Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 06:39, курс лекций
Уровень развития производственных сил и характер производственных
отношений оказывает влияние на общие цели обучения. С изменением целей
меняются и методы обучения. Так в древние времена преобладали методы
обучения, основанные на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми
определённые действия, ученики овладевали ими в ходе непосредственного
участия в жизни социальной группы.
Лекция №1
«Метод обучения как историческая категория»……………………………….4
Лекция № 2
«Обучение изобразительному искусству в период
первобытнообщинного строя»………………………………………………….5
Лекция №3
«Система художественного образования в Древнем Египте»………………..8
Лекция №4
«Система художественного образования в Древней Греции»……………….12
Лекция №5
«Система художественного образования в Древнем Риме»…………………17
Лекция №6
«Методы работы в средневековом искусстве»……………………………….18
Лекция №7
«Художественное образование эпохи Возрождения»…………………….…21
Лекция № 8
«Становление академической системы художественного
образования в XVI – XVII веках»…………………………………………….26
Лекция № 9
«Совершенствование академической школы художественного
образования в XVIII веке………………………………………………………30
Лекция №10
«Рисование в России X - XVIII веков»……………………………………….33
Лекция №11
«Становление академического художественного
образования в России»……………………………………………………..….35
Лекция №12
«Художественное образование в XIX веке»………………………………...36
Лекция №13 3
«Реформаторская художественная педагогика рубежа XIX – XX веков»…..38
государственный деятель. Рубенс получил прекрасное образование.
Педагогические установки Рубенса основывались на изучении античного
искусства. «Я глубоко преклоняюсь перед величием античного искусства, по
следам которого я пытаюсь следовать, но сравниваться с которым, я даже не
смел помышлять». Рубенс требовал от учеников не копирования образцов, а
передачу живого тела, активно
сам показывал технические
материала, конструктивную закономерность строения формы. Большое
значение при обучении рисунку Рубенс придавал научным основам законов
перспективы, светотени, пластической анатомии.
Однако частные школы
не могли конкурировать с
так как государственные академии могли привлекать к преподаванию
специалистов узкого профиля по рисунку, живописи, композиции.
Эффективность такой системы была налицо.
Рисованием можно овладеть, лишь имея в арсенале серьезные знания,
которые помогают узнавать окружающий мир. Поэтому рисование стало
интересовать и деятелей народного образования. Так, впервые после
памфила, мысль о пользе рисования как общеобразовательного предмета,
была высказана великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским
(1592-1678) в «Великой дидактике». Правда, Коменский не решался
включить образование в курс школьного обучения. Коменский пишет, что
для обучения искусству необходимо соблюдать три требования: 1)
правильного употребления , 2) разумного употребления, 3) частого
упражнения. Однако Коменский не разделяет обучение рисованию в
общеобразовательной школе и в профессиональном образовании. Он
опирается уже на сложившуюся систему обучения в академиях художеств.
Руководящая роль должна принадлежать учителю. Ошибки, допущенные 30
учениками, должны быть исправлены учителем с объяснением их причин.
Ученика, овладевшего элементарными основами искусства, нужно
приобщать к знакомству с лучшими работами прославленных мастеров.
Коменский считал, что нужно изучать методы рисования, чтобы иметь
представление о тех, которые дают наилучшие результаты.
Английский педагог и философ Джон Локк (1632-1704) считал, что
рисование есть важный общеобразовательный предмет. «Если мальчик
приобрел красивый и быстрый почерк, то он должен поддерживать его
тщательными упражнениями в письме, но усовершенствовать свое искусство
посредством рисования. В путешествиях …рисование послужит в пользу
молодого человека, часто немногими чертами он в состоянии будет
изобразить то, чего не объяснить никакими многословными описаниями».
Жан Жак Руссо (1712-1778) считал,
что через рисование
органы чувств ребенка.
Труды Локка, Руссо, Коменского позволили соединить теорию
искусства с теорией педагогики.
Французский классицизм. Шарль Лебрен, Бернини, Н Пуссен. Эстетика
классицизма, идея гармоничного устройства природы и общества, приведшая
к излишней идеализации натуры, взгляд через «очки античности».
Лекция № 9
Совершенствование академической школы художественного
образования в XVIII веке.
XVII век - первая половина XIX века является «золотым веком»
академий. Они указывают художникам пути к вершинам искусства,
воспитывают худ. вкус, определяют эстетические идеалы. Совершенствуется
и методика преподавания. Опора на разум, который контролирует
впечатления художника Рисовальщик наблюдает предметы в природе, 31
анализируя их форму, опирается при изображении на уже имеющиеся у него
знания. Обучение искусству проходило одновременно с научным
просвещением и воспитанием высоких идеалов. Однако излишнее
стремление к нормам античного искусства лишало возможности худ.
отражения действительности, стала раздаваться критика в сторону
академической школы.
В числе противников
1784), отстаивавший материалистические идеи в эстетике (французское
просвещение). Салоны Дени Дидро (критический обзор периодических худ.
выставок) подвергал критике академическую школу, ратуя за реализм в
искусстве. Взгляды по поводу отрицания академической школы выразил в
труде «Опыт в живописи». Однако Гете в одноименной статье подверг
критике взгляды Дидро.
Вот сущность полемики Дидро и Гете. Дидро считал, что вместо
рисования аттиков надо идти в народ. А Гете считает, что Дидро путает
направление и школу. Ученику надо знать что искать, а потом идти на
поиски. Дидро же считал академическое образование манерным, , наставлять
в истинном искусстве, а затем рисовать реальность. Все же академия как
учебное заведение являлось наиболее удачной формой профессиональной
подготовки новых кадров, а Дидро путал систему с отдельными методами.
Однако абсолютизация классических ценностей приводила к догматизму в
искусстве.
Джошуа Рейнольдс (1723-1792) призывал к внимательному изучению
жизни, обогащая его научными знаниями. С первых шагов руководства АХ
Великобритании Рейнольс – сторонник академической школы с опорой на
изучение натуры.
Ступени обучения по Рейнольдсу:
- Вводный курс. Знакомство с общими принципами рисунка, живописи,
композиции. 32
- Второй этап. Изучение
опыта искусства. Большое
придавалось упражнениям, повторениям, рисованию по памяти.
Основной метод на начальной стадии обучения – грамотная передача
объектов. Именно на ранних стадиях важно заставить грамотно подходить к
работе с натуры (конструктивный анализ, моделировка формы), заставить
учеников правильно понять пути искусства.
Необходимо учитывать возрастные и личностные особенности учеников
(талант, темперамент). «Особенно внимательно надлежит следить за
успехами более продвинутых учеников, достигших в своих занятиях того
критического периода, от
правильного окончания
направление их вкуса. В этом возрасте для них весьма естественно
увлекаться большим блеском, чем основательностью, и предпочитать
роскошную небрежность утомительной, точности… Они принимают тень за
сущность и сделают механическую легкость гласным достоинствам
искусства, для которого она является лишь отношением».
Рейнольдс выдвигает мысль о том, что обучение рисованию - тоже
искусство, если педагогические приемы не будут проверены на практике,
ученики не усвоят материал достаточно хорошо.
Гете о рисунке. Основной метод – опора на научные знания.
Бессмысленное копирование натуры превращает художника в ремесленника
(подражание – рабство, манера – произвол, стиль – результат
целеустремленного научного познания).
Суждения Гете представляют интерес не только для профессиональной,
но и для общеобразовательной системы:
-задача художника-педагога – помочь ученику овладеть законами
изображения и закономерностями природы. Закономерности строения
природы находят свое отражение в искусстве, следовательно, искусство
подчиняется определенным законам…художник признательный природе,
приносит обратно ей некую вторую природу4, но природу, рожденную из
чувства и мысли, природу человечески завершенную…» 33
«Наиболее вздорное из всех заблуждений – когда молодые одаренные
люди воображают, что утратят оригинальность, признав правильным то, что
уже было признано другими».
Некоторые методисты, опасаясь, как бы ученик не потерял своей
увлеченности, достигнув определенных высот, предоставляют ему полную
свободу действий, боятся вмешиваться в работу. Подобное недопустимо,
считает Гете: «Игра с серьезным и важным портит человека… Он
перескакивает ступени, задерживается на некоторых из них… Он создает
себе необходимость поступать по многим правилам… Он все больше
отдаляется от правды предметов и теряется в субъективных исканиях».
Гете считал основой основ человеческое тело, его пропорции и пластику.
Поверхностное наблюдение не дает возможности художнику понять
строение тела: «Человеческая фигура не может быть понята только при
помощи осмотра ее поверхностей, надо обнажить ее внутреннее строение,
расчленить на части, заметить соединения, знать их особенности, изучить их
действие и противодействие, усвоить скрытое, постоянное, основу явления,
чтобы действительно видеть и подражать тому прекрасному неделимому
целому, которое движется перед нашими глазами, как живой организм…
Видеть, в первую очередь то, что знаешь»… «Дилетант всегда боится
основательного, минует приобретение необходимых знаний, чтобы подойти к
исполнению, смешивает искусство с материалом. Так, например нельзя найти
дилетанта, который бы хорошо рисовал, так как в таком бы случае он бы
находился по дороге к искусству. Напротив, многие плохо рисуют и хорошо
пишут красками. Дилетанты часто берутся за мозаики т восковую живопись,
потому что они ставят на место искусства прочность произведения. Они
часто занимаются гравированием, потому что их привлекает размножение.
Они ищут фокусов, манер, способов обработки, секретов, потому что они
часто не могут подняться над понятием механического умения…»
Итог: основа художественного
образования – рисование
как в профессиональной, так и в общеобразовательной сферах. 34
Лекция №10
«Рисование в России X - XVIII веков»
Уже к XI веку рисование рассматривается как общеобразовательный
предмет и был связан с обучением грамоте. Скорее всего, в основу обучения
был положен копийный метод.
Навыки в профессиональном художественном образовании
приобретались в монастырских иконописных школах. Рисунок считался
важной частью искусства иконописи, особенно в изображении ликов и
фигур.
Для организации учебной
работы ведущие мастера
сборники правил иконописных изображений. От копирования этих
сборников переходили к самостоятельному рисованию.
Сначала XVII века требования
к изображению ликов
Помимо четкости и слаженности рисунок должен быть и правдоподобным.
Симон Ушаков старался приблизить искусство иконы к реальной
действительности. В своем сочинении «Слово к люботщательному иконного
писания» он высказывал мысль о необходимости изучения человеческого
тела и его реалистического изображения в иконописи. Ушаков высказывал
мысль о том, что для нового подхода в изобразительном искусстве
необходима школа. Он также считал, что рисование как
общеобразовательный предмет призван развивать личность. Однако в
методологическом плане придерживался старых копийных методов.
С реформами Петра I появилась необходимость в художниках
различных специализаций. Возросла потребность и в светском искусстве.
В 1711 году при Петербургской типографии организуется школа
рисования, где помимо рисования по образцам практикуется рисование с
натуры. Из-за границы приглашаются художники-педагоги. Рисование
начинает широко внедряться
как общеобразовательный
рисование было включено в число предметов Московской академии (1715),
Хирургической школы при
Санкт-Петербургском военном
Кадетском корпусе (1732). А в 1724 году в Российской академии наук
предусматривалось преподавание «знатнейших художеств».
Для правильного рисования в этих учебных заведениях была издана
книга И.Д. Прейслера «Основательные правила, или Краткое руководство к
рисовальному художеству». Это первое серьезное руководство по рисунку в
России. Грамотная последовательность обучения в сочетании с опорой на
геометрию, перспективу и пластическую анатомию – отличительные
особенности этого труда. Однако, первые учителя-иностранцы стали
рассматривать эту книгу как сборник образцов для копирования и ее
методическая ценность была утрачена. Но в последнее время методическое
значение данного труда восстановлено.
Лекция №11
«Становление академического художественного образования в
России»
В 1755 году граф Шувалов на свой вторичный запрос о создании
Академии Художеств получает от Елизаветы положительный ответ. В 1756
году Шувалов едет за границу, где при посредстве Дидро и Вольтера
знакомится с постановкой художественного образования в Европе. Проект
Шувалова был утвержден в 1757 году сенатом, а в 1758 АХ перевели из
Московского университета в Санкт-Петербург.
Для развития художественного вкуса учащихся АХ окружали предметы
искусства. Шувалов жертвует свое собрание картин и рисунков, а также
личную библиотеку. Академия снабжала учеников всем необходимым.
Воспитанники делились на группы: 1-ая – с 6 до 9 лет, 2-ая – с9 до 12, 3-я – с
12 до 15 лет, 4-ая – с15 до
18 лет. Занятия строились
утренние с 9 до 11 и вечерние с17 до 19. Итоги подводились по результатам
просмотра. 36
Основной учебный предмет – рисунок. По инициативе скульптора
Жиле в 1760 году при АХ был организован класс, где изучали пластическую
Информация о работе Метод обучения как историческая категория