Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 19:54, доклад
Модернизм (от франц. moderne – новый, современный), движение в литературе и искусстве 20 в. Этапы истории литературы, предваряющие модернизм – декадентство и авангардизм, иногда рассматривают в качестве ранних стадий модернизма. Модернизм объединяет различные течения и идеи, но общим для всех его представителей остаётся вера в то, что современный человек оторван от общества, в котором он живёт, от окружающего мира, он замкнут, одинок, постоянно ощущает свою беспомощность и абсурдность своего существования. Напр., в романе Ж.-П. Сартра «Тошнота» главный герой Рокантен неожиданно ощущает неприятность, отвратительность всех окружающих его вещей, они как бы перестают быть сами собой, превращаясь в восприятии героя в размягчённую, омерзительную массу.
В Югославии течение С. сложилось в конце 20-х — нач. 30-х гг. только в серб. лит-ре (М. Ристич, О. Давичо, А. Вучо, Дж. Йованович, Д. Матич и др.) и, просуществовав неск. лет, распалось. Осн. издания журн. «Трагови» (1928—29), «Надреализам данас и овде» (1931—32), альманах «Немогуће» (1930). Серб. сюрреалисты пропагандировали синтез марксизма с фрейдизмом как единств. путь создания революц. лит-ры. В дальнейшем осн. ядро группы примкнуло к антифашистскому течению; Йованович стал критиком-марксистом. В сер. 50-х гг. Ристич, Давичо, М. Дединац возрождают концепции и практику С., что оказало влияние на лит. жизнь Югославии.
Авангардизм (франц. avant-gardisme, от avant-garde — передовой отряд) — условный термин, применяемый для обозначения течений в бурж. иск-ве, радикально порывающих с нормами и критериями, к-рые в глазах большинства потребителей продуктов духовного производства конституируют само понятие «произведение иск-ва». Одно из первых упоминаний термина «А.» в применении к иск-ву встречается в произведении франц. фурьериста Г. Д. Лавердана «О миссии искусства и роли художников» (1845), где, подчеркивая взаимосвязь иск-ва и общества, автор отводит художнику передовую, «авангардную» роль в распознании и выражении социальных тенденций, определяющих развитие общества. В нач. 20 в. термин «А.» означает радикализм как политический, так и прежде всего эстетический и с тех пор наряду с более широким термином модернизм (включающим в себя и школы, чьи устремления остаются в рамках чисто эстетич. требований) используется при суммарном рассмотрении течений бурж. иск-ва, претендующих на коренное обновление худож. практики общества.
Не будучи сам ни школой, ни направлением и не обладая поэтому какими-то формальными, закрепленными за ним свойствами, А. не может тем не менее определяться только по чисто внешним, общим признакам —
требованию ломки устоявшихся худож. канонов и обязат. новизны формы. Содержат. аспектом всех конкретных проявлений А. оказывается критич. постановка проблемы социального функционирования иск-ва как способа объективации общественно-значимых этич. и эстетич. ценностей. Поскольку сами эти ценности наряду с др. формами обществ. сознания, т. е. формами идеологическими, в условиях классово-антагонистич. общества в искаженном, мистифицированном виде отражают материальную основу жизни, постольку общий кризис бурж. сознания («ложного сознания», по определению Ф. Энгельса — см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Избр. произв., т. 2, 1955, с. 477), обострившийся к кон. 19 в. и обнажающий разрыв между упорядоченными категориями спекулятивного мышления и раздираемой противоречиями действительностью, выдвигает требование «переоценки ценностей». Такая «переоценка ценностей», или критика идеологии, если она не признает возможности существования идеологии научной, адекватно отражающей мир, носит перманентный характер, в результате чего бурж. радикализм, ограничивающийся одной негативной тенденцией и идущий шаг за шагом к тотальному отрицанию всех форм обществ. сознания, имеет своим (практически недостижимым) пределом отречение от сознания вообще. Из этого корня вырастают и анархистские леворадикальные политич. тенденции, и направленные против опосредующей роли идеологии философ. течения, вплоть до открытого иррационализма, и различные проявления эстетич. радикализма.
Во всех случаях программным является отказ от идеологич. покровов в пользу самораскрытия неопосредованного в категориях сознания бытия, даже если само это бытие оказывается «ничем» в результате предельного отчуждения. Т. о., переоценка эстетич. ценностей имеет в течениях А. прежде всего жизнестроительное значение, вследствие чего его манифесты часто выдвигают политич. требования и тесно связаны с философ. проблематикой.
Имея осн. целью достижение социальной
значимости иск-ва, А. в качестве гл. способа
прокламирует уничтожение установившихся
худож. форм, а также норм вкуса, в абсолютизации
к-рых он видит причину выделения иск-ва
в особую, отделенную от реальности эстетич.
сферу. Не случайно поэтому лозунг растворения
эстетики в социальном действии оказался
близок теоретикам и практикам «левого»
иск-ва. В своем же познават. аспекте А.
оказывается разновидностью модернизма,
связанной прежде всего с разрушением
«произведения искусства» (что для модернизма
весьма значимо) как такового. Так как
эстетич. каноны и формообразующие элементы
иск-ва являются для художника-авангардиста
помехой на пути к идеологически неопосредованному
и потому наиболее адекватному в его глазах
восприятию действительности, последоват.
разрушение формы является в А. либо способом
интуитивного худож. освоения реальности,
иногда в виде нерасчлененно-
Культ машины, противопоставленной несовершенству человека в итал. футуризме; обращение к слову как самоцели у рус. футуристов; апофеоз тотального разрушения всякого смысла в дадаизме; «психический автоматизм» в сюрреализме, проявляющийся, по определению его манифеста, «вне какой бы то ни было эстетической
или моральной озабоченности»; обращение к непосредственно выплескивающемуся, неподвластному никакому психологич. детерминизму чувству в экспрессионизме; метод «потока сознания» (см. «Потока сознания литература»); юмор алогичного, демонстрирующий полную непроницаемость привычной на вид действительности в драме абсурда (см. Абсурда драма, т. 9); безличные реестры вещей в «новом романе»; обращение к эротизму и жестокости; «черный юмор»; «конкретная поэзия», сообщающая лишь свою структуру; хэппенинг; абстракционизм; «поп-арт» и др. — все это формы устранения или дискредитации идеологии и попытки найти путь к прямому, в большинстве случаев внеэстетич. воздействию на способность эстетич. переживания. Это достигается либо созданием физически ощутимого напряжения отчужденности между намеренно непроницаемо-замкнутой структурой «антипроизведения» и воспринимающим сознанием (здесь можно говорить об элитарной, «дегуманизирующей» тенденции), либо попыткой осуществить коммуникацию путем воздействия на подсознат. импульсы публики.
Общий кризис капитализма, приведший к 1-й мировой войне, социалистич. революции в России и революциям в ряде европ. стран, с особой ясностью обнажил крах буржуазной идеологии, и именно в это время, в 10—20-е гг. 20 в., течения А. начали бурно развиваться. Ряду революционно настроенных художников, видевших в А. прежде всего ниспровержение идеологич. мифов буржуазии, ход историч. прогресса указал путь к утверждению идеологии пролетариата. В случае же постоянного углубления принципиальной антиидеологич. направленности А. 60-х гг. смыкается с платформой «нового левого радикализма», полностью отрицающего культуру (см. «Новые левые», т. 9).
Информация о работе Модернизм, кубизм, абстракционизм, сюрреализм, авангардизм