Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:17, реферат
Русские художественные лаки один из оригинальных и богатейших видов народных промыслов с тонкой поэтикой живописного языка, фольклорными принципами творчества и развиваемыми традициями. Это искусство уникально по своей природе, по характеру техники и материала, по художественным методам и неповторимости живописных образов. В России искусство декоративной лаковой живописи зародилось на рубеже XVII-XVIII вв. Именно тогда русские мастера овладели искусством лаковой росписи "лакирным делом".
Введение …………………………………………………….стр. 2
История возникновения федоскинской миниатюры……...стр.2
Особенности федоскинской миниатюры…………………..стр.4
Анализ программ с целью определения места изучения
данного вида в программе начальной школы. Преемственность программ ДОУ и начальной школы……………………………………...стр.7
Опыт педагогов по изучению темы на уроках изобразительного искусства ……………………………………………………стр.8
Список литературы……………………………………...........стр.16
1 организационный момент.
2 сообщение темы и целей урока.
3 игра.
- 1 конкурс Приветствие(представление)
- 2 конкурс Мастер-класс(сказочный цветок)
- 3 конкурс Домашнее задание
4 подведение итогов
5 задание на дом.
Ход урока.
1 организационный момент.
Приветствие
Проверка готовности к уроку.
Выбор жюри.
2 сообщение темы и целей урока.
У нас сегодня необычный урок. Урок-игра. Вы разделились на команды, каждая команда имеет своё название и является мастером одного из промыслов, которые мы изучали всю четверть.
Вы повторите, на уроке, всё то, что знаете о промыслах, покажите, как вы можете пользоваться кистью и выполнять элементы росписи. Выступите с сообщениями, приготовленными дома. Каждый конкурс оценивается5 баллами, команда, набравшая большее количество баллов побеждает в нашей игре.
И так начнём.
3 Игра
Приветствие.
Городец
Наши доски расписные,
Посмотрите, вот какие.
Все хотим вам показать
И подробно описать.
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь,
И в цветах весь утопает,
До чего ж красивый он.
Гжель
А деревня наша Гжель
Не за тридевять земель.
Под Москвою мы живём.
Глину месим и поём.
Очень любим синий цвет,
Потому что краше нет.
Жостово
Мы приехали к вам в гости
На весёлый праздник ваш.
Посмотрите на подносы –
Это просто вернисаж.
Чёрный фон сияет лаком,
А на нём цветов краса.
Алых, жёлтых с красным маком–
Это просто чудеса.
Дымковские игрушки
Почтеннейшие господа!
Посмотрите вы сюда!
Игрушки вятские на все манеры:
Вот и барышни и кавалеры.
У барышень алые щёчки и губки,
Нарядные платья и тёплые шубки.
Хоть весь базар обойдёте,
Лучше барышень не найдёте.
Хохлома
Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднично жива.
Молодая,
Непростая,
Чёрно-красная трава.
Листья рдеют, не редея
От дыхания зимы,
Входим в царство Берендея–
В мир волшебной Хохломы.
мастер-класс(сказочный цветок)
на столах у каждой команды лежат лепестки, необходимо украсить их в соответствии с тем промыслом, к которому относится команда. На доске вывешены таблицы с элементами промыслов. Украсив лепестки, дети собирают их в волшебный цветок.
Во время работы звучит музыка – русские наигрыши.
домашнее задание
Учебное время ограничено, и мы с вами не все промыслы рассмотрели и изучили. Сегодня вы подготовили материал по другим художественным промыслам России, который мы с удовольствием прослушаем и посмотрим.
Дополнительный материал.
Русские художественные лаки.
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьётся пыль из-под копыт…
Эти строки знакомы каждому. И неудивительно .Есть что-то бесконечно родное, с детства близкое в образе удалой русской тройки.
Увидеть настоящую тройку можно сегодня разве что на празднике русской зимы. Но на работах мастеров лаковой миниатюры это образ продолжает жить, даря радость людям.
В конце 18 века в подмосковном селе Данилково, ныне Федоскино ,было организовано производство художественных изделий из лакированного папье-маше с миниатюрной живописью.
Материалом для изготовления изделий служит картон. Ларцы, шкатулки, коробки различных размеров из папье-маше с наружной стороны покрывают чёрным грунтом и лаком, а изнутри окрашивают в красный цвет.
Федоскинские миниатюры пишут масляными красками. Сюжеты: сказки, исторические события, песни, пейзажи.
В 20-е годы 20 века организованы новые лаковые производства в Палехе, Мстёре, Холуе. Раньше эти сёла были известны как центры иконописи и реставрации старинных икон и фресок.
В советское время лучшие мастера Палеха, Мстёры и Холуя освоили новый вид искусства– миниатюрную живопись по папье-маше, переняв технологию изготовления изделий у федоскинцев. В их произведениях нашли продолжение лучшие художественные традиции древнерусской живописи. Эти миниатюры пишу темперными красками.
В процессе формирования миниатюрного искусства Палеха, Мстёры и Холуя определились различия между ними. Палехская живопись как бы «расплёскивается»яркими красками и замысловатыми узорами по чёрной поверхности изделия. Мстёрская миниатюра при первом впечатлении кажется замкнутой картиной, обрамлённой узорной полоской золотого орнамента. Искусству мастеров Холуя присущи подчёркнутая декоративность и любовь к пейзажам, чёрный фон нередко заменяется на цветной.
Изделия мастеров Федоскино ,Палеха, Мстёры, Холуя украшают наш быт, воспитывают вкус, прививают любовь к народному творчеству. Ежегодно они демонстрируются на выставках и ярмарках как у нас так и за рубежом. На смену старым живописцам приходят молодые и талантливые художники, они бережно хранят и развивают богатые традиции народных мастеров, которыми издавна славилась земля русская.
Вологодское кружево.
Долгая и таинственная зимняя ночь. Крепкий морозец рисует неповторимые свои узоры на окнах домов.
Нет, не случайно всё-таки искусство плетения кружев, которым издавна славилась русская земля, связано в нашем сознании с этим зимним чудом. Тут особенно ясно видно, что главный учитель в народном творчестве– родная природа.
…Сидя за тугим коротким валиком-подушкой с наколотым на него рисунком, мастерица быстро перебирает в руках деревянные палочки-коклюшки. От булавок, обозначающих каждый поворот узора, веером тянутся к коклюшкам нити. Перебегая от булавки к булавке, быстрая пара нитей рождает ажурную сетку. Элементов плетения всего четыре, но именно из них и складывается бесконечное разнообразие народного кружева.
Всемирную известность получили вологодские кружева. Промысел сложился очень давно: на рубежеXIX– XXвеков в Вологодской губернии работало около 20 тысяч мастериц. В наши дни это искусство бережно хранят и развивают современные художники.
Поэтичностью образов, оригинальностью композиции отличается панно «Зима».На прозрачном фоне в окружении раскидистых елей изображены лесные олени. Головы их, обрамлённые ветвистыми рогами, обращены назад. Животные словно на миг прервали свой стремительный бег и теперь чутко прислушиваются к лесным шорохам, звону белого снега, движениям морозного ветра. Фигурки оленей и деревья расположены на разных уровнях, и это создаёт ощущение объёмности лесной опушки Не по-зимнему ласковое солнце словно освещает эту сказочную картину. В его искристых лучах и тают недолговечные снежинки.
Как незабываемо прекрасна русская зима!..Белоснежное кружево как бы светится чистотой ясного зимнего дня и рождает чувство праздничного и трогательного единения с природой.
Филимоновская игрушка.
Традиционные персонажи
Глиняная игрушка рождается волшебно. Руки мастера лепят её из иссиня-чёрной, жирной глины, вытягивая форму и приглаживая бока пока игрушка не приобретёт изящество.
В процессе обжига происходит удивительное превращение: изделие меняет свой цвет, глина становится твёрдой и белой, с мягкими оттенками розового и жёлтого.
И, наконец,мастер наносит роспись. В филимоновской палитре три главных цвета :красно-малиновый, зелёный и жёлтый.
Цвет играет существенную роль в художественном облике игрушки: он выявляет и подчёркивает пластику; с помощью мазков и пятен фигурки обретают лицо, одежду; открытые краски создают весёлую пестроту, нарядную декоративность игрушки. Традиционная роспись в полоску или простейшими точками и кругами ещё больше отделяет этих комически-серьёзных человечков и наивно дурашливых зверей от реальных, вводит в сказочный мир народной игрушки, где всякий образ возможен и правдоподобен.
Современные мастера продолжают традиции, сложившиеся ещё в 14 веке.
Гжельская майолика.
Изделия из майолики не в моде у коллекционеров, сейчас более популярен фарфор, с синей росписью. Но именно майолика прославила Гжельскую волость в 18 веке, пленив всех теплотой и рукотворностью.
Майолика– керамика из красной глины: кувшины, блюда, кружки для кваса и многое другое. Расположен промысел недалеко от Москвы в деревне Фенино. Красная глина очень пластична в работе, и эта рукотворность гжельской керамики покоряет и по сей день.
Художники украшают свои изделия пейзажной росписью. Палитра художника традиционна: на белом фоне эмали появляются зелёные кроны деревьев и узоры трав, жёлтая архитектура и цветочные орнаменты, а ещё синий и коричневый цвета. В 18 веке цветовая палитра была ограничена возможностями натуральных красителей, а теперь эта«пятицветка»сохраняется как своеобразие гжельской майолики.
4 подведение итогов
Сегодня вы славно потрудились, пора подвести итоги. Наше уважаемое жюри скажет, кто –же победитель.
5 задание на дом.
На следующий урок принести цветную бумагу, ножницы и клей.
Список литературы использованной для подготовки урока:
Список литературы