Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 16:52, реферат
Начала средневекового армянского искусства относятся к 4 в. н. э. В то время в Армении зарождались феодальные отношения. Формирование новой идеологии и борьба за независимость, которую вел тогда армянский народ, Заметно отразились в различных областях общественной жизни. Одним из важнейших событий раннесредневековой истории Армении было создание Месропом Маштоцем на рубеже 4—5 вв. армянской письменности. В 5—7 столетиях были заложены основы средневековой армянской культуры, достижения которой ярко характеризуются трудами историка Моисея Хоренского, философа Давида Непобедимого, математика и географа Анания Ширакского. В то же время переживали свой первый расцвет зодчество и изобразительное искусство.
Миниатюра Нового времени
В период позднего средневековья
культура армян развивалась в
исключительно неблагоприятных
условиях турецкого и персидского
владычества и в течение трех
веков, с XVI по начало XIX, должна была существенно
измениться, сохранившись лишь благодаря
неиссякаемым родникам народного творчества.
XIX век меняет судьбу культуры и ее ориентиры
- восточная часть Армении входит в состав
России, армяне включаются, через взаимодействие
с русской культурой, в круг новых интересов,
появляется профессиональное искусство
нового, по сравнению со средневековым,
типа. Искусство XIX и начала XX века составляет
основной питательный источник искусства
Советской Армении, а выдающиеся художники-армяне,
работавшие на рубеже столетий, становятся
основоположниками искусства Советской
Армении. Но уже с первых шагов новой национальной
школы обнаруживается, что обретение государственности,
возможность самостоятельного развития
вызывают к жизни идею возрождения и творческого
использования принципов наследия далекого
прошлого. Наследие национального средневековья
выявляет таящиеся в его структуре эмоционально-образные
возможности и активизируется в новом
контексте - оно становится компонентом
современной армянской изобразительной
культуры. Особенности искусства Советской
Армении позволяют рассматривать весь
пройденный армянским искусством путь
как внутренне связанный и имеющий перспективу.
Миниатюра Новейшего времени
"МИНИАТЮРА - ЭТО МОЛИТВА ГОСПОДУ"Меружан Шаумян
Меружан Шаумян родился в 1951 году в Тбилиси. В 1980 г. закончил Тбилисскую академию художеств. С 1982 года - участник многочисленных выставок. В 1993 г. состоялась его персональная выставка в Канаде, в 2006 г. - в Джавахети.
Работы художника хранятся
в коллекции Католикоса-
"Миниатюра - не произведение
искусства, это - молитва Господу",
- так объясняет рождение своих
работ Меружан Шаумян. Потому, очевидно,
решиться на персональную
Меружан Шаумян - человек глубоко верующий, и его обращение к миниатюре не случайно. Нынешней выставке предшествовал долгий путь постижения таинства миниатюры, ведь ее содержание, декоративно-графический стиль требуют не только глубоких знаний, мастерства художника, но и особого такта, способного сохранить гармонию образа и сюжетной линии с особой духовной наполненностью. Эти некрупные малоформатные произведения требуют графической точности, которая, однако, не должна довлеть над живой динамичностью. Большое мастерство требуется при создании композиционного и цветового решения.
Задача эта особенно сложна, если учесть богатые многовековые традиции армянской миниатюры, существование нескольких школ, в том числе таких известных, как Киликийская, Васпураканская, яркими представителями которых были Торос Рослин, Закария Ахтамарци, Акоп Джугареци и др.
Современный художник, пройдя через этапы копирования лучших образцов миниатюры, ищет свой стиль, пытается заново осмыслить евангельские сюжеты, жития святых и христианские заповеди.
Сегодня немногие обращаются к миниатюре, очевидно, сказывается отсутствие специальной школы и высокие требования к личности художника-миниатюриста. Тем более ценно, что Меружан Шаумян взял на себя эту непростую задачу, которая стала основой его творчества. Представленные работы отмечены высокой духовностью, которая всегда поднимала миниатюру до уровня большого искусства
Меружан Шаумян стремится
к божественной духовности, которая
была неотъемлемой составляющей и работ
армянских миниатюристов
Приложение
№1
Апостолы. Миниатюра Эчмиадзинского евангелия. 980 г. Ереван, Государственное хранилище рукописей Армянской ССР (Матенадаран).
Торос Рослин. Беседа Христа с учениками. Миниатюра из праздничной минеи (Чашоц) Гетума И. 1288 г. Ереван, Государственное хранилище рукописей Армянской ССР (Матенадаран).
№2
Могнинское Евангелие
Середина XI века
Хоран
№3
Вход Господень в Иерусалим. Миниатюра из Алпатского Евангелия. Мастер Мар-каре. 1211 г.
№4
Евангелие Таркманчац
1232 г.
Сошествие во ад
№5
Торос Рослин. Лист с изображением ангела и жен мироносиц из Праздничной минеи (Чашоц) Гетума II. 1288 г.Ереван, Матенадаран.
№6
Хоран рук. Аваг
Список литературы
1 См. Приложение №1
2 См. Приложение №2
3 См. Приложение №3
4 См. Приложение №4
5 См. Приложение №5
6 См Приложение №6