Метод обучения как историческая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 06:39, курс лекций

Описание работы

Уровень развития производственных сил и характер производственных
отношений оказывает влияние на общие цели обучения. С изменением целей
меняются и методы обучения. Так в древние времена преобладали методы
обучения, основанные на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми
определённые действия, ученики овладевали ими в ходе непосредственного
участия в жизни социальной группы.

Содержание работы

Лекция №1
«Метод обучения как историческая категория»……………………………….4
Лекция № 2
«Обучение изобразительному искусству в период
первобытнообщинного строя»………………………………………………….5
Лекция №3
«Система художественного образования в Древнем Египте»………………..8
Лекция №4
«Система художественного образования в Древней Греции»……………….12
Лекция №5
«Система художественного образования в Древнем Риме»…………………17
Лекция №6
«Методы работы в средневековом искусстве»……………………………….18
Лекция №7
«Художественное образование эпохи Возрождения»…………………….…21
Лекция № 8
«Становление академической системы художественного
образования в XVI – XVII веках»…………………………………………….26
Лекция № 9
«Совершенствование академической школы художественного
образования в XVIII веке………………………………………………………30
Лекция №10
«Рисование в России X - XVIII веков»……………………………………….33
Лекция №11
«Становление академического художественного
образования в России»……………………………………………………..….35
Лекция №12
«Художественное образование в XIX веке»………………………………...36
Лекция №13 3
«Реформаторская художественная педагогика рубежа XIX – XX веков»…..38

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ХУДОЖ ОБРАЗОВ.docx

— 76.65 Кб (Скачать файл)

анатомию.

В основе методики преподавания – рисование с натуры (копии  с 

оригиналов, гипс, натура).

Система образование отличалась тем, что ученик пока не пройдет 

положительно программу  каждого класса, не перейдет в следующий. А в

Европе на обучении в каждом классе тратился год и не более.

Ведущий методист – Лосенко А.П. Теоретические труды Лосенко

посвящены пропорциям и анатомии, а также имели место таблицы 

оригиналов.

 

Лекция №12

«Художественное образование  в XIX веке».

Первая половина XIX века –  наивысший расцвет академической  школы 

рисунка.Над методикой преподавания работают: А.И. Иванов, В.К. Шебуев,

А.Г. Венецианов. Интерес представляют научные труды Г.А. Гиппиуса,

А.Палича, А.П. Сапожникова.

К началу XIX века русская академическая  школа становится лучшей в

Европе. Она основывалась на серьезном изучении анатомии (И.В. Буяльский)

и выразительном рисунке. Преподают такие известные рисовальщики, как

О.А. Кипренский, К.П и А.П. Брюллов, Р.А. Бруни. Практикуется рисунок

двух видов: линейно-конструктивный с легкой прокладкой тона и объемно-

пространственный с тональной проработкой формы и пространства.

Ведущие методисты – А.Н. Оленин, В.К.Шебуев. Основные положения

их методических изысканий.

А.Н.Оленин (1763 – 1843), президент  АХ России:

-переоборудование классов  и мастерских в соответствии  с современной

методикой;

-обеспечение учебно-методических  пособий;  37

-организация класса манекенов  (для изучения костюма);

-снабжение учащихся лучшими  художественными материалами; 

-в процессе обучения  – опора на научно-теоретическую  базу.

В.К. Шебуев (1777 – 1855):

-составление руководства  по анатомии в содружестве  с Буяльским;

-опора в художественно-педагогической  деятельности на рисование с

натуры с научных позиций;

Таким образом, АХ России бала признана в Европе. Иностранные

художники почитают за честь  быть в составе педагогического  состава А.Х.

Во второй половине XIX века наметилась ситуация противостояния

сторонников официального академизма и прогрессивных художников-

воспитанников АХ. Основными  методистами являются И.Н. Крамской и П.П.

Чистяков. В основе их методических взглядов – аналитическое рисование  и 

тончайшая тональная моделировка  формы. Передовым считался

реалистический подход в изображении натуры. Методическая система П.П.

Чистякова заключалась в  том, что голова, фигура, предметы и  т.д.

рассматривалась как система  плоскостей, образующих замкнутый объем.

Правильное расположение этих плоскостей в пространстве относительно

точки зрения художника, то есть грамотное перспективное сокращение

плоскостей – единственно  верный способ реалистического изображения 

натуры. При этом необходимо пользоваться научными знаниями в области 

перспективы, анатомии и способов построения. Чистяков указывал на то, что 

преподавание должно строится на законах науки и искусства. Педагог не

имеет права вводить ученика  в заблуждение своими субъективными

заблуждениями.

 

 

 

 

  38

Лекция №13

«Реформаторская художественная педагогика рубежа XIX – XX

веков».

Тенденции отхода от академических  традиций продолжала нарастать и 

достигла своего апогея на рубеже XIX – XX веков. При чем эта тенденция

развивалась как за рубежом, так и в России.

Зарубежная школа изобразительного искусства представлена такими

методистами, как Ашбе (методика представляет плоскостной анализ формы

от крупных объемов  к пластической трактовке), Д. Тедд (рассматривал

рисование как развивающую  дисциплину для развития личностных и

физических навыков учеников). Методика работы над рисунком Г.Бамеса

также близка методическим взглядам Ашбе.

В России, а впоследствии в Советской России, преподавание

изобразительного искусства  стало ареной борьбы противоречий не только

педагогических, но и идеологических. Формальные направления в искусстве 

Запада и России (конструктивизм, футуризм, абстракционизм) породили

пересмотр методической основы академической системы. На первый план

выступает формальная основа организации плоскости. Широкое 

распространение получил  метод проектов. Однако, начиная  приблизительно

с 30-ых годов XX столетия, реалистические устремления в искусстве берут 

реванш. Но новаторские устремления  не прошли незамеченными в методике

преподавания Академии. Главнейшие этапы живописи были отражены в

программе АХ:

1. От натурализма –  вертикально-горизональное классическое

построение картинной  плоскости.

2. От импрессионизма –  анализ световых спектральных  цветов.

3. От кубизма – разноплоскостное расчленение поверхности и

многообразие осевых вхождений  в глубину картинной плоскости.

4. От футуризма – проблема  динамики.  39

В 40-ых годах ставится проблеме о подготовке профессиональных

педагогических кадров для  работы в школах. И при посредничестве Д.Н.

Каодовского начинают открываться художественно-графические факультеты

при педагогических Вузах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список использованной и рекомендуемой

литературы.

1. Беда Г.В. Основы изобразительной  грамоты. М., 1981

2. Кузин В.С. Основы обучения  изобразительному искусству в

общеобразовательной школе. М., 1977

3. Кузин В.С. Методика  преподавания ИЗО в 1-3 кл. М., 1979

4. Барщ А. О. Наброски и зарисовки. М., 1970

5. Маслов Н.Я. Пленер. М., 1986

6. Неменский В.М. Распахни окно/мысли художников об эстетическом

воспитании, о проблемах эстетического воспитания. М.,1974

7. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1981

8. Неменский Б.М. Доверие. М., 1984

9. Ростовцев Н.Н. Методика  преподавания изобразительного  искусства в

школе. М., 1980

10. Ростовцев Н.Н. История  методов обучения рисованию. М., 1981

11. Ростовцев Н.Н. Очерки  по истории методов преподавания  рисунка. М.,

1984

12. Ростовцев Н.Н. Учебный  рисунок. М., 1976

13. Терентьев А.В. Рисунок  в педагогической практике учителя.  М., 1981

14. Хворостов А.С. Древесные  узоры. М., 1976  40

15. Хворостов А.С., Новиков  С.Н. Мастерим вместе с папой.  М., 1992

16. Хворостов А.С. Чеканка.  Инкрустация. Резьба по дереву. М., 1985

17. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное  искусство в школе. М., 1981

18. Шорохов Е.В. Тематическое  рисование. М., 1978

19. Шорохов Е.В. Методика  преподавания композиции на уроках  ИЗО в

школе. М., 1974

20. Шорохов Е.В. Основы  композиции. Учеб для студентов  педагогических 

институтов. М., 1979

21. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе. М., 1981

22. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе. М., 1981

23. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 3 классе. М., 1984

24. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования.

М., 1979

25. Сокольникова Н. М.  Рисунок. Живопись. Композиция. Словарь 

художественных терминов. Для 5-8 классов. Обнинск, 1996

26. Сокольникова Н. М.  Методика преподавания изобразительного  искусства. 

М., 2004

27. Выготский Л. С. Психология искусства.

28. Дмитриева Н. А. Эстетическое  воспитание.

29. Борев Ю. Б. Эстетика.

30. Школа Изобразительного  искусства в десяти томах. М., 1988

31. Чистяков П.П., Савинский  В.Е. Переписка 1883 – 1888 гг. Воспоминания.

М., 1939

Молева Н., Белютин Э. П.П. Чистяков – теоретик и педагог. М., 1953


Информация о работе Метод обучения как историческая категория