Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 10:21, лекция
Молдавский танец – один из наиболее древних видов народного искусства, его можно считать настоящей «поэмой нации», ведь когда танцуют молдаване, «говорят сердца». Каждое движение повествует о таланте и духовных качествах народа на разных исторических этапах.
В нем проявляются как характер и темперамент, так и сила и ловкость. Большое значение приобретают мудрость и юмор, честно и напрямую показывая чувства и стремления людей. Молдавские танцы – это настоящая сокровищница нашего народа, ведь они включают в себя и музыку и национальный костюм, и народное творчество и многое другое.
Молдавский танец
– один из наиболее древних видов
народного искусства, его можно
считать настоящей «поэмой
В нем проявляются как характер и темперамент, так и сила и ловкость. Большое значение приобретают мудрость и юмор, честно и напрямую показывая чувства и стремления людей. Молдавские танцы – это настоящая сокровищница нашего народа, ведь они включают в себя и музыку и национальный костюм, и народное творчество и многое другое.
Танец во все времена был неотъемлемой частью культурной и общественной жизни, при любом событии танцы и песни играли важную роль, особенно в праздничные дни (проведение семейных обрядов, ярмарки, а также мероприятия, связанные с сельскохозяйственным трудом и верой народа в плодородие почвы).
У молдавского танца
своя собственная богатая и
Важным атрибутом танца является национальный костюм: украшенный орнаментом и пронизанный творческим духом, он действительно неповторим.
Приглашаем вас открыть для себя красоту и очарование молдавского танца. На этой страничке мы предлагаем вам список танцевальных ансамблей и стилей молдавских танцев с кратким описанием и подборкой видеоматериалов.
Танец «Жок» (молд. Joc) – это молдавский народный танец. Народные пляски Молдавии так
зрелищны и ярки, как и природа этого удивительно
красивого края. Исторически сложилось,
что Молдавия граничила с Австрийской
империей, Румынией и Буковиной. Соответственно,
музыкальная и танцевальная культура
этих стран имеет много общего. Тем не
менее, хореографы и балетмейстеры трепетно
относятся к своему национальному колориту,
оберегают и пропагандируют свое самобытное
творчество.
Историявозникновения танца
Как и всякий народный танец, «Жок» зародился в седой глубине веков. Молдаване бережно относятся к своим традициям и культуре, берегут свое песенное и танцевальное искусство, совершенствуют его, наполняют старинные песни и пляски новым содержанием, отвечающим потребностям современного человека.
Танец «Жок» – один из самых известных и любимых танцев в Молдавии и за ее пределами. Он настолько популярен, что этим словом стало называться массовое гуляние, народный танцевальный фестиваль. Этот праздник служит поводом для молодежи, чтобы собраться вместе, показать свое певческое, музыкальное и танцевальное искусство, которым так славится Молдавия. На этом празднике молодые люди танцуют, в основном, несложные танцы, доступные каждому. Главная цель фестиваля – дать возможность каждому гостю влиться в чудесные, темпераментные мелодии и ритмы молдавских песен и плясок.
Наряду с танцем, который носит одноименное название «Жок», на народном гулянии исполняются и многие другие популярные танцы. Во многих из них отображена тема труда: «Чебонаш» - танец пастухов, «Поама» - танец виноградарей, «Тебекаряска» - танец кожевников. Есть героические танцы - «Гайдуческа»; лиричные женские – «Хора»; мужские – «Бетута». Но самые распространенные, самые любимые и самые известные во всем мире – это танцы, которые отображают темперамент молдавского народа, его задор и азарт: танцы «Молдовеняска», «Жок» и «Бетута».
В большой степени популярности и известности танца «Жок» в мире поспособствовал государственный академический ансамбль народного танца Молдавии, который носит одноименное название. Ансамбль был создан в 1945 году в Кишиневе, а в 1953 году, на 4-м Всемирном фестивале молодежи и студентов, который состоялся в Бухаресте, ансамбль «Жок» занял 1-е место. Через два года ансамбль был удостоен звания заслуженного коллектива Молдавии.
Что такое танец «Жок»?
Как и большинство молдавских танцев, танец «Жок» - массовый. Музыкальное сопровождение имеет размер 2/4, темп постепенно ускоряется, подходя к феерическому и блистательному финалу. Наиболее распространенным построением в композиции танца «Жок» есть большой общий круг, из которого танцоры перестраиваются в маленькие круги, образуя различные переплетения, шены, перемещения в центр круга и обратно. Довольно часто в танце «Жок» используются два концентрических круга: в одном из них могут находиться девушки, а в другом – юноши. Из круга танцоры могут расходиться в линии, которые движутся навстречу друг другу.
Характерными особенностями молдавских танцев являются молдавская дорожка, веревочка, шаги с подскоком и другие. Словом, хореографу есть, где проявить фантазию: движения и комбинации молдавских танцев так же разнообразны и колоритны, как и край, где они зародились.
Виды танца «Жок»
В каждом районе Молдавии существует свой вариант танца. Есть танец стариков или «Жок бэтрынеск». Есть шуточный жок или «Жок-де-глуме». Известны «Жок Маре» - большой Жок, «Жок де драгосте» - танец любви и другие.
VII. Танец. Балет
В молд. нар. хореографии сохранились элементы древнейших танц. традиций. Наиболее распространённый танец - хора. Ещё в нач. 19 в. хора означала не только определённый танец, но и один из видов сельских празднеств. С 19 в. в большинстве р-нов Бессарабии хорой называют круговой танец, в к-ром танцующие держатся за руки. С кон. 19 в. получил распространение жок, имевший в молд. хореографии также 2 значения -танец, пляска (жок бэтрынеск - танец стариков, жок де глумэ - шуточный танец) и своеобразное сел. нар. гуляний.
Молд. нар. танцы разделяются на обрядовые и бытовые. В числе наиболее известных обрядовых танцев кэлушар дрэгайка (ныне исполняются как бытовые, чаще сценические), свадебные -остропэцул, зестря, дансул миресей, бытовым относятся бессюжетные (хора сырба, молдовеняска, бэтута, брыул. и сюжетные, к-рые делятся на тематич. группы: трудовые - поэма (виноград, сфределушул (буравчик), табэкэряск (танец дубильщиков кож), жокул фера рилор (танец кузнецов); героич.- хайдучаска, войничаска; танцы для женщин -параскица, цэрэнкуца (крестьяночка поев, явлениям природы-вынтул (ветер) и др. Сюжетные танцы наиболее многочис. пенны.
Молдавские нар. танцы обычно исполняются с оркестром (тараф); в старин. большинству танцев сопутствовало пение (мититика, еленуца). Наиболее распространённые муз. размеры 2/4, 3/8, 6 /8 7/16- Многие танцы, особенно мужские сопровождаются стригатурь (своеобразными частушками) и киуитурь (выкриками). В 1936 в Тирасполе при Молд. хоровой капелле была создана танц. группа: с 1940 её постоянным местом работы становится Кишинёв. В 1945 танц. группа реорганизуется в Ансамбль нар. танца Молд. ССР (в 1955 ему присвоено звание засл. коллектива республики, с 1958 носит назв. "Жок"). Большое значение для творческой жизни ансамбля имела деятельность балетмейстеров: Л. Г. Лео-нарди (руководил в 1939-48 с перерывами), засл. деят. иск-в Молд. ССР Н. А. Болотова (руководил в 1948-1954 с перерывом), нар. арт. Молд. ССР В. К. Курбета (руководит ансамблем с 1958), а также нар. арт. СССР И. А. Моисеева, засл. деят. иск-в РСФСР Л. В. Якобсона и В. А. Варковицкого. Муз. руководителями ансамбля в разные годы работали: Ш. Аранов, А. П. Каменецкий, В. А. Ротару. Среди солистов - нар. артисты Молд. СССР Н. В. Пшеничная, С. С. Мокану, И. Д. Фурника, П. Ф. Андрейченко, Т. Д. Усач. В 1970 группа нар. танца создана при оркестре <Флуе-раш".
Развитие проф. балетного театра началось в М. только после установления Сов. власти. Первый молд. балет -"Старинная повесть" Полякова (1938, Молд. драматический театр; позднее музыкально-драматический). В 1947-48 на сцене театра были поставлены балеты "Барышня-крестьянка" Б. В. Асафьева и "Мирандолина" С. Н. Василенко. Дальнейшее развитие балета связано с организацией в 1957 Молд. театра оперы и балета. В первые годы в репертуаре были балеты: "Бахчисарайский фонтан" Асафьева, "Тщетная предосторожность" П. Гертеля (1957), "Лебединое озеро" П. И. Чайковского (1958). Особое внимание театр уделял созданию нац. спектаклей. В 1959 балетмейстер В. В. Бой-ченко осуществил постановку балета "Сестры" Л. Л. Когана, поев, жизни совр. молд. села. В 1960 балетм. Варковицким был поставлен балет "Рассвет" В. Г. Загорского. Тема спектакля - героич. борьба молд. народа против поработителей, воссоединение Бессарабии с Сов. Союзом. В основу балета "Сломанный меч" Э. Л. Лазарева (1960) легли отдельные мотивы поэмы М. Эминеску "Стрн-гоий" ("Вурдалаки"). Спектакль поставили балетм. С. В. Дречин и Н. В. Данилова. В молд. балетной труппе впервые были пост. "Антоний и Клеопатра" по трагедии У. Шекспира (1965) и одноактный балет "Арабески" (1970) Лазарева в хореографии М. Н. Лазаревой. В репертуаре театра балеты: "Тропою грома" К. Караева (1961), "Жизель" А. Адана (1963), "Спящая красавица" Чайковского (1965), "Золушка" С. С. Прокофьева (1971), "Кармен-сюита" Ж. Визе - Р. К. Щедрина (1971) и др. В театре работали артисты балета: нар. арт. Молд. ССР и засл. арт. РСФСР В. П. Тихонов, засл. арт. Молд. ССР П. Л. Леонарди. В балетной труппе (1973) артисты: нар. артисты Молд. ССР Г. А. Мелентьева, П. Н. Фесенко, засл. арт. Молд. ССР Р. А. Потехина, М. И. Кафтанат, К. А. Осадчая, засл. арт. РСФСР Г. П. Янсон и др.
Лит.: О ш у р к о Л., Народные танцы Молдавии, Киш., 1957; Королева Э. А., Хореографическое искусство Молдавии, Киш., 1970.
Сырба (рум. sârba) — румынский
АНСАМБЛЬ НАРОДНОГО ТАНЦА "ЖОК"
Уникальный заслуженный
По
самым скромным подсчетам, за эти
годы наслаждались искрометными концертными
программами ансамбля более 18 миллионов
зрителей в Молдове и за ее пределами
в 65 странах мира. И повсеместно -
заслуженный триумф.
Музыкально-хореографические жемчужины
которые принесли ансамблю всемирную
известность: "Хора маре", "Сырба",
"Бэтута", "Хора фетелор", "Молдовеняска",
"Мэрунцика", "Легенда Мэрцишора",
"Кэлушарий", "Хайдучаска", "Молдавская
свадьба" и многие другие танцевальные
сюиты. В составе коллектива 65 артистов,
танцоров и музыкантов с высшим и средним
специальным образованием. Кроме солистов-танцоров,
есть замечательные вокалисты и инструменталисты,
солирующие на кавале, флуере, окарине,
нае, кларнете, трубе, скрипке и на других
инструментах. «Жок» является хранителем
и продолжателем вековых традиций молдавского
народного хореографического искусства.
С 1957 года коллективом руководит
талантливейший хореограф, народный артист
СССР и республики Молдова Владимир
Курбет. Неутомимый исследователь родного
фольклора, каждую программу он превращает
в самобытный спектакль – жемчужину
хореографии. В постановках отражаются
самые прекрасные элементы молдавского
танца, народной музыки, национального
костюма.
[править | править исходный текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Молдовеня́ска (букв. — молдавская) — один из наиболее популярных молдавских народных танцев, а также музыка к этому танцу.
Музыкальный размер 2/4 со счётом на 2. Темп быстрый. В композиционной структуре преобладает форма рондо (запев — припев). Все танцовщики становятся в круг, после нескольких кругов разбегаются по парам и начинают зажигательный танец, снова становясь в круг после определенного набора фигур. Круг, которым обычно начинают молдовеняску, образуется каждый раз с новой фигуры.
Молдовеняска распространена не только в художественной самодеятельности, но и на профессиональной балетной сцене. Наиболее известный коллектив, исполняющий молдовеняску, — молдавский государственный национальный академический ансамбль народного танца «Жок».
В Болгарии существует вариант этого танца под названием «мулдуванска».
Оляндра — старинный молдавский народный
По музыке и характеру хореографии оляндра практически повторяет трёхдольный жок, но оляндра — ещё более гибкий и изящный, так как в молдавской хореографической практике считается женским танцем. Также встречаетсяеврейские оляндры, мелодии которых очень близки к молдавским.
Хо́ро (болг. хоро, макед. оро,
[убрать]
Хоро или хора — болгарский народный танец-хоровод. Музыкальный размер 2/4, 5/16, 9/16. Сопровождается пением, игрой на гайде (волынке) и других народных инструментах. Исполнители держатся за руки, за пояса или кладут руки друг другу на плечи.
Хоро может исполняться любым количеством участников. Хоро может быть мужскими, женскими и смешанными. Для него характерны ходы по кругу, линиями, зигзагами, движения вперед и назад, из стороны в сторону. Исполнители держатся за руки, опущенные вниз или поднятые от локтя вверх. За плечи могут держаться только мужчины. Иногда исполнители держатся за руки, скрещенные спереди или сзади, или за пояса, причем, как правило, правая рука находится снизу.