Молдавские танцы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 10:21, лекция

Описание работы

Молдавский танец – один из наиболее древних видов народного искусства, его можно считать настоящей «поэмой нации», ведь когда танцуют молдаване, «говорят сердца». Каждое движение повествует о таланте и духовных качествах народа на разных исторических этапах.
В нем проявляются как характер и темперамент, так и сила и ловкость. Большое значение приобретают мудрость и юмор, честно и напрямую показывая чувства и стремления людей. Молдавские танцы – это настоящая сокровищница нашего народа, ведь они включают в себя и музыку и национальный костюм, и народное творчество и многое другое.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word21.docx

— 624.61 Кб (Скачать файл)

Ритмы хоро самые различные, а видов — великое множество, которое подразделяется по основным географическим районам Болгарии (добруджанские, македонские, родопские, северняшкие, странджанские, тракийские, шопские).

Молдавия  и Румыния[править | править исходный текст]


Для исполнения хоры (horă) танцоры собираются в круг и обнимают друг друга за плечи. Люди движутся вокруг центра (обычно по часовой стрелке), а каждый танцор исполняет серию из трех шагов вперед и одного шага назад. Темп медленный. Танец исполняется девушками плавно и спокойно. На свадьбах к хоре присоединяются и мужчины. Хора сопровождается игрой на чимпое, флуере, нае, скрипке и других народных инструментах.

Хора является очень популярным танцем на свадебных торжествах и  других празднествах, особенно в сельской местности. Одной из самых известных хор в Румынии является «Хора Объединения» (рум. Hora Unirii).

Встречаются также быстрые  варианты хор, исполняемые в размере 4/4. Такие хоры во многом близки к сырбе, но выделяются все доли.

Еврейская хора[править | править исходный текст]


Еврейская хора схожа с румынской, исполняется в размере 3/4 или 3/8 с акцентом на 1 и 3 доли.

Израиль[править | править исходный текст]

Израильская хора — быстрый хороводный танец на 4/4, созданный в 1930-е гг. Барухом Агадати (Каушанским); иногда именуется «Хора Агадати».

Для исполнения хоры танцоры  собираются в круг, берутся за руки и начинают движение вправо сначала  левой, потом правой ногой. На следующем шаге левую ногу ставят за правой, и снова делают шаг правой. Эти движения повторяются в быстром темпе. При большом количестве танцоров люди делают несколько кругов, один в другом.

Раньше хора была популярна  в основном в кибуцах и сельской местности, но потом стала часто исполняться на свадьбах и других праздниках. Хора может исполняться под традиционные израильские песни, хотя наиболее известным является исполнение под музыку «Хава нагила».

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Жок (молд. joc — игра, танец) — массовый молдавский и румынский народный танец. Движение танца динамичное. Музыкальный размер 2/4; встречаются также размеры 6/8 и 3/8. В разных районах Молдавии существуют самостоятельные варианты музыки и танцевальных шагов жока.

Жок также обозначает массовое народное гулянье. Есть жок бэтрынеск (joc bătrînesc, танец стариков), жок-де-глумэ (joc de glumă, шуточный танец) и др.

См. также


 

 

 

Для молдавских народных танцев характерно стилевое разнообразие в зависимости от региона страны.

Встречается множество  ритмов и темпов, различных положений  рук с плавными, элегантными движениями в женских танцах и виртуозностью  в мужских. Четко обозначенная  последовательность технических элементов определяет ярко выраженные национальные особенности молдавских народных танцев. С таким же темпераментом исполняются гагаузские и болгарские танцы, распространенные именно в Молдове, которые хоть и влияют друг на друга, все же сохраняют свои выразительные свойства и особенности.

По метро-ритмической структуре и типам движений танцы можно классифицировать следующим образом:

•    тип «сырба» (размер 2/4, исполняются быстро мужчинами и женщинами, образующими круг, положение рук – на плечах),  
•    тип «бэтута–хора» (размер 2/4, исполняются быстро, как правило, танцуются мужчинами и включают виртуозные движения);  
•    хоры (исполняются и мужчинами, и женщинами, в обоих случаях танцующие образуют круг или полукруг и держатся за руки),  
•    тип «остропэц» (связаны с ритуальными танцами, размер – 7/16 или 3/8, исполняются быстро, как правило, сольно, в руках танцующие держат какой-либо предмет из приданого),  
•    тип «хора–маре» (размер 6/8 или 3/8, исполняются медленно и умеренно, участники образуют круг, держатся за руки, которые согнуты в локтях и приподняты на уровне плеч).

По своему общественному  значению молдавские народные танцы  классифицируются на ритуальные танцы, связанные с календарными («Капра», «Кэлушарий») и семейными («Дансул миресей», «Зестря», «Жокул маре») обычаями, и неритуальные танцы, которые, в свою очередь, подразделяются на танцы с предметом. «Коаса», «Поама», «Ицеле», «Сфределушул», «Сысыякул», «Тэбэкэряска», «Здроболянка», «Кошерул», «Жокул ферарилор» – отражают трудовой процесс. «Хайдучяска», «Войничяска», «Арнаутул» – показывают героическую борьбу народа. «Илинуца», «Катинкуца», «Мититика» –  передают образ женщины. «Трандафирул», «Бусуёкул», «Оляндра», «Раца», «Гиочелул», «Лилиякул», «Хулубул», «Кэлуцул» – посвящены флоре и фауне. «Фулджерул», «Вынтул» – танцы  о феноменах природы. Также встречаются и сатирические танцы, например – «Солтикул».

Существуют танцевальные па с разного типа перемещениями, широкими или мелкими шагами на месте, с па синкопированными, измененными  или последовательными, вариативна и позиция рук во время танца, и различные музыкальные ритмы  – все это приводит к огромному  стилевому разнообразию танцев в  различных регионах страны.

Мы предлагаем вам  редкую возможность ознакомиться со стилями молдавского танца, увидеть  примеры их исполнения, прочувствовать динамику, пластику, энергию – те уникальные особенности, которые добавляют  красок и оригинальности молдавскому  искусству.

 

 

 

АНСАМБЛЮ  «ВИОРИКА» ИСПОЛНИЛОСЬ ШЕСТЬДЕСЯТ ПЯТЬ ЛЕТ 

 

Приднестровский государственный ансамбль танца и народной музыки «Виорика» был основан в 1945 году в Тирасполе любителями народного танца. Расцвет его танцевального мастерства связаны с несколькими десятилетиями активной деятельности в ранге коллектива художественной самодеятельности Молдавской ССР, которым руководил заслуженный  деятель искусств Молдавской ССР Борис Решетников.

С концертными выступлениями  ансамбль «Виорика» объездил практически все республики Советского Союза – Белоруссию, Украину, Россию, Эстонию, Грузию, Осетию. «Виорике» аплодировали зрители Филиппин, Турции, Вьетнама, Италии, Германии, Польши, Португалии, Греции, Кубы. Успешные фестивальные поездки сделали коллектив широко известным, а танцевальное искусство его членов достигло высокой степени мастерства. «Виорика» стала обладательницей многих титулов и званий.

В 1971 году этот коллектив  получил «Диплом ВДНХ СССР», в 1974-м  – Диплом «Дружбы народов» в Кишиневе, и в 1977-м году «Виорика» была занесена в Почетную книгу Молдавии как лучшая среди народных коллективов. Обладает ансамбль грамотами и дипломами, в ряду которых диплом фестиваля искусств города Сантарена, (1983 год,  Португалия). И это далеко неполный перечень всех достижений.

В 1992-м году ансамбль стал профессиональным коллективом (художественный руководитель и балетмейстер Алексей  Киртоакэ), а в 1993 году «Виорика» получила статус Государственного исполнительного коллектива Приднестровской Молдавской Республики. В этом статусе с 2000 года «Виорика» входит в филармоническую структуру Государственного культурного центра «Дворец Республики», где для нее создана репетиционная база.

Неповторимый творческий облик «Виорики» подчеркнут великолепными концертными костюмами, изготовленными в 2001 году по эскизам, точно передающим особенности национальной одежды тех народов, чьи танцы вошли в репертуар ансамбля.

Сегодня, как и 65 лет назад, «Виорика» достойно представляет республику за рубежом. В 2005 году ансамбль принял участие в международном фестивале профессиональных коллективов-народников, который проходил в Литве. На фестивале были представлены танцевальные коллективы таких стран как Австрия, Англия, Швеция, Греция и ряд других государств. Обладателем Гран-при в Литве стал приднестровский коллектив «Виорика».

В репертуаре ансамбля зажигательные  народные танцы. В их числе молдавские – «Хора сатулуй», «Рэзэшаска», «Зориле Нистрений», «Данс де кодру», танцевальные сюиты – «Болгарская» и «Цыганская», хореографические фантазии на русские и украинские темы.

Значительную часть репертуара составляют также оркестровые обработки  народных мелодий и народные песни, звучащие в исполнении солистов-вокалистов.

В оркестре  - традиционные молдавские народные инструменты: скрипка, аккордеон, цимбалы, контрабас, труба, най, флуер, кавал, окарина. В числе музыкантов - редкие виртуозы, владеющие специфической манерой игры, свойственной молдавским лэутарам.

С 2002 года во главе Приднестровского государственного ансамбля танца и  народной музыки «Виорика» стоят известные мастера искусства: художественный руководитель и дирижер – Народный артист Приднестровской Молдавской Республики Александр Галацан, главный балетмейстер – Народный артист Приднестровской Молдавской Республики Борис Рознерица, солистка ансамбля - Народная артистка  Приднестровской Молдавской Республики Валентина Урсуляк

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Молдавские танцы