Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:17, реферат
Русские художественные лаки один из оригинальных и богатейших видов народных промыслов с тонкой поэтикой живописного языка, фольклорными принципами творчества и развиваемыми традициями. Это искусство уникально по своей природе, по характеру техники и материала, по художественным методам и неповторимости живописных образов. В России искусство декоративной лаковой живописи зародилось на рубеже XVII-XVIII вв. Именно тогда русские мастера овладели искусством лаковой росписи "лакирным делом".
Введение …………………………………………………….стр. 2
История возникновения федоскинской миниатюры……...стр.2
Особенности федоскинской миниатюры…………………..стр.4
Анализ программ с целью определения места изучения
данного вида в программе начальной школы. Преемственность программ ДОУ и начальной школы……………………………………...стр.7
Опыт педагогов по изучению темы на уроках изобразительного искусства ……………………………………………………стр.8
Список литературы……………………………………...........стр.16
СОДЕРЖАНИЕ:
Тема: Лаковая миниатюра Федоскино
данного вида в программе
начальной школы.
Введение
Русские художественные лаки один из оригинальных и богатейших видов народных промыслов с тонкой поэтикой живописного языка, фольклорными принципами творчества и развиваемыми традициями. Это искусство уникально по своей природе, по характеру техники и материала, по художественным методам и неповторимости живописных образов. В России искусство декоративной лаковой живописи зародилось на рубеже XVII-XVIII вв. Именно тогда русские мастера овладели искусством лаковой росписи "лакирным делом".
История возникновения федоскинской миниатюры
Вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце 18 в. в подмосковном селе Федоскино.
Возникновение производства из папье-маше:
Производство изделий из папье-маше возникло в 1798, когда купец П. И. Коробов организовал в купленном им сельце Данилкове (в настоящее время входит в состав Федоскина) козыречное производство.
Несколькими годами позже Коробов побывал на фабрике Иоганна Штобвассера в Браушвейге, перенял там технологию изделий из папье-маше и завел на своей фабрике изготовление популярных в то время табакерок, украшенных наклеенными на крышку гравюрами, иногда раскрашенными и покрытыми лаком. Во второй четверти 19 в. табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере[1].
Лукутинская фабрика после смерти П. И. Коробова фабрика непродолжительное время находилась во владении его дочери Е. П. Коробовой, перейдя затем по родственной линии в собственность московским купцам Лукутиным, которым принадлежала на протяжении восьмидесяти пяти лет.
Расцвет производства приходится на вторую половину 19 в., когда фабрикой владел А. П. Лукутин. Изделия этого времени называют "лукутинскими". Мастера работали на фабрике по найму, многие из них были выходцами из иконописных мастерских Сергиева Посада и Москвы, некоторые имели художественное образование, полученное в Строгановском училище. Известны имена некоторых из них - С. И. Бородкин, А. А. Шаврин, А. В. Тихомиров, Д. А. Крылов и др. Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: "тройки", "чаепития", сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы, украшенные сложными многофигурными композициями - копиями картин русских и западноевропейских художников[6].
Особенности федоскинской миниатюры
Федоскинская миниатюра исполняется масляными красками в три-четыре слоя - последовательно выполняются замалевок (общий набросок композиции), пропись или перемалевка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах) [4].
Оригинальной федоскинской техникой является "письмо по сквозному": на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал - металлический порошок, поталь или перламутр. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения.
Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются "сканью" (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), "цировкой" (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), "шотландкой" (сложная сетка, нанесенная жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др.
Виртуозное владение техникой письма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим черным лаковым фоном, отточенное несколькими поколениями мастеров умение соотносить композицию росписи с формой изделия, сделали произведения федоскинских миниатюристов популярными не только в России, но и в Европе.
Ассортимент изделий фабрики был очень разнообразен - ларцы, шкатулки, многообразные по форме и размеру коробочки, крышки альбомов, чайницы, очечники, кошельки, пасхальные яйца и др.
Последний из Лукутиных - Николай Александрович, известный московский промышленник, коллекционер и меценат, поддерживал федоскинское производство, не приносившее ему прибыли. В 1893 им был построен новый усадебный дом, в котором разместились и живописные мастерские. В 1904, спустя два года после смерти Н. А. Лукутина, фабрика была закрыта. Часть мастеров перешла на работу к В. О. Вишнякову, имевшему сравнительно большую домашнюю мастерскую в селе Осташково в десяти километрах от Федоскина[7].
Федоскинская артель:
В мае 1910 десять мастеров учредили "Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных". Первые изделия артели, направленные на продажу в Москву, получили высокую оценку Московского земства и Кустарного музея. В 1912 в артели работало 14 мастеров и девять учеников. Ассортимент артели насчитывал около 160 наименований изделий, которые по своему качеству не уступали знаменитым лукутинским и значительно превосходили аналогичные изделия вишняковской мастерской.
Уже в 1913 изделия артели были удостоены малой золотой медали на Всероссийской выставке сельскохозяйственной промышленности в Киеве. Некоторое время изображение этой медали штамповалось на оборотной стороне выпускавшихся изделий.
В первые послереволюционные годы артель пережила большие сложности, обусловленные не только резким падением спроса на свою продукцию, но и негативным отношением новых властей, облагавших мастеров непосильным налогом и даже предпринимавших неоднократные попытки закрыть мастерские.
Перелом в отношении к федоскинской миниатюре наступил после 1923, когда эти изделия были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве. Производство стало постепенно расширяться, увеличился спрос на федоскинскую продукцию, которую стали активно продавать за границу.
Большую творческую помощь в 1930-х гг. оказали федоскинским миниатюристам известные искусствоведы А. В. Бакушинский и В. М. Василенко. В 1930-50-х гг. художники Федоскина преимущественно занимались копированием произведений станковой живописи. Для расширения ассортимента изделий и обогащения творческого начала в деятельности артели в 1945 при ней была создана экспериментальная мастерская, научное и творческое руководство которой осуществлял НИИ художественной промышленности. Были возрождены утраченные способы декорировки изделий - "скань", "цировка", "шотландка", "малахит", роспись по перламутру и др. Впервые перед художниками-миниатюристами была поставлена задача перевоплощения в декоративную миниатюру натурных зарисовок.
Однако принципиально новый этап в истории федоскинской миниатюрной живописи, ознаменованный ростом авторского начала, пришелся лишь на конец 1950-х гг. Художники создают оригинальные авторские произведения, в которых творчески переосмысливаются традиции федоскинской миниатюры. Большой вклад в развитие искусства Федоскина внесли: М. С. Чижов, С. П. Рогатов, М. Г. Пашинин, И. И. Страхов, В. Д. Липицкий, П. Н. Пучков и др.
Основные темы их творчества - природа Подмосковья, русские песни и сказки, героическое прошлое России. В 1960-х гг. артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи.
В 1931 при Федоскинской артели была создана школа кустарного ученичества (ныне Федоскинская школа миниатюрной живописи). В 1950-80-х гг. школа готовила специалистов по лаковой миниатюре, жостовской росписи по металлу и ростовской финифти.
В 1930—1950-х годах художники Федоскина преимущественно занимались копированием произведений станковой живописи. Для расширения ассортимента изделий и обогащения творческого начала в деятельности артели в 1945 году при ней была создана экспериментальная мастерская, научное и творческое руководство которой осуществлял НИИ художественной промышленности. Были возрождены утраченные способы декорировки изделий — «скань», «цировка», «шотландка», «малахит», роспись по перламутру и др. Впервые перед художниками-миниатюристами была поставлена задача перевоплощения в декоративную миниатюру натурных зарисовок. Однако принципиально новый этап в истории федоскинской миниатюрной живописи, ознаменованный ростом авторского начала, пришёлся лишь на конец 1950-х годов.
В настоящее время традиции федоскинской миниатюры развиваются, в основном, художниками, работающими самостоятельно. Среди них — Г. И. Ларишев (умер в 2008) , А. А. Толстов, А. И. Козлов, С. И. Козлов, Ю. В. Карапаев (умер в 2009), Н. М. Солоникин, В. Д. Антонов, С. С. Чистов, Е. Ю. Хомутинникова, О. Д. Сенько, а также молодыми художниками. Среди них видное место занимают: Светлана и Константин Даньшины, Анохин Павел, Ястребов Олег, Беловодова Светлана, Михаил Шелухин и др[8].
Анализ программ с целью определения места изучения данного вида в программе начальной школы. Преемственность программ ДОУ и начальной школы
При анализе школьных программ по изобразительному искусству (УМК «Начальная школа 21 века»: традиционная программа В.С.Кузина, типовая программа Б.П. Юсова, программа Б. М. Неменского, программа Т. Я. Шпикаловой для 1-4 классов обнаружилось, что знакомство с лаковой миниатюрой Федоскино происходит в начальной школе (3-4 класс) лишь вкратце и на дополнительных уроках, в соответствии с учебным планом школы на учебный год рабочие программы составлены на определенные часы (для каждого конкретного класса), что соответствует часам отведенным авторами программы.
При этом рабочая программа составляется:
- с учётом особенностей класса;
- особенностей авторской программы;
- с целью сохранения требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся, предполагаемым федеральными государственными стандартами образования на ступени начального общего образования.
На основании рекомендаций, полученных из методических писем в рабочую программу могут быть внесены изменения.
И тогда в школьной программе начальных классов по изобразительному искусству может быть отведено достойное место более подробному знакомству с лаковой миниатюрой федоскино, сюжеты которой связаны с народным эпосом, с картинами родной природы, с народными праздниками, с историческими событиями.
Знакомству с лаковыми миниатюрами можно было бы посвятить целое занятие, показать технику выполнения отдельных элементов, наглядно показать жизнь и творчество русского народа, национальный костюм, привить любовь к Родине.
Опыт педагогов по изучению темы на уроках изобразительного искусства
При анализе авторских программ педагогов по изучению темы на уроках изобразительного искусства с ознакомлением с лаковой миниатюрой Федоскино, я выявила, что в начальных классах данная тема не имеет места в программе ИЗО и лишь единицы педагогов внедряют эту тему в свои уроки, но, как правило лишь, как общеобразовательный ресурс, либо в дополнительные занятия, а ведь это один из видов изобразительного искусства с мировым признанием.
Вместе с тем имеются попытки некоторых педагогов написать хорошие программы по дополнительному образованию.
Например:
Урок
по изобразительному искусству
4 класс
Тема урока : Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Вид занятия: урок - игра
Тип урока :обобщающий урок
Учитель изобразительного искусства
Папенина Оксана Николаевна
СОШ № 11
г. Волгоград
Цели:
Задачи:
Оборудование: для учеников– гуашь, кисти ,сообщения по заданной теме.
для учителя– таблицы с элементами и композициями кистевых росписей посуды, игрушек. Произведения художественных промыслов: Городца, Хохломы, Гжели, Жостова, Дымково; Гжельской майолики, Федоскино ,Палеха, Мстёры, Холуя, Филимоновской игрушки, Вологодского кружева, Семёновской, Загорской, Полхов-Майдановской матрёшек.
Русские народные мелодии– запись
План урока .