, почерпнутых из современной жизни.

Близка прованской скульптура Оверни, в ней тоже живы отзвуки  позднеантичных традиций. Богата пластикой  Северо-Восточная Франция, область  Иль де Франс. В конце XII в. была создана  скульптура западного, так называемого  королевского портала Шартрского собора: в центральном тимпане — изображение  Христа в славе, в боковых —  Марии с младенцем и сцены «Вознесения». Для французской пластики периода романики характерно подчинение плоскости стены, статичность, мощь, материальность фигур. В романскую эпоху почти совсем не получила развития скульптура в Северной Франции.

Вопрос №4:

Чем готический собор  отличается от романского?

       В религиозных трактатах Средневековья готический собор описывался как модель мира и символ бесконечности. Он выражал христианскую идею духовности, устремления ввысь, к небу, соответственно к Богу. Отсюда и основная композиционная доминанта – вертикаль.5

          Первая черта особенно определенно сказывается в области зодчества, вырабатывающего своеобразнейшую, исключительно логичную систему конструкций и декора. Эта система слагается и полнее всего выявляется в постройке больших городских соборов Франции. Соборы эти были гордостью городов и, помимо своего прямого религиозного назначения, нередко использовались в светских целях для общественных собраний граждан. Достижения романского искусства в области строительства церквей, перекрытых сводами, позволили возводить огромные каменные храмы, устойчивость которых зависела не от массивности стен, а от верного распределения сил тяжести и присущего каждому своду распора. Сущность готической конструкции состояла в том, что она в основном создает как бы каркас или скелет здания, сочетая три главнейших элемента: свод на нервюрах стрельчатой формы, систему так называемых аркбутанов и мощные контрфорсы. Тип базилики сохраняется, но в плане по сравнению с романским периодом сильно упрощается. Главный неф делится на ряд прямоугольных отрезков, каждый из которых перекрывается пересекающимися по диагоналям стрельчатыми арками (нервюрами). Снизу их тяжесть принимают вертикальные опоры (колонны, позднее — мощные столбы), распор же передается контрфорсам при помощи подпирающих основания нервюр полуарок (аркбутанов), перекинутых над крышами боковых, более низких нефов. Эти последние перекрываются такими же нервюрами, поддерживаемыми теми же колоннами или столбами и контрфорсами. Части свода между нервюрами (лотки) отличаются легкостью и не влияют на его прочность. Легкость присуща и частям стен между контрфорсами. Стрельчатая форма арок, уменьшающая по сравнению с полуциркульной, распор свода, представляется столь же характерной чертой готической архитектуры, как и описанная конструкция. Стрельчатый свод постоянно применяется в аркадах, окнах, дверях, равно как и в чисто декоративных целях. К постоянно применяемым наружным формам принадлежат небольшие башенки с остроконечными шпилями, нагружающие контрфорсы (фиалы), высокие фронтоны над окнами и дверями (пинакли, вимперги), навершия башенок и пинаклей (крестоцветы), а также бегущие вдоль аркбутанов и по ребрам башенок стилизованные листья (краббы). Наиболее распространенными являются двухбашенные фасады, разделяемые на три яруса. Они имеют богато украшенные порталы, над которыми располагается большое круглое окно (роза). Тройное деление по этажам применяется и внутри среднего нефа.

       В искусстве  готики органически переплелись  лиризм и трагизм, возвышенная  духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и точные жизненные наблюдения. Выдающимися произведениями готической архитектуры являются: во Франции – Собор Нотр – Дам (Парижской Богоматери) в Париже; в Германии – собор в Кёльне; в Англии – Вестминстерское аббатство в Лондоне и др.

      В романском  искусстве существовало 2 проблемы: освещение и укрепление свода.  А готический стиль решил в  архитектуре эти проблемы.

Вопрос №5:

Каковы новые  черты в готической скульптуре в  отличие от романской и раннехристианской?

      Из всех видов изобразительного искусства периода готики наибольшее значение принадлежит скульптуре. готическая скульптура также развивается в теснейшей связи с архитектурой. Это позволяет говорить о синтетическом характере готического искусства в целом. В качестве самых главных черт, характеризующих готическую скульптуру, могут быть названы два момента. Во-первых, приходящий на смену господству в художественной концепции абстрактного начала интерес к явлениям реального мира. Религиозная тематика сохраняет свое доминирующее положение, но ее образы меняются, наделяются чертами глубокой человечности. Одновременно с этим усиливается роль светских сюжетов. Второй особенностью готической скульптуры является развитие статуарного искусства. Готика знает также и рельеф, постоянно к нему обращается, но все, же определяющим видом скульптуры является круглая скульптура.

      Готика продолжила начатое романскими скульпторами обособление человеческого образа от общего декоративного убранства. Стала более свободной трактовка художественной формы, усилилась роль статуарной круглой пластики, ее взаимодействие с окружающей пространственной и световоздушной средой. Огромную эмоциональную выразительность статуям придавали драпировки одежд, подчеркивающие пластичность и гибкость человеческого тела, его жизнь в пространственной среде. Складки приобрели естественную тяжесть; глубоко западая, они порождали богатую игру света и тени, уподоблялись то каннелюрам колонн, то образовывали напряженные резкие изломы, то струились легкими потоками, то ниспадали бурными свободными каскадами, как бы вторя человеческим переживаниям. Часто сквозь тонкую одежду просвечивало тело, красоту которого начинали признавать и чувствовать и поэты и скульпторы того времени. Внимание сосредоточивалось на пластической и духовной выразительности лиц. В характеристике святых появлялись человечность, мягкость. Их образы становились разнообразными, остроиндивидуальными, конкретными, возвышенное сочеталось в них с повседневным житейским. Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью или переживаниями. Обращенные к окружающим и друг к другу святые, исполненные душевной близости, как бы сердечно беседовали между собой. Готический художник передавал тонкие душевные движения, радость и тревогу, сострадание, гнев, страстную взволнованность, томительное раздумье.

    Таким образом, можно выделить два отличия в готическом изобразительном искусстве от предшествующих стилей:

1.пропорциональность  человеческой фигуры.

2.изображение  состояния души человека, передача  его эмоций и настроения.

Вопрос №6:

Почему Джотто называют художником Проторенессанса?

     Проторенессанс – этап в истории итальянской культуры, предшествующий Ренессансу. Проторенессанс кровно связан со средневековьем, с романскими, готическими и византийскими традициями. В средневековой Италии византийские влияния были очень сильны наряду с готикой. На флорентийской почве сформировалось могучее дарование друга Данте, родоначальника реалистического искусства Возрождения Джотто ди Бондоне (1266/67–1337), связанного с передовыми кругами Флоренции. Разносторонность интересов художника позволяет считать его типичным представителем новой культуры. Архитектор, скульптор, поэт, самый значительный вклад он сделал в развитие живописи. Джотто создал облик мира, адекватный реальному по своим основным свойствам — материальности и пространственной протяженности. Использовав ряд известных в его время приемов — угловые ракурсы, упрощенную, т. н. античную, перспективу, он сообщил сценическому пространству иллюзию глубины, ясность и четкость структуры. Одновременно он разработал приемы тональной светотеневой моделировки форм при помощи постепенного высветления основного, насыщенного красочного тона, что позволило придать формам почти скульптурную объемность и в то же время сохранить сияющую чистоту цвета, его декоративные функции. Скорее опираясь на интуицию, чем на научный метод, он ставит задачу воспроизведения реального трехмерного пространства, весомости пластического объема, моделированного средствами светотени.

       Искусство Джотто утверждает ценность реального человека. Порвав со средневековыми канонами, он внес в религиозные сцены земное начало, изображая евангельские легенды с небывалой жизненной убедительностью.

       В творческом наследии Джотто центральное место занимают росписи капеллы дель Арена в Падуе (ок. 1305–1308 гг.) — однонефной церкви, построенной, видимо, по его же проекту. Традиционные религиозные сюжеты художник наполнил новым смыслом, по существу раскрыв в них высокое моральное совершенство образа человека. Росписи покрывают стены небольшой по размеру, прямоугольной в плане, перекрытой сводом капеллы. На входной узкой стене размещена сцена «Страшный суд», напротив — «Благовещение». На боковых стенах — фрески расположены в три яруса. Религиозную легенду художник трактует как реальное событие. Персонажи священного писания обретают в его росписях жизненность, глубину сдерживаемых чувств, фигуры — мощную пластичность. Элементы пейзажей и строений обозначают место действия. Жанровые моменты усиливают реализм религиозных сцен. Таким образом, Джотто показал историю Марии и историю жизни Христа.

      Наиболее значительны из фресок те, где драматизм повествования решительно отодвигает на второй план религиозно-мистическую окраску легенды. С невиданной ранее силой Джотто передает характеры героев, раскрывающиеся в их поступках, в замедленных движениях, жестах. Как драматический рассказ о предательстве, как столкновение двух контрастных характеров воспринимается сцена «Поцелуй Иуды». В центре ее среди жестикулирующих стражников и апостолов выделяются Христос и Иуда. Носитель высокой идеи нравственного совершенства и стойкого мужества, Христос прекрасен в своем благородстве и сдержанном спокойствии. Его напряженный взгляд полон укора и гнева. Отталкивающе безобразен лицемерный Иуда — предатель учителя. Глубокий морально-этический смысл образов, понятный каждому, составляет неотразимую силу композиции.

     Эпическое величие и драматизм сцены «Оплакивание Христа» подчеркнуты построением пейзажа; спускающийся склон горы развернут так, чтобы выделить главных действующих лиц: мертвого Христа и пристально скорбно глядящую на него Марию.

     Таким образом, Джотто – мастер жестов, он совершенно особенно и удивительно передаёт в своих работах состояние души человека. У Джотто нет индивидуальности, если тщательно посмотреть на его работы, то можно обнаружить то, что у персонажей лица одинаковые, у него индивидуальны только жесты, тонко передающие эмоциональное состояние человека. Поэтому, его и называют художником Проторенессанса.

Вопрос №7:

Что такое базилика, портал, стрельчатая арка, контрфорсы?

Базилика – тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов. В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф — обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса. Пример базилики, Базилика Константина в Трире; Базилика Сакре-Кёр в Париже

Портал – главный вход большого архитектурного сооружения, обычно имеющий масштабное архитектурное обрамление с богатой орнаментацией.

Стрельчатая арка – архитектурный элемент, образована двумя дугами, которые пересекаются под углом.

Контрфорсы – вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.

Информация о работе Контрольная по "Истории мирового искусства"