Народный костюм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 22:43, реферат

Описание работы

Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Одежда , прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами создателей . Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.

Файлы: 1 файл

народный костюм.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Народный костюм

 

Введение.

 

Народный костюм –  это бесценное неотъемлемое достояние  культуры народа, накопленная веками. Одежда , прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами создателей . Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.

 Народный костюм  – не только яркий самобытный  элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины ХХ века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.

 На формирование  состава, покроя , особенностей орнаментации русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.

 До 1930 годов народный  костюм составлял неотъемлемую  часть художественного облика  сельского населения: русских  хороводов, свадебных обрядов,  посиделок и т.д. У многих  народов национальный костюм  в качестве праздничного сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве ансамблей народный песне и танцах.

 

Основные черты русского народного костюма.

 

Виды одежды и особенности кроя.

 

Традиционно крестьянская одежда, не затронутая официальным законодательством сохранила, отработанные веками устойчивые формы , определяющие её своеобразие. До начала ХХ века крестьянский костюм сконцентрировал наиболее типичные черты древнерусского костюма: крой, приёмы декора, способ ношения и многое другое.

 Для русского костюма  характерен прямой крой со  свободно падающими линиями. Следует  подчеркнуть традиционность народного  костюма, которая выражается в  целом ряде принципов и качеств.  Народному костюму свойственна  рациональная конструкция, обусловленная шириной домотканых полотен, строением человеческой фигуры, назначением вещей в быту.

 Основные детали  одежды кроили, перегибая полотнища  вдвое по утку или основе. Для  клиньев по необходимости полотнища  складывали по диагонали. Сшиваемые по прямым линиям детали одежды дополнялись для свободы движения прямоугольными или косыми вставками ( полики, ластовицы ). В этом специфическом крое присутствует определённая архаика. К типичным чертам можно так же отнести значительную длину одежды, особенно большую длину рукавов женских рубах, расположение декора, многослойность ансамбля, состоящего из нескольких надеваемых одна поверх другой одежд, насыщенный колорит с контрастным сочетанием окраски отдельных частей костюма.

 Верхняя сезонная женская одежда, за исключением отделки и некоторых деталей, в основном мало отличалась от мужской. Шилась она чаще всего из неокрашенного, натурального цвета сукна. В разных регионах она получила разные названия: кафтан, армяк, свита, зипун. Типичной была одежда халатообразного покроя , с большим воротником, широко был распространен покрой с подрезом и складками на спине. Верхняя одежда могла быть с карманами в боковых швах или складках.

 Сезонную одежду  женщины носили с платками. Зимой  в качестве одежды использовали овчинные шубы, тулупы и полушубки черного или буро-коричневого цвета. Носились они, как правило, мехом внутрь и были нагольными или крытыми крашениной. Украшение шуб аналогичны украшениям кафтанов, иногда шубы отделывались мехом другого цвета. Кроме того, на севере, в Нижнем Поволжье, Приуралье и Сибири существовали одежды из шкур животных типа соболя, даже и надевались они в дорогу поверх полушубка, шубы, кафтана, так же, как и массивные длинные халатообразный из сукна с большим полу крытым воротником. Вся верхняя одежда при выходе из дома подымалась длинными поясами кушаками.

 Любой крестьянский  костюм обязательно дополнялся  обувью плетенной или катанной. Так же, как и верхняя одежда, обувь была почти одинаковой  для женщин и мужчин и различалась только размером и украшениями.

 Особую роль в  решении композиции костюма играют  головные уборы. Женский головной  убор в своих формах и декоре  тоже сохраняет архаичные черты.

 

Цвет - язык народа.

 

Цвет – это особый способ выражения чувств человека. Ведущими цветовыми тонами в народной одежде является белый, красный и синий. Красный цвет в народе был самым любимым. Слова “красно солнышко”, “весна-красна”, “красна девица” и другие выражали представления о наивысшей красоте. Самыми нарядными считались одежды из красной ткани (сарафаны, понёвы ), вышивка красными нитками. Различные оттенки и интенсивность красного цвета создают очень тонкую гармонию. Черный цвет применялся, как правило, для обогащения и усиления звучания основных тонов, однако в ряде случаев он является ведущим.

 Декоративный убор народного  костюма может включать в себя  и другие яркие тона, часто  контрастные, такие как зеленый,  синий, оранжевый, желтый. Общее  колористическое решение народной  одежды зависит от пропорций  частей разных цветовых тонов, характера вышивки, соотношения площадей орнаментации и фона.

 

Украшения и  отделка.

 

Украшение одежды выполнялось  тремя способами: качеством, вышивкой, нашивкой различных материалов –  кружев, тесьмы и тому подобное. Узор формировался уточной нитью, перекрывавшей нити основы. Элементы орнамента чередовались с просветами фона. Тканный узор употреблялся главным образом для изготовления рукавов, нижней части рубах, передников. Часто узорные полосы искусно дополнялись вышивкой, составляя исключительный по красоте декор. Вышивка народной одежды отличается большим разнообразием технических приёмов и способов. Для вышивки применяли специальные нитки, имеющие особую крутку. Их изготовляли из льняного и шерстяного волокна и красили естественными красителями.

 Для использования  узора в большинстве случаев  применялось сразу несколько  видов вышивальной техники. При  всём многообразии вышивальных  приёмов народные вышивки на  одежде отличаются необычайной  согласованностью художественного  замысла и технического исполнения. Как правило, в орнаментации одежды все способы украшений соединялись: узоры, выполненные вышивкой и ткачеством дополнялись нашивками из лент, позумента, тесьмы. Все они гармонировали между собой.

 

 

 

 

 Итак, к наиболее  общим особенностям, характерным для костюма периода VII-XIX веков, можно отнести следующее:

а) статичный, прямой, расширенный  книзу силуэт изделия и рукавов, массивность, как правило, нарастающая  книзу, подчеркнута обувью – плетёнными лаптями с толстыми онучами, большими сапогами в сборку и тяжеловесными потами – туфлями, которые иногда надевались на семь – восемь пар толстых шерстяных чулок;

б) преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий  в деталях, отделке, дополнениях;

в) использование домотканой, а позднее фабричной ткани , отделка вышивкой, кружевом, шитьём, мехом, тканью другого цвета; создание динамичной формы костюма за счет использования контрастных цветов;

г) большое значение головного  убора в решении композиции костюма.

 Все эти черты  имеют большое значение для художника-модельера как принципы, которыми необходимо руководствоваться в творчестве. Следует обратить внимание на свойства народного костюма, такие, как форма и покрой костюма, линии силуэта, конструктивные линии, представляющие интерес с точки зрения не только рациональности, но и красоты. Это также убранство народной одежды, цвет, техника узора, чувство материала и т.д. Именно эти черты народного костюма составляют содержание понятия “народные мотивы”. Народные мотивы – это преломление народных традиций в современном искусстве создания вещей.

 

Основные этапы развития моделирования 1930-1990 годов.

 

Народный костюм, его  конструкция, декор, цветовые сочетания  использовались в моделировании  ХХ века. Как же осуществлялась связь  народного костюма с моделированием одежды, в каких формах она проявлялась, как работали художники? Образцы современного костюма не хранятся в музеях, как, например, керамика. Сведения о моделировании прошлых времен можно найти лишь на страницах различных модных журналов.

1930-е - время расцвета национальных культур, время развивающегося интереса к народному декоративному искусству. Вместо моделирующих лабораторий во главе моды становиться Московский Дом моделей, объединивший лучших художников-модельеров. В эти годы начинается его изучение применительно к творческой работе над костюмом. Это наблюдалось не только в деятельности Московского Дома моделей, но и в костюме населения. В большой степени такой факт обуславливался необходимостью изготовлять одежду из гладко окрашенных тканей. Их однообразную поверхность надо было украшать вышивкой, отделочными тканями. В то время были распространены полотняные платья прямого покроя с большим вырезом и без рукавов. Платья такого фасона украшались вышивкой и вообще давали большой простор в применении основ народного костюма.

 Моделирование на  базе народного искусства прошлого  известно не только у нас,  но и за рубежом. Заграничное  моделирование пользовалось мотивами  одежды народов СССР. Недооценка  народных традиций приводила  к парадоксам: к нам в виде модных новинок возвращались формы наших народных одежд.

 Покрой и форма  моделей тех лет имеет своим  прототипом народную прямокроёную  одежду – рубаха и шушпан. В  большинстве случаев расположение  вышивки согласовывалось с покроем  напоминая народный костюм. На смену прямому силуэту юбок приходит силуэт немного расширяющийся книзу. Длина юбок увеличивается – они опускаются до щиколотки. Форма насыщается конструктивными линиями, в фасонах господствует геометрический рисунок. Головные уборы приобрели лаконичность объёмов, стали похожи на шлемы, каски, плотно охватывающие голову. Художники применяют вставку в швы цветных беек, достигая этим цветового и конструктивного эффекта. В рукавах и у горловины применяются сборки. Они так же заимствованы у народных костюмов.

 Связь народного  костюма с современным проявляется  и в моделировании женской  верхней одежды. Например, в моде  того времени утвердилась форма  казакина. Казакин – верхняя суконная  одежда с длинными рукавами, облегающая  фигуру верхней части и расширяющаяся книзу.

 Развернувшаяся деятельность  моделирующих организаций была  прервана Великой Отечественной  войной. Московский Дом моделей  возобновил свою работу лишь  в 1944 году.

 

 Вторая Мировая  война наложила свой определенный  отпечаток на облик женщины,  на её костюм. Образ женской красоты не строится больше на застывшей экстравагантности. Идеалом служит женщина-труженица, женщина-солдат, наравне с мужчинами вынесшая трудности войны. Об этом говорит и её костюм: расширенные, жесткие, как у мундира, плечи, широкий пояс, который плотно охватывал подогнанные к фигуре платье и пальто, напоминавшие шинель.

 В начале 50-тых годов в  моделирование одежды по народным  мотивам наметился переворот.  Новый подход к источнику выражался  в тои, что кроме декоративного  строя народного костюма, в сферу внимания художников-модельеров стали попадать его внутренние закономерности, такие как целесообразность, зависимость декоративной нагрузки вещий от назначения, возрастная обусловленность построения и оформления костюма и т.п.

 Распространились блузы с рукавом на манжете, стянутые на талии ремешком и носившееся поверх прямой короткой юбки. В сочетании с сапогами на низком каблуке, беретами, сумками – планшетками, такой костюм очень напоминал военное обмундирование.

 В творчестве художников по костюму этого периода нашли так же отражения покрой, форма, силуэт народной верхней одежды. Наиболее часто использовались такие её виды, как шушпан, душегрея, свита, кафтан, казакин, полушубок черкеска.

 В покрое и форме многих  моделей можно обнаружить различного вида аналогии с покроем и формой шушпана. Они встречаются в моделях одежды начала 50-тых годов. Например, в модели женского легкого пальто, изображенной на рисунке, используется форма, покрой и отделка южнорусского шушпана. Обращает на себя внимание стремление автора сделать её предельно экономичней. Этой цели служат прямые линии плечевых и боковых швов, проймы, переходящей под перед кокетки. Экономичность достигнута за счет почти полностью реализованной ткани. Здесь, кроме использования покроя крестьянского костюма, имеет место и другой фактор-применение принципа зависимости формы изделия от утилизации ткани.

 В 50-е годы требованиями  конкурсов по моделированию на  первый план выдвигается функциональная  роль общества, её утилитарные  качества, целесообразность. В связи с этим важным моментом в проектировании моделей одежды становятся свойства тканей, их пластические и декоративные возможности. Вышивка и отделка – на втором плане. Чаще всего вышивка располагается по отлету воротника или краю горловины, заканчивает рука, подол. Изменяются формы проявления народного в современном. Они стали многообразнее и захватывают не только костюм, но и ткань, обувь, украшения и дополнения к нему.

 Родились образцы тканей  с новым видом поверхности,  ритмом цветных полос, напоминающие пестрядинные ткани, широко применявшиеся для изготовления народной одежды.

 Простая фактура льна издавна  уживалась с такими же простыми  отделками из тесьмы, кружева  плетеного или вязанного, вышивками.  Народный костюм подсказал мотивы  новых решений в ткани из льна и дал точек к созданию оригинальных отделок. Стали вырабатываться одежные льняные ткани, как гладкой окраски, так и многоцветной.

 Изучение памятников древнерусского  зодчества, деревянной домовой  резьбы позволило художникам  создать своеобразные рисунки тканей, найти новую линию в костюме.

 Характерной особенностью для  этого этапа является то, что  народные мотивы используются  художниками по принципу дифференциации. Вместо стремления перенести  в современный костюм всё, что  имеется в народном, как это делали раньше, стали глубоко анализировать не только декоративное решение крестьянского костюма, но и его смысл, т.е. его назначение, зависимость употребления тканей, покроя, декора от функциональной роли вещей. Национальное своеобразие перестало противопоставляться современному модному костюму. Происходит избирание какого-нибудь одного прообраза , будь то силуэт, цветовая гамма, техника вышивки или элемент покроя.

Информация о работе Народный костюм