Лаковая миниатюра Федоскино

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:17, реферат

Описание работы

Русские художественные лаки один из оригинальных и богатейших видов народных промыслов с тонкой поэтикой живописного языка, фольклорными принципами творчества и развиваемыми традициями. Это искусство уникально по своей природе, по характеру техники и материала, по художественным методам и неповторимости живописных образов. В России искусство декоративной лаковой живописи зародилось на рубеже XVII-XVIII вв. Именно тогда русские мастера овладели искусством лаковой росписи "лакирным делом".

Содержание работы

Введение …………………………………………………….стр. 2
История возникновения федоскинской миниатюры……...стр.2
Особенности федоскинской миниатюры…………………..стр.4
Анализ программ с целью определения места изучения
данного вида в программе начальной школы. Преемственность программ ДОУ и начальной школы……………………………………...стр.7
Опыт педагогов по изучению темы на уроках изобразительного искусства ……………………………………………………стр.8
Список литературы……………………………………...........стр.16

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Федоскино.docx

— 46.84 Кб (Скачать файл)

1 организационный  момент.

2 сообщение  темы и целей урока.

3 игра.

- 1 конкурс Приветствие(представление)

- 2 конкурс Мастер-класс(сказочный цветок)

- 3 конкурс Домашнее задание

4 подведение  итогов

5 задание  на дом.

 

Ход урока.

 

1 организационный момент.

Приветствие

Проверка  готовности к уроку.

Выбор жюри.

 

2 сообщение темы и целей урока.

У нас сегодня необычный урок. Урок-игра. Вы разделились на команды, каждая команда имеет своё название и является мастером одного из промыслов, которые мы изучали всю четверть.

Вы повторите, на уроке, всё то, что знаете о промыслах, покажите, как вы можете пользоваться кистью и выполнять элементы росписи. Выступите с сообщениями, приготовленными дома. Каждый конкурс оценивается5 баллами, команда, набравшая большее количество баллов побеждает в нашей игре.

И так начнём.

 

 

 

3 Игра

 

  1. конкурс

Приветствие.

Городец

Наши  доски расписные,

Посмотрите,   вот какие.

Все хотим  вам показать

И подробно описать.

 

По розанам  и купавкам

Городецкий  скачет конь,

И в цветах весь утопает,

До чего ж красивый он.

 

Гжель

А деревня  наша Гжель

Не за тридевять земель.

Под Москвою  мы живём.

Глину месим  и поём.

Очень любим  синий цвет,

Потому  что краше нет.

 

Жостово

Мы приехали к вам в гости

На весёлый  праздник ваш.

Посмотрите  на подносы –

Это просто вернисаж.

 

Чёрный фон сияет лаком,

А на нём цветов краса.

Алых, жёлтых с красным маком–

Это просто чудеса.

 

Дымковские игрушки

Почтеннейшие господа!

Посмотрите вы сюда!

Игрушки вятские на все манеры:

Вот и барышни и кавалеры.

У барышень алые щёчки и губки,

Нарядные платья и тёплые шубки.

Хоть весь базар обойдёте,

Лучше барышень не найдёте.

 

Хохлома

Удивляя,

Прорастая,

Как-то празднично жива.

Молодая,

Непростая,

Чёрно-красная трава.

Листья рдеют, не редея

От дыхания зимы,

Входим в царство Берендея–

В мир волшебной Хохломы.

 

  1. конкурс

 

мастер-класс(сказочный цветок)

на столах у каждой команды лежат  лепестки, необходимо украсить их в соответствии с тем промыслом, к которому относится команда. На доске вывешены таблицы с элементами промыслов. Украсив лепестки, дети собирают их в волшебный цветок.

Во время работы звучит музыка –  русские наигрыши.

 

  1. конкурс

домашнее задание

Учебное время ограничено, и мы с вами не все промыслы рассмотрели и изучили. Сегодня вы подготовили материал по другим художественным промыслам России, который мы с удовольствием прослушаем и посмотрим.

 

Дополнительный материал.

 

Русские художественные лаки.

 

Тройка мчится, тройка скачет,

Вьётся пыль из-под копыт…

Эти строки знакомы каждому. И неудивительно .Есть что-то бесконечно родное, с детства близкое в образе удалой русской тройки.

Увидеть настоящую тройку можно  сегодня разве что на празднике  русской зимы. Но на работах мастеров лаковой миниатюры это образ продолжает жить, даря радость людям.

В конце 18 века в подмосковном селе Данилково, ныне Федоскино ,было организовано производство художественных изделий из лакированного папье-маше с миниатюрной живописью.

Материалом для изготовления изделий  служит картон. Ларцы, шкатулки, коробки различных размеров из папье-маше с наружной стороны покрывают чёрным грунтом и лаком, а изнутри окрашивают в красный цвет.

Федоскинские миниатюры пишут масляными красками. Сюжеты: сказки, исторические события, песни, пейзажи.

В 20-е годы 20 века организованы новые  лаковые производства в Палехе, Мстёре, Холуе. Раньше эти сёла были известны как центры иконописи и реставрации старинных икон и фресок.

В советское время лучшие мастера  Палеха, Мстёры и Холуя освоили новый вид искусства– миниатюрную живопись по папье-маше, переняв технологию изготовления изделий у федоскинцев. В их произведениях нашли продолжение лучшие художественные традиции древнерусской живописи. Эти миниатюры пишу темперными красками.

В процессе формирования миниатюрного искусства Палеха, Мстёры и Холуя определились различия между ними. Палехская живопись как бы «расплёскивается»яркими красками и замысловатыми узорами по чёрной поверхности изделия. Мстёрская миниатюра при первом впечатлении кажется замкнутой картиной, обрамлённой узорной полоской золотого орнамента. Искусству мастеров Холуя присущи подчёркнутая декоративность и любовь к пейзажам, чёрный фон нередко заменяется на цветной.

Изделия мастеров Федоскино ,Палеха, Мстёры, Холуя украшают наш быт, воспитывают вкус, прививают любовь к народному творчеству. Ежегодно они демонстрируются на выставках и ярмарках как у нас так и за рубежом. На смену старым живописцам приходят молодые и талантливые художники, они бережно хранят и развивают богатые традиции народных мастеров, которыми издавна славилась земля русская.

 

Вологодское кружево.

 

Долгая и таинственная зимняя ночь. Крепкий морозец рисует неповторимые свои узоры на окнах домов.

Нет, не случайно всё-таки искусство  плетения кружев, которым издавна славилась русская земля, связано в нашем сознании с этим зимним чудом. Тут особенно ясно видно, что главный учитель в народном творчестве– родная природа.

…Сидя за тугим коротким валиком-подушкой с наколотым на него рисунком, мастерица быстро перебирает в руках деревянные палочки-коклюшки. От булавок, обозначающих каждый поворот узора, веером тянутся к коклюшкам нити. Перебегая от булавки к булавке, быстрая пара нитей рождает ажурную сетку. Элементов плетения всего четыре, но именно из них и складывается бесконечное разнообразие народного кружева.

Всемирную известность получили вологодские  кружева. Промысел сложился очень давно: на рубежеXIX– XXвеков в Вологодской губернии работало около 20 тысяч мастериц. В наши дни это искусство бережно хранят и развивают современные художники.

Поэтичностью образов, оригинальностью  композиции отличается панно «Зима».На прозрачном фоне в окружении раскидистых елей изображены лесные олени. Головы их, обрамлённые ветвистыми рогами, обращены назад. Животные словно на миг прервали свой стремительный бег и теперь чутко прислушиваются к лесным шорохам, звону белого снега, движениям морозного ветра. Фигурки оленей и деревья расположены на разных уровнях, и это создаёт ощущение объёмности лесной опушки  Не по-зимнему ласковое солнце словно освещает эту сказочную картину. В его искристых лучах и тают недолговечные снежинки.

Как незабываемо прекрасна русская  зима!..Белоснежное кружево как бы светится чистотой ясного зимнего дня и рождает чувство праздничного и трогательного единения с природой.

 

Филимоновская игрушка.

 

Традиционные персонажи филимоновской игрушки – барыни и солдаты, бабы, всадники, птицы. Все филимоновские игрушки-свистульки. Их расписываю анилиновыми красками, растёртыми на яичном желтке.

Глиняная игрушка рождается  волшебно. Руки мастера лепят её из иссиня-чёрной, жирной глины, вытягивая форму и приглаживая бока пока игрушка не приобретёт изящество.

В процессе обжига происходит удивительное превращение: изделие меняет свой цвет, глина становится твёрдой и белой, с мягкими оттенками розового и жёлтого.

И, наконец,мастер наносит роспись. В филимоновской палитре три главных цвета :красно-малиновый, зелёный и жёлтый.

Цвет играет существенную роль в  художественном облике игрушки: он выявляет и подчёркивает пластику; с помощью мазков и пятен фигурки обретают лицо, одежду; открытые краски создают весёлую пестроту, нарядную декоративность игрушки. Традиционная роспись в полоску или простейшими точками и кругами ещё больше отделяет этих комически-серьёзных человечков и наивно дурашливых зверей от реальных, вводит в сказочный мир народной игрушки, где всякий образ возможен и правдоподобен.

Современные мастера продолжают традиции, сложившиеся ещё в 14 веке.

 

Гжельская майолика.

 

Изделия из майолики не в моде у  коллекционеров,  сейчас более популярен фарфор, с синей росписью. Но именно майолика прославила Гжельскую волость в 18 веке, пленив всех теплотой и рукотворностью.

Майолика– керамика из красной глины: кувшины, блюда, кружки для кваса и многое другое. Расположен промысел недалеко от Москвы в деревне Фенино. Красная глина очень пластична в работе, и эта рукотворность гжельской керамики покоряет и по сей день.

Художники украшают свои изделия пейзажной  росписью. Палитра художника традиционна: на белом фоне эмали появляются зелёные кроны деревьев и узоры трав, жёлтая архитектура и цветочные орнаменты, а ещё синий и коричневый цвета. В 18 веке цветовая палитра была ограничена возможностями натуральных красителей, а теперь эта«пятицветка»сохраняется как своеобразие гжельской майолики.

 

4 подведение итогов

Сегодня вы славно потрудились, пора подвести итоги. Наше уважаемое жюри скажет, кто –же победитель.

 

5 задание на дом.

На следующий урок принести цветную бумагу, ножницы и клей.

 

Список литературы использованной для подготовки урока:

 

  1. Гуляева В. Кавецкая С. Дорошенко Е. Прокопьев А. Пирогова Л. Батов Г. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, журнал Юный художник №5 – М.: Молодая гвардия 1983 .
  2. Князева Л. Молодой Палех, журнал Юный художник №4 – М.: Молодая гвардия 1980 .
  3. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2004.
  4. Коромыслов Б. Федоскино , журнал Юный художник №5 – М.: Молодая гвардия 1978 .
  5. Нефедова О. Русская матрёшка, журнал Юный художник №12 – М.: Молодая гвардия 1982 .
  6. Шпикалова Т.Я. Алексеенко Е.В. Алферова Н.Н. Бидак Н.Т. Ботова С.И. Вешечкина Г.А. Макарова Н.Р. Поровская Г.А. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства, альбом, часть 2 – М. Мозаика-Синтез 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Василенко В. М., Артамонов М. Федоскино. — М.; Л., 1935.
  2. Грязнов А. И. Федоскинские таланты / Художник Ю. Давыдов; Фотокорр. А. Становов. — М.: Московский рабочий, 1970. — 128с.
  3. В.С.Кузина «Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 класс», Москва, издательство «Дрофа» 2012 год.
  4. Крестовская Н. О. Лаковая миниатюра. Федоскино: Альбом / Надежда Крестовская. — М.: Интербук-Бизнес, 1995. — 144 с. — (Шедевры народного искусства России). — ISBN 5-7664-1046-8
  5. Супрун Л. Я. Лаковая миниатюра Федоскино. — М.: Легпромбытиздат, 1987. — 320 с.
  6. Уханова И. Н. Русские лаки в собрании Эрмитажа. — Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1964. — 96 с.
  7. Чижов М. С. Среди миниатюристов: Записки федоскинского мастера / Под ред. Б. И. Коромыслова; Оформление В. С. Ворониной. — Л.: Художник РСФСР, 1982. — 264 с.
  8. Шелухин М. В., Монашов В. С. Лаковая миниатюра. Lacquer miniature. — 2010.

 

 

 


Информация о работе Лаковая миниатюра Федоскино