Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 21:53, практическая работа
Цель проекта:
Разработка эффективной системы работы по развитию интереса детей к русской народной культуре и народной кукле.
Задачи:
Познакомить детей с историей возникновения народной куклы.
Изучать технологию изготовления куклы.
Введение
Характеристика кукла «Мартинички»
Технология изготовления куклы
Игра с народной куклой
Заключение
Библиографический список
МИНИ-ПРОЕКТ
«Народная кукла и ребенок»
План:
« Из всех существующих в мире загадок
тайна куклы — самая загадочная;
без понимания сущности куклы
невозможно понять и человека »
М.Е. Салтыков — Щедрин.
Введение
Проблема:
Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок в изобилии бесчисленным количеством ярких, интересных, но порой бесполезных, а иногда и вредных, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушек. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной куклы в игре современных детей.
Цель проекта:
Разработка эффективной системы работы по развитию интереса детей к русской народной культуре и народной кукле.
Задачи:
Актуальность:
Народная кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Эта та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образцом человека, она позволяет играющему с ней ребенку подражать миру взрослых отношений. Она вбирает в себя представления ребенка об окружающей действительности. Она говорит её словами и чувствами, знает эту действительность на столько, насколько знает её ребенок. В игре с народной куклой ребенок закрепляет свои представления и расширяет их. Познает окружающий мир, учится выражать свои чувства, у ребенка появляются навыки общения. Благодаря народной кукле ребенок проходит школу первичной специализации.
Характеристика куклы «Мартиничка»
Мартиничка - маленькая нитяная обрядовая кукла, которая используется в обряде "закликания весны" (в марте).
Обрядом «закликания весны» начинается цикл весенне-летних праздников на Руси. Традиционно кличут весну 21 марта, в этот день поют заклички весны и ещё зовут Жаворонков. Поэтому праздник получил еще название «ЖАВОРОНКИ».
Время для праздника выбрано не случайно — это время весеннего равноденствия.
И так как март — это время встречи двух времен года, праздник всегда украшают куклами «мартиничками». Их вяжут парами: из белых ниток — символ уходящей зимы, из красных — символ весны и красного солнышка. Такие пары куколок развешивают на деревьях, где их раскачивает и вертит весенний ветер. А рядом ребятишки поют веснянки и играют с выпеченными из теста небольшими птичками-жаворонками.
Есть и такое мнение: Мартинички - это соединенные пояском две куколки скрученные из ниток – белая и красная, мужская и женская. Красный и белый цвет – олицетворяют ярую силу жизни и волю богов на эту жизнь данную. Соединенные мужская и женская фигурки разных цветов – единство двух начал, такой вот славянский аналог восточного кружочка Инь-Янь.
Мартинички прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме и во дворе. Радостные, словно весенние птички, эти куклы вестили всем – «Весна… Весна… Скоро весна…Весна Мы ждем тебя… Приходи скорее…»
И конечно, кроме праздничного, притягивающего событие, значения эти куколки играли еще и обережную роль.
Дело в том, что все начало марта, вплоть до весеннего равноденствия, считалось неблагоприятным временем жестокого разгула злых сил. Зима уходит, а с ней уходит и их время, вот и злятся злыдни, лютуют, стараются напакостить побольше напоследок.
Поэтому роль Мартиничек также в том, чтобы оберечь от злых воздействий человека и жилище.
И в связи с этим мнение встретила в сети: их убирают из дома по окончании марта - в апреле (Благовещенье). При этом, куколок вешают на ветку дерева, чтобы они очищались ветром ("Весна танцует с Ветрами ").
Если во время изготовления куклы пошел откровенный негатив, значит эта кукла Вас "почистила". Таких мартиничек лучше вывесить на веточку, куда-нибудь повыше (так, чтобы кто-нибудь неразумный не снял ее с дерева, пока она "грязная". Позже, ветер все "унесет". А "для дома - для семьи" сделайте других новых кукол.
И ещё информация:
В Молдавии, Румынии и Болгарии к приходу весны также изготавливают пару нитяных кукол, которые называются Мэрцишор. Разные легенды сложены об этих куклятах, но в одном они едины – белый цвет символизирует подснежник, а красный – цвет крови, упавшей на снег. 1 марта красная и белая нитяные фигурки дарятся друзьям и знакомым. В течение месяца их носят приколотыми на одежду, а затем развешивают на деревья с пожеланиями исполнения желаний.
В Болгарии 1 марта – день Бабы Марты, и все болгары c этого дня носят мартинички.
Баба Марта - персонаж болгарского фольклора. Обычай праздновать день Бабы Марты появился еще у у древних фракийцев ещё до нашей эры.
Баба Марта - символ женского начала.
Куклу прикрепляют на одежде, ее изображение есть на открытках. Дарят мартинички и желают здоровье, долгие года жизни, плодородие. Это- и показатель симпатии к противоположному полу.
Лучше сделать мартиничку самому. Это - вплетение мыслей, желаний тому, кому подарок предназначен. Делать ее надо на рассвете 1 марта. Убрать чисто дом, одеть красно- белую одежду.
Мартиничку дарят со словами: "Честита баба Марта! ". Невесты носят мартинички справа, а старые девы – слева. Холостяки носят с разделенными концами ниток, а женатые изрезанные до узла (чтобы не засматривались на других женщин). А вот снимать куклы просто так нельзя. Надо дождаться первого аиста. Или хотя бы первых весенних цветов. Можно найти ручей и отправить куклу по течению, чтобы в будущем Мартиничка принесла вам удачу, счастье, любовь, а все горести, болезни и неудачи покинули вас в нынешнем году.
Есть легенда, связанная с этой куклой:
"В первый день
марта вышла на опушку леса
красавица Весна, огляделась и
увидела как на проталинке, в
зарослях терновника
А еще в давние времена родители одевали детишек (как мальчиков, так и девочек) в длинные рубахи из полотна. Поэтому и народные куклы Мартинички делались бесполыми: головка, ручки и рубашечка. Отличались мужская кукла и женская только цветом ниток. И только во второй половине двадцатого века стали изготавливать декоративные разнополые куклы. Женская - как бы в платье, а мужская - с двумя ногами, как бы в штанах. Да и цвета ниток у нынешних декоративных кукол Мартиничек могут быть самые разнообразные, а не только красный и белый.
Имели эти куколки и второе значение. Но не только для весеннего праздника вязали нитяных куколок. Они имели и второе ритуальное значение: всегда после рождения ребенка в семье делалась очередная нитяная куколка, это действие имело большой символический смысл. Висевшая в красном углу свадебная пара кукол Неразлучников раздвигалась немного в стороны и на общую крепкую родительскую руку вешался маленький ребенок-куколка, сделанный из ниток. Этот своеобразный символический обряд повторялся после каждого прибавления в семействе. Сколько было детей, столько и куколок висело на общей руке кукол Неразлучников. Цвет куколок тут уже не имел никакого значения.
Куколки вязались одинаково как для мальчиков, так и для девочек, так как в возрасте до пяти лет всех детей одевали одинаково в длинную полотняную рубаху. Только после того как появились различия в одежде малышей в начале 20 века, стали делать кукол мальчиков. Для этого нитяную юбочку разделяли пополам, внизу пучки нитей обвязывали как у ручек, так получались ножки. А у девочек появились прически, для этого под верхний сгиб нитяного туловища продевали пучок цветных ниток и завязывали сверху, получался как бы хвостик из волос, можно оставить так, а можно сплести косичку - одну или две.
Вот таких забавных маленьких куколок подвешивали на свадебных кукол Неразлучников. Конечно, сделать таких нитяных куколок можно и для игры детям, и для подарков, и даже для украшения одежды, сумок, поясов.
Технология изготовления куклы
Понадобится:
- пряжа красного и белого цвета;
- нитки;
- шаблон из картона 6х7 см (размер можно взять любой).
Изготовление:
Подготавливаем необходимые материалы. | |
Наматываем нитки на картонку по длинной стороне. | |
Под верхний сгиб пропускаем нить и завязываем. | |
Нижний сгиб разрезаем. | |
Наматываем нитки на картонный шаблон по ширине, разрезаем с двух сторон. | |
Обвязываем концы пучка ниток с каждой стороны. Получились ручки. | |
Оформляем головку куколки. Отступаем немного вниз от узла и обвязываем ниткой. Под узел можно подложить небольшой шарик из шерсти или ветоши, можно горошинку или бусинку, тогда головка получится круглей. Под головку вкладываем ручки. | |
Перевязываем куколку по талии. Мартиничка готова. Аналогично делаем еще одну куколку белого цвета. Затем из двух нитей белого и красного цвета делаем витой шнурок и на его концы привязываем куколки. |
Получилась парная композиция обрядовых куколок Мартиничек!
Игра с народной куклой
« Кукла Мартиничка »
Конспект занятия для старшей группы.
Цель: Ознакомление детей с традициями и культурой русского народа.
Задачи:
Материал к занятию:
- пряжа красного и белого цвета;
- нитки;
- шаблон из картона 6х7 см (размер можно взять любой).
Методы и приѐмы: беседа, объяснение, показ, практическая работа по
изготовлению куклы, итог.
Ход занятия.
Воспитатель. Я вам загадаю загадку, и если вы еѐ правильно отгадаете, то узнаете, о чѐм мы с вами сегодня будем говорить.
Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я сделаю (игрушки).
Правильно, говорить мы сегодня будем об игрушках.
У нас в детском саду, у вас дома, у всех есть игрушки. Но среди множества всех игрушек у каждого из вас есть самая любимая игрушка. Кто хочет рассказать о своей игрушке?
Рассказы детей о своей любимой игрушке.
Все эти игрушки продаются в магазинах. Они изготовлены на заводах и
фабриках с помощью станков. Они называются фабричными. Мы все с этими
игрушками знакомы.
А есть ещѐ, ребята, народные игрушки, их в магазине не продают. Их можно сделать своими руками. Сегодня я вас хочу познакомить с одной из таких игрушек.
Вот эта игрушка (воспитатель показывает детям игрушку).
Называется она кукла — Мартиничка. Я еѐ не покупала в магазине, а сделала сама своими руками. Вот эта игрушка, которую можно сделать своими руками, называется ещѐ рукотворной. Как вы думаете, что обозначают эти слова «Рукотворная игрушка»?
Ответы детей.
Рукотворная игрушка — это игрушка, сделанная своими руками. Такие
игрушки родители сами делали для своих детей. Когда дети были маленькими, а когда дети подрастали, они помогали родителям, а затем уже могли и сами для себя сделать такие игрушки.
Хотите научиться делать таких кукол — Мартиничек?