Начало творческого пути Ю.Григоровича

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 09:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования — изучить творчество и поэтику театра Ю.Григоровича.
Основные задачи исследования:
1. Выявить начало творческого пути Ю.Григоровича.
2. Рассмотреть новые принципы художественного решения первых зрелых спектаклей Ю.Н. Григоровича.
3. Исследовать новые спектакли, созданные Ю.Н. Григоровичем, постановки классических спектаклей.

Содержание работы

Введение 3
1.Начало творческого пути Ю.Григоровича 6
2. Самостоятельная балетмейстерская работа Ю.Григоровича 7
2.1. Новые принципы художественного решения первых зрелых спектаклей Ю.Н. Григоровича 7
2.2. Новые спектакли, созданные Ю.Н. Григоровичем 10
2.3.Постановки классических спектаклей 16
Заключение 22
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

поэтика театра Григоровича.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Во всех этих постановках  он давал практический ответ на широко дискутировавшийся в те годы вопрос: как ставить балетную классику? Спектакли Ю.Н. Григоровича в равной мере чужды двух ошибочных крайностей: музейного подхода к классике и ее искусственной модернизации. Они органически сочетают традиции и новаторство, бережное сохранение классики и ее современное прочтение, подчеркивание всего лучшего в наследии и тактичное дополнение и развитие его в связи с новыми концепциями.

Нельзя не сказать  также о том, что Ю.Н. Григорович трижды ставил балет своего любимого композитора С.С. Прокофьева "Ромео и Джульетта", создав три разные версии. Сначала он осуществил его в парижской Опере в 1978 году в двух актах. Затем создал трехактную версию в 1979 году на сцене Большого театра. И, наконец, - новую редакцию на сцене Кремлевского Дворца съездов в 1999 году. Этот последний спектакль особенно совершенен, отличается отточенностью и выверенностью всех композиций и танцевальных партий. И он особенно глубок и трагичен. Ю.Н. Григорович отошел даже от шекспировского примирения двух враждующих семей в конце над трупами главных героев. Мрак и безысходность финала заставляют глубже осознавать трагедийность не только исторического, но и современного мира.

Ю.Н. Григорович, в прошлом  артист балета, а затем выдающийся балетмейстер, имеющий ныне мировое имя, является также и педагогом, и крупным общественным деятелем. В 1974-1988 годах он был профессором балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории. С 1988 года по настоящее время заведует кафедрой хореографии в Московской государственной Академии хореографического искусства.

В 1975-1985 годах Ю.Н. Григорович был президентом Комитета танца  Международного института театра. С 1989 года он президент Ассоциации деятелей хореографии, а с 1990 года - президент  фонда "Русский балет". В 1991-1994 годах Ю.Н. Григорович был художественным руководителем хореографической труппы "Юрий Григорович балет", показывавшей свои спектакли в Москве, в городах России и за рубежом. Многие годы он был председателем жюри международных конкурсов артистов балета в Москве, Киеве и Варне (Болгария).

Уйдя в 1995 году со штатной  работы в Большом театре, Ю.Н. Григорович осуществил множество своих балетов  и классических спектаклей в городах  России и во многих зарубежных странах, причем каждый раз не механически переносил их на другие сцены, а создавал новые редакции и версии, совершенствуя свои постановки. Он явился пропагандистом русского балета на многих сценах мира.

В кино экранизированы балеты Ю.Н. Григоровича "Спартак" (1976) и "Иван Грозный" (1977). Его творчеству посвящены фильмы "Балетмейстер Юрий Григорович" (1970), "Жизнь в танце" (1978), "Балет от первого лица" (1986), книга В.В. Ванслова "Балеты Григоровича и проблемы хореографии" (М.: Искусство, 1969, 2-е изд., 1971), альбом А.П. Демидова "Юрий Григорович" (М.: Планета, 1987).

Как и всякий выдающийся творец искусства, Ю.Н. Григорович очень  требователен в работе, благодаря  чему неизменно повышается художественный уровень трупп, с которыми он работает. Вместе с тем он чуткий и отзывчивый человек, заботящийся о своих артистах, добрый товарищ.

В свободные часы он любит  читать, посещать музеи, проводить время  в кругу друзей. Из композиторов особенно любит П.И. Чайковского  и С.С. Прокофьева, из писателей - А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Любит  путешествовать и изучать старину.

Все спектакли, созданные Ю.Н. Григоровичем, и у нас, и за рубежом имели огромную прессу и вызывали восторженные высказывания и оценки многих выдающихся людей. Приведем только два суждения о его творчестве легендарных деятелей отечественного искусства.

Гениальная балерина Галина Сергеевна Уланова в одном из своих интервью говорила: "Каков Юрий Николаевич в совместной работе? Одержимый фанатик. Человек огромной работоспособности. Когда ставит новый спектакль, всем бывает нелегко - жесткий, требовательный, придирчивый к себе и другим. И закончив постановку, он продолжает над ней думать, умеет взглянуть на нее как бы со стороны. Проходит время, и видишь: он что-то изменил, дополнил или, может быть, убрал. Это очень ценно. Каждая партия в балетах Юрия Николаевича решена до мельчайших деталей. Воплотить все задуманное им в сложнейших спектаклях дано, с моей точки зрения, только очень талантливым исполнителям. Не случайно в его постановках многие актеры открылись с новых сторон и тем определили свою судьбу"2.

Гений отечественной музыки Дмитрий Дмитриевич Шостакович говорил: "В его хореографических образах живет настоящая поэзия. Все лучшее из области хореографии - в смысле соотношения классических традиций и современных средств. Здесь торжествует танец. Все выражено, все рассказано его богатейшим языком - образным, самобытным, открывающим, я думаю, новый этап в развитии советского театра".

Созданное Юрием Николаевичем Григоровичем - это наше национальное достояние. Вместе с тем это этап в развитии не только отечественного, но и мирового балетного театра. И, несмотря на то, что мастером уже так много сделано, мы вправе ждать от него новых творческих свершений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Подведем итоги. Ю.Григорович в 1946 окончил Ленинградское хореографическое училище (педагоги Б.В. Шавров и А.А. Писарев). В 1946-61 годах солист Театра им. Кирова. В 1961-64 гг. балетмейстер Театра им. Кирова. В 1964-95 гг. - главный балетмейстер Большого театра, в 1988-95 художественный руководитель балетной труппы.

 Выдающимся событием  современного балетного искусства стали поставленные Григоровичем в Театре им. Кирова спектакли Каменный цветок (по сказу П. Бажова, 1957) и Легенда о любви (по пьесе Н. Хикмета, 1961), позднее перенесенные на сцену Большого театра (1959, 1965).

Обобщив завоевания отечественного балетного театра, эти спектакли  подняли его на новый уровень. Они содержат глубокую идейно-образную трактовку литературных первоисточников, положенных в основу сценариев, отличаются последовательной и цельной драматургией, психологической разработкой характеров героев. Но, в отличие от односторонне драматизированных балетов-пьес предшествующего периода, этим спектаклям свойственны развитая танцевальность, возрождение сложных форм хореографического симфонизма, более тесное слияние хореографии с музыкой, воплощение в танце ее внутренней структуры.

Основой хореографического  решения является классический танец, обогащенный элементами драматических танцевальных систем (в т.ч. народного танца). Пантомима как самостоятельное явление отсутствует, ее элементы органически включены в танец, имеющий от начала до конца действенный характер. Высокого развития достигают сложные формы симфонического танца (ярмарка в Каменном цветке, шествие и видение Мехменэ Бану в Легенде о любви), широко используется кордебалет в его эмоциональном значении, как лирический аккомпанемент танцу солистов.

Дальнейшее развитие творчество Григоровича получило в постановке балета Спартак (1968), героико-трагедийного произведения о счастье борьбы за свободу. Отойдя от первоначального описательно-повествовательного сценария Н.Д. Волкова, Григорович построил спектакль по собственному сценарию на основе крупных хореографических сцен, выражающих узловые, этапные моменты действия, чередующихся с танцевальными монологами главных действующих лиц. Совместно с композитором А.И. Хачатуряном Григорович создал новую музыкальную редакцию этого балета. Основой хореографического решения стал действенный классический танец, поднятый до уровня развитого симфонизма. В спектакле Иван Грозный на музыку С.С. Прокофьева в транскрипции М.И. Чулаки (1975, Большой театр; 1976, парижская Опера), на основе тех же художественных принципов, раскрываются страницы русской истории, создается психологически сложный образ выдающейся личности, проносящей свою идею через множество трудностей.

Большое место в творчестве Григоровича занимают постановки классических балетов, в которых Григорович бережно сохраняет старую хореографию и обновляет спектакль в соответствии с идейной трактовкой и требованиями современности.

Все балеты П.И. Чайковского поставлены Григоровичем не как детские сказки, а как философско-хореографические поэмы с большим и серьезным содержанием. В "Щелкунчике" (1966, Большой театр) Григорович создал целиком новую хореографию на основе полной, без каких-либо изменений, партитуры Чайковского. В центре спектакля - светлые романтические образы главных героев, воплощенные в развитых танцевальных партиях.

В "Лебедином озере" (1969, Большой театр) сохранена хореография  М. И. Петипа и Л. И. Иванова и в единстве с нею заново решен ряд эпизодов в 1-м, 3-м и 4-м актах. Значительно более танцевально развита, чем в предшествующих постановках, партия Зигфрида. Спящая красавица ставилась Григоровичем в Большом театре в 1963 и 1973. В первом спектакле была сделана попытка решения образа феи Карабос на основе не пантомимы, а классического танца, отчего Григорович впоследствии отказался. Во втором спектакле сохранена вся хореография Петипа, края дополнена новыми эпизодами (танец вязальщиц, царство Карабос). Укрупнен основной конфликт, обострено столкновение добрых и злых сил, усилено философское звучание произведения.

На основе эстетических принципов, сложившихся в его  творчестве, Григорович осуществил в 1978 пост. Ромео и Джульетты. В этот спектакль включен ряд неизвестных  ранее музыкальных номеров, найденных  Григоровичем в архиве композитора.

В 1982 Григорович поставил в Большом театре "Золотой век" Д.Д. Шостаковича. Спектакль имеет целиком новый сценарий, в партитуру введены эпизоды из других сочинений Шостаковича. Действие развертывается в крупных танцевально-симфонических номерах, в основе которых лежит классический танец, обогащенный элементами народного, бытового, характерно-гротескового, пантомимы, физкультурно-спортивных движений.

В постановке "Раймонды" в Большом театре (1984) Григорович сохранил хореографию Петипа и дополнявшие ее эпизоды А.А. Горского и Ф.В. Лопухова, но развил ее: более танцевальны главные мужские партии, усилена аккомпанирующая роль кордебалета.

Все спектакли поставлены Григоровичем по его собственным  сценариям. Спектакли Григоровича, построены на сложившихся и утвержденных хореографом принципах эстетики балетного спектакля, ставших ведущими в отечественном балете 1960-80-х годов.

В 1974-88 Григорович - профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории. С 1988 - зав. кафедрой хореографии Московского хореографического института. С 1989 - президент Ассоциации деятелей хореографии, с 1990 - президент фонда Русский балет. В 1991-94 художественный руководитель хореографической труппы. Юрий Григорович - лауреат Государственной премии СССР (1985).

Список литературы

 

 

    1. Баланчин Д., Мейсон Ф. Сто один рассказ о большом балете. - М.: Крон-пресс, 2000.
    2. Блок Л. Классический танец: история и современность. - М.: Искусство, 1987.
    3. Волынский А. Статьи о балете. — СПб., 2002.
    4. Григорович Ю. Традиции и новаторство // Музыка и хореография современного балета: Сб. статей. — Л.: Музыка, 1974.
    5. Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. - М., 1971.
    6. Ванслов В. История и современность в балете // Музыка и хореография современного балета: Сб. статей. - Л., 1977.
    7. Ванслов В. Статьи о балете. — Л.: Музыка, 1980.
    8. Карп П. Балет и драма. - Л.: Искусство, 1980.
    9. Красовская В. Русский балетный театр XX века. - Л.: Искусство, 1981.
    10. Красовская В. Профили танца / АРБ им. А. Вагановой. - СПб., 1999.
    11. Мессерер А. Танец. Мысль. Время. - М., 1990.
    12. Соллертинский И. Статьи о балете. - Л.: Музыка, 1973.
    13. Чурко И.О. Линия, уходящая в бесконечность. - Беларусь: Полымя, 1999.

1 Красовская В. Русский балетный театр XX века. - Л.: Искусство, 1981.-С.81.

2 Ванслов В. Статьи о балете. — Л.: Музыка, 1980.-С.23.




Информация о работе Начало творческого пути Ю.Григоровича