Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 21:27, доклад
Первые музеи за пределами Европы появились на Американском континенте, который с XVI в. стал объектом европейской колониальной экспансии. Осваивая просторы Нового Света, выходцы из европейских стран оттесняли на окраины или истребляли аборигенное население и воспроизводили на захваченных землях привычный для себя уклад жизни, обычаи и традиции. Со временем американские колонии превратились, по сути дела, в очаги европейской цивилизации с характерными для нее общественными институтами и культурными формами, в числе которых были и музеи.
В1835 г. это условие завещания вступило в силу,
и100 тыс. фунтов стерлингов (примерно полмиллиона американских долларов) поплыли через океан в Соединенные Штаты. Конгресс, пораженный размерами суммы, подаренной человеком, никогда не ступавшим на американскую землю, много лет вел дебаты о том, как поступить со столь беспрецедентным по щедрости пожертвованием. Высказывались предложения о создании университета, большого естественно-научно-го музея, экспериментальной сельскохозяйственной станции, астрономической обсерватории, школы длядетей-сирот.Наконец, в 1846 г. был учрежден Смитсоновский институт во главе с Советом попечителей, ' в который вошливице-президент,сенаторы, конгрессмены и частные лица.
Впоследствии к средствам Смитсона добавились фонды других завещателей, и Смитсоновский институт превратился в один из крупнейших научно-иссле-довательских и культурных центров США. Он объединяет ряд научных учреждений (Смитсоновская астрофизическая лаборатория, Институт этнологических исследований, Национальный зоологический парк
идр.), а также большую группу наиболее значительных государственных музеев США: Национальный ее- • тественно-научныймузей (1846), Национальная коллекция изящных искусств (1846), Национальный музей истории и техники (1904), Галерея Фрира (1904) t
идругие специализированные музеи.
В1937 г. специальным решением Конгресса в составе Смитсоновского института была учреждена Национальная галерея искусства, открывшаяся для публики в марте 1941 г. Ее основу составила коллекция живописных шедевров, собранная банкиром и министром финансов Э. Меллоном, который передал институту и значительные средства на строительство просторного здания для экспонирования собрания. Его - богатый дар пополнили не менее щедрые пожертвования частных коллекционеров С. Кресса, Д. Уайденера
иЧ. Дейла, сделавшие Национальную галерею искусств одним из выдающихся художественных собраний США.
Опора американских музеев на предпринимателей, меценатов и вкладчиков сложилась исторически. Зародившись и существуя во многом благодаря частной финансовой поддержке, они, естественно, отражают вкусы и взгляды своих покровителей. Но при этом они всегда стремились не допустить, чтобы в обществе о них сложилось предстатых и элитарных учреждениях, существующих в интересах небольшой группы людей. С самого начала своей деятельности они в гораздо большей степени, чем европейские музеи, были обращены к массовой аудитории. Просветительные и образовательные цели многих музеев концептуально закреплены в их уставах. В акте об учреждении Метрополитен-музея,в частности, подчеркивалось, что «корпорация художественного музея Метрополитен учреждается с целью создания художественного музея и библиотеки, поощрения изучения изящных искусств и использования их в промышленности и в быту, для развития общих знаний в смежных областях обучения и организации досуга широких масс»1.
Экскурсии, лекции, концерты
и другие формы культурно-
Музеи Австралии
ВXIX в. началась эпоха музейного строительства
ина другом континенте, ставшем объектом британской колониальной экспансии — Австралии. В 1788 г. здесь было основано первое английское поселение, позже превратившееся в город Сидней, а в ближай-
шие десятилетия возникли английские колонии, в 1901 г. вошедшие на правах штатов в доминион Австралийский Союз.
Как это имело место и в Северной Америке, коло- нисты-поселенцы,оттесняя или истребляя местное население, воссоздавали на австралийских землях те же структуры, что существовали в далекой метрополии. Постепенно стала складываться система народного образования, возникли библиотеки, научные общества, университеты. В 1827 г. при содействии английскоговление как о замкну-священника Александра Маклея в Сиднее был учрежден первый и самый крупный в стране музей — Австралийский музей. Его основу составили естествен- но-научныеколлекции, собранные Философским обществом Австралии.
Мысль о необходимости создании в Австралии художественной галереи впервые была высказана в 1856 г. в Мельбурне на торжественном открытии Общества изящных искусств. Идея получила правительственную поддержку, и парламент выделил две тысячи фунтов стерлингов на приобретение в Англии необходимых экспонатов. В 1861 г. в Мельбурне при публичной библиотеке открылся Музей искусств, экспозиция которого на первых порах отличалась скромностью и состояла из картин, слепков, рельефов, медалей и произведений декоративно-приклад-ного искусства. Но музею было предначертано большое будущее. Переименованный в 1875 г. в Национальную галерею Виктории, он спустя четверть века благодаря дарам и пожертвованиям превратился в одно из богатейших художественных собраний Британского Содружества. К концу столетия появилось и большинство из ныне действующих художественных музеев. Крупнейший из них — Национальная художественная галерея Нового Южного Уэльса — был основан в Сиднее в 1874 г., но в силу ряда причин смог принять первых посетителей только в 1897 г.
На исходе XX в. в Австралии насчитывалось уже свыше тысячи музеев, принимающих ежегодно, по самым скромным подсчетам, более десяти миллионов посетителей. Большинство из них — местные музеи, обладающие богатейшими культурными ценностями. Семь национальных музеев находятся в ведении федерального правительства, и почти все они расположены
встолице страны Канберре.
Африканские музеи
Африканские музеи также появились на свет в результате европейской колониальной экспансии. Первый из них был создан в 1825 г. зоологом Эндрю Смитом в Кейптауне — административном центре Капской колонии, которая в 1910 г. вошла в британский доминион Южно-АфриканскийСоюз. В остальных регионах колониальной Африки создание музеев началось значительно позже — в начале XX в. В 1901 г. появился музей
вБулавайо, в 1902 г. — в Солсбери, в 1909 г. — в Найроби, в 1913 г. — в Лоуренсу-Маркиш(Мапуту). В 1936 г.
встолице Сенегала Дакаре был основан Фундаментальный институт Черной Африки (ИФАН), который наряду с прочими учреждениями включил в свою структуру музеи и занялся научными исследованиями во всем регионе Французской Западной Африки.
Одни из этих музеев появились на свет как побочный результат экономического освоения европейцами захваченных земель и эксплуатации природных ресурсов, возникновение других стало следствием стремления европейских исследователей запечатлеть мир «примитивных» культур, прежде чем он окончательно исчезнет, третьи были созданы колониальными властями, желавшими приблизить качество жизни в колонии к «культурным стандартам» метрополии. Все эти учреждения не ставили перед собой целей просвещения африканцев и предназначались для европейского посетителя. Они размещались во дворцах, построенных в колониальном стиле, и резко контрастировали с окружающими постройками аборигенов, а местные жители называли их «домами вождей».
После крушения колониальных империй в конце 1950-х— начале1970-хгг. музеи наряду с другими структурами и учреждениями перешли в ведение правительств новых независимых государств. Однако большинство населения бывших колоний до сих пор продолжает воспринимать их как чуждые и инородные образования.
Обстоятельства появления африканских
музеев в корне отличались от тех, что
были характерны для Северной Америки
и Австралии, где колонисты оседали на
пустующих или слабозаселенных территориях,
оттесняя на окраины или истребляя малочисленных
аборигенов. На освоенных землях они в
итоге составили большинство населения
и впоследствии построили государства
по европейскому образцу, перенеся на
новую почву характерные для метрополии
институты и культурные формы, которые
естественным образом вошли в формировавшиеся
национальные культуры. В Африке с ее неблагоприятными
для европейцев условиями проживания
все обстояло по-иному.Отсутствие государственности
или ее слабость позволили колонизаторам
легко укрепиться на чужой земле, но преобладалопо-
Разумеется, эксплуатируя природные и людские ресурсы, колониализм в определенной степени содействовал не только экономическому, но и культурному развитию африканского континента, ведь промышленные предприятия и инфраструктура нуждались в грамотных и образованных кадрах. Поэтому к европейским языкам и ценностям приобщались местные жители, некоторые проходили курс обучения в западных университетах. Однако европейская культурно-про-светительная система затронула лишь меньшинство населения, главным образом его городские слои. Сельская, то есть основная часть Африки мало подверглась европейскому влиянию и продолжала жить в рамках вековых традиций.
Существовала и еще одна причина того, что европейский музей не нашел отклика в душе африканских аборигенов. Музейные материалы, в частности этнографического характера, собирались и экспонировались в соответствии с европейской шкалой ценностей, с европейским видением мира. Многие из предметов были похищены или отняты у исконных владельцев, и музей стал восприниматься многими африканцами как своего рода символ насилия над местной культурой.
Общественность и музейные специалисты пытаются разработать такие мероприятия, реализация которых придаст музеям Африки новый облик и наполнит новым содержанием, чтобы не только образованные слои, но и все остальные африканцы воспринимали их как неотъемлемую часть своей культуры. В процессе реорганизации музея предлагается исходить из местных традиций сохранения семейных и общинных реликвий. Определяющим фактором при решении вопроса о том, что включать в музейное собрание, долж-но стать мнение местного населения, а не критерии, использовавшиеся в свое время европейцами. Кроме того, следует подумать об изменении и внешнего облика музеев, чтобы они напоминалитрадиционные африканские жи-
лища и тем самым стали ближе и роднее местным жителям. Огромное, если не приоритетное значение для африканских музеев должна приобрести просветительная функция, ведь большинство жителей развивающихся стран — люди, которые не получили никакого образования или с трудом умеют читать и писать. Поэтому одна из главных задач музейных специалистов региона — сделать экспозицию как можно более доступной и притягательной для малообразованного посетителя.
Находясь в полной зависимости от государственного финансирования, музеи стали жертвами африканского экономического кризиса и с конца 1980-хгг., за немногими исключениями, перестали развиваться, оказавшись в тупике и застое. Явственно проявилось снижение к ним интереса публики, и на разных уровнях стал даже подниматься вопрос о целесообразности их сохранения. Поэтому европейскому музею на африканской почве еще только предстоит пережить желаемые перемены.
Музеи Китая
Китай всегда относился к иноземным заимствованиям настороженно и негативно. Европейская колониальная экспансия XVII —XVIIIвв. почти не затронула его; вплоть до середины XIX в. он оставался территориально растущим независимым государством и нередко
20G использовал в отношениях с внешним миром высоко-
мерные и пренебрежительные интонации. Уже в начале XVIII в. китайские правители положили конец попыткам христианских миссионеров и европейских купцов активно осваивать территорию страны. Миссионеры были высланы, церкви закрыты, а в середине столетия прекратилась и торговля с европейцами, за исключением порта в Кантоне (Гуанчжоу).
Но в середине XIX в. поражение в так называемых «опиумных войнах» вынудило Китай заключить серию неравноправных договоров с европейскими государствами и открыть страну для иностранной торговли на льготных для Запада условиях. В ряде крупных китайских городов возникли кварталы для проживания иностранцев — сеттльменты, наделенные специальными привилегиями, в том числе и правом экстерриториальности.
Именно с носителями европейской культуры связано появление в Китае музейных учреждений.
В 1869 г. в Шанхае открылся музей, созданный фран-узским католическим священником Пьером Эидом, а в 1872 г. стало экспонировать свои коллекции Северокитайское отделение Британского Королевского восточного общества. Оба эти учреждения были рассчитаны прежде всего на западную публику и посещались главным образом иностранцами. Первый музей, созданный усилиями и желанием самих китайцев, открылся только в 1905 г. Это был Центр естественной
истории в г. Наньтун (провинция Цзянсу), основанный Чжан Цзяном. В сентябре 1909 г. появилась директива, вменявшая в обязанность главам провинций принимать меры по выявлению и охране древностей, а также организовывать местные музеи для размещения редких и ценных предметов. Принятая по докладу министерства внутренних дел, она, несомненно, отражала обеспокоенность китайских властей состоянием дел в области культурного наследия. Китайское искусство издавна
пользовалось огромным спросом
на художественном рынке Запада. Изделия
из шелка, фарфор, лаки, произведения декоративно-
Однако все попытки остановить разграбление культурных ценностей особого успеха не имели, Ажиотажный спрос международных антикварных рынков на китайские древности и произведения искусства продолжал стимулировать активность дельцов и иностранных коллекционеров. Определенной преградой на пути расхищения культурного достояния страны могли стать художественные музеи, но первые попытки по их созданию были предприняты только после революции 1911 — 12 гг., которая свергла маньчжурскую династию и провозгласила Китай республикой.