Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 10:21, лекция
Молдавский танец – один из наиболее древних видов народного искусства, его можно считать настоящей «поэмой нации», ведь когда танцуют молдаване, «говорят сердца». Каждое движение повествует о таланте и духовных качествах народа на разных исторических этапах.
В нем проявляются как характер и темперамент, так и сила и ловкость. Большое значение приобретают мудрость и юмор, честно и напрямую показывая чувства и стремления людей. Молдавские танцы – это настоящая сокровищница нашего народа, ведь они включают в себя и музыку и национальный костюм, и народное творчество и многое другое.
Ритмы хоро самые различные, а видов — великое множество, которое подразделяется по основным географическим районам Болгарии (добруджанские, македонские, родопские, северняшкие, странджанские, тракийские, шопские).
Для исполнения хоры (horă) танцоры
собираются в круг и обнимают друг друга
за плечи. Люди движутся вокруг центра
(обычно по часовой стрелке), а каждый танцор
исполняет серию из трех шагов вперед
и одного шага назад. Темп медленный. Танец
исполняется девушками плавно и спокойно.
На свадьбах к хоре присоединяются и мужчины.
Хора сопровождается игрой на чимпое, флуере, нае, скрипк
Хора является очень популярным танцем на свадебных торжествах и других празднествах, особенно в сельской местности. Одной из самых известных хор в Румынии является «Хора Объединения» (рум. Hora Unirii).
Встречаются также быстрые варианты хор, исполняемые в размере 4/4. Такие хоры во многом близки к сырбе, но выделяются все доли.
Еврейская хора схожа с румынской, исполняется в размере 3/4 или 3/8 с акцентом на 1 и 3 доли.
Израильская хора — быстрый хороводный танец на 4/4, созданный в 1930-е гг. Барухом Агадати (Каушанским); иногда именуется «Хора Агадати».
Для исполнения хоры танцоры собираются в круг, берутся за руки и начинают движение вправо сначала левой, потом правой ногой. На следующем шаге левую ногу ставят за правой, и снова делают шаг правой. Эти движения повторяются в быстром темпе. При большом количестве танцоров люди делают несколько кругов, один в другом.
Раньше хора была популярна в основном в кибуцах и сельской местности, но потом стала часто исполняться на свадьбах и других праздниках. Хора может исполняться под традиционные израильские песни, хотя наиболее известным является исполнение под музыку «Хава нагила».
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Жок (молд. joc — игра, танец) — массовый молдавский и румынски
Жок также обозначает массовое народное гулянье. Есть жок бэтрынеск (joc bătrînesc, танец стариков), жок-де-глумэ (joc de glumă, шуточный танец) и др.
Для молдавских народных танцев характерно стилевое разнообразие в зависимости от региона страны.
Встречается множество ритмов и темпов, различных положений рук с плавными, элегантными движениями в женских танцах и виртуозностью в мужских. Четко обозначенная последовательность технических элементов определяет ярко выраженные национальные особенности молдавских народных танцев. С таким же темпераментом исполняются гагаузские и болгарские танцы, распространенные именно в Молдове, которые хоть и влияют друг на друга, все же сохраняют свои выразительные свойства и особенности.
По метро-ритмической структуре и типам движений танцы можно классифицировать следующим образом:
• тип «сырба» (размер
2/4, исполняются быстро мужчинами и женщинами,
образующими круг, положение рук – на
плечах),
• тип «бэтута–хора» (размер 2/4, исполняются
быстро, как правило, танцуются мужчинами
и включают виртуозные движения);
• хоры (исполняются и мужчинами, и женщинами,
в обоих случаях танцующие образуют круг
или полукруг и держатся за руки),
• тип «остропэц» (связаны с ритуальными
танцами, размер – 7/16 или 3/8, исполняются
быстро, как правило, сольно, в руках танцующие
держат какой-либо предмет из приданого),
• тип «хора–маре» (размер 6/8 или 3/8, исполняются
медленно и умеренно, участники образуют
круг, держатся за руки, которые согнуты
в локтях и приподняты на уровне плеч).
По своему общественному значению молдавские народные танцы классифицируются на ритуальные танцы, связанные с календарными («Капра», «Кэлушарий») и семейными («Дансул миресей», «Зестря», «Жокул маре») обычаями, и неритуальные танцы, которые, в свою очередь, подразделяются на танцы с предметом. «Коаса», «Поама», «Ицеле», «Сфределушул», «Сысыякул», «Тэбэкэряска», «Здроболянка», «Кошерул», «Жокул ферарилор» – отражают трудовой процесс. «Хайдучяска», «Войничяска», «Арнаутул» – показывают героическую борьбу народа. «Илинуца», «Катинкуца», «Мититика» – передают образ женщины. «Трандафирул», «Бусуёкул», «Оляндра», «Раца», «Гиочелул», «Лилиякул», «Хулубул», «Кэлуцул» – посвящены флоре и фауне. «Фулджерул», «Вынтул» – танцы о феноменах природы. Также встречаются и сатирические танцы, например – «Солтикул».
Существуют танцевальные па с разного типа перемещениями, широкими или мелкими шагами на месте, с па синкопированными, измененными или последовательными, вариативна и позиция рук во время танца, и различные музыкальные ритмы – все это приводит к огромному стилевому разнообразию танцев в различных регионах страны.
Мы предлагаем вам редкую возможность ознакомиться со стилями молдавского танца, увидеть примеры их исполнения, прочувствовать динамику, пластику, энергию – те уникальные особенности, которые добавляют красок и оригинальности молдавскому искусству.
АНСАМБЛЮ
«ВИОРИКА» ИСПОЛНИЛОСЬ
Приднестровский государственный ансамбль танца и народной музыки «Виорика» был основан в 1945 году в Тирасполе любителями народного танца. Расцвет его танцевального мастерства связаны с несколькими десятилетиями активной деятельности в ранге коллектива художественной самодеятельности Молдавской ССР, которым руководил заслуженный деятель искусств Молдавской ССР Борис Решетников.
С концертными выступлениями ансамбль «Виорика» объездил практически все республики Советского Союза – Белоруссию, Украину, Россию, Эстонию, Грузию, Осетию. «Виорике» аплодировали зрители Филиппин, Турции, Вьетнама, Италии, Германии, Польши, Португалии, Греции, Кубы. Успешные фестивальные поездки сделали коллектив широко известным, а танцевальное искусство его членов достигло высокой степени мастерства. «Виорика» стала обладательницей многих титулов и званий.
В 1971 году этот коллектив получил «Диплом ВДНХ СССР», в 1974-м – Диплом «Дружбы народов» в Кишиневе, и в 1977-м году «Виорика» была занесена в Почетную книгу Молдавии как лучшая среди народных коллективов. Обладает ансамбль грамотами и дипломами, в ряду которых диплом фестиваля искусств города Сантарена, (1983 год, Португалия). И это далеко неполный перечень всех достижений.
В 1992-м году ансамбль стал профессиональным коллективом (художественный руководитель и балетмейстер Алексей Киртоакэ), а в 1993 году «Виорика» получила статус Государственного исполнительного коллектива Приднестровской Молдавской Республики. В этом статусе с 2000 года «Виорика» входит в филармоническую структуру Государственного культурного центра «Дворец Республики», где для нее создана репетиционная база.
Неповторимый творческий облик «Виорики» подчеркнут великолепными концертными костюмами, изготовленными в 2001 году по эскизам, точно передающим особенности национальной одежды тех народов, чьи танцы вошли в репертуар ансамбля.
Сегодня, как и 65 лет назад, «Виорика» достойно представляет республику за рубежом. В 2005 году ансамбль принял участие в международном фестивале профессиональных коллективов-народников, который проходил в Литве. На фестивале были представлены танцевальные коллективы таких стран как Австрия, Англия, Швеция, Греция и ряд других государств. Обладателем Гран-при в Литве стал приднестровский коллектив «Виорика».
В репертуаре ансамбля зажигательные народные танцы. В их числе молдавские – «Хора сатулуй», «Рэзэшаска», «Зориле Нистрений», «Данс де кодру», танцевальные сюиты – «Болгарская» и «Цыганская», хореографические фантазии на русские и украинские темы.
Значительную часть репертуара составляют также оркестровые обработки народных мелодий и народные песни, звучащие в исполнении солистов-вокалистов.
В оркестре - традиционные молдавские народные инструменты: скрипка, аккордеон, цимбалы, контрабас, труба, най, флуер, кавал, окарина. В числе музыкантов - редкие виртуозы, владеющие специфической манерой игры, свойственной молдавским лэутарам.
С 2002 года во главе Приднестровского государственного ансамбля танца и народной музыки «Виорика» стоят известные мастера искусства: художественный руководитель и дирижер – Народный артист Приднестровской Молдавской Республики Александр Галацан, главный балетмейстер – Народный артист Приднестровской Молдавской Республики Борис Рознерица, солистка ансамбля - Народная артистка Приднестровской Молдавской Республики Валентина Урсуляк