Методы преподавания рисования в Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:02, доклад

Описание работы

Достижения египетских художников в области обучения изобразительному искусству, естественно, интересовали и греческих художников. Они внимательно изучали методы построения изображения и те каноны, которые во многом облегчали работу начинающего художника. Греческие художники многое позаимствовали у египтян и в области методики обучения рисунку — например метод рисования заостренной палочкой по не очень твердой гладкой доске. Правда, глиняную поверхность они заменили восковой, но принцип нанесения изображения на плоскость оставался тот же: при изучении пропорциональных закономерностей строения человеческой фигуры — математический расчет.

Файлы: 1 файл

Metody_prepodavania_risovania_v_Drevney_Gretsii.docx

— 30.10 Кб (Скачать файл)

Методы преподавания рисования в Древней Греции

Достижения египетских художников в области обучения изобразительному искусству, естественно, интересовали и греческих художников. Они внимательно  изучали методы построения изображения  и те каноны, которые во многом облегчали  работу начинающего художника. Греческие  художники многое позаимствовали у  египтян и в области методики обучения рисунку — например метод  рисования заостренной палочкой по не очень твердой гладкой доске. Правда, глиняную поверхность они  заменили восковой, но принцип нанесения  изображения на плоскость оставался  тот же: при изучении пропорциональных закономерностей строения человеческой фигуры — математический расчет.

Однако, знакомясь с методами преподавания искусства в Древнем  Египте, греки подошли по-новому к проблеме обучения и воспитания. Они призывали молодых художников внимательно изучать жизнь, находить в ней прекрасное и утверждали, что самым прекрасным в жизни  является человек — женщина с  красивыми формами тела, мужчина  с развитыми мускулами. Для греков прекрасным стала земная жизнь, а не загробный мир. Изучая природу, наблюдая красоту обнаженного человеческого тела, они находили в нем так много прелести и гармонии, что не случайно и богов стали изображать по образу и подобию людей. Зевс — мудрый старец, Афина — греческая женщина, Аполлон — красивый молодой человек.

В Древнем Египте обожествляли растения и животных. Боги с человеческими  телами и с фантастическими головами помнились в Египте значительно  позже.

Греки представляли себе загробный  мир как земной, их боги подобны  людям. Им свойственны человеческие мысли, действия и даже недостатки, все то, что присуще человеку. Ставя во главу изобразительного искусства образ человека, греческие  художники наблюдали и изучали  человеческое тело во всех его деталях. Используя традицию построения изображения  человеческой фигуры по канонам, греческие  художники выдвинули новую проблему в искусстве и удачно решили ее в своих трудах.

В 432 году до н. э. в Снкноне скульптор  Поликлет установил новые пропорциональные членения человеческой фигуры и впервые  в истории изобразительного искусства  разрешил проблему «contraposto» — то есть внутреннюю подвижность стоящей фигуры, с упором на одну ногу. Благодаря решению этой проблемы изображение человека стало реальным, оно вышло из той скованности и окаменелости, в которой находилось тысячелетия. Фигура человека стала изображаться очень естественно и жизненно. К сожалению, о содержании теоретического труда Поликлета мы знаем лишь очень немногое по выдержкам из сочинений древних писателей и предположениям ученых.( сочинение о про норциональной соразмерности частей человеческого тела). Для иллюстрации своих теоретических доказательств Поликлет вылепил статую Дорифора — копьеносца, которая служила образцом.

Приступая к анализу истории  методов обучения изобразительному искусству в Древней Греции, насколько  это возможно сделать по имеющимся  сведениям, необходимо вспомнить, прежде всего, имя прекрасного рисовальщика Полигнота. он стал при Кимоне во главе кружка художников. Здесь он и развернул свою педагогическую деятельность. Он призывал учеников стремиться к реальности изображения, передавать в рисунке природу так, как видит ее художник в жизни. Владея лишь средствами линейного рисунка (Полигнот еще не владел светотенью), он тем не менее стремился передавать даже фактуру предметов.

Плиний передает, что «Полигнот  Фазосский, который нарисовал женщин в просвечивающей одежде, прикрыл  головы их пестрыми чепцами и первый внес в живопись очень много нового, коль скоро начал открывать рот, показывать зубы и вместо прежнего неподвижного выражения лица давать разнообразие». Аристотель отмечал  и указывал, что Полигнот идеально передавал форму человеческого тела, он по-настоящему развил культуру линейного рисунка, научил уважать линию и передавать ею движение и жизнь человеческих фигур. «Сколько разнообразия и сколько красоты в картине фазосского художника!» — восклицает Павзаний.

Настоящая же революция в области  рисования и методах обучения приписывается Аполлодору (около V века до н. э.). Аполлодор Афинский считается первым скиографом, то есть тенеписцем, и вместе с тем первым станковым живописцем, введшим в технику живописи смешивание красок между собой и их градации сообразно свету и тени. Заслуга Аполлодора заключается в том, что он первый стал моделировать объем формы в рисунке, тоном.

Это были принципиально новые положения  не только в практике изобразительного искусства, но и в методике его  преподавания. Появилась необходимость  в совершенно иных методах обучения. Передача формы, объема на плоскости  требовала своей теории, своей  методики, особых приемов работы. Являясь  замечательным художником, Аполлодор  в то же время был и прекрасным педагогом. Достаточно отметить, что  учеником Аполлодора был прославленный  живописец древности Зевксис, которого сам Аполлодор в одной из сочиненных им эпиграмм назвал «похитителем своего искусства».

Зевксис (420-380 гг. до н. э.) был родом  из Гераклеи, учился у Аполлодора в  Афинах, а затем открыл свою школу  в Эфесе. У Зевксиса было много  учеников и последователей. Желая  помочь ученикам понять прекрасное в  жизни и в искусстве, Зевксис, как и все художники Древней  Греции, старался найти и установить идеал и канон красоты на основе изучения натуры. О том, как Зевксис  создавал образ красивейшей женщины  Греции, нам повествует Плиний. Он рассказывает, что Елену для кротонцев Зевксис  написал не с одной натурщицы, а с нескольких. Кротонцы прислали Зевксису красивейших девушек своего города, чтобы он выбрал себе из них  наилучшую для натуры. Художник отобрал  пять красивейших натурщиц и, списывая то с одной, то с другой наиболее прекрасные формы, создал столь идеальный  образ женщины, что «взглянуть на него было неземным наслаждением».

Много усовершенствований внес Зевксис  в методику построения изображения  формы предметов средствами светотени. Благодаря глубокому знанию законов  природы, техники и технологии изобразительного искусства Зевксис приобрел великую  славу. Как художник и педагог Зевксис был очень требователен и к ученикам, и к самому себе. «Передают, что и впоследствии Зевксис нарисовал мальчика, несущего виноград; к винограду подлетели птицы, и Зевксис, рассердившись на свою картину, обнаружил то же самое благородство, заявляя: «Виноград я нарисовал лучше, чем мальчика, потому что, если бы я и мальчика нарисовал вполне удачно, птицы должны были бы его бояться».

Как мы видим, греческие художники  стремились к реальности изображения, они старались изобразить реальный мир как можно точнее, доходя до иллюзорности. Все это нашло свое отражение и в методике обучения. Натура являлась источником знаний, а следовательно, в основу метода преподавания было положено рисование с натуры.

Развивал принципы реалистического искусства другой замечательный художник того времени — Паррасий. Плиний Старший писал о нем: «Паррасий родился в Эфесе и сам многое внес в область своего искусства. Он первый придал живописи симметрию, первый стал передавать игру лица, изящество волос, красоту лица, по признанию художников, достигши первенства в контурах. В этом заключается высшая тонкость живописи». Уметь хорошо передавать «игру лица», «достигнуть первенства в контурах» — это прежде всего в совершенстве владеть рисунком, а для овладения таким рисунком нужна основательная школа. Все это говорит о том, что методика обучения рисунку в то время была поставлена на должную высоту. Об этом свидетельствуют и данные археологических раскопок (1968-1969 гг.) близ Пестума, где впервые были обнаружены образцы живописи древнегреческих мастеров. Хотя Посейдония (Пестум) была и далекой провинцией, и работали там второстепенные мастера, но рисунком они владели прекрасно.

Об этом убедительно говорит  метод работы художника над композицией, когда он без особого труда  перекомпоновывает первоначальный сюжет и создает новый рисунок. «Композиция росписей нередко намечалась по нескольку раз — об этом можно  судить, изучая фрески при боковом  освещении. Сюжеты росписей разнообразны: вереницы всадников, поединки кулачных бойцов или греческих пехотинцев-гоплитов, сцены охоты на оленя, изображения  быков, грифонов и фантастических птиц».

Развитие и совершенствование  мастерства, а вместе с тем и  методов преподавания всегда требовали  общения и соревнования между  художниками-педагогами. Рассказы Плиния о древних художниках, несмотря на их анекдотичность, очень красочно характеризуют стиль и направление  изобразительного искусства того времени.

Как передают историки, Паррасий пользовался  большим авторитетом среди коллег и как художник, и как ученый-теоретик. Он разработал канон пропорций человеческого  тела, которым пользовались многие его ученики и последователи; написал специальный трактат  о рисунке, в котором особое внимание уделил линии. При обучении рисунку  Паррасий требовал прежде всего обратить внимание ученика на роль и значение линии как основного средства выражения формы на плоскости. Раскрывая специфику линейного рисунка, как ее трактовал Паррасий.

Это уже яркая характеристика теоретических  основ методики обучения рисунку, которым  должны были следовать учителя и  начинающие художники. Видимо, здесь  Паррасий раскрывал методическую последовательность построения изображения, которая в  его законченных произведениях  становилась незаметной, но которая  была необходима начинающим художникам.

Совершенно бесспорно, что при  рисовании соблюдались ясность  и четкость изображения предмета. Линия в рисунке играла первостепенную роль. При изображении предмета художник должен был четкими, без лишних штрихов  и росчерков, линиями наметить форму  предмета. А это можно было сделать  только в результате многолетней  школьной выучки. Мало того, что греческие  художники владели высокой техникой рисунка, они прекрасно знали  форму и строение человеческого  тела. Об этом убедительно свидетельствуют  произведения вазовой живописи, скульптуры и копии с произведений греческих  художников, выполненные римскими живописцами.

Изображая форму предметов, как  это явствует из сведений древних  писателей, греческие художники  не ограничивались только линейными  изображениями, но наглядно и убедительно  передавали средствами светотени (тона) объем и фактуру предметов.

Греческие художники стремились к реальности изображения, часто доходя до иллюзорности, как, например, виноград Зевксиса. Отсюда ясно, что для приобретения навыков подобного мастерства нужна была хорошая школа рисунка, рисунок был основой изображения.

К IV веку до н. э. в Греции существовало уже несколько прославленных  школ рисунка: сикионская, эфесская и  фиванская.

Фиванская школа, основателем которой  был Аристид, или Никомах, большое  значение придавала «светотеневым  эффектам, передаче жизненных ощущений и иллюзии». Эфесская школа, зачинателем  которой считается Эфранор из Коринфа, а по другим источникам —  Зевксис, основывалась на «чувственном восприятии природы и на внешней  красоте». Эта школа стремилась к  иллюзии, но была небезукоризненна в  рисунке. Сикионская школа, основанная Эвпомпом, базировалась на научных данных естествознания и строго придерживалась законов природы. В этой школе требовалась «величайшая точность и строгость рисунка».

Сикионская школа оказала большое  влияние на методику преподавания рисования  и на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Эта школа придерживалась научного метода обучения, она стремилась приблизить ученика к природе, научить  его чтить закономерности строения природы, воспитывала у ученика  любовь к изучению красот природы. В  результате всего этого сикионская школа рисунка давала очень высокую  профессиональную подготовку молодым  художникам. Из сикионской школы вышли  такие прославленные художники, как Памфил, Мелантий, Павзий и великий  Апеллес.

Говоря о сикионской школе, необходимо, прежде всего, сказать об основателе этой школы — Эвпомпе (400-375 гг. до н. э.). Эвпомп был прекрасным педагогом  и очень хорошим живописцем. Особое же место в истории изобразительного искусства Эвпомп занимает как выдающийся представитель художественной педагогики.

Эвпомп впервые обратил серьезное  внимание на научную основу изобразительного искусства, положив рисунок во главу  угла своей школы. Стараясь ввести в  искусство научные принципы и стремясь к величайшей точности рисунка, Эвпомп подошел по-новому и к методу обучения. Отличие этого метода от метода преподавания рисования в других школах состояло в том, что Эвпомп призывал своих учеников изучать природу, изучать закономерности природы на основе науки, главным образом математики.

Наиболее выдающейся личностью  сикионской школы и ее фактическим  главой был Памфил — ученик и  последователь Эвпомпа. Памфил был  очень образованным человеком и  блистательным художником.

При обучении рисованию художников-профессионалов Памфил особенно большое внимание уделял научному обоснованию каждого положения  изобразительного искусства, и в  частности математической закономерности. Сам Памфил был большой знаток математики и много работал в  области геометрии, так как эта  наука помогает развитию пространственного  мышления и облегчает процесс  построения изображения на плоскости.

Как мы видим, у Памфила была особая система обучения рисунку, которая  обосновывалась строгими научными положениями. Чтобы овладеть этой системой, а  также всеми научно-теоретическими и практическими положениями  искусства, требовалось большое  количество времени. Поэтому курс обучения у Памфила продолжался 12 лет. За обучение он брал довольно большую плату —  один талант (26,156 килограмма) золота.

Продолжателями дела Памфила были его ученики — Мелантий и Апеллес. Они продолжали развивать дальше его методические положения и  принципы искусства, методические приемы обучения рисунку. Самой крупной  фигурой сикионской школы, да и всего  античного искусства был Апеллес (356-308 гг. до н. э.). Этот художник достиг наивысшей славы среди всех художников древности, впоследствии его имя  стало нарицательным среди художников и теоретиков искусства.

Информация о работе Методы преподавания рисования в Древней Греции