Направления поп-арт и оп-арт в искусстве ХХ века и их влияние на дизайн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 20:13, контрольная работа

Описание работы

Актуальность этой темы заключается в том, что на протяжении многих веков люди возвращаются и продолжают пользоваться не только популярными брендами того времени, ставшими бестселлерами, но и взяв за основу частичку стиля делают свои более модернизированные открытия. Такие открытия становятся очень популярными и пользуются большим спросом среди населения, делая тем самым свой неповторимый образ, как в одежде и стиле, так и в интерьере.

Содержание работы

Введение............................................................................................................3
1. Направление «поп-арта» в искусстве ХХ века...........................................5
2. Оптическое искусство ХХ века...................................................................7
3. Влияние «поп-арта» и «оп-арта» на дизай..................................................9
• Влияние на дизайн в одежде.........................................................................9
• Влияние на дизайн прически......................................................................12
• Влияние на дизайн интерьера.....................................................................12
Заключение.......................................................................................................14
Библиографический список...........................................................................16

Файлы: 1 файл

поп арт контрольная.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт искусств

Филиал в г. Омске

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: « История искусств »

Тема « Направления поп-арт и оп-арт в искусстве ХХ века

и  их влияние на  дизайн »

 

 

 

 

 

 

 

  • Выполнил: 

  • студент  гр. Ом- 112C ДС                Русанова А.В.

    . Проверил:         

    канд. пед. наук,  доцент                                                  Амиржанова А.Ш.

     

     

     

    Омск 2013 г 

    Содержание

    Введение............................................................................................................3

    1. Направление «поп-арта» в искусстве ХХ века...........................................5
    2. Оптическое искусство ХХ века...................................................................7
    3. Влияние «поп-арта» и «оп-арта» на дизай..................................................9
    • Влияние на дизайн в одежде.........................................................................9
    • Влияние на дизайн прически......................................................................12
    • Влияние на дизайн интерьера.....................................................................12

    Заключение.......................................................................................................14

    Библиографический список...........................................................................16

    Приложение1...................................................................................................17

    Приложение2...................................................................................................18

    Приложение3...................................................................................................19

    Приложение4...................................................................................................20

    Приложение5...................................................................................................21

    Приложение6...................................................................................................22

    Приложение7...................................................................................................23

    Приложение8...................................................................................................24

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

    В истории искусства на протяжении многих веков формировались и развивались различные течения и направления, которые послужили толчком новой моде разорвав рамки в обыденной жизни . В данной контрольной работе, рассматриваются такие направления как «поп-арт» и «оп-арт». Эти направления сильно изменили восприятие окружающей действительности, дав иллюзию и обман с помощью визуальных приемов не только в живописи и архитектуре, но и определенный вызов моде, интерьеру, прическам ХХ века.

    Поставленной целью при выполнении контрольной работы является, наиболее подробное изучение выбранных стилей и раскрытие   их значимость в современном искусстве, а так же познакомится с репродукцией авторов того времени. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) как можно подробно раскрыть стилевые направления; 2) изучить их влияние на культуру ХХ века; 3) рассмотреть спрос этих стилей в современной моде и дизайне.

    Актуальность этой темы заключается в том, что на протяжении многих веков люди возвращаются и продолжают пользоваться не только популярными брендами того времени, ставшими бестселлерами,  но и взяв за основу частичку стиля  делают свои более модернизированные открытия. Такие открытия становятся очень популярными и пользуются большим спросом среди населения, делая тем самым свой неповторимый образ, как в одежде и стиле, так и в интерьере.

    Природа ХХ в. с ее промышленной технологией, рекламой, урбанизацией (это процесс увеличение количества населения в крупных городах) породило несколько новых направлений, которые опирались на рекламные афиши, образы кино, фотографии из иллюстрированных журналов, свет неоновых ламп, акриловые краски, все виды пластмасс. Новые виды искусств были призваны поломать, взбудоражить установившийся порядок и показать с другой стороны все, что становится привычным для современного человека [см. прил.1 ил.1], [см. прил.2 ил.5].

    Поп-арт или популярное, общедоступное искусство, означающее отрывистый удар, хлопок, шлепок или производящее шокирующий эффект или направление в искусстве возникшее как реакция на абстрактный экспрессионизм в изобразительном искусстве [8], [см. прил.2 ил.6].

    Первыми зачинателями поп-арта в Америке считаются Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс.  Представители поп-арта провозгласили своей целью «возвращение к реальности», но реальности, уже опосредованной масс-медиа: источником их вдохновения стали глянцевые журналы, реклама, упаковка, телевидение, фотография, кинематограф. Новые технические приёмы, позаимствованные из промышленного дизайна и рекламы: фотопечать, использование диапроектора, включение реальных предметов, способствовали как «обезличиванию» индивидуальной творческой манеры художника, так и «раскрытию эстетической ценности» образцов массовой продукции [см. прил.5 ил.18].  Он начинает создавать оптическую иллюзию, движение механизмов, предметов быта или природных тел. Оп-арт представляет собой оптическую иллюзию, которая достигается при помощи цвета и линии на плоскости в пространственном восприятии. По сути это геометрические чертежи, которые написаны чистыми цветами, плавно перетекающие друг в друга, либо основанные на контрастах. Эффекты  оп-арта почерпнули из физики и обуславливают физиологией зрительного восприятия [см. прил.3 ил.11], [см. прил.3 ил.9].

     Авторы «пространственных объектов»  создают свои произведения другими  способами, они монтируют, лепят, клеят, режут, паяют, клепают, плавят, обтачивают и красят свои изделия, рассчитанные на осязательный фактурный эффект [4].

    1. Направление  «поп-арта» в искусстве ХХ века

    Поп-арт возник в начале 1950-х годов практически одновременно в Великобритании и США как реакция на элитарность наиболее продвинутых к тому времени авангардных направлений изобразительного искусства, в частности, на абстрактное искусство, абстрактный экспрессионизм [3].

    Начальные теоретические разработки поп-арта появились в Англии в период в 1952 по 1955 годы, когда в «Институте современного искусства» в Лондоне образовалась «Независимая группа» архитекторов, художников, критиков среди них были Ричард Гамильтон, Эдуард Паолоцци, Лоуренс Эллоуэй. Позже к ним присоединились такие ставшие известными в поп-арте фигуры, как Питер Блейк, Рональд Китай, Дэвид Хокни [3].

     Это направление проявляется  чаще всего в рекламе, афишах, плакатах, газетах. В предметах домашнего  обихода, комиксах, научной фантастике, бульварной литературе прочих  бумажных вымыслах [см. прил.4 ил.1].   Ранние произведения поп-арта выполнялись в техниках коллажа или традиционной живописи с элементами коллажа [см. прил.2 ил.4].

    Среди первых программных для поп-арта работ, получивших хрестоматийную известность, были коллажи Эдуарда Паолоцци «Я была игрушкой богатого мужчины» 1947 года [см. прил.2 ил.5], и «Что собственно делает сегодня наш домашний очаг иным и столь привлекательным?» Ричарда Хэмилтона, 1956 года [см. прил.1 ил.3].

     Появляются поп-скульптуры, объекты, ассамбляжи, инсталляции, в которых  используются самые различные материалы, в том числе и в большом количестве вещи, бывшие в употреблении [1].

     Раушенберг разработал жанр  комбинированных картин, в которых  живопись в духе абстрактного  экспрессионизма соединялась с  реальными предметами (Кровать).

    В начале 1960-х в этом жанре начал работать Том Вессельман, сочетавший плоскостное изображение натурщиц с реальным антуражем ванных комнат (Великая американская обнаженная) [см. прил.2 ил.8]. В юности он раскрашивал уличные вывески, имитировали композиционные приемы и живописную технику рекламных щитов [2] [см. прил.1 ил.2].

    Для произведений Тома Вессельмана характерна поэтизация идеализированно-рекламной эротичности женского тела, на постели или в ванной, выполненного яркими масляными или акриловыми красками, иногда с элементами коллажа, в сочетании с некоторыми конкретно-предметными фрагментами интерьера [8].

    Рой Лихтенштейн делал полумеханическим способом картины на холсте в духе журнальных комиксов, увеличивая их в масштабе. Клайс Олденбург создавал сочетания реальных предметов с раскрашенными гипсовыми муляжами, как правило, скоропортящихся продуктов питания, кусков мяса, овощей, хлеба, и антропоморфные композиции из фигур, вырезанных из упаковочного картона, и инсталляции из самых разнообразных предметов, частично расписанных маслом. Это и серия мягких надувных предметов обихода: унитаз, пишущая машинка, телефон-автомат, пылесос, целые интерьеры комнат [ 1] [прил.1 ил.2].

    Энди Уорхол создавал шелкографические серии на основе фотографий Мерилин Монро, отдельных фрагментов её лица, губ, глаз, долларовых купюр, бутылок колы [см. прил.2 ил.6 ], [см.прил.5 ил.16]. Джеймс Розенквист пишет яркими, часто ядовито режущими глаз синтетическими красками огромные многометровые композиции, набранные из иллюзорно выписанных элементов, фрагментов, символов научно-технического прогресса XX века.[см. иллюстрацию. 2]

     

     

    2. Оптическое  искусство ХХ века

     Оптическое искусство - художественное течение второй половины XX века, использующее различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных изображений [см. прил.3 ил.11]. Оп-арт (использование различных зрительных иллюзий, которые достигаются резкими цветовыми контрастами, пересечениями извивающихся линий). 

     Основная задача оп-арта - обмануть глаз, спровоцировать его на ложную реакцию, вызвать «несуществующий» образ. Вводя ритмические повторы, резкие цветовые и тональные контрасты, извивающиеся линии, пересечение спиралевидных и решетчатых конфигураций, они создают эффекты перемещения, слияния, парения форм. При этом у зрителя возникает ощущение струящегося движения, текучего, постоянно меняющегося и перестраивающегося пространства [см. прил.4  ил.9].

     Например, давно замечено, что  на темном фоне светлые предметы  кажутся больше, чем на самом  деле, а тёмные на светлом выглядят меньше. В оптике это явление получило название иррадиации [5].

    Древнегреческие архитекторы , делали колонны своих построек разной толщины. Например угловые колонны знаменитого Парфенона - главного храма афинского Акрополя - шире соседних, а расстояния между угловыми и соседними колоннами уменьшены. Фоном для угловых колонн служит яркое небо, а для остальных - темный фон святилища храма. С помощью этого удалось добиться , что со стороны все колонны выглядят одинаково, а разницу можно обнаружить только при непосредственном измерении.

    Еще одно чудо оптического искажения - вертикальные и горизонтальные прямые при значительной длине кажутся не параллельными, складывается впечатление, что они расходятся в разные стороны.

    Древние греки отклоняли элементы верхней части постройки от вертикали. Например, фронтон устанавливали под углом, наклоняя немного вперёд. По этой же причине скульпторы делали фигуры, украшавшие здания, более рельефными. Принимались во внимание и точки наблюдения: каждая статуя создавалась с учётом места, которое ей отводилось во всей композиции [10].

     Совокупность геометрических  форм и цветовых комбинаций  создает иллюзию движения, играя, на симультанном контрасте, на  сдвигах, на оптическом смешении  образов [5].  К оп-арту примыкает живопись цветового поля (Color field) [см.прил.8 ил.27]. Оп-арт подчиняет плоскостные изображения и объемные предметные конструкции по духу геометрического абстракционизма [10].

      В качестве средств образной  выразительности в оп-арте фигурирует  цвет, декоративный, контрастный или мягкий, тающий в полутонах, и геометризированный рисунок в виде спиралевидных, извивающихся линий, однообразных геометрических очертаний, усложненных наложением или совмещением разных планов узора. Такое творчество является как разновидность декоративно-прикладного искусства [6].

    Представители кинетического направления используют вращающиеся зеркала, различные механизмы, приводимые в движение электричеством, устройства из линз, преломляющие направленный на них луч света [11].

    Живопись «оп - арта» - композиции из однородных по форме, но разноцветных линий и пятен, располагаемых в определенном порядке. Обыгрывая цветовые контрасты соседство выпуклых и вогнутых форм, сплетая замысловатый узор на основе разлиных не вооруженным глазом штрихов и точек. Художники создают на холсте подвижное цветовое пространство [8] [см. прил.4 ил.12, ил.14, ил.15].

     

    3. Влияние «поп-арта»  и «оп-арта» на дизайн 

    Влияние стилей на дизайн в одежде

    Платье в стиле поп-арт включает в себя  композицию реальных предметов, фотографий, репродукций и иллюстраций [см.прил.6 ил.20]. Такая мода была крайне популярна у подростков. Среди известных  модельеров, вдохновлявшихся новыми течениями в живописи, были Лари Олдрич, Андре Курреж, Ив Сен-Лоран. Они предлагали огромное разнообразие безумных аксессуаров и цветовых контрастов, однако именно противопоставление черного и белого, желто-черно-красного,  стало настоящим хитом десятилетия [см.прил.6 ил.20]. В 1965 году, один из модельеров представил публике коллекцию, основанную на творчестве одного из основоположников абстрактной живописи Пита Мондриана [9].

    На фоне популярности известных картин этого направления  "Зеленые бутылки кока-колы" и "Банки супа "Кэмпбелл" Уорхол начал переносить свои знаменитые рисунки и на ткань. Создавая одежду по собственным эскизам, он выпустил ставшие популярными платья "Бутылка", "Хрупкость", рубашку "Суп "Кэмпбелл"[8].

    Информация о работе Направления поп-арт и оп-арт в искусстве ХХ века и их влияние на дизайн