Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:02, доклад
Достижения египетских художников в области обучения изобразительному искусству, естественно, интересовали и греческих художников. Они внимательно изучали методы построения изображения и те каноны, которые во многом облегчали работу начинающего художника. Греческие художники многое позаимствовали у египтян и в области методики обучения рисунку — например метод рисования заостренной палочкой по не очень твердой гладкой доске. Правда, глиняную поверхность они заменили восковой, но принцип нанесения изображения на плоскость оставался тот же: при изучении пропорциональных закономерностей строения человеческой фигуры — математический расчет.
Методы преподавания рисования в Древней Греции
Достижения египетских художников в области обучения изобразительному искусству, естественно, интересовали и греческих художников. Они внимательно изучали методы построения изображения и те каноны, которые во многом облегчали работу начинающего художника. Греческие художники многое позаимствовали у египтян и в области методики обучения рисунку — например метод рисования заостренной палочкой по не очень твердой гладкой доске. Правда, глиняную поверхность они заменили восковой, но принцип нанесения изображения на плоскость оставался тот же: при изучении пропорциональных закономерностей строения человеческой фигуры — математический расчет.
Однако, знакомясь с методами
преподавания искусства в Древнем
Египте, греки подошли по-новому
к проблеме обучения и воспитания.
Они призывали молодых
В Древнем Египте обожествляли растения и животных. Боги с человеческими телами и с фантастическими головами помнились в Египте значительно позже.
Греки представляли себе загробный
мир как земной, их боги подобны
людям. Им свойственны человеческие
мысли, действия и даже недостатки,
все то, что присуще человеку.
Ставя во главу изобразительного
искусства образ человека, греческие
художники наблюдали и изучали
человеческое тело во всех его деталях.
Используя традицию построения изображения
человеческой фигуры по канонам, греческие
художники выдвинули новую
В 432 году до н. э. в Снкноне скульптор
Поликлет установил новые
Приступая к анализу истории методов обучения изобразительному искусству в Древней Греции, насколько это возможно сделать по имеющимся сведениям, необходимо вспомнить, прежде всего, имя прекрасного рисовальщика Полигнота. он стал при Кимоне во главе кружка художников. Здесь он и развернул свою педагогическую деятельность. Он призывал учеников стремиться к реальности изображения, передавать в рисунке природу так, как видит ее художник в жизни. Владея лишь средствами линейного рисунка (Полигнот еще не владел светотенью), он тем не менее стремился передавать даже фактуру предметов.
Плиний передает, что «Полигнот Фазосский, который нарисовал женщин в просвечивающей одежде, прикрыл головы их пестрыми чепцами и первый внес в живопись очень много нового, коль скоро начал открывать рот, показывать зубы и вместо прежнего неподвижного выражения лица давать разнообразие». Аристотель отмечал и указывал, что Полигнот идеально передавал форму человеческого тела, он по-настоящему развил культуру линейного рисунка, научил уважать линию и передавать ею движение и жизнь человеческих фигур. «Сколько разнообразия и сколько красоты в картине фазосского художника!» — восклицает Павзаний.
Настоящая же революция в области рисования и методах обучения приписывается Аполлодору (около V века до н. э.). Аполлодор Афинский считается первым скиографом, то есть тенеписцем, и вместе с тем первым станковым живописцем, введшим в технику живописи смешивание красок между собой и их градации сообразно свету и тени. Заслуга Аполлодора заключается в том, что он первый стал моделировать объем формы в рисунке, тоном.
Это были принципиально новые положения не только в практике изобразительного искусства, но и в методике его преподавания. Появилась необходимость в совершенно иных методах обучения. Передача формы, объема на плоскости требовала своей теории, своей методики, особых приемов работы. Являясь замечательным художником, Аполлодор в то же время был и прекрасным педагогом. Достаточно отметить, что учеником Аполлодора был прославленный живописец древности Зевксис, которого сам Аполлодор в одной из сочиненных им эпиграмм назвал «похитителем своего искусства».
Зевксис (420-380 гг. до н. э.) был родом
из Гераклеи, учился у Аполлодора в
Афинах, а затем открыл свою школу
в Эфесе. У Зевксиса было много
учеников и последователей. Желая
помочь ученикам понять прекрасное в
жизни и в искусстве, Зевксис,
как и все художники Древней
Греции, старался найти и установить
идеал и канон красоты на основе
изучения натуры. О том, как Зевксис
создавал образ красивейшей женщины
Греции, нам повествует Плиний. Он рассказывает,
что Елену для кротонцев
Много усовершенствований внес Зевксис в методику построения изображения формы предметов средствами светотени. Благодаря глубокому знанию законов природы, техники и технологии изобразительного искусства Зевксис приобрел великую славу. Как художник и педагог Зевксис был очень требователен и к ученикам, и к самому себе. «Передают, что и впоследствии Зевксис нарисовал мальчика, несущего виноград; к винограду подлетели птицы, и Зевксис, рассердившись на свою картину, обнаружил то же самое благородство, заявляя: «Виноград я нарисовал лучше, чем мальчика, потому что, если бы я и мальчика нарисовал вполне удачно, птицы должны были бы его бояться».
Как мы видим, греческие художники стремились к реальности изображения, они старались изобразить реальный мир как можно точнее, доходя до иллюзорности. Все это нашло свое отражение и в методике обучения. Натура являлась источником знаний, а следовательно, в основу метода преподавания было положено рисование с натуры.
Развивал принципы реалистического искусства другой замечательный художник того времени — Паррасий. Плиний Старший писал о нем: «Паррасий родился в Эфесе и сам многое внес в область своего искусства. Он первый придал живописи симметрию, первый стал передавать игру лица, изящество волос, красоту лица, по признанию художников, достигши первенства в контурах. В этом заключается высшая тонкость живописи». Уметь хорошо передавать «игру лица», «достигнуть первенства в контурах» — это прежде всего в совершенстве владеть рисунком, а для овладения таким рисунком нужна основательная школа. Все это говорит о том, что методика обучения рисунку в то время была поставлена на должную высоту. Об этом свидетельствуют и данные археологических раскопок (1968-1969 гг.) близ Пестума, где впервые были обнаружены образцы живописи древнегреческих мастеров. Хотя Посейдония (Пестум) была и далекой провинцией, и работали там второстепенные мастера, но рисунком они владели прекрасно.
Об этом убедительно говорит
метод работы художника над композицией,
когда он без особого труда
перекомпоновывает
Развитие и совершенствование
мастерства, а вместе с тем и
методов преподавания всегда требовали
общения и соревнования между
художниками-педагогами. Рассказы Плиния
о древних художниках, несмотря на
их анекдотичность, очень красочно
характеризуют стиль и
Как передают историки, Паррасий пользовался
большим авторитетом среди
Это уже яркая характеристика теоретических основ методики обучения рисунку, которым должны были следовать учителя и начинающие художники. Видимо, здесь Паррасий раскрывал методическую последовательность построения изображения, которая в его законченных произведениях становилась незаметной, но которая была необходима начинающим художникам.
Совершенно бесспорно, что при
рисовании соблюдались ясность
и четкость изображения предмета.
Линия в рисунке играла первостепенную
роль. При изображении предмета художник
должен был четкими, без лишних штрихов
и росчерков, линиями наметить форму
предмета. А это можно было сделать
только в результате многолетней
школьной выучки. Мало того, что греческие
художники владели высокой
Изображая форму предметов, как это явствует из сведений древних писателей, греческие художники не ограничивались только линейными изображениями, но наглядно и убедительно передавали средствами светотени (тона) объем и фактуру предметов.
Греческие художники стремились к реальности изображения, часто доходя до иллюзорности, как, например, виноград Зевксиса. Отсюда ясно, что для приобретения навыков подобного мастерства нужна была хорошая школа рисунка, рисунок был основой изображения.
К IV веку до н. э. в Греции существовало уже несколько прославленных школ рисунка: сикионская, эфесская и фиванская.
Фиванская школа, основателем которой был Аристид, или Никомах, большое значение придавала «светотеневым эффектам, передаче жизненных ощущений и иллюзии». Эфесская школа, зачинателем которой считается Эфранор из Коринфа, а по другим источникам — Зевксис, основывалась на «чувственном восприятии природы и на внешней красоте». Эта школа стремилась к иллюзии, но была небезукоризненна в рисунке. Сикионская школа, основанная Эвпомпом, базировалась на научных данных естествознания и строго придерживалась законов природы. В этой школе требовалась «величайшая точность и строгость рисунка».
Сикионская школа оказала
Говоря о сикионской школе, необходимо,
прежде всего, сказать об основателе
этой школы — Эвпомпе (400-375 гг. до
н. э.). Эвпомп был прекрасным педагогом
и очень хорошим живописцем. Особое
же место в истории
Эвпомп впервые обратил
Наиболее выдающейся личностью сикионской школы и ее фактическим главой был Памфил — ученик и последователь Эвпомпа. Памфил был очень образованным человеком и блистательным художником.
При обучении рисованию художников-
Как мы видим, у Памфила была особая
система обучения рисунку, которая
обосновывалась строгими научными положениями.
Чтобы овладеть этой системой, а
также всеми научно-
Продолжателями дела Памфила были
его ученики — Мелантий и Апеллес.
Они продолжали развивать дальше
его методические положения и
принципы искусства, методические приемы
обучения рисунку. Самой крупной
фигурой сикионской школы, да и всего
античного искусства был
Информация о работе Методы преподавания рисования в Древней Греции