Музейная экспозиция, посвященная гитаре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 18:17, реферат

Описание работы

Целью моего курсового проекта является создание концепции музейной экспозиции , посвященной гитаре.
При написании моего курсового проекта я ставлю перед собой следующие задачи:
1.Изучение теоретического материала по требованиям к созданию музейной экспозиции.
2.Разработать и сформулировать идею, сюжет.
3.Разработать тематико экспозиционный план.
4.Решить вопрос экспозиционного пространства.
5.Произвести отбор музейных предметов.
6.Создать план работы с посетителями в экспозиции.
7.Продумать методы продвижения моего проекта.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Глава I. Обзор теоретических источников……………………………………4
2 Глава II. Концепция проекта………………………………………………….10
2.1 Название музейной экспозиции. Проблематизация………………10
2.2 Идея музейной экспозиции…………………………………………..12
2.3 Цель экспозиции……………………………………………………...12
2.4 Задачи экспозиции…………………………………………………….12
2.5 Целевая аудитория……………………………………………………13
2.6 Экспозиционные методы……………………………………………..13
2.7 Пространственное решение…………………………………………..13
2.8 Система музейных предметов………………………………………..20
2.9 План экспозиции……………………………………………………....21
2.10 Работа с посетителями в экспозиции, интерактивность…………..22
2.11 Продвижение проекта : средства PR и реклама …………………..22
Заключение……………………………………………………………….. ……23
Список источников……………….……………………………………………...24

Файлы: 1 файл

kursak_katya.docx

— 41.75 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Глава  I. Обзор теоретических источников……………………………………4

2 Глава II. Концепция проекта………………………………………………….10

2.1 Название музейной экспозиции. Проблематизация………………10

2.2 Идея музейной экспозиции…………………………………………..12

2.3 Цель  экспозиции……………………………………………………...12

2.4 Задачи экспозиции…………………………………………………….12

2.5 Целевая аудитория……………………………………………………13

2.6 Экспозиционные методы……………………………………………..13

2.7 Пространственное решение…………………………………………..13

2.8 Система музейных предметов………………………………………..20

2.9 План экспозиции……………………………………………………....21

2.10 Работа с посетителями в экспозиции, интерактивность…………..22

2.11 Продвижение проекта : средства PR и реклама …………………..22

Заключение……………………………………………………………….. ……23

Список источников……………….……………………………………………...24

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Музыка - посредница между жизнью ума и жизнью чувств. (Людвиг Ван Бетховен)

Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает  эмоциями» . Язык души, так принято говорить о музыке именно потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека, но нельзя исключить при этом и воздействие на область разума.

Музыка сопровождает каждого  из нас в течении всего дня, но кто задумывался о том, что же такое музыка?! Музыка- это вид искусства. Средством передачи настроения и чувства в музыке служат специально организованные звуки.

Музыка способна влиять на настроение человека, с помощью нее можно даже воздействовать на здоровье человека : когда человек слышит быструю музыку, у него учащается пульс, повышается давление, он начинает двигаться и думать быстрее.

Одним из ярких примеров воспроизведения музыки является гитара.

Гитара - это тот инструмент, который создает тишину, интимность,  хрупкость и вместе с тем страсть, магию красоты, драматизм и проникновенный лиризм.

В настоящее время гитара становится очень популярным музыкальным  инструментом, все больше людей начали интересоваться историей развития гитары, поэтому я решила посвятить свои курсовой проект этому музыкальному инструменту.

На сегодняшний день существует много экспозиций, посвященных музыкальным  инструментам. Например, в Государственном  мемориальном музее Булата Окуджавы есть небольшой раздел, посвященный гитаре, также проводилась выставка  Summer NAMM,99,и другие, но нет ни одной  , которая не просто покажет из чего сделана гитара, а покажет ее жизнь.

Целью моего курсового  проекта является создание концепции  музейной экспозиции , посвященной  гитаре.

При написании моего курсового  проекта я ставлю перед собой  следующие задачи:

1.Изучение теоретического материала по требованиям к созданию музейной экспозиции.

2.Разработать и сформулировать идею, сюжет.

3.Разработать тематико  экспозиционный план.

4.Решить вопрос экспозиционного  пространства.

5.Произвести отбор музейных предметов.

6.Создать план работы с посетителями в экспозиции.

7.Продумать методы продвижения моего проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I.ОБЗОР ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

При написании курсового  проекта очень важно изучить  теоретический материал, для того ,чтобы решить следующие задачи: правильно построить концепцию музейной экспозиции, какие экспозиционные методы применить, какие средства  продвижения проекта использовать, как построить работу с посетителем и другие.

При изучении теоретического материала я основывалась на труды музееолога Ю.П.Пищулиной ,так как ее пояснение о проектировании музейной экспозиции, о научной концепции , о разработке тематико - экспозиционного плана , о видах экспозиционного метода показалось мне доступными и логичными.

Объектом курсового проекта  является составная часть музейного  проектирования - проектирование музейных экспозиций, т.е. творческий процесс, включающий разработку исходной документации для  будущих экспозиций и осуществление  авторского надзора за их реализацией.

В 80-е гг. нашего столетия произошло удивительное событие: экспозиционеры- ученые и экспозиционеры- художники сошлись на том, что существует два вида проектирования - научное и художественное. Была разработана комплексная система взаимодействия этих видов, впоследствии утвержденная тогдашним министром культуры.

Согласно этой схеме все  начинается с научной концепции (НК). Что это такое - каждый из ученых понимает по-своему, и может сложиться  впечатление, что до сего дня универсального определения НК не существует. Под  научной концепцией экспозиции подразумевалось  целостное понимание задач музея  в области экспозиционной работы и система основных тем, идей и  проблем, раскрываемых в экспозиции. А если еще короче, то НК определяет цели, задачи и способы их решения на уровне содержания экспозиции .

Научной концепции должна соответствовать  архитектурно-художественная концепция (АХК), т.е. воплощение экспозиционного  образа, найденного художником (на базе научной концепции). Выполняется  архитектурно -художественная концепция  обычно в форме макета.

На следующем этапе  начинается разработка тематико- экспозиционного  плана (ТЭП) и составление монтажных  листов (МЛ). ТЭП включает наименование разделов, тем, подтем, тематических комплексов, ведущие тексты, аннотации, перечень экспонатов с указанием их характера, размеров, места хранения и многое другое. МЛ - чертежи участков экспозиционной поверхности, на которых указано размещение конкретных экспонатов .

При создании музейной экспозиции Ю.П.Пищулина выделяет  три основные стороны: художник, ученый и сценарист.

На сегодняшний день актуальны  два полярных определения музейной экспозиции, выражающих конечные цели каждой из сторон: музейная экспозиция - это овеществленная научная концепция, в то же время-это художественное произведение. В принципе и то, и  другое определение верны по-своему, но нам необходимо найти «золотую середину», другими словами, формулу  музейной экспозиции, для чего нужно четко понимать ,что мы хотим получить в итоге.

Таким образом, все зависит  от цели, которую ставят перед собой  экспозиционеры- проектировщики. И как бы ни хотелось уйти от наукообразия, все же придется обозначить данный процесс как выбор определенного метода проектирования музейных экспозиций.

Здесь возникает проблема выбора того или иного экспозиционного метода. Сегодня, к сожалению, эта проблема находится в стадии разработки, хотя в течение семидесяти лет понятие «метод» часто употреблялось в российской музееведческой литературе. Более того, существовали попытки создать обоснованную классификацию тех или иных методов, характерных для конкретных исторических этапов. Этой проблеме  были посвящены работы Н.И.Романова , Н.М.Дружинина , А.И.Михайловской , А.Б.Закс и др. В обобщенном виде классификация экспозиционных методов представлена в «Кратком словаре музееведческих терминов», изданном НИИ культуры в 1983 г. , а также в научной разработке «Музейные термины», подготовленной лабораторией музееведения Музея революции в 1986 г. .

И в том, и в другом издании  классификация методов строится по традиционной «научной» схеме: прежде всего, это систематический и  тематический, а также ансамблевый  методы. Последний метод применяется  при создании этнографических и  мемориальных музеев.

Находя подобную классификацию  достаточно абстрактной, бывший директор музея революции Ф.Г.Кротов предложил  иную терминологию: его коллекционный, иллюстративный и музейно-образный методы фактически соответствовали  по смыслу трем предыдущим. А один из постоянных авторов журнала «Советский музей» М.Б.Гнедовский ввел еще одно понятие - «проектный метод», с помощью  которого, видимо,     осуществляется согласованное научное и художественное проектирование.

Итак, когда ученый, сценарист  и художник впрягаются в экспозиционную «тележку», то из всех возможных целей они должны определить главную. Она-то и будет характеризовать выбранный метод.

Если основная цель состоит  в демонстрации музейной коллекции, систематизированной в соответствии с профильными научными принципами или подобранной тематически (например, мемориальные вещи Николая II, В.Ульянова-Ленина и т.п.), то такой метод можно  назвать коллекционным. Причем     здесь   не  исключена    возможность   работы    и   сценариста, разрабатывающего драматургию восприятия коллекции, и художника, создающего архитектурно-художественную среду. Единственное условие: и тот, и другой работают на ученого, точнее - на результат его научной деятельности.

Теперь определим основную цель как попытку проиллюстрировать  музейными предметами явления и  процессы в природе или общественной жизни, создать своего рода объемно-пространственную монографию на ту или иную тему. Такой  метод можно обозначить как иллюстративный. В данном случае художник и сценарист  вновь работают на «науку». Причем художнику  позволено реализовать свое творческое «я» в специально созданных экспонатах-иллюстрациях: произведениях живописи, графики, дизайна  и т.п., являющихся полухудожественными  вставками в наукообразную экспозицию. Наконец, он делает красивую «обложку»  для экспозиционной монографии...

Если же основная цель экспозиционеров  состоит в том, чтобы сохранить  или реконструировать на документальной основе бытовую обстановку,  связанную  с историческим событием, жизнью и  деятельностью выдающихся лиц, т.е. воссоздать предметный ансамбль (в  мемориальном музее - интерьер), то такой  метод может быть назван ансамблевым.

Наконец, если основная цепь проектировщиков заключается в  создании экспозиционно-художественного образа, своеобразного произведения музейного искусства, где происходит трансформация предметных результатов человеческой деятельности в духовные ценности и идеалы, а «обстановка» превращается в художественный портрет ее владельца, то такой метод можно обозначить как музейно-образный. Понятно, что ученый здесь призван поработать на искусство в качестве научного консультанта. Функции сценариста чаще всего берет на себя сам художник, изначально складывая в голове философскую концепцию будущего художественного образа.

Необходимо пояснить, что  когда мы говорим о согласованном  выборе главной цели, то, конечно  же, выдаем желаемое за действительное. На практике чаще все названные методы применяются в комплексе, в соседстве  друг с другом, что и приводит к конфронтации или творческим ошибкам.

Также, многие музееведы сейчас выделяют еще один метод -  образно-сюжетный , развивающий   идею «экспозиции как вида искусства», являющийся  полифоническим методом, объединяющим на качественно новой основе преимущества четырех традиционных    методов.   Музейная     экспозиция   воспринимается   как художественная модель определенного исторического процесса (явления, события), призванная выразить его суть, используя специфические музейные средства и жанровые формы (или экспозиционной язык). Ученый необходим здесь как научный консультант, сценарист становится драматургом, автором своеобразной «пьесы», а художник - режиссером, способным осуществить постановку уникального музейного спектакля.

При выборе метода, экспозиционеры вольны использовать любой из выше перечисленных. Однако, учитывая исторический анализ формирования и развития традиционных методов проектирования обнаруживается явная тенденция   к   влиянию художественных принципов.

После изучения теоретического материала становится понятным как  правильно построить концепцию  музейной экспозиции, какие экспозиционные методы  бывают и как применить  их  в своем проекте.

 

ГЛАВА II.КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА

Название музейной экспозиции. Проблематизация

«Изгиб  гитары» так  звучит название музейной экспозиции, концепцию которой я буду разрабатывать. Эта тема действительно актуальна, потому что многим людям интересно узнать  когда появилась гитара, кто создал этот музыкальный инструмент, почему именно шестиструнная гитара стала столь знаменитой, в какой стране зародилась гитара,  а сколько струн вообще может иметь данный музыкальный инструмент.

Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского  слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего  «струна». По другой версии, слово «гитара» происходит от санскритского слова  «кутур», означающего «четырехструнный» (ср. сетар -трёхструнный). По мере распространения  гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: «кифара (ϰιθάϱα)»  в древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в  Италии, «guitare» во Франции, «guitar»  в Англии и наконец, «гитара» в  России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой  литературе в XIII веке.

Самые ранние сохранившиеся  свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся  к III тысячелетию до н. э. Изображения  киннора (шумеро-вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках  в Месопотамии. В древнем Египте и Индии также были известны похожие  инструменты: набла, нефер, цитра в  Египте, вина и ситар в Индии. В  древней Греции и Риме был популярен  инструмент кифара.

Информация о работе Музейная экспозиция, посвященная гитаре