Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:01, доклад
Материализм (лат. Materialis — вещественный) — философское направление,
противоположное идеализму. Различают материализм как стихийную уверенность
всех людей в объективном существовании внешнего мира и как философское
мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие точки
зрения стихийного материализма. Философский материализм утверждает
первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает
извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и
пространстве.
Материализм (лат. Materialis — вещественный) — философское направление,
противоположное идеализму. Различают материализм как стихийную уверенность
всех людей в
объективном существовании
мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие точки
зрения стихийного материализма. Философский материализм утверждает
первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает
извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и
пространстве. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает
его как отражение внешнего мира, утверждая, таким образом, познаваемость
природы. Обобщая достижения наук, материализм способствовал росту научного
знания, совершенствованию научных методов, что в свою очередь оказывало
благотворное влияние на успехи человеческой практики. В процессе
взаимодействия материализма и специальных наук изменялись вид и формы самого
материализма. Первые учения материализма появляются вместе с возникновением
философии, в рабовладельческих обществах древней Индии, а так же Китая и
Греции — за несколько вв. до н. э. В связи с прогрессом научных знаний в
области астрономии, математики и др. наук. Общая черта древнего, во многом
еще наивного материализма (Лао-цзы, Ян Чжу. Ван Чун, школа локаята. Гераклит,
Анак-сагор. Эмпедокя. Демокрит, Эпикур и др.) состоит в признании
материальности мира, его существования независимо от сознания людей. Его
представители стремились найти в многообразии природы общее первоначало
всего существующего и происходящего (Элемент). Заслугой древнего
материализма было создание гипотезы об атомистическом строении материи.
Многие древние материалисты были стихийными диалектиками. Однако большинство
из них еще не проводили четкого различения между физическим я и психическим,
наделяя свойствами последнего всю природу (Гилозаизм). Развитие
материалистических и диалектических положений сочеталось еще в древнем
материализме – с влиянием мифологической идеологии. В средние вв.
материалистические тенденции проявлялись в форме номинализма, учений о
«вечности природы и бога» и раннепантеистических ересей.
Далее мне бы хотелось привести цитату Гхоша Ауробиндо о материализме –
спиритуализме: «Так называемые науки, которые имеют дело с умом и людьми,
столь зависимы от физической науки, что они не в состоянии идти по ту сторону
своих узких ограничений. Если наука оборачивает своё лицо к Божеству, она
должна стать новой наукой, но всё же развитой, которая имеет дело
непосредственно с силами жизненного мира и Умом, и таким образом,
достигнувшей того, что за умом. Но сегодняшняя наука не в состоянии этого
сделать.
Душа не отделена от Бога барьерами материальных изменений. Что истинно для
материи не истинно для духа, нельзя создать стандарты форм применительно к
бесформенности. Ибо материя есть сознательное бытие, ограниченное формой; дух
– сознательное бытие, использующее форму, но не ограниченная в ней, и в этом
преимущество духа, который хотя и не виден в своём чистом бытии, но свободно
самобожественен в своём сознательном опыте и может контролироваться во многих
состояниях во времени.
Даже истина физических вещей не может быть внутренне познана и не может быть
правильно использовано раскрытое материальное существование физической наукой
или единственно овладением физических и механических процессов; чтобы знать,
правильно использовать, мы должны идти по ту сторону истины физических
феноменов и процессов, мы должны знать что существует за ними».
Философская мысль в современной индии
Современная индийская мысль не обнаруживает даже признаков роста, жизненности
или инициативы. Ей нечего сказать миру. Современная индийская философия
утратила свою жизненную силу. Причина этого усматривается в том, что в её
системах доминирует этическая и религиозная мотивация. Последняя же враждебна
делу философского прогресса и не минуемо приводит к стерилизации философских
побуждений.
Переворот в сознании людей, произведённый достижениями науки и техники,
вынуждает признаться, что философия оторвалась от религии, а наука в свою
очередб оторвалась от той и другой, и это отталкивает человечество к
материализму. Религия
и философия находятся в
Размышления индийских философов над данной проблемой лишь подтверждают этот
вывод. Философия в настоящее время находится в бедственном положении и
философы действительно переживают один из мрачных периодов в развитии
человеческого знания. В недавнем прошлом, на кануне завоевания независимости,
только философские системы Ауробиндо Гхоша и Радхаккришнана были
интегральными и практическими. Что же касается сегодняшнего дня, то
философские идеи и концепции ещё не выкристаллизовались настолько, чтобы
именоваться современной индийской философской теорией.
Особенности идеологической борьбы и самого хода развития индийской философии
порождают множество
идеалистических философских
них рассматривается её автором как философская жизнь, открывающая истины в
последней инстанции и являющаяся универсальным средством решения всех
актуальных проблем.
Вопреки утверждениям, что многообразие философских учений якобы является
выражением свободы и демократизма мышления, свидетельством расцвета
философии, и всё таки большинство считают что многообразие учений и борьба
между ними демонстрируют скорее бедность чем процветание.
Гносеологические корни современного индийского идеализма, как и идеализма
вообще, заключаются в преувеличении одной из сторон бесконечно сложного,
диалектического по своей природе процесса познания, в превращении одной из
его граней или чёрточек в абсолют. В зависимости от того, какая грань
абсолютизируется в конкретном учении, оно приобретает свои особенности,
отличающие его от других учений не утрачивая общности теоретико-
познавательных основ с философским идеализмом вообще.
Наряду с созданием систем, претендующих на всеобщность и универсальность, в
индийской философии наблюдается тенденция к узкой специализации не только по
отраслям философских знаний, но даже по отдельным проблемам философии,
которые не редко также абсолютизируются, произвольно отрываются от всего
комплекса идей и возводятся в ранг самостоятельной, а подчас и частной
области мировоззрения. Следствие этого – появление таких концепций, как
«Философия ценностей», «Философия души и тела», «Философия мистицизма» и т.
д.
Все названные философские системы и учения не достигли уровня школ и течений,
как это было с древнеиндийскими учениями, интегральной ведантой Ауробиндо
Гхоша или гандизмом, составившие эпоху в развитии философской мысли и
завоевавшими не мало активных приверженцев.
Иными словами, в
современной индийской
система связана с именем только её творца, носителя и пропагандиста, а
поскольку они обычно претендуют на универсальность и абсолютную истинность
между ними неизбежно возникает острая конкуренция и даже борьба. Поэтому при
всём многообразии таких систем они в общем лишены реальной исторической
перспективы и не в состоянии выполнять функции той самой философии жизни, в
которой испытывает стольострую потребность индийская национальная буржуазия.
Влияние древнеиндийских философских традиций на современную индийскую философию
На развитие современной
идеалистической философии
оказали учения и принципы древнеиндийской философии. Широкое использование её
категорий и идей является одновременно и следствием и выражением
консервативной силы духовных традиций и создаёт у индийских философов
представление о некой неизменной национально-самобытной философии, которой
якобы присущи черты и особенности безотносительно к историческому периоду и
конкретным системам.
Одна из наиболее обобщающих характеристик индийской философии принадлежит Д.
М. Датте. По его мнению главные её особенности состоят в:
1) попытке
создать мировоззрение,
только на чувственном опыте;
2) утверждение, что философия существует для жизни и должна быть
жизненной в частной, общественной и международной сферах;
3) в
мысли, что необходимы
сделать философские истинны более эффективными;
4)
признание фундаментального
5) идеи,
что Конечная Реальность
различными путями;
6) постулате, что политическая свобода и материальный прогресс нужны, но
лишь как средство к конечному духовному миру и совершенству;
7) в
утверждении, что конечная
самосовершенствовании призванном поднять мир до уровня совершенства.
Влияние древнеиндийских традиций не редко считается решающим не только в
философии, но и индийской культуры вообще. Индийская философия определила
характер индийской культуры во всех её многообразных проявлениях. При этом в
качестве важнейших выдвигаются мистические и религиозно-нравственные принципы
древних идеалистических учений.
Главное содержание индийской философской традиции заключается в осознании
высшей цели жизни – единства, гармонии Брахманом и Абсолютом. Это учение –
главный вклад индии в мировую культуру. Не менее важный элемент представляет
учение о том,
что кульминационный пункт
подразумевающей дисциплину интеллекта, воли и эмоций под умелым руководством