Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 11:14, курсовая работа
Описание работы
История Древней Греции является одной из составных частей истории древнего мира, изучающей состояние классовых обществ и государств, которые возникли и развивались в странах Древнего Востока и Средиземноморья. История Древней Греции изучает возникновение, расцвет и падение общественных и государственных структур, которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилия и в Причерноморье. Она начинается с рубежа III—II тысячелетий до н. э. —с возникновения первых государственных образований на острове Крит, а заканчивается во II—I вв. до н. э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римом и включены в состав Римской средиземноморской державы.
Содержание работы
Введение 1. Культура древней Греции 7 1.1 Общая характеристика древнегреческой культуры и цивилизации 8 2. Крито-микенская культура 11 3. Царский (гомеровский) период 13 4. Архаический период 17 5. Классический период 19 6. Эллинистический период 36 Заключение Список используемой литературы
Категория меры имела важное
значение в этике. Согласно принципу «золотой
середины», сформулированному Аристотелем,
девиантным является любое поведение,
которое нарушает меру. Философ одинаково
осуждал трусость и безрассудство, скупость
и мотовство, робость и беззастенчивость.
Равноправие и творческие наклонности
граждан полисов, постоянно боровшихся
за влияние, предопределили такую особенность
греческой культуры, как агональность
(состязательность). Соревновались атлеты
во время спортивных игр, спорили за победу
хоры и поэты, добивались первенства в
искусстве красноречия ораторы. Спор-состязание
отрабатывался в философских диалогах
Платона. В искусстве прослеживается борьба
за пальму первенства различных школ и
отдельных художников. Агональность способствовала
отграничению личного мнения, формированию
индивидуального подхода (Б. Р. Виппер).
Греческая культура уделяла гораздо больше
внимания личности, чем восточная.
Перечисленные выше типологические
черты древнегреческой культуры и цивилизации
своеобразно преломлялись в разные периоды
ее развития, к анализу которых мы обращаемся.
2. Крито-микенская
культура
Источником культуры Древней
Греции стала крито-микенская культура,
сформировавшаяся в районе островов и
побережья Эгейского моря, вероятно, не
без влияния культуры Древнего Египта.
Ранняя цивилизация на Крите существовала
в III–II тысячелетиях до н.э. (города Кносс,
Фест, Гурния, Маллия, Като-Закро).
Религия. Значительную роль
в культуре Крита играла религия, однако
специальных храмов здесь не сооружалось
и касты жрецов не существовало. На первом
плане выступали женские божества (с которыми,
по-видимому, связаны статуэтки «богинь
со змеями»); в них некоторые ученые видят
прототипы греческих богинь. Центральное
место занимала Богиня-мать, которую представляла
супруга царя. Изображения ритуальных
боев с быками свидетельствуют о реминисценциях
тотемизма. Священные ристалища устраивались,
к примеру, в честь Минотавра (фантастического
чудовища с головой быка и телом человека).
Бык в критской культуре также являлся
символом, условным обозначением царя
(ежегодно «умирающего» и «возрождающегося
»).
Искусство. Критяне испытывали
огромный интерес к зрелищам, увлекались
музыкой, танцами, спортом. Задолго до
греков они изобрели театральную сцену,
окруженную рядами сидений.
Искусство Крита хотя и имеет
некоторое сходство с египетским (тематические
мотивы, отдельные художественные приемы
в скульптуре и живописи), но по существу
своему резко от него отличается. Критскому
искусству свойственны декоративность,
динамизм, эмоциональная насыщенность
образов, чувственность, выразительность,
интерес к миру во всей его целостности
и животворности. Для архитектурных построек
характерны многоуровневая хаотичная
композиция дворцовых комплексов, интерес
к внутреннему пространству, световым
эффектам, яркая раскраска помещений (Кносский
дворец). Критские художники были большими
мастерами росписи, изобретателями фресковой
живописи.
На фресках, украшавших наиболее
важные дворцовые помещения, изображались
сцены придворной жизни, религиозные обряды,
состязания, обожествляемые явления естественной
природы, звери, птицы, растения. Фигурам
людей, особенно мужским, придавалась
некоторая условность, вероятно, с оглядкой
на египетский канон («Царь-жрец» из Кносского
дворца, XVI в. до н.э.). От египетской живописи
критскую отличали динамичная композиция,
яркость цвета, декоративная красочность
фигур и фона. Фрески были проникнуты жизнеутверждающим
пафосом, рассчитаны на чувственное любование.
Женские фигуры изображались более реалистично,
чем мужские.
Скульптура у критян не играла
столь фундаментальной роли, как у греков.
Предпочтение отдавалось рельефам и мелкой
пластике. Изображениям были свойственны
подвижность, эмоциональное напряжение,
преобладание извилистых линий. Критские
скульпторы не стремились к соблюдению
пропорций.
В 1450 г. до н.э. Крит был разрушен
землетрясением и критян покорили пришедшие
с материка воинственные греки-ахейцы.
После этого центр культуры переместился
на юг Балканского полуострова – в Микены,
Тиринф, Пилос. В микенской культуре заметны
предпочтения воинской доблести и физической
силы, что нашло выражение в суровом, подчиненном
целям обороны стиле архитектуры, в многочисленных
фресковых сценах войны и охоты.
В отличие от критских, дворцы
ахейских властителей имели четкую систему
расположения комнат и залов, причем ориентация
по сторонам света не соблюдалась. Центральное
место отводилось мегарону – большому
прямоугольному вытянутому залу с отверстием
в кровле и очагом посередине. Здания были
в основном двухуровневые. Как и на Крите,
залы имели различное назначение, их стены
украшали фрески, отличающиеся от критских
схематичностью и стилизованностью образов.
3 Царский (гомеровский)
период
В XII в. до н.э. на территории
Балканского полуострова и прилегающих
к нему островах Средиземноморья совершалось
«великое переселение народов». Имевший
место «демографический сдвиг» создал
условия для становления собственно греческой
культуры и цивилизации. Это был период
трансформации раннего рабовладельческого
государства. Власть все больше сосредоточивалась
в руках аристократии, росло имущественное
неравенство. К концу периода на смену
наследственной власти пришла выборная.
Сельские общины для более эффективного
противостояния врагам образовывали первые
полисы. Развертывалось противоборство
аристократических родов и царской власти.
В VIII в. до н.э. греки впервые
в мире создали полноценное фонетическое
письмо, преобразовав отдельные финикийские
знаки в гласные буквы. В гомеровской Греции,
однако, письменность еще не получила
широкого распространения. И, несмотря
на то что в дальнейшем грамоте обучались
практически все граждане полиса, все
же ранняя греческая культура оставалась
культурой устного, а не письменного слова.
У греков не было трепетного отношения
к букве, тексту в отличие от восточных
культур, где письменное слово наделялось
магическими свойствами. Зато высоко ценилось
ораторское искусство.
В гомеровской Греции особую
популярность приобрели спортивные состязания
в честь богов. Эти зрелища организовывались
для свободных граждан. Среди выступавших
были только свободные люди, но представители
сильного пола. Первыми и наиболее знаменитыми
стали Олимпийские игры в честь Зевса
(с 776 г. до н.э. по 393 г. н.э.).
В этот период начала формироваться
греческая олимпийская мифология и религия,
пришедшая на смену доолимпийским богам
(Гея, Уран) и титанам. Зарождались основные
религиозные центры Древней Греции –
святилища в Олимпии и Дельфах. Для греческой
религии был характерен политеизм. Главой
пантеона олимпийских богов считался
повелитель неба Зевс. Существовала четкая
градация богов, наделявшихся определенными
возвеличенными функциями.
Наиболее стройную картину
происхождения, иерархии и специализации
богов дает в своей «Теогонии» Гесиод.
Согласно его представлениям, мир возник
из Хаоса, порождением которого стали
Гея (земля), Тартар (бездна), Эрос (любовь),
Эреб (мрак), Никта (ночь). От Геи произошли
Уран (небо) и Понт (море). Затем Уран и Гея
дали жизнь великанам – титанам, одноглазым
циклопам, а также трем сторуким и пятидесятиголовым
гакатонфейрам, которые позже помогли
олимпийцам одержать победу над титанами.
Титан Кронос лишил Урана власти и женился
на своей сестре Рее. Одним из их детей
стал Зевс, которого Рея спасла от пожиравшего
своих чад Кроноса, подложив в пеленки
вместо сына камень. Выросший Зевс сверг
своего отца и титанов, освободил всех
братьев и сестер и воцарился на Олимпе,
разделив господство над миром с братьями.
Посейдон стал править морем, Аиду достался
подземный мир. За собой Зевс оставил небо
и стал управлять громом, молнией и другими
небесными явлениями. Его власти подчинялась
смена времен года. Он предвещал судьбу
и решал проблемы добра и зла. У Зевса было
много детей от разных богинь, но главной
женой считалась его сестра Гера (она олицетворяла
землю, которая кормит людей). Дети Зевса
составили первое поколение олимпийских
богов. Среди них: богиня мудрости Афина-,
бог войны Арес; богиня юности Геба; бог
огня и кузнечного дела Гефест; охранитель
людей, солнечный бог Аполлон, вносящий
гармонию в мир; владычица зверей, покровительница
охоты, а позже лунная богиня Артемида;
богиня земного плодородия Де- метра; бог
скотоводства и торговли Гермес; богиня
любви и красоты Афродита. Его женами были
не только богини, но и смертные женщины,
подарившие миру героев – Геракла, Елену,
Полидевка, Персея, Миноса. Зевс считался
отцом всех богов и людей.
Отличительной чертой греческой
религии стал антропоморфизм. Греческие
боги были не только внешне похожи на людей,
они и вели себя, как люди: влюблялись и
ревновали, завидовали и строили козни,
страдали и веселились. С точки зрения
греков, между миром богов и людей не существовало
непреодолимой границы. Греки чтили богов,
но не унижали свое достоинство перед
обитателями Олимпа и обращались с ними
«по свойски».
Мифология греков причудливо
отразила их универсальные представления
о мире, законах жизни, общества и природы.
В ней, как и в искусстве, утверждался следующий
принцип: мерой всех явлений должен быть
человек с его разумом, подчиняющим себе
чувства. Неслучайна особая популярность
возвеличенных героев и героических мифов
в греческом обществе. Героическое вообще
становится важной ценностью, формируя
поведение человека под углом зрения высших
гражданских идеалов.
Особое значение в культуре
этого периода играл эпос – древнейший
род литературы, повествующий о событиях
прошлого. В VIII в. до н.э. великий греческий
поэт Гомер создал первые известные нам
литературные произведения Древней Греции
«Илиаду» и «Одиссею». Реализм в изображении
эпохальных событий и точность деталей
еще соседствуют в них с легендами и мифами,
которые, однако, начали перерабатываться
в художественных формах.
Гомер создал идеал человека
своего времени – смелого, мужественного,
физически совершенного, благородного,
подчиняющего свою наполненную подвигами
жизнь требованиям разума и одновременно
обладающего практической сметкой, умного
и находчивого. Поэмы Гомера сыграли огромную
роль в культуре Древней Греции. Они выполняли
важную воспитательную функцию и служили
грекам своеобразным сводом исторических
знаний о легендарных событиях прошлого.
Гомер оказал большое влияние на формирование
единого интердиалектного греческого
языка, который позже использовался всеми
греческими эпическими поэтами. «Илиада»
и «Одиссея» заложили основы античной
литературы. Гомеровский эпос повлиял
на становление героических жанров европейской
литературы.
Нашествие дорийцев затормозило
развитие греческого изобразительного
искусства и архитектуры, которые начинали
путь своего становления как бы заново,
с примитивных форм. Однако к концу гомеровского
периода и здесь наметился явный прогресс.
Самое важное нововведение того времени
– храмы, которые не получили распространения
в крито-микенской архитектуре.
В IX–VIII вв. до н.э. происходило
совершенствование искусства керамики
и вазописи, в котором преобладал геометрический
стиль. Сосуды расписывались полосками
геометрического орнамента, редкие изображения
человека были также чрезвычайно схематичны,
подобны геометрическим фигурам. Это искусство
полностью соответствовало архитектоническому
стилю, характеризующемуся простотой
конструкции.
Таким образом, гомеровская
Греция стала временем зарождения самобытных
основ древнегреческой культуры (полисы,
литература и письменность, олимпийская
религия, интерес к состязаниям, храмовая
архитектура), получивших дальнейшее развитие
в культуре периода архаики.
4. Архаический период
Развитие земледелия, торговли,
ремесел требовало все более активного
использования труда рабов. Рабы становились
самым доходным товаром. Огромное значение
для экономики имело формирование системы
денежного обращения (конец VIII в. до н.э.).
Деньги стимулировали накопление доходов
для последующих вложений в развитие ремесел,
судоходства, в строительство общественных
сооружений.
Философия и протонаука. Приземленность
религии, разнообразие культов, мифов
создавали в Греции особую духовную атмосферу,
располагавшую к свободному мышлению
и появлению философских концепций устройства
мира. К тому же встречи греков с различными
культурными мирами, развитие ремесел,
требующих от мастеров здравого смысла
и смекалки, привели к достаточно радикальной
для того времени рационализации греческого
мировосприятия. И в VI в. до н.э. появляется
одно из величайших завоеваний греческой
культуры – философия, зарождается протонаука.
К примеру, Анаксимандр одним из первых
описал космос как циклический физический
процесс. Фале с своей теоремой о равнобедренном
треугольнике впервые ввел доказательство
в математику. Пифагор заложил основы
геометрии, выработал аксиоматический
метод построения науки, создал прообраз
научного сообщества, своего рода образованного
братства. В VI в. до н.э. начала складываться
и греческая система начального образования
с музыкально-гимнастическим уклоном
(гимнастика, музыка, танцы, письмо и чтение).
Литература. Большое место в
греческой культуре периода архаики играла
поэзия. Самым ярким эпическим поэтом
считался Гесиод. В поэме «Труды и дни»
он утверждал, что счастье человеку приносит
лишь то богатство, которое добыто собственным
трудом. Однако в целом эпос уже отходил
на второй план, уступая пальму первенства
лирической поэзии, прославлявшей пиры,
игры, любовь, воспевавшей не подвиги героев,
а простые человеческие чувства, поднятые
на божественную высоту. Выдающимися лириками
VII–VI вв. до н.э. были Архилох, Алкей, Анакреонт
и Сафо (Сапфо).
Архитектура. В период архаики
шло становление архитектуры. Складывался
тип древнегреческого города, религиозно-политическим
и торговым центром которого стал акрополь.
Здесь строились здания различного предназначения
и размещалась агора – торговая площадь.
Главное место в акрополе занимали храмы,
посвященные тому или иному богу. В них
часто хранились казна и художественные
ценности. Внутри храма воздвигалась статуя
божества. Верующие молились и совершали
обряды около храма. Торжественные процессии
проходили мимо его открытых ворот. Греческая
архитектура не угнетала личность своими
размерами. В период архаики распространился
основной, господствовавший в то время
тип культовых сооружений – периптер
(прямоугольное сооружение с одним рядом
колонн по периметру здания), а затем –
диптер (храм с двумя рядами колонн). Крыши
храмов были двускатными, покрытыми черепицей.