Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 21:21, курсовая работа
Народный театр многовековой процесс формирования театральных традиций из обрядов, игрищ, скоморошьих действ. Типы общения между исполнителями и зрителями: непосредственного - в масленичных и святочных игрищах и опосредованного - в хороводных. Региональное своеобразие проявлялось в обрядово-зрелищных представлениях святочного сезона преобладала как скоморошья, так и самобытная национальная тематика, масленичного с использованием в обрядовых действах сюжетов из местной жизни, своеобразных масленичных указов и весенне-летнего с сохранением до конца XIX в. игрищ, связанных с тотемно-анимистическими верованиями.
Народный театр — понятие более широкое оно включает и пьесы, составляющие жанр народной драмы, и произведения других жанров, сопровождаемые игрой исполнителей, и ряженье, которое в ряде случаев не связано с исполнением фольклорных произведений. В понятие народного театра включаются не только разнообразные разыгрываемые людьми сцены, песни и т. п., но и кукольный театр некоторые виды в отличие от народной драмы требовали профессиональных навыков в представлении пьес или сценок. Народный театр народное драматическое искусство, представленное в разных видах и формах драматического исполнения. Под народным театром принято понимать и народную драму, и кукольный народный театр, и такие народные зрелища, как вертеп, раёк и балаган.
Глава Понятие,Народный театр……………………
Глава Театр актера,
А)Скоморохи-родоначальники театра актера
Б)Представители городской смеховой культуры 18 века-последователи скоморохов.(раек ,балаган)
Глава Театр кукол.
А)Вертеп.
Б)Петрушка.
Игровые хороводы.
Медвежья драма.
Заключение
Литература.
БОУСПО «Омский областной колледж культуры и искусства»
Экзамен
по предмету
«Народное художественное творчество» на тему:
«Народный театр»
Содержание:
А)Скоморохи-родоначальники театра актера
Б)Представители городской смеховой культуры 18 века-последователи скоморохов.(раек ,балаган)
А)Вертеп.
Б)Петрушка.
Народный театр
Народный театр многовековой процесс формирования театральных традиций из обрядов, игрищ, скоморошьих действ. Типы общения между исполнителями и зрителями: непосредственного - в масленичных и святочных игрищах и опосредованного - в хороводных. Региональное своеобразие проявлялось в обрядово-зрелищных представлениях святочного сезона преобладала как скоморошья, так и самобытная национальная тематика, масленичного с использованием в обрядовых действах сюжетов из местной жизни, своеобразных масленичных указов и весенне-летнего с сохранением до конца XIX в. игрищ, связанных с тотемно-анимистическими верованиями.
Народный театр — понятие более широкое оно включает и пьесы, составляющие жанр народной драмы, и произведения других жанров, сопровождаемые игрой исполнителей, и ряженье, которое в ряде случаев не связано с исполнением фольклорных произведений. В понятие народного театра включаются не только разнообразные разыгрываемые людьми сцены, песни и т. п., но и кукольный театр некоторые виды в отличие от народной драмы требовали профессиональных навыков в представлении пьес или сценок. Народный театр народное драматическое искусство, представленное в разных видах и формах драматического исполнения. Под народным театром принято понимать и народную драму, и кукольный народный театр, и такие народные зрелища, как вертеп, раёк и балаган.
Народным театром принято называть зрелище, создаваемое народом и для народа на основе устного творчества. Изначально народный театр появился в крестьянской среде как разного рода развернутые обрядовые действия - игрища, приуроченные к календарным и некоторым семейным праздникам, скоморошины и, так называемые, народные драмы, отражавшие бытовые и исторические события. Позже народный театр вышел на площади в виде медвежьих комедий, вертепов, пещного театра, райков, театра теней, раусов, выступлений балконных зазывал и, конечно, театра Петрушки.
Истоки народного театра были заложены в народных обрядах: уже там появляются маски, грим, костюмы, реквизит. В зимних святочных играх, карнавалах ряженых использовались маски, представлявшие животных: козу, медведя, петуха, коня, быка. Изображались мифические существа: смерть, кикимора. В народных святочных игрищах представлялись люди разных сословий: барин, барыня, мастеровой, купец, торговец.
Свадебный обряд являл собой сложный игровой комплекс свадебных действий с распределением «ролей» между участниками этой «игры», песенным и текстовым «репертуаром», закрепленным за каждым из участников свадебного обряда. Например, невеста обязательно плакала, причитала, выражая свое горе и неудовольствие предстоящей разлукой с семьей, пока она была в доме родителей. Но как только она приезжала в дом жениха, ее поведение менялось, ибо она должна была проявлять покорность и довольство будущей жизнью в новой семье.
Мужчина, исполнявший на свадьбе роль дружки, должен был перевоплощаться, развлекать и смешить гостей своими приговорками- монологами, вызывать их на шуточные диалоги-перепалки. Недаром в народе говорят «играть свадьбу», подчеркивая ее игровую сущность.
Элементы театрального действия были заложены и в игровых хороводных песнях, которые возникли в древности как средство обучения молодежи и передачи ей жизненного опыта старших поколений. Исполнение многих игровых песен сопровождалось имитацией трудовых процессов.
Особую, чрезвычайно яркую страницу народной театрально-зрелищной культуры составляют ярмарочные увеселения и гулянья в городах по случаю больших календарных праздников (Рождество, Масленица, Пасха, Троица и пр.). Или во время событий государственной важности (коронование на царство, торжества в честь военных побед и т.п.). Расцвет гуляний приходится на XVIII— XIX вв.
Обычно во время гуляний и ярмарок в традиционных местах возводились увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями, палатками, в которых продавалось все – от лубочных картин до певчих птиц и сладостей. Зимой добавлялись ледяные горы, доступ на которые был совершенно свободен. Драматические игры и представления еще в начале XX века составляли органическую часть праздничного народного быта, будь то деревенские посиделки, духовные училища, солдатские и фабричные казармы или народные гуляния.
Несмотря на такое многообразие, все виды народного театра сохранили в себе его исходные черты, коренящиеся в глубокой древности.
Театр кукол
В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются и/или обозначаются, как правило, объёмными, полуобъёмными (барельефными, горельефными) и плоскими куклами-актёрами. Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими устройствами. В последнем случае куклы-актёры называются куклами-роботами.
Среди театров кукол различают три основных типа:
Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.
Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволок. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.
Театр срединных кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находятся за экраном, на который проецируются тени от плоских или не плоских кукол-актёров. В качестве срединных кукол-актёров используются куклы-марионетки, управляемые сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами. Либо перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций. Как это происходит, например, в известной эстрадной миниатюре С. В. Образцова с кукольным малышом по имени Тяпа (перчаточная кукла, надетая на одну руку Образцова) и его отцом, роль которого играет сам Образцов.
Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления. Различают куклы-марионетки, тростевые, перчаточные, планшетные. Куклы могут иметь размер от нескольких сантиметров до 2—3 метров.
Кукольный театр включает в себя несколько его разновидностей: театр «Петрушка», театр марионеток и вертеп. Театр марионеток не сохранился в традиционном виде, он менее изучен, до нас не дошли точные сведения о его репертуаре и о том, как проходили спектакли. Наиболее популярным и хорошо изученным является театр «Петрушка», внешне представлявший собой ширму, над которой во время представления появлялись куклы
Актер-кукольник надевал кукол на пальцы и, стоя за ширмой, вел представление, говорил за кукол резким, голосом, измененным с помощью специального «пищика», прикрепленного к нёбу во рту. Он ходил по дворам в сопровождении музыканта (обычно шарманщика), который был как бы связующим звеном между актером и зрителями, вступал в диалоги с Петрушкой, а также собирал с публики плату за выступление.
Театр назван по имени Петрушки, главного персонажа всех представлений – неунывающего, остроумного, бойкого на язык, веселого человечка с огромным носом, в шапочке с кисточкой, о забавных приключениях которого рассказывалось в пьесах. Он то собирается жениться, то покупает у цыгана лошадь, то ссорится с доктором или полицейским, то поступает на солдатскую службу.
Он всех обводит вокруг пальца и выходит победителем из любых немыслимых ситуаций. Образ героя не менялся, устойчивой была сюжетная схема, традиционные словесные формулы, но чаще актер импровизировал, варьировал текст по своему вкусу, вставлял новые сцены, придумывал подробности в зависимости от собственной фантазии и степени одаренности. Кроме того, импровизация носила злободневный характер, отражала взгляды народа на общественные и политические события современности.
Различие в формах представлений обуславливается чаще всего национальными традициями страны, задачами, которые поставлены перед актёрами режиссёром-постановщиком спектакля, а также взаимосвязью кукол и актёров с художественным оформлением спектакля.
В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую», то есть не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом).
Искусство оживления кукол очень древнее, история его огромна, география очень широка.
Театр кукол, вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой. Многие формы представлений определяются различием видов кукол, систем их управления: марионетки (куклы на нитках), так называемые верховые куклы (перчаточные), тростевые куклы, механические и др. Иногда кукол заменяет условный предмет (кубик, шарик, палочка и др.), метафорически изображающий живое существо.
Куклы бывают размером от нескольких сантиметров до двойного человеческого роста.
Различие форм и характера представлений обусловливается чаще всего национальной традицией, спецификой постановочно-драматургических задач, взаимосвязью с др. видами искусства (графикой, народной игрушкой, скульптурой, театром масок, кино).
Истоки Театр кукол — в языческих обрядах, играх с овеществленными символами богов, олицетворявших непознанные силы природы. Исторически он связан с развитием древнейших форм сценической культуры.
Как правило, этот театр отличался традиционностью сюжетов, приёмов исполнения, наличием постоянных героев.
Представления Театр кукол в большинстве стран складывались из религиозно-мистериальных зрелищ.
В Древнем Египте (16 в. до н. э.) — это мистерия об Осирисе и Исиде, в Древней Индии и Китае — культовые представления. Упоминание о театральных куклах встречается у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и др. С 11 в. в церквах и монастырях устраивались представления, в которых куклы использовались как средство инсценировки евангельских сцен, главным персонажем их стала дева Мария. Название Марион (Marion, Marionett) осталось в романо-германских языках как обозначение вообще театральной куклы, в славянских языках — куклы на нитках.
Представления Театр кукол всё более насыщались злободневным, «земным» содержанием, что вызывало преследования со стороны средневековой церкви.
Театр кукол обосновался затем на площадях и ярмарках, подвергаясь преследованиям инквизиции. Несмотря на запреты, в его представлениях усиливался антицерковный, антифеодальный элемент.
К концу 16 в. в Италии окончательно сформировался народно-сатирический Театр кукол с главным героем Пульчинеллой. Наследуя традиции ателлановой комедии (см. Ателлана), близкий по духу комедии дель арте, он распространился в Европе.
В 17 в. аналогичный бесцензурный Театр кукол утвердился во Франции (главный герой — Полишинель), Англии (Панч), Германии (Гансвурст, впоследствии — Кашперле), Голландии (Пикельгеринг), Бельгии (Вольтье), Польше (Копленяк), Румынии (Василаке), Чехословакии (Кашпарек), в России (Петрушка).
У народов Азии и Ближнего Востока Театр кукол развивался особым путём.
-Здесь с глубокой древности существовали его традиционные национальные формы. Предположительно, прародителем Пульчинеллы, Петрушки и др. был комедийный герой классического индийского театра, большеголовый горбатый шут-озорник Видушака (ему близок турецкий Карагёз).
-В индийском Театр кукол куклу ведут два кукловода (один за ширмой, другой перед ширмой). Возникновение Театр кукол в Китае относится к 1 в. до н. э.
-В японском Театр кукол (известен с 11 в.) используют большие куклы в человеческого роста, которыми управляют одновременно видимые зрителям 4 — 5 кукловодов в чёрных одеждах (на лице чёрная маска — чулок). Он, как и китайский Театр кукол, связан с классическим театром.