Культура и искусство арабских стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 10:26, реферат

Описание работы

Народам Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры человечества. Не случайно средневековые географы называли Арабский Восток грудью мира: здесь в течение многих столетий билось сердце мировой цивилизации. Арабская средневековая культура развивалась в Аравии, Ираке, Сирии, Палестине, Египте и Северной Африке, а также на территории Южной Испании в период существования там Кордовского халифата и арабских княжеств. Средневековая арабская культура в свое время была крупным шагом вперед в прогрессивном развитии человечества

Содержание работы

КУЛЬТУРА И ИСКУСТВО АРАБСКИХ НАРОДОВ…………………...3
ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОГО ЕГИПТА…………………………12
АРХИТЕКТУРА…………………………………………………………..13
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 15
МУЗЫКА………………………………....... 20
ПОСЛЕСЛОВИЕ………………………………………………………….23
ЛИТЕРАТУРА… ……………………………………

Файлы: 1 файл

04.15.13 Культура и искусство арабских народов.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

В XIII-ХV столетиях искусство  керамики в Египте вновь пережило подъем: исполнялись сосуды с тонкой многоцветной росписью, изображавшей животных и птиц среди растительных мотивов. Традиции расписной керамики, как и других видов прикладного искусства, продолжали жить в Египте на протяжении всей эпохи средневековья и сейчас составляют основу народных художественных ремесел. Развивавшееся на протяжении многих столетий искусство средневекового Египта представляет большую, самобытную школу в истории искусства арабских стран, игравшую крупную роль в процессе взаимодействия художественных культур Ближнего Востока и Западной Европы[7,45].

 ТЕАТР И МУЗЫКА СРЕДНЕГО ЕГИПТА

В Древнем Египте зародилось театральное искусство, - тесно связано с религией. Издавна в стране организовывались погребальные и коронационные мистерии, а также (с участием бродячих артистов) театрализованные народные праздники. Персонажами спектаклей были боги, а сюжетом - связанные с их культом мифологические события. Представления сопровождались музыкой и пантомимой. Представления на протяжении всего существования оставались средством пропаганды власти фараона и никогда не порывали с религиозно-мифологической традицией.

Геродот, сравнивая греческие  мистерии Диониса с египетскими народными представлениями в честь богов, видел в них такую поразительную схожесть, что считал родиной греческих праздников и обрядов именно Египет. Уже сам этот факт свидетельствует о значительном влиянии древнеегипетского театрального искусства на античную культуру.

Характерные особенности  древнеегипетского танцевального  искусства воспроизводится благодаря  тогдашним изображением танцоров и  танцовщиц.

Музыка - одна из проблемнейших  областей в истории древнеегипетской культуры. Нам хорошо известны древнеегипетские инструменты, среди которых особое место занимала арфа, духовые и ударные, причем как по росписям и рельефам, так и благодаря раскопкам; прекрасные образцы музыкальных инструментов имеются в Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее. Однако никакого вида “нотной” записи не существовало, музыка входило в число священных искусств, обучение которым происходило непосредственно от учителяПодлинной музыки древнего Египта мы не знаем, так же, как и истинного звучания древнеегипетского языка. В Египте были даже знаменитые музыкальные коллективы, такие как хор и ансамбль жриц храма Мут в Карнаке (XIX династия), которых приглашал к себе на торжества храм Птаха в Мемфисе.

О большом общественном значении музыки в Египте говорят  многочисленные барельефы и росписи с изображением певцов и инструменталистов, начиная с Древнего царства, 3-е тысячелетие до н.э. Музыка сопровождала трудовые процессы, массовые празднества, религиозные обряды, а также действа, связанные с культом богов Осириса, Исиды и Тота; она звучала на торжественных шествиях и во время дворцовых развлечений. С глубокой древности существовало в Египте искусство хейрономии, сочетавшее дирижирование хором и "воздушное" нотное письмо (по древне-египетски - "петь", буквально - производить рукой музыку). Среди изображений часто встречаются ансамбли арф. В период Нового царства (16-11 вв. до н.э.) при дворе фараона наряду с местной капеллой вводится сирийская капелла. Развивается военная музыка.

По словам Диодора, египтяне не были особенными ценителями музыки. Однако этот вид искусства был  известен им издревле и развивался под руководством жрецов — для  религиозных целей. Изображения  на памятниках свидетельствуют, что  уже в конце эпохи Древнего царства существовали как ударные, так и духовые и струнные инструменты. Ударные инструменты были известны гораздо раньше.

Древнейшими ударными инструментами  были деревянные колотушки, которыми отбивали такт. Первоначально эти колотушки  представляли собой просто грубо вырезанные деревяшки, впоследствии они приобрели красивую форму и резные украшения .

Позже распространились барабаны разной величины и формы: одни — похожие на нынешние дара-буко, в которые били рукой или кривыми палками; другие — круглые и продолговатые, на которые с обеих сторон натягивалась кожа при помощи шнурков, обвивавших барабан наподобие сети.

Особенным инструментом, употреблявшимся   преимущественно при богослужении,  была систра. Она обыкновенно делалась из бронзы и украшалась изображениями бога Тифона или богини   Гафоры.   В окончательном   своем   варианте,  с   богатыми украшениями она появилась не раньше эпохи Нового царства.

Из духовых инструментов египтяне знали только флейты разной величины, простые и двойные, и трубы. Первые, судя по нескольким хорошо сохранившимся экземплярам, были деревянными, а последние металлическими.

Зато струнные инструменты  египтян были значительно разнообразнее. Арфа, лира и гитара составляли вместе с флейтой египетский оркестр, в  котором такт отбивали женщины, хлопая в ладоши или стуча в колотушки.

Древнейшим струнным инструментом египтян была арфа. В  гробницах Мемфиса она представлена в первоначальной своей форме, т.е. в виде лука, на который натянуто несколько струн

Эта форма указывает  на происхождение арфы от боевого лука с гудящей тетивой. Дальнейшие усовершенствования этого инструмента заключались в прибавлении к луку подножки, увеличивалось число струн, а впоследствии снизу к инструменту стали приделывать пустой ящик для резонанса.  Нередко арфы царского оркестра украшали позолотой, чеканкой, живописью.

Форма и устройство обыкновенных арф становится тоже разнообразнее: помимо лукообразных начинают делать треугольные арфы разных размеров. Число струн также увеличилось с шести до двадцати двух.

Арфы изготавливались чаще всего из дерева и обтягивались иногда тисненой кожей. Отделка их была различной. Особенно роскошной отделкой отличались арфы, предназначавшиеся для храмов и дворцового оркестра фараонов. Такие арфы украшались позолотой, живописью и чеканкой с различными символическими фигурами. Но звучание этих арф, по всей вероятности,    не    соответствовало    их внешнему великолепию, поскольку у них не было передней деревянной ветви,  необходимой  для   полноты звука.

Лира вошла в употребление со времен 12-й династии. На картинах в гробницах Бени-Гассана изображены играющие на ней музыканты,                           по-видимому выходцы из Азии. [9,345].

До нашего времени сохранилось  несколько деревянных лир, полностью  соответствующих изображениям на памятниках. Один экземпляр, в прекрасном состоянии, хранится в Берлинском музее.

Кроме лиры, у египтян  были струнные инструменты, похожие  на гитару и лютню. Несколько из них  найдено в гробницах. На всех этих инструментах играли костяной палочкой или плектром.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вклад арабских народов  в историю мирового искусства  и архитектуры трудно переоценить. Они внесли большой вклад в  сокровищницу мировой художественной культуры, создали произведения искусства, одухотворенные своеобразным и тонким пониманием прекрасного. Однако при наличии общих черт искусство каждой области арабского мира крепко связано с местными художественными традициями, прошло свой путь развития, обладает ярко выраженными особенностями. Черты неповторимого своеобразия отличают памятники средневекового искусства Сирии от памятников Ирака, Египта, Северной Африки и мавританской Испании.

Творчество средневековых  арабских художников оказало плодотворнее воздействие на искусство многих стран, в том числе и на искусство Европы. Арабское или, как его чаще называли в Европе, “мавританское” художественное влияние прослеживается, особенно в тканях, керамике, украшении оружия и других отраслях прикладного искусства, не только в пору расцвета средневековых арабских государств, но и много столетий спустя после их падения.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Мир исламской культуры // Культурология: учеб. пособие / под ред. С.А. Хмелевской. - М., 2002. - С. 294.
  2. Электронный учеб.-метод. комплекс по дисциплине «Культурология (с модулем Религиоведение)». Для студ. всех спец.: / Л.Н. Александрова [и др.]. - Минск: БГУИР, 2007. - C. 124.
  3. Каптерeва Т. П., Виноградова Н. А. Искусство средневекового Востока. М., 1989. - C. 221.
  4. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1973. - C. 163.
  5. Очерки истории арабской культуры (V – XV вв.). М., 1982. - C. 310.
  6. Б. Веймарн, Т. Каптерева, А. Подольский- М “Искусство арабских народов”., 1974.  - С. 302.
  7. Красная книга культуры” под ред. В. Рабиновича.. М., 1989. - С.137.
  8. Р.Г. Апресян, Б.А. Ботвинник и др.. Культурология: учебник для вузов; под ред. Б.А. Эренгросс. - М.: Издательство Оникс, 2007. – с. 480
  9. Большая советская энциклопедия:  К. Закс. Музыкальная культура Египта, в кн. Музыкальная культура Древнего мира. М. 1969-1978,- т. 9 с.624
  10.   Энциклопедия. Том VII, Ис-во, т. 1., М.1998

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА

 

1. ВВЕДЕНИЕ                                                                                        24

2. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО  РИМА                                              25

3. ДЕКОРАТИВНЫЕ   РОСПИСИ                                                      30

4. СКУЛЬПТУРА В ДРЕВНЕМ  РИМЕ                                               33

5.  МУЗЫКА                                                                                           35

6. ТЕАТР В ДРЕВНЕМ РИМЕ                                                            37

7. ПОСЛЕСЛОВИЕ                                                                                40

ЛИТЕРАТУРА                                                                                       42

 

ВВЕДЕНИЕ

Древние римляне, как  это свидетельствуют исторические источники, были людьми скорее практичными, чем романтичными. Поэтому искусство как таковое у них было часто на втором плане, уже после решения вопросов реальной жизни. Древние римляне создали в стране в начале сильное и разумное построенное государство и его важнейший институт – весьма эффективную армию. После этого, утвердив с помощью своей военной силы покой в стране и на ее границах, широко распространив своё политическое влияние, создав серьезное материальное благополучие в государстве, вспомнили и об искусстве. Приложив огромные силы в военном и физическом совершенствовании, они ничего не оставили для художественного творчества и духовных интересов. Никогда не чувствуя настоящей, внутренней потребности в искусстве, они в начале смотрели на него, как на расслабляющую роскошь. И часто довольствовались заимствованиями от этрусков.

Потом, когда  завоевания новых народов и территорий дали римлянам богатство и дали им время заглянуть в себя, пришло и время для прекрасного. Особенно на пользу духовности послужило завоевание римлянами Греции. А это позволило уже приблизить римлян к развитой цивилизации этой страны. Завоевания и добыча в них принесли в Италию вывезенными из Греции художественные произведения. Искусство стало модным в начале у высших слоев, им подражали другие и постепенно оно стало пользоваться в почётом. Но все же так и не стало в Древнем Риме чем-то необходимым. Скорее оно стало способом придавать внешний лоск общественному и частному быту, или способом возвеличить героев, польстить народному самолюбию.

Государственные мужи Италии и богатая верхушка стали  покровительствовать искусству. И  стало модным и престижным привлекать в Рим художников из обедневших и опустевших городов Греции. Приезжие мастера передавали свои навыки местным жителям и тяга к прекрасному повсеместно расширилась .

Таким образом, к концу республиканского режима, сложилось особое Римское искусство, представляющее смесь этрусских элементов с греческими, но, несмотря на это, имеющее своеобразный характер. Главная отличительная черта этого искусства — стремление к роскоши, колоссальности и эффектной декоративности.

АРХИТЕКТУРА

Искусство Древнего Рима с его оригинальными и совершенными памятниками живописи, архитектуры  и скульптуры принадлежит к высшим достижениям мировой культуры. Римское  изобразительное искусство, подобно  искусству греков, составляет неотъемлемую часть художественной системы античности. Границы Римского государства и сферы его влияния были обширны. В орбиту художественных влияний Рима включалось множество разнообразных народов и племён, обладавших своими, подчас сильными художественными традициями. Римское искусство, развиваясь в рамках античной рабовладельческой эпохи, вместе с тем сильно от него отличалось.

 Становление и формирование  культуры римлян происходило  в иных исторических условиях. Познание мира римлянами приобретало  новые формы. Художественное осмысление жизни римлянами несло на себе печать аналитического отношения. Их искусство воспринимается как более прозаическое в отличие от греческого. Яркой особенностью искусства Рима является его теснейшая связь с жизнью. В художественных памятниках находили отражения многие исторические события. Перемена в общественном строе – смена республики империей, смена династий правителей Рима – непосредственно влияли на изменения в живописных, скульптурных и архитектурных формах. Именно по этому порой не трудно по стилистическим признакам определить время создания того или иного произведения. 

Первые крупные постройки  в Риме производились по этрусскому примеру, возможно, даже этрусскими мастерами; поэтому Римская архитектура  при самом своём зарождении усвоила себе важнейшую форму этрусского зодчества — циркульную арку, то есть полукруглое каменное покрытие, перекинутое с одного устоя на другой, и сложенное так, что соприкасающиеся между собой стороны составляющих его отдельных камней расположены по направлению радиусов круга, удерживаются своим взаимным распором и передают общее давление тому и другому устою. Употребление этой архитектурной формы и происходящих от неё коробкового свода, крестового свода и купола, неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям, воздвигать огромные здания, сообщать крупный размер и простор внутренним помещениям и смело строить этаж над этажом.

Информация о работе Культура и искусство арабских стран