Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:11, реферат
Мир детства – неотъемлемая сторона образа и культуры любого народа, любой нации. Однако научно-познавательный и художественно-гуманитарный интерес к этому миру, как отмечает И.С. Кон, возникает лишь на определённом этапе социального и культурного развития общества [14]. Интерес к детскому миру, особенностям сознания и поведения ребёнка начинает формироваться в эпоху позднего Возрождения, т.к. в целом средневековая культура была далека от понимания детской личности. На ребёнка смотрели как на маленького взрослого, ещё не успевшего вырасти, он автоматически включался в мир взрослых людей. Ситуация резко меняется в эпоху Просвещения, акцентировавшую понимание на свободе и правах человека и наряду с этим признавшую значение детского воспитания и образования, определённую автономию мира детства от взрослого общества.
Казалось бы, по всем меркам жанра, перед нами групповой портрет. Однако Серов смело расширяет его рамки, создавая художественное полотно, на котором гармонично сочетается прибрежный морской пейзаж и портреты мальчуганов. Стремясь передать гармонию детского восприятия с окружающей природой, морской стихией, художник сочными мазками воспроизводит колорит морского побережья – свежий морской воздух, врывающийся на веранду, где стоят мальчики, золотистую широкую ленту песчаного берега, спокойный и светлый морской горизонт – все эти живописные особенности картины позволяют охарактеризовать её как произведение, по своему жанру относящиеся к картине-портрету.
Имея в виду нашу тему – проникновение художника в мир детства, обратим внимание на то, что он своеобразно типизирует образы детей: они изображены не в качестве социальных типов, т.е. детей художника, а как представители детского мира, весело и непринуждённо познающие тайны бытия, взирающие на окружающую их природную стихию, частью которой они являются. Вновь перед нами шедевр художественного гения замечательного русского художника, сумевшего, как и в предыдущих детских портретах, отразить прекрасный мир очаровательного и неповторимого мира детства, его удивительную гармонию с окружающим миром природы.
Таким образом, мы видим, что каждая картина В.А. Серова, обращённая к вечной теме – мира детства, – своеобразное творческое открытие художника, открытие того, что когда-то происходило и с нами и с ними (детьми), того, что уникально и неповторимо. Но не только уникальность и мимолётность сказочного мира детства блестяще воплотил на своих картинах выдающийся русский живописец. Он сумел в своих произведениях передать тончайшие нюансы внутреннего мира и душевного состояния детского мирозерцания. Чарующий и прекрасный мир детства, запечатлённый в портретах В.А. Серова, остаётся для нас современников, живущих в конце XX в. идеальным и возвышенным образцом, который мы должны усвоить и понять с тем, чтобы воспитать и сохранить это в наших детях.
Кон И.С. Ребёнок и общество. М.,1988. С.6-8
Островский Г. Рассказ о русской живописи. М.,1987. С.92
Мамонтов В.С. Воспоминания о русских художниках. 1951. С.82
Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. М.,1914. С.74
Мамонтов В.С. Там же. С.83
Грабарь И.Э. Там же. С.71
Морозов М. Избранное. М., 1979
Морозова М.К. О моём сыне В кн.: М. Морозов. Избранное. М.,1979. С.617
Маршак С.Я. Памяти М.М. Морозова. В кн.: М. Морозов. Избранное. М.,1979. С.622
Леняшин В.А. Серов-живописец. В кн: Валентин Серов.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru