Направления в искусстве 60-х гг 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2013 в 21:55, контрольная работа

Описание работы

Постмодернизм возникает в западноевропейской культуре в 60-70 – е гг. Термин широко применяется с 1979 г., когда вышла книга французского философа Жана-Франсуа Лиотара (1924-1998) "Постмодернистское состояние". Постмодернизм - это широкое культурное течение, получившее развитие в философии, эстетике, искусстве, гуманитарных науках последней трети XX века.
Формирование постмодернистских настроений стало возможным благодаря реализации качественно новых технических возможностей, способствующих интенсивной коммуникации различных культур, столкновении многообразных ценностных установок, размывающих приоритет идеалов, претендующих на универсальность.

Файлы: 1 файл

ист моды в зерк искусства.docx

— 901.57 Кб (Скачать файл)

Направления в искусстве  60-х гг 20 века:

Постмодернизм

Постмодернизм возникает в западноевропейской культуре в 60-70 – е гг. Термин широко применяется с 1979 г., когда вышла  книга французского философа Жана-Франсуа  Лиотара (1924-1998) "Постмодернистское состояние". Постмодернизм - это широкое культурное течение, получившее развитие в философии, эстетике, искусстве, гуманитарных науках последней трети XX века.

Формирование постмодернистских  настроений стало возможным благодаря  реализации качественно новых технических  возможностей, способствующих интенсивной  коммуникации различных культур, столкновении многообразных ценностных установок, размывающих приоритет идеалов, претендующих на универсальность.

Постмодернизм – это настроение плюрализма, разнообразия стилей жизни, игровых кодов. Можно говорить об антиинтеллектуальности постмодернизма. Используя для создания своих произведений, утраченные культурные образцы прошлого как кубики, он играет с адресатом, не требуя специальных знаний для понимания произведения.

Принципы и правила  постмодернистской игры с культурным наследием предельно свободны, их теоретики отказываются от всех традиционных философско-эстетических категорий, понятий  и принципов художественно-эстетического  мышления и заменяют их свободно трактуемыми  новыми принципами и понятиями. К  основным понятиям постмодернистской  культуры относятся: деконструкция, симулякр, интертекстуальность, шизоанализ, иронизм, фрагментарность, мозаичность, нониерархичность, лабиринт, ризома, телесность, соблазн, желание, парадоксальность, эстетизация безобразного, принципиальный маргинализм, нарратология, грамматология и проч.

К арт-практикам постмодернизма относятся:

– Акции.

Первые акции проводились дадаистами и сюрреалистами еще в 1910-1925 гг. и носили эпатажный, деструктивный  характер. Акции носят иррациональный, парадоксально-абсурдный характер и обращены к внесознательным уровням психики реципиента. Большое влияние на создателей акционизма оказывает их увлеченность восточными и первобытными культами, шаманскими обрядами, практиками медитации, употребление психотропных веществ и т.д.

Например, акция художника Джексона Полока (1912-1956) заключалась в спонтанном процессе разливания или разбрызгивания красок по холсту. Рукой мастера управляли глубинные подсознательные импульсы. Среди его работ - "Лавановый туман", "Глаза в жару", "Зачарованный лес", "Серость океана". Когда Полока все чаще стали снимать журналисты во время работы, он уходил в запой, хотя брызгал свои картины исключительно трезвым. Акции художника прервал суицид. Мистик и художник Агнесс Мартин рисует просто линии карандашом и называется это "Океан" - идея вечно неизменной природы. Ее работа "Без названия. № 4" (1989 г.) представляет собой серые полосы.

– Хэппенинги.

Хэппенинги – (англ. To happer – "случаться, происходить") – акции, как бы непреднамеренно совершающиеся в местах обычного пребывания публики (площади, парки, скверы, автостоянки). Хэппенинг – представление (вроде карнавала, маскарада, сакрального ритуала), заранее спланированное и подчиненное либретто и режиссерскому замыслу; в остальном участники импровизируют действие. Основная задача – выведение искусства в жизнь, слияние с жизнью, внедрение в сознание обычного человека мысли о том, что любой фрагмент его обыденной жизни может быть поднят до уровня искусства или сакрального действа.

Первые хэппенинги появились в США: их основатели - композитор Д. Кейдж и один из создателей поп-арта Р. Раушенберг .

– Перформансы.

Перформансы – (англ. Performance – "исполнение") – акции, совершающиеся или в специальных помещениях, или на открытом воздухе на специальных площадках по заранее разработанному сценарию. Перформанс развился на основе театра абсурда, хэппенинга, конкретной музыки, поп-арта на путях их специфического свободного объединения. Принципиальная абсурдность, невозможность рассудочного прочтения этих акции способствуют созданию вокруг них ареола некой первозданной, "чистой" сакральности, которая способствует контакту их участников и зрителей с иными реальностями.

Представители: Й.Бойс, И.Захаров-Росс и др.

– Энвайронмент.

Энвайронмент – (англ. environment – "окружение, среда") - неутилитарная арт-среда, представляющая собой полностью организованное художником целостное неутилитарное арт-пространство. Первоначально арт-пространства создавались для хэппенингов и перформансов, а затем как самостоятельные арт-проекты путем особой системы инсталлирования предметных или аудио-визуальных (фото-, видео-, слайдо-, кино- и т.п.) объектов. В результате создается особая визуально и энергетически активная многомерная пространственная среда, в которой на реципиента воздействуют соматические энергии (визуальные, аудио, оптические), излучаемые комплексом предметов, образовавших энвайронмент. Как правило, это бывшие в употреблении вещи обихода человека, части машин и механизмов, обломки сооружений техногенной цивилизации. Сами энвайроменты обычно организуются в цехах закрытых заводов и фабрик, складских помещениях.

Представители: К.Ольденбург, Ж.Сигал, А.Капроу, Христо, Р.Хорн, Й. Бойс, Я. Кунеллис и др.

 

Список использованных источников

1. Лапина С.В. Культурология: Курс лекций / Лапина С.В. – 2-е стер. изд. – Мн., 2005. – 216с.

2. Мартынов, В. Ф. Мировая художественная  культура/В.Ф.Мартынов.-3-е изд., стереотип.  Минск: ТетраСистемс, 2000.

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 1996.

4. Культурология: Учеб.пособие / Под научн. ред. Г.В.Драча. – Р-на-Д.: Феникс, 1995.

 

ГИПЕРРИАЛИЗМ.

Гиперреализм - (hyperrealism), фотореализм. Имитация фото живописными средствами на холсте. Свойственно кажущаяся реальность картины, Жак фото-. Наиболее известные художники-гиперреалисты: Чак Клоуз. Ричард Эс-тес.

 

Гиперреалисты писали акриловыми красками, благодаря которым поверхность картин приобретала глянец фотоснимка. Работая над композициями, они откровенно пользовались диапроекциями ив холсты. Впрочем, само понятие -композиция' как искусство компоновки художественного пространства лишь в самой малой мере применимо к их полотнам, одна из характерных особенностей которых — запланированная -случайность кадрировки».

4.12. КОНЦЕПТУАЛИЗМ

Концептуализм - течение зародилось в середине 1960-х годах. Свойственно: произведение, передающее идею через  готовый предмет. Яркие представители: Бойс. Бюрен, Виола, Кристо. Лонг, Мерц, Наумаи.

 

Концептуализм {от лат. conceceptue — мысль-. 'Представление-) возник в середине 60-х гг. XX в. одновременно в Англии и США и очень скоро сделался ведущим направлением современного искусства. В полемике с торжествовавшим в то время поп-артом, сосредоточенным на предметном мире, концептуалисты утверждали, что единственно достойной задачей художника является создание идей, концепций. Ведь форма может быть выполнена любым ремесленником, но лишь художнику дано придумать её.

Концептуализм — искусство интеллектуальное, во многом ироничное. К тому же это  своего рода протест прошв коммерциализации искусства, ибо его произведения невозможно, да и не имеет смысла, продавать и покупать. По представлениям концептуалистов, от художника не требуется  вечных творений. Главное — передать ощущение настоящего времени.

 

Поскольку в концептуальном искусстве  важно не само изображение, а его  смысл, иногда оно может вообще отказаться от экспоната, лишь рассказав об идее Например, к одному из вернисажей была получена телеграмма от художника, который сообщал, что помнит о выставке. Эту телеграмму и демонстрировали зрителям. Все же концептуалисты были заинтересованы о сохранении своих идей, поэтому тщательно документировали их. Одним из примеров такого подхода стала широко известная нью-йоркская Выставка-манифест 1969 г.. на которой было объявлено, что она состоит из каталога, а «материальное присутствие работ — дополнение к каталогу».

Поп-арт.

 

Термин "поп-арт" (англ. Popular art – "популярное, общедоступное искусство") был введен критиком Л.Эллуэем в 1965 г. Поп-арт – реакция на беспредметное искусство, удовлетворение "тоски" по предметности, порожденным долгим господством в западном искусстве абстракционизма. Теоретики поп-арта утверждают, что в определенном контексте каждый предмет теряет свое первоначальное значение и становится произведением искусства. Задача художника – придание обыденному предмету художественных качеств путем организации определенного контекста его восприятия. Поэтика этикетки и рекламы. Поп-арт – это композиция бытовых предметов, иногда в сочетании с муляжом или скульптурой.

Минимализм.

 

Минимализм – реакция на пестрый  мир поп-арта, - направление в искусстве, провозгласившее принципы предельной экономии "изобразительно-выразительных  средств", в качестве которых выступали  технические детали и конструкции  в их минимальном количестве и  при минимальном вмешательстве  художника в организацию создаваемого объекта. Чаще это были металлические  скульптуро-конструкции, покрашенные в неброские цвета.

Лэнд-арт.

 

Лэнд-арт (англ. Land-art - "природо-искусство") – арт-практика, в которой деятельность художника выносится на природу и материалом для арт-объектов служат или чисто природные материалы или их сочетания с минимальным количеством искусственных элементов. В 1960-1980-е гг. художники В.де Мария, М.Хайцер, Д.Оппенхэйм, Р.Смитсон, Христо и др. осуществили крупные проекты в малодоступных местах природного ландшафта и в пустынях. На горах, на дне высохших озер художники рыли огромные котлованы и рвы различной формы, строили из обломков скал причудливые нагромождения, выкладывали спирали из камней в морских заливах, рисовали с помощью извести некие огромные рисунки на лугах и т.п. Своими проектами Лэнд-аристы протестовали против современной городской цивилизации, эстетики металла и пластики.

 

 

.1 Тренды, пришедшие из 60-х

 

Каждое десятилетие 20 века - это  определенная мода, которая рано или  поздно подвергается особому циклу  возрождения. При этом некоторые  «стильные десятилетия» возвращаются в определенных чертах или деталях  одежды. В данном случае речь о 60-ых, которые выражаются всплеском иронии в сторону моды этой эпохи.

В наступившем сезоне важны не столько  эти легенды 60-х годов (бесспорно, прекрасные), сколько посыл, который  несут их образы. Модный мир, сдавшийся 60-м без боя, разделился на два  лагеря. В одном правят бал короткие юбки, минмалистичные платья, графичные принты, откровенность и странные решения, а в другом - безукоризненная женственность, утрированная пухлогубая сексуальность. И удивляться тут нечему: вольное дуновение 60-х перевернуло все с ног на голову, «впихнув» в одно десятилетие столько мини-революций, сколько не было ни до, ни после. Мы до сих пор пытаемся осмыслить 60-е годы, и коллекции осень-зима 2011-2012 - тому подтверждение.

Если новые 60-е грубо обобщить, то первый тренд для худых, а второй для фигуристых.

Твигги и Джейн Биркин были легендарными моделями 60-х годов, и их модельные ноги буквально требовали мини. На их телах без особых выпуклостей великолепно смотрелись минималистичные короткие платья, ставшие символами 60-х годов, а короткие шорты и аккуратные воротнички, как у Louis Vuitton fw 2011-2012, подчеркивали их детское очарование. Графичность во всем - от прически до принта, трогательная худоба, минимализм, открытые ноги, прозрачные ткани, чистые цвета, смелость и молодость - такими помнит 60-е Муичча Прада, создавшая платья в клетку, как у Ива Сен Лорана в коллекциях 60-х.

А на смену Бриджит и Жаклин пришла Кристина Хендрикс. Именно она стала главным адептом выставленной на показ сексуальности 60-х годов в наш андрогинный век. Что ж, то, что быть женщиной снова модно - это очень приятно. Пышные бедра, пышная грудь, пышная прическа, пышные ресницы, НО! сдержанные модели, узкие юбки до колен, небольшие каблуки и простые элегантные силуэты. Странная смесь сдержанности Жаклин Кеннеди и нескромности Бриджит стала новым прочтением 60-х.

Интерес к самым веселым и  жизнерадостным годам 20 века - эпохе 60?х - проявляется не только в работе модельеров, но и в других формах. Чего только стоит нашумевшая выставка и вслед за ней вышедшая одноименная  книга «Balenciaga and Spain». Шедевры таких знаменитых кутюрье как Кристобаль Баленсиага, Кристиан Диор и Коко Шанель не перестают вдохновлять современных творцов fashion-индустрии и вызывать восхищение нынешних «стиляг».

Однако, для того чтобы продемонстрировать свой безупречный вкус, мало просто взять фильм с Мэрилин Монро  и скопировать ее образ. Хотя это  тоже в некоторой степени модный эпатаж. Но, все же, важно понимать, как и для чего Вы это делаете  и какую нотку индивидуальности сможете привнести в давно  знакомый сюжет. Черпая вдохновение  в коллекциях модельеров середины двадцатого века, современные дизайнеры создают  потрясающие коллекции, полные изысканной утонченности 60-х, но в тоже время  не лишенные индивидуальности.

Стилистика поп-арта, оп-арта, студии 54 и старых итальянских фильмов  изящно и порой едва заметно вплетена в современный имидж, что создает  оттенок ретро романтики. И многие марки от классиков Armani и Prada до молодых типа Marc Jacobs и Miss Sixty сознательно используют эти детали в своих сезонных коллекциях. Причем в ход идут разнообразные fashion-атрибуты эпохи 60-х: это могут быть отклики свингующего Лондона, где господствовал легендарный Твигги-look, сумасшедшие яркие мини и прическа-бабетта, или всегда женственный и утонченный Париж, который настаивал на сдержанном авангарде и космическом образе в связи с техническим прорывом той поры; Милан же вносит свои правила, предлагая красочные абстрактные рисунки, а также строгую геометрию в крое и расцветке. Из сезона в сезон возвращаются силуэты с заниженной талией и ярко выраженными угловыми вырезами на груди, ткани с люрексом и винилом, ядовитые цвета и броские детали.

Информация о работе Направления в искусстве 60-х гг 20 века