Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 23:07, реферат
В истории культуры вряд ли можно найти искусство сложнее, чем византийское - прежде всего сочетанием основ, которые казались несовместимы, потому что скрещивались самые разнообразные художественные традиции. Трудности становления такого искусства, тяжелые поиски нового стиля выплывали также из сложности тех задач, которые христианская церковь, утверждаясь, ставила перед искусством.
Мозаика в христианстве
В истории культуры вряд ли можно найти искусство сложнее, чем византийское - прежде всего сочетанием основ, которые казались несовместимы, потому что скрещивались самые разнообразные художественные традиции. Трудности становления такого искусства, тяжелые поиски нового стиля выплывали также из сложности тех задач, которые христианская церковь, утверждаясь, ставила перед искусством.
Константинополь вбирал в себя все - и абстрактный орнамент Востока, и то живое, что уцелело от тяжелой застывшей силы Рима, и новую архитектуру храмов, и многообещающие достижения мозаичного искусства, линейную выразительность сирийской художественной школы и благородный отголосок эллинизма - словом, все поиски и все влияния, которые переплетались в многонациональном мире, - а затем постепенно переплавлял это все в стройную художественную систему.
При императоре Константине в начале IV в. христианство становится официально признанной религией и занимает позицию верного прислужника государственной власти, искусно сочетая проповедь аскетизма с непомерной пышностью храмов и великолепием быта высокопоставленных церковных деятелей. На византийское искусство и на вкусы византийского общества огромное влияние оказывало соседство со странами Востока - носительницы древнейших культур, природными богатствами, пестрели к тому же.
Из этих стран в Европу через Византию струился нескончаемый поток драгоценностей, азиатских ценностей и невиданных предметов роскоши. У этих народов культ великолепия был доказан в аристократических слоях общества до пределов, который поражал воображение европейцев.
Монументальное искусство, архитектура и все виды материальной культуры Византии носили на себе явный отпечаток этого влияния, этого стремления к величию и богатству; все облекалось в пышные одежды, блестело яркими красками, золотом и драгоценными камнями.
Мозаичное искусство своей нарядной многоцветностью и величавой монументальностью особенно отвечало этим стремлениям и приняло невиданный размах с начала средневекового периода в строительстве грандиозных храмов - храмов нового культа, торжествовал свою окончательную победу над язычеством.
Мозаичная живопись на стенах храмов был нужна не только для того, чтобы приумножать их великолепие, но и как сопутствующий момент религиозной пропаганды. Пастыри церкви утверждали, что живопись на стенах храма должна раскрывать суть христианской религии безграмотным, молящихся, но не могут читать книг духовного содержания.
Мозаика должна была также укреплять в народе представление о священном назначении императорской власти и о незыблемости основ официальной религии.
В этот начальный период торжества нового вероисповедания художники, создатели мозаик в христианских базиликах , пользовались не только вполне унаследованной от греческих и римских мастеров техникой, но и откровенно заимствовали из языческого искусства много образов и символов, придавая им новый смысл.
Примером этой особенности раннехристианских мозаик могут служить мозаики усыпальницы св. Констанции в Риме, относящихся к IV в. Здесь на белом мозаичном фоне изображена сцена сбора винограда. Все, что показано на этой картине: Амуры, ягнята, птицы (так же как и общий характер композиции), - проникнуто ясным жизнерадостным мировоззрением античности.
К этой же категории следует отнести известную мозаику в церкви св. Пуденцианы в Риме, изображающая Христа в окружении апостолов, мозаику в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне, показывающий Христа в виде доброго пастыря, окруженного ягнятами на фоне гористого пейзажа с темно-синим небом.
Все мозаики этого переходного времени проникнуты реалистическими традициями римского искусства и античным пониманием красоты человека и природы, окружающей его.
Колорит этих картин IV и V вв., выложенных из смальтовых кубиков, отличается разнообразием и яркостью красок, они свидетельствуют о больших успехах римских стекловаров. Характерно появление синего фона вместо белого, обычного для первых веков Римской империи. Впоследствии, в период полного расцвета византийской церковной мозаичной живописи, синие фоны вытесняются золотыми.
Мозаика в Византии
Мозаика, окончательно укрепилась в Византийском государстве в начальные годы его существования, связала с ним свою судьбу навсегда. Она, как никакой другой вид изобразительного искусства, отражала уровнем своей технической оснащенности, и манерой трактовки художественных образов, и идейным содержанием своей тематике все важнейшие события многовековой истории византийского общества. Она покрывалась золотом и умножалась, когда страна богатела, когда враг стоял у ворот, становилась особенно благочестивой и строгой в периоды усиления религиозных репрессий.
Византийские мастера-мозаисты неустанно совершенствовали унаследованную от греко-римской эпохи технику мозаичной живописи. Они разработали богатейшую палитру смальт, необыкновенно обогатили фактуру мозаичной кладки, усилив ее выразительные средства. Они научились до конца использовать декоративные свойства стекла и все оптические эффекты. Располагали смальты наклонно, под разными углами, создавая этим тонкую игру света на поверхности картины, они начали сопоставлять кубики в смелых цветовых контрастах с тем, чтобы они давали целостный живописный образ. Так иногда, чтобы добавить особенно нежный колорит какой-либо части изображения, они вставляли один-два ярких кубика, которые с некоторого расстояния оптически растворялись на светлом фоне, придавая ему тончайший цветовой оттенок, недостижимый другими средствами. Наконец, они научились использовать швы как один из важных фактурных компонентов мозаичной кладки и нередко намеренно подчеркивали их.
Большого расцвета византийская мозаичная живопись достигает в VI в. при императоре Юстиниане - в эпоху утверждения мирового могущества Восточной империи с ее необъятной территорией.
К сожалению, в Константинополе ничего не сохранилось из мозаик V-VI вв., которая могла бы характеризовать мозаичную живопись Византии столичной школы времени ее первого расцвета. Есть мозаичный фрагмент в константинопольской церкви св. Николая, на котором с огромным мастерством изображена голова ангела, относится к VII в.
Из наиболее значительных образцов мозаичной живописи VI в. мы знакомимся по достопримечательностям, сохранившихся на стенах церквей г. Равенны - тогдашнего центра византийского наместничества в Италии.
Эти росписи считаются одним из самых выдающихся памятников мозаичного искусства того времени. В частности, в церкви Сан-Витале ,в общем ансамбле декоративной живописи изображены император Юстиниан с женой Феодорой в окружении их свиты. При известной неподвижной условности расположения фигур лица очерчены смелыми, четкими линиями и поражают остротой индивидуальных характеристик. Очевидно, многие из них написан с натуры. Цветовая характеристика их также очень выразительна. Розовый цвет щек достигнут включением двух-трех кубиков алой смальты. Седеющие волосы - это сочетание черных и серых кубиков.
О высоком совершенстве мозаичной живописи того времени можем судить также по мозаиках VII в. церкви Успения в Никее, изображающие трон в окружении четырех фигур ангелов, воплощающие собой "силы небесные".
Эти фигуры написаны с большим мастерством и выделяются на темном золоте мозаичного фона во всем богатстве сверкающих красок. Лицо поражает своим живым выражением.
К ценным памятникам мозаичной живописи VII в. относятся также мозаики в Салониках. Эти работы отличаются высоким мастерством исполнения и богатством красок, но, к сожалению, они дошли до нас в сильно разрушенном состоянии.
Мозаики в эпоху иконоборчества
В эпоху иконоборчества, охватывающий VIII и IX вв., в византийской храмовой живописи допускались только нерелигиозные сюжеты: изображения птиц, животных, растений, орнаменты. Церковные фрески и мозаика с человеческими фигурами рассматривались как проявление идолопоклонства и беспощадно уничтожались. В императорских дворцах получила широкое распространение светская мозаичная живопись, прославляла военные подвиги императоров и изображала сцены из придворной жизни.
"Македонское возрождение"
Расцвет византийского искусства, наступил вслед за эпохой иконоборчества, обычно его называют "Македонским возрождением", по имени династии, которая царствовала в эти годы.
В живописи этого периода, длившегося около двух веков, формируется тот классический византийский стиль, который был призван выразить идею величия феодализированной Византийской империи, усиление ее экономической и военной мощи и международного авторитета. В искусстве устанавливается система строгих правил и регламентация, диктовалась интересами централизованной власти.
В живописи, особенно константинопольской школы, ближе стояла ко двору, большую роль начинает играть обращение к классическим античным традициям. При этом необходимо отметить, что реалистичные достижения иконоборческой эпохи были успешно использованы в мозаиках последующего времени, в первые годы Македонской династии.
Среди ранних образцов македонского времени наиболее выдающимися являются недавно открытые мозаики в константинопольском Софийском храме относятся к середине IX в. Светское начало в живописи предыдущей иконоборческой эпохи нашел свое яркое выражение в этих мозаиках, изображающих фигуры Богоматери с младенцем на руках и архангела Гавриила.
Вот что пишет об этих высоких произведениях искусства В. Н. Лазарева: "Царица небесная торжественно сидит на троне. Ее широкая, массивная фигура, при всей монументальной замкнутости контура, свободно развернута в пространстве. Этому пространственному впечатлению немало способствует подножие трона, данное в смелом ракурсе. Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает ее так, как будто она выступает из золотого фона. В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И такие же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии, правильной формы нос, сочные губы - все это придает ему земной характер. Но в то же время он подкупает своей одухотворенностью. Большие глаза, печальные и неподвижные, являются как бы зеркалом души. Это же своеобразное сочетание чувственности и одухотворенности поражает в прекрасном лице ангела, таком неповторимом в своем аристократизме и в своей ярко выраженной индивидуальности. Есть действительно что-то "врубелевское" в этом удивительном образе, представляет, наряду с никейскими ангелами, одно из высших воплощений византийского гения ".
В константинопольском Софийском соборе сохранились и другие мозаики, которые пользуются широкой популярностью. Вспомним некоторые из них.
Известные мозаики Софийского собора
Мозаика, на которой изображен Христос, сидящий на троне, со смиренным перед ним императором Львом VI. Мозаика позднего происхождения изображает императоров Константина и Юстиниана, приносящих дары Богоматери. Сюда же относятся важнейшие памятники зрелого византийского стиля XII в., - Мозаики южной галереи Софийского храма с тонкими по живописи изображениями Христа, Иоанна Крестителя и Богоматери. Интересны также портретные изображения членов семьи Комнинов, находящихся там же. При внешней импозантности портретных изображений членов семьи Комнинов, великолепии их костюмов и обилии драгоценных украшений и при некоторой идеализации лиц, изображаемых все они безусловно выраженные индивидуальные черты, присущие реалистическом портретном живописи. Все эти произведения мозаичного искусства показывают высокое мастерство исполнения, присущую столичной школе. Они проявляют редкое умение вызывать ощущение объемности и глубины пространства, отличаются богатством колорита и использованием вместе с золотыми фонами серебряных смальт.
Для последних мозаик этого периода характерно плотная укладка кубиков по сравнению с предыдущими работами. Заметна также большая четкость и определенность контурных линий.
В отличие от столичной школы провинциальная византийская школа мозаичистов может быть охарактеризована памятниками из монастыря Хозиас-Лукас в Фокиде, относящиеся к середине XI в. Типы святых, их необычайная выразительность говорят о связи этих мозаик с местными народными традициями. Контурные линии отличаются резкой подчеркнутостью и жесткостью. Трактовка фигур принимает плоскостной, условный характер. Аскетический строгий стиль живописи подчеркивается в их мрачном колорите, в котором преобладают темные, тусклые тона.
Мозаичная роспись монастыря в Дафни
Остановимся еще на одной замечательной достопримечательности, которая, возможно, наиболее полно отразила высокое мастерство, достигнутое художниками-мозаистами Византии в XII в., на росписи монастыря в Дафни, близ Афин.
Каждая мозаика в Дафни является самостоятельной композицией и вместе с тем неотъемлемой частью стройного единого ансамбля росписи, органически связанной с архитектурой. Нужно отметить, что при этом мозаики не покрывают сплошь все стены, а оставляют незаполненными большие поверхности, которые подчеркивают красочное богатство росписи.
Стройные и правильные по своим пропорциям человеческие фигуры изображены в сложных, иногда стремительных движениях и поворотах, формы переданы объемно, хотя большую роль играет четкая линия контуров, что придает изображению некоторую сухость.
Основное назначение мозаик, по представлению византийских правящих кругов, заключалось в поучении верующих.
Ясность в развитии сюжета и доходчивость до зрителя мозаик монастыря Дафни могут служить образцом для монументальной живописи.
Мозаика: ренессанс
"Взятие крестоносцами
Установился период второго, так называемого ренессанса Палеологовского, длившегося около двух столетий, в течение которых византийское искусство, в том числе и мозаичное, расцвело пышным цветом. Глубокие социальные потрясения, кризис всей феодальной системы, переживаемого Византийской империей в эту эпоху, нашли в монументальной живописи свое наиболее полное отражение.