Народный костюм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 22:43, реферат

Описание работы

Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Одежда , прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами создателей . Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.

Файлы: 1 файл

народный костюм.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

 Туникообразная форма народной  рубахи оказалась живучей и  в последствии. В начале 60-тых годов она послужила прототипом целой серии моделей. Таковы модели платьев, показанные на рисунке. Распределение декора, его характер и количество разнообразны.

 Прообразом многих вариантов  решения формы современной одежды  явилась форма русского косоклинного сарафана. Стройность и лаконизм русских сарафанных форм, их конструктивной особенности легли в основу моделирования одежды. Сарафанная форма стала не только фактом обновления моды, но и пунктом перехода к новым силуэтным формам в костюме. Например, получившая распространение силуэт, состоящий из облегающего лифа и очень широкой юбки с резко обозначенной линией талии, на языке моды он получил название “трапеция”. Он похож на старинный сарафан, зрительно узкий вверху и постепенно расширяющийся внизу. Распространение такой формы не случайно было названо “стиль а ля рюсс” - русский стиль.

 Трапеции можно встретить  и в силуэте русской верхней  одежды: шубы и длиннополые кафтаны  бояр, шубки богатых крестьянок  северных губерний России.

 Мотив душегреи не однократно преломлялся в моде. Однако из-за сложности получающихся форм он не получил распространения. Происшедший от нарядной торжественной одежды, этот мотив находит себе применение, в основном, в одежде для праздничных случаев.

 

 Использование народных мотивов по тематике неравномерно. Одни сюжеты в тот или иной период времени заметно превалируют в моделировании, другие используются в незначительном количестве. В то время как один какой-нибудь мотив становится излюбленным и получает наибольшую возможность отражения в современном моделировании, трансформация другого только начинается. Иногда этот последний получает мировое отражение и становится ведущим. Многие мотивы, однажды отразившись в моделировании, не прививаются и исчезают.

 

Функциональность одежды и народные традиции.

 

 Использование народных мотивов  в создании образов современной  одежды зависит и от её назначения. Творческая деятельность модельеров, а следовательно, и творчество  на базе народных мотивов зависят  от ряда объективных факторов. Одним из них является необходимость ставить художественное решение одежды в зависимость от её утилитарной функции. В отличие от народной одежды, которая в основном разделялась на будничную и праздничную, в современной одежде утилитарная функция конкретно проявляется в гораздо большем количестве вариантов. В связи с этим образное решение одежды должно в каждом таком варианте иметь черты, соответствующие той обстановке, в которой человек находится. Поэтому и использование народных мотивов в проектирование одежды разных видов должно происходить по разному.

 

 

Одежда для  службы.

 

Одежда для службы имеет следующие формы: юбки с  блузками, сарафаны с блузами, платья, платья-костюмы и т.п. Как правило она имеет простые конструктивные формы, свободные или слегка прилегающие к фигуре.

 Такая одежда должна  обеспечивать удобство в работе. Здесь почти недопустима такая  отделка, как вышивка. Большинство моделей одежда для службы проектируются на основе идей, обусловленных требованиями.

 Рациональные формы  чаще всего классические, и, казалось  бы, не нуждаются во введении  народных мотивов. Однако, хотя  и в небольшом дозе, эти мотивы  всё-таки находят отклики в моделировании этого вида одежды. Безусловно, диапазон применения народного здесь ограничен: это лишь элементы покроя народного костюма, общий характер формы. Такие элементы не позволяют служебный характер одежды, они вносят особую теплоту в официальный костюм.

 

Домашняя одежда.

 

Назначение домашней одежды – создать человеку условия  для занятий и отдыха. Домашняя одежда должна быть удобной по форме  и покрою, сочетать в себе черты  декоративности, нарядности. Решение  домашней одежды может быть более смелым и разнообразным по форме, цвету, тканям. Возможность использования множества форм, материалов, разнообразных цветов и отделок позволяют при моделировании допустить большую степень восприимчивости домашней одежды к народным мотивам. Например, в домашнем костюме используется традиционные элементы покроя рубах, приёмы расположения декора, характерные цветовые сочетания белого с красным, красного с синим и т.д. Широко применяются набивные ткани с рисунками по народным мотивам, а так же такие детали, как платки, шали.

 

Верхняя одежда.

 

К верхней одежде относятся  костюмы, плащи, пальто, пелерины. Деление  верхней одежды на зимнюю, демисезонную, летнюю оказывает влияние на выбор  мотивов, применяемых для её моделирования. Но верхняя одежда отличается от летнего платья большей строгостью форм, лаконизмом декора. Вес решений, как правило, не допускается яркая вышивка, излишняя декоративность, пестрота.

 Возможности отражения  народных мотивов в моделировании  верхней одежды несколько иные, чем в моделировании легкого платья. Здесь мы видим наработку элементов покроя не только народной верхней одежды поддевки, бекеши, свиты, но и рубах. Современные модели несут и едва заметные, и явные признаки покроя русских поддёвок, тулупов. Отражение народных мотивов в моделировании верхней женской одежды занимает значительно большое место, чем в моделировании служебной и домашней одежды.

 

Одежда для  спорта и отдыха.

 

Требования применяемые  к решению спортивного костюма, можно свести к двум основным: красочность  и удобство. Эти же качества характерны для народного искусства. Не случайно черты традиционного костюма используются в современном моделировании спортивного костюма. Спортивная одежда легко принимает характерный, встречающийся в конструкции народных рубах. В моделировании современной спортивной одежды часто используются приёмы распределения декора, известные в народном костюме – четко выделяющиеся участки на груди, плечах, полосы на рукавах, вдоль швов и т.д. При этом цветовая композиция современных спортивных костюмов напоминает народные костюмы ритмом и традициями цветовых площадей, или берет от народного только принцип гармонии цвета.

 

Нарядная одежда.

 

К группе нарядной одежды относятся платья-костюмы, ансамбли. Их внешний вид служит, как правило, цели украшения человека. В этом заключается основная функция нарядной одежды – функция эстетичности. Утилитарная функция в нарядной одежде играет второстепенную роль.

 Вышивка и различные  отделки открывают большие возможности  придавать нарядность платьям  нейтральных форм, простых по конструктивному строю.

 Особенность нарядной  одежды заключается в том, что  она должна выражать и подчеркивать  индивидуальность человека. Само  познание этой одежды исключает  тиражирование. Здесь можно провести  параллель с народным костюмом: ни один образец нарядного костюма не повторяет в точности другой, ни в деталях покроя, ни в отделке, несмотря на то, что все они конструктивно т декоративно построены по одним и тем же принципам.

 В наибольшей степени  применяются элементы покроя  верха народных рубах: прямые линии, проймы, полики, ластовицы и т.д. В моделировании нарядной одежды особенно часто применяется вышивка, форма, силуэт и особенности конструкции русских сарафанов. Отражение получили такие особенности элементов покроя русских сарафанов, как членение по вертикальным линиям – по средней линии и линиям, расположенным симметричным относительно центра, построение формы с участием высокой кокетки, бретелей различной конструкции. Были также использованы приёмы расположения вышивки на сарафанах – например, вышивку располагали вдоль центрального шва, по линиям кокетки, на бретелях.

 

Традиции и современность.

 

4.1. Наследие  Н.П. Ламановой.

 

Особая заслуга в  становлении бытового костюма принадлежит  Н.П. Ламановой – подлинному художнику  по костюму. Ламановское трактование костюма не только вызывает интерес к чисто внешней стороне жизни общества, но заставляет вглядываться в бытовые, психологические и национальные особенности русского народа. Н.П. Ламанова впервые в мировой практике создания костюма обратилась к народному (национальному) костюму. Она тщательно изучала особенности русской народной одежды, отыскивала в них простоту и целесообразность, которые могут быть использованы в современном костюме. Она утверждала, что основные формы народного костюма всегда мудры. В рубашечном покрое, например, её привлекали элементарность кроя, экономный расход ткани, дешевизна готовых изделий.

 Как в теоретической  программе, так и в практической  деятельности Н.П. Ламанова была  за функциональность и целесообразность  костюма. Однако в её работе всегда преобладало образно-эмоциональное начало, носителями его были цвет и орнамент.

 Используя народные  принципы орнаментации одежды, художники  располагали вышивку в определённых  продиктованных конструкцией местах: в области груди, плеч, внизу рукавов, понизу платья. Чаще всего она брала подлинные старинные орнаменты (в виде полосы или каймы, частей салфеток, концов полотенец), а иногда самостоятельно разрабатывала орнамент. Ритм декоративного оформления соответствовал общему силуэту и характеру покроя.

 В платье рубашечного  покроя узкие полотнища крестьянских  полотенец, используемые целиком,  композиционно образовывали своеобразный  передник. Простое платье из прямоугольников  черной и суровой редины, пересеченных  по вертикале и горизонтали кружевной прошивкой, у пояса и проймы отделанное полосками полотна, было иллюстрацией контраста различных форм, создаваемого образной орнаментацией. Оригинальные ансамбли Ламановой Н.П. и Мухиной В.И., отличавшиеся безупречным вкусом и высоким творческим мастерством, получили на всемирной выставке в Париже в 1925 году Гран-при за национальную самобытность в сочетании с модным направлением.

 

4.2. Творческая  трансформация первоисточника при  создании современного костюма.

 

Возникновение замысла (идеи) произведения у художника появляется в результате наблюдения и оценки реальной действительности. Работая над новой идеей, формой будущего произведения художник обращается к различным источникам творческого процесса. Основным таким источником является сама жизнь все её проявления.

 При создании современного  костюма идет процесс творческого  переосмысления традиций народного  костюма с учетом современных  условий. При этом национальные  мотивы в наиболее интересных  моделях больше угадываются, чем  акцентируются. Широко применяются отечественные ткани. В моделях используются ситцы, сатины, каньоны, ткани с орнаментальными рисунками разных пропорций и цветовых сочетаний, ткани с печатными рисунками по народным мотивам.

 Принцип вариантности  кроя и приемов декора – одно из основных средств. Этот принцип интуитивно широко использован в создании народной одежды. Художники предлагают не этнографический, а вполне современный костюм, используя красоту народного кроя – конструкции русской рубахи и косоклинного сарафана, душегреи и поддёвки. Отсюда ведут своё происхождение столь популярные низкие проймы, рубашечный рукав (прямой или с ластовицей).

 Часто современный  костюм строится на применении  и сочетании форм, элементов, характерных  для народного костюма, например, полушубок и шапка-ушанка или расписной платок. Формы народной одежды подсказывают художнику различный ассортимент изделий. Но не правильный подход к источнику творчества может привести к механическому перенесению в бытовой костюм сложной вышивки, отдельных элементов народного костюма.

 В настоящее время  изменился подход к принципу  использования фольклорного материала  в современной одежде: основную  роль в проектировании играет  образное решение моды.

 Народный национальный  костюм – отнюдь не застывшая  в своих формах неизменная категория. Народ вырабатывал и сохранил для костюмов формы, в наибольшей степени соответствовавшие характеру его занятий, быту, географическим и климатическим условиям, отвечавшие эстетическим представлениям о красоте. Например, ненцы, коми, эвенки и др. народы Крайнего Севера и Сибири носили и носят туникообразные одежды (малица, совик) из оленьего меха, конструкции и материал которых находятся в тесной взаимосвязи с суровым климатом этих районов и охотничьим промыслом. Присутствии в грузинском женском национальном костюме вышивки шелком, а также ношение металлических украшений обуславливаются развитием различных ювелирных металлообрабатывающих и др. ремесел. Климатические условия, род занятий определили повсеместное распространение как у русских, так и у других славянских народов и их соседей, традиционной зимней овчинной одежды, отличающейся среди людей разной национальности формой, длиной, конструктивным и композиционным решением, а также способом ношения. Шубная овчина сочетает в себе одновременно полный пакет для зимней одежды: кожа является лицевой стороны одежды, а волосяной покров – одновременно и подкладкой и утеплителем. Изделие из такого материала в силу климатических условий России имеет исключительную важность. В настоящее время одежда из шубной овчины широко вошла в обиход не только в нашей стране, но и за рубежом. Современная одежда из шубной овчины удивительным образом отражает принципы создания народной одежды, в частности стремление выявить природные достоинство материала, естественное богатство фактур, их сочетание (мех, кожа). Формообразование народной овчинной одежды представляет исключительную ценность для специалистов проектирующих современную одежду, оно может определить путь дальнейшего проектирования одежды, исходя из функций материала, его пластических и декоративных свойств.

 И такие примеры  можно приводить бесконечно, они  говорят о том, что виды и  формы национальной одежды представляют  собой неслучайное, а вполне  закономерные явление, обусловленное  всей жизнью народа или нации.

Информация о работе Народный костюм