Материализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:01, доклад

Описание работы

Материализм (лат. Materialis — вещественный) — философское направление,
противоположное идеализму. Различают материализм как стихийную уверенность
всех людей в объективном существовании внешнего мира и как философское
мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие точки
зрения стихийного материализма. Философский материализм утверждает
первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает
извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и
пространстве.

Файлы: 1 файл

Материализм.doc

— 57.00 Кб (Скачать файл)

Материализм

 

Материализм (лат. Materialis — вещественный) — философское  направление,

противоположное идеализму. Различают материализм как стихийную уверенность

всех людей в  объективном существовании внешнего мира и как философское

мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие точки

зрения стихийного материализма. Философский материализм  утверждает

первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает

извечность, несотворенность  мира, бесконечность его во времени и

пространстве. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает

его как отражение внешнего  мира, утверждая, таким образом, познаваемость

природы. Обобщая достижения наук, материализм способствовал росту научного

знания, совершенствованию научных методов, что в свою очередь оказывало

благотворное влияние  на успехи человеческой практики. В процессе

взаимодействия  материализма и специальных наук изменялись вид и формы самого

материализма. Первые учения материализма появляются вместе с возникновением

философии, в рабовладельческих  обществах древней Индии, а так  же Китая и

Греции — за несколько вв. до н. э. В связи с  прогрессом научных знаний в

области астрономии, математики и др. наук. Общая черта  древнего, во многом

еще наивного материализма (Лао-цзы, Ян Чжу. Ван Чун, школа локаята. Гераклит,

Анак-сагор. Эмпедокя. Демокрит, Эпикур и др.) состоит в  признании

материальности мира, его существования независимо от сознания людей. Его

представители стремились найти в многообразии природы общее первоначало

всего существующего  и происходящего (Элемент). Заслугой древнего

материализма было создание гипотезы об атомистическом строении материи.

Многие древние  материалисты были стихийными диалектиками.  Однако большинство

из них еще  не проводили четкого различения между физическим я и психическим,

наделяя свойствами последнего всю природу (Гилозаизм). Развитие

материалистических  и диалектических положений сочеталось еще в древнем

материализме –  с влиянием мифологической идеологии. В средние вв.

материалистические тенденции проявлялись в форме номинализма, учений о

«вечности природы  и бога» и раннепантеистических ересей.

Далее мне бы хотелось привести цитату Гхоша Ауробиндо  о материализме –

спиритуализме: «Так называемые науки, которые имеют  дело с умом и людьми,

столь зависимы от физической науки, что они не в  состоянии идти по ту сторону

своих узких ограничений. Если наука оборачивает своё лицо к Божеству, она

должна стать  новой наукой, но всё же развитой, которая имеет дело

непосредственно с силами жизненного мира и Умом, и таким образом,

достигнувшей того, что за умом. Но сегодняшняя наука  не в состоянии этого

сделать.

Душа не отделена от Бога барьерами материальных изменений. Что истинно для

материи не истинно  для духа, нельзя создать стандарты форм применительно к

бесформенности. Ибо  материя есть сознательное бытие, ограниченное формой; дух

– сознательное бытие, использующее форму, но не ограниченная в ней, и в этом

преимущество духа, который хотя и не виден в своём  чистом бытии, но свободно

самобожественен в своём сознательном опыте и может контролироваться во многих

состояниях во времени.

Даже истина физических вещей не может быть внутренне  познана и не может быть

правильно использовано раскрытое материальное существование  физической наукой

или единственно овладением физических и механических процессов; чтобы знать,

правильно использовать, мы должны идти по ту сторону истины физических

феноменов и процессов, мы должны знать что существует за ними».

                  Философская мысль в современной индии                 

Современная индийская  мысль не обнаруживает даже признаков  роста, жизненности

или инициативы. Ей нечего сказать миру. Современная  индийская философия

утратила свою жизненную силу. Причина этого  усматривается в том, что в  её

системах доминирует этическая и религиозная мотивация. Последняя же враждебна

делу философского прогресса и не минуемо приводит к стерилизации философских

побуждений.

Переворот в сознании людей, произведённый достижениями науки и техники,

вынуждает признаться, что философия оторвалась от религии, а наука в свою

очередб оторвалась от той и другой, и это отталкивает  человечество к

материализму. Религия  и философия находятся в плачевном  состоянии.

Размышления индийских  философов над данной проблемой  лишь подтверждают этот

вывод. Философия  в настоящее время находится  в бедственном положении и

философы действительно  переживают один из мрачных периодов в развитии

человеческого знания. В недавнем прошлом, на кануне завоевания независимости,

только философские  системы Ауробиндо Гхоша и Радхаккришнана были

интегральными и  практическими. Что же касается сегодняшнего дня, то

философские идеи и концепции ещё не выкристаллизовались  настолько, чтобы

именоваться современной  индийской философской теорией.

Особенности идеологической борьбы и самого хода развития индийской философии

порождают множество  идеалистических философских систем и концепций; каждая из

них рассматривается  её автором как философская жизнь, открывающая истины в

последней инстанции  и являющаяся универсальным средством решения всех

актуальных проблем.

Вопреки утверждениям, что многообразие философских учений якобы является

выражением свободы  и демократизма мышления, свидетельством расцвета

философии, и всё  таки большинство считают что  многообразие учений и борьба

между ними демонстрируют  скорее бедность чем процветание.

Гносеологические  корни современного индийского идеализма, как и идеализма

вообще, заключаются  в преувеличении одной из сторон бесконечно сложного,

диалектического по своей природе процесса познания, в превращении одной из

его граней или  чёрточек в абсолют. В зависимости  от того, какая грань

абсолютизируется  в конкретном учении, оно приобретает  свои особенности,

отличающие его  от других учений не утрачивая общности теоретико-

познавательных  основ  с философским идеализмом вообще.

Наряду с созданием  систем, претендующих на всеобщность  и универсальность, в

индийской философии  наблюдается тенденция к узкой  специализации не только по

отраслям философских  знаний, но даже по отдельным проблемам  философии,

которые не редко  также абсолютизируются, произвольно  отрываются от всего

комплекса идей и  возводятся в ранг самостоятельной, а подчас и частной

области мировоззрения. Следствие этого – появление  таких концепций, как

«Философия ценностей», «Философия души и тела», «Философия мистицизма» и т.

д.

Все названные  философские системы и учения не достигли уровня школ и течений,

как это было с  древнеиндийскими учениями, интегральной ведантой Ауробиндо

Гхоша или гандизмом, составившие эпоху в развитии философской мысли и

завоевавшими не мало активных приверженцев.

Иными словами, в  современной индийской идеалистической  философии каждая

система связана  с именем только её творца, носителя и пропагандиста, а

поскольку они  обычно претендуют на универсальность  и абсолютную истинность

между ними неизбежно  возникает острая конкуренция и  даже борьба. Поэтому при

всём многообразии таких систем они в общем лишены реальной исторической

перспективы и  не в состоянии выполнять функции  той самой философии жизни, в

которой испытывает стольострую потребность индийская национальная буржуазия.

Влияние древнеиндийских  философских традиций на современную  индийскую философию

На развитие современной  идеалистической философии значительное влияние

оказали учения и  принципы древнеиндийской философии. Широкое использование её

категорий и идей является одновременно и следствием и выражением

консервативной  силы духовных традиций и создаёт  у индийских философов

представление о  некой неизменной национально-самобытной философии, которой

якобы присущи  черты и особенности безотносительно к историческому периоду и

конкретным системам.

Одна из наиболее обобщающих характеристик индийской  философии принадлежит Д.

М. Датте. По его  мнению главные её особенности состоят  в:

1)     попытке  создать мировоззрение, основанное на всех аспектах опыта, а не

только на чувственном  опыте;

2)     утверждение,  что философия существует для  жизни и должна быть

жизненной в частной, общественной и международной сферах;

3)     в  мысли, что необходимы контроль  души и тела, моральная чистота дабы

сделать философские  истинны более эффективными;

   4)     признание фундаментального единства  всего сущего, особенно человека;  

5)     идеи, что Конечная Реальность проявляется  или может быть постигнута

различными путями;

6)     постулате,  что политическая свобода и материальный прогресс нужны, но

лишь как средство к конечному духовному миру и  совершенству;

7)     в  утверждении, что конечная цель  каждого индивидуума в

самосовершенствовании призванном поднять мир до уровня совершенства.

Влияние древнеиндийских традиций не редко считается решающим не только в

философии, но и  индийской культуры вообще. Индийская  философия определила

характер индийской  культуры во всех её многообразных  проявлениях. При этом в

качестве важнейших  выдвигаются мистические и религиозно-нравственные принципы

древних идеалистических  учений.

Главное содержание индийской философской традиции заключается в осознании

высшей цели жизни  – единства, гармонии Брахманом  и Абсолютом. Это учение –

главный вклад  индии в мировую культуру. Не менее важный элемент представляет

учение о том, что кульминационный пункт жизни  – это жизнь в дисциплине,

подразумевающей дисциплину интеллекта, воли и эмоций под умелым руководством

Информация о работе Материализм