Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 06:39, курс лекций
Уровень развития производственных сил и характер производственных
отношений оказывает влияние на общие цели обучения. С изменением целей
меняются и методы обучения. Так в древние времена преобладали методы
обучения, основанные на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми
определённые действия, ученики овладевали ими в ходе непосредственного
участия в жизни социальной группы.
Лекция №1
«Метод обучения как историческая категория»……………………………….4
Лекция № 2
«Обучение изобразительному искусству в период
первобытнообщинного строя»………………………………………………….5
Лекция №3
«Система художественного образования в Древнем Египте»………………..8
Лекция №4
«Система художественного образования в Древней Греции»……………….12
Лекция №5
«Система художественного образования в Древнем Риме»…………………17
Лекция №6
«Методы работы в средневековом искусстве»……………………………….18
Лекция №7
«Художественное образование эпохи Возрождения»…………………….…21
Лекция № 8
«Становление академической системы художественного
образования в XVI – XVII веках»…………………………………………….26
Лекция № 9
«Совершенствование академической школы художественного
образования в XVIII веке………………………………………………………30
Лекция №10
«Рисование в России X - XVIII веков»……………………………………….33
Лекция №11
«Становление академического художественного
образования в России»……………………………………………………..….35
Лекция №12
«Художественное образование в XIX веке»………………………………...36
Лекция №13 3
«Реформаторская художественная педагогика рубежа XIX – XX веков»…..38
анатомию.
В основе методики преподавания – рисование с натуры (копии с
оригиналов, гипс, натура).
Система образование отличалась тем, что ученик пока не пройдет
положительно программу каждого класса, не перейдет в следующий. А в
Европе на обучении в каждом классе тратился год и не более.
Ведущий методист – Лосенко А.П. Теоретические труды Лосенко
посвящены пропорциям и анатомии, а также имели место таблицы
оригиналов.
Лекция №12
«Художественное образование в XIX веке».
Первая половина XIX века –
наивысший расцвет
рисунка.Над методикой преподавания работают: А.И. Иванов, В.К. Шебуев,
А.Г. Венецианов. Интерес представляют научные труды Г.А. Гиппиуса,
А.Палича, А.П. Сапожникова.
К началу XIX века русская академическая школа становится лучшей в
Европе. Она основывалась на серьезном изучении анатомии (И.В. Буяльский)
и выразительном рисунке. Преподают такие известные рисовальщики, как
О.А. Кипренский, К.П и А.П. Брюллов, Р.А. Бруни. Практикуется рисунок
двух видов: линейно-конструктивный с легкой прокладкой тона и объемно-
пространственный с тональной проработкой формы и пространства.
Ведущие методисты – А.Н. Оленин, В.К.Шебуев. Основные положения
их методических изысканий.
А.Н.Оленин (1763 – 1843), президент АХ России:
-переоборудование классов и мастерских в соответствии с современной
методикой;
-обеспечение учебно-
-организация класса манекенов (для изучения костюма);
-снабжение учащихся лучшими художественными материалами;
-в процессе обучения
– опора на научно-
В.К. Шебуев (1777 – 1855):
-составление руководства по анатомии в содружестве с Буяльским;
-опора в художественно-
натуры с научных позиций;
Таким образом, АХ России бала признана в Европе. Иностранные
художники почитают за честь быть в составе педагогического состава А.Х.
Во второй половине XIX века наметилась ситуация противостояния
сторонников официального академизма и прогрессивных художников-
воспитанников АХ. Основными методистами являются И.Н. Крамской и П.П.
Чистяков. В основе их методических взглядов – аналитическое рисование и
тончайшая тональная моделировка формы. Передовым считался
реалистический подход в изображении натуры. Методическая система П.П.
Чистякова заключалась в том, что голова, фигура, предметы и т.д.
рассматривалась как система плоскостей, образующих замкнутый объем.
Правильное расположение этих плоскостей в пространстве относительно
точки зрения художника, то есть
грамотное перспективное
плоскостей – единственно верный способ реалистического изображения
натуры. При этом необходимо пользоваться научными знаниями в области
перспективы, анатомии и способов построения. Чистяков указывал на то, что
преподавание должно строится на законах науки и искусства. Педагог не
имеет права вводить ученика в заблуждение своими субъективными
заблуждениями.
38
Лекция №13
«Реформаторская художественная педагогика рубежа XIX – XX
веков».
Тенденции отхода от академических традиций продолжала нарастать и
достигла своего апогея на рубеже XIX – XX веков. При чем эта тенденция
развивалась как за рубежом, так и в России.
Зарубежная школа
методистами, как Ашбе (методика представляет плоскостной анализ формы
от крупных объемов к пластической трактовке), Д. Тедд (рассматривал
рисование как развивающую дисциплину для развития личностных и
физических навыков учеников). Методика работы над рисунком Г.Бамеса
также близка методическим взглядам Ашбе.
В России, а впоследствии в Советской России, преподавание
изобразительного искусства стало ареной борьбы противоречий не только
педагогических, но и идеологических. Формальные направления в искусстве
Запада и России (конструктивизм, футуризм, абстракционизм) породили
пересмотр методической основы академической системы. На первый план
выступает формальная основа организации плоскости. Широкое
распространение получил метод проектов. Однако, начиная приблизительно
с 30-ых годов XX столетия, реалистические устремления в искусстве берут
реванш. Но новаторские устремления не прошли незамеченными в методике
преподавания Академии. Главнейшие этапы живописи были отражены в
программе АХ:
1. От натурализма – вертикально-горизональное классическое
построение картинной плоскости.
2. От импрессионизма – анализ световых спектральных цветов.
3. От кубизма – разноплоскостное расчленение поверхности и
многообразие осевых вхождений в глубину картинной плоскости.
4. От футуризма – проблема динамики. 39
В 40-ых годах ставится проблеме о подготовке профессиональных
педагогических кадров для работы в школах. И при посредничестве Д.Н.
Каодовского начинают открываться художественно-графические факультеты
при педагогических Вузах.
Библиографический список использованной и рекомендуемой
литературы.
1. Беда Г.В. Основы
2. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в
общеобразовательной школе. М., 1977
3. Кузин В.С. Методика преподавания ИЗО в 1-3 кл. М., 1979
4. Барщ А. О. Наброски и зарисовки. М., 1970
5. Маслов Н.Я. Пленер. М., 1986
6. Неменский В.М. Распахни окно/мысли художников об эстетическом
воспитании, о проблемах эстетического воспитания. М.,1974
7. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1981
8. Неменский Б.М. Доверие. М., 1984
9. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в
школе. М., 1980
10. Ростовцев Н.Н. История
методов обучения рисованию. М.
11. Ростовцев Н.Н. Очерки
по истории методов
1984
12. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. М., 1976
13. Терентьев А.В. Рисунок
в педагогической практике
14. Хворостов А.С. Древесные узоры. М., 1976 40
15. Хворостов А.С., Новиков С.Н. Мастерим вместе с папой. М., 1992
16. Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. М., 1985
17. Хворостов А.С. Декоративно-
18. Шорохов Е.В. Тематическое рисование. М., 1978
19. Шорохов Е.В. Методика
преподавания композиции на
школе. М., 1974
20. Шорохов Е.В. Основы композиции. Учеб для студентов педагогических
институтов. М., 1979
21. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе. М., 1981
22. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе. М., 1981
23. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 3 классе. М., 1984
24. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования.
М., 1979
25. Сокольникова Н. М. Рисунок. Живопись. Композиция. Словарь
художественных терминов. Для 5-8 классов. Обнинск, 1996
26. Сокольникова Н. М.
Методика преподавания
М., 2004
27. Выготский Л. С. Психология искусства.
28. Дмитриева Н. А. Эстетическое воспитание.
29. Борев Ю. Б. Эстетика.
30. Школа Изобразительного искусства в десяти томах. М., 1988
31. Чистяков П.П., Савинский В.Е. Переписка 1883 – 1888 гг. Воспоминания.
М., 1939
Молева Н., Белютин Э. П.П. Чистяков – теоретик и педагог. М., 1953
Информация о работе Метод обучения как историческая категория