Материализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:01, доклад

Описание работы

Материализм (лат. Materialis — вещественный) — философское направление,
противоположное идеализму. Различают материализм как стихийную уверенность
всех людей в объективном существовании внешнего мира и как философское
мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие точки
зрения стихийного материализма. Философский материализм утверждает
первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает
извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и
пространстве.

Файлы: 1 файл

Материализм.doc

— 57.00 Кб (Скачать файл)

соответствующего  учителя (Гуру). Эта богатая философская  традиция всё ещё

имеет свои приверженцев и последователей в стране.

Как бы то ни было, сам факт признания большое влияние  философских традиций на

формирование и  развитие современной философии  в Индии не вызывает сомнений.

Многие индийские  национальные деятели нового и новейшего времени неизменно

черпают в «Бхагавадгите» идеи для подкрепления своих подчас резко

отличающихся друг от друга воззрений и политических программ.

Поскольку «Бхагавадгита», так же как и упанишады и  веды, считается священной

книгой индусов, некоторые философы склонны рассматривать обращения к

священным писаниям в качестве одной из важнейших  особенностей всей индийской

философии.

На развитие современной  индийской философии оказали  определённое воздействия

и традиции буддизма, джайнизма, йоги и др. древнеиндийских школ, хотя они не

выступают основополагающими  в формировании новых философских  систем и учений.

Последние используют лишь отдельные принципы, положения  и категории этих

школ, приспосабливая их в соответствии со своими концептуальными  задачами.

Значительное внимание индийские идеалисты уделяют  философским традициям йоги.

Особенно привлекательными оказались спиритуалистические  принципы этой школы.

Популярностью пользуются так же положения философии джайнизма, особенно её

этики (см. выше). Известно, какую существенную роль сыграли принцип ахисмы,

наиболее чётко  представленный в джайнизме, в обосновании  гандистской

концепции ненасилия. Этот и многие другие принципы составляют основу многих

современных философско-этических  идей и учений.

К числу категорий которым придаётся универсальное значение относится мокша.

Она рассматривается  как свидетельство исключительной, самобытной природы

индийской философии. Особенно активно пропагандирует это  П. Нагараджа Рао.

«Индийский философский  идеал, – говорит он, - отличен от идеала Запада.

Индийские системы  стремятся к достижению состояния, именуемого мокша. Мокша –

высшее добро. конечная ценность. И ндийский взгляд является синтетическим,

интегральным и  сконцентрированным на достижении мокши». «Концепция мокши –

цель философии. Эта уникальная концепция, игнорирующая воззрения и образующая

мост между философией и жизнью, - высшее слово индийской  философии».

Столь же широко используются категории атмана и брахмана, видьи  и авидьи,

принципы карма-йоги, джнана-йоги, бхакти-йоги, формула сатчидананда и т.п.

При всей живучести  и огромной консервативной силе религиозно-идеалистических

традиций их нельзя переоценивать.

Кроме того с указанными традициями имеются и прогрессивные,

рационалистические, гуманистические и материалистические традиции. С ростом

демократического  и особенно рабочего движения передовые  индийские мыслители

активно отстаивают и развивают их.

Информация о работе Материализм