Наскальные рисунки России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Республика Башкортостан, располагающаяся в пределах Южного Урала и Предуралья, издавна известна как край, особенно богатый естественными карстовыми пещерами. В настоящее время на территории республики насчитывается 700 пещер. Это почти одна третья часть всех пещер Урала и Предуралья. Общая протяженность задокументированных на сегодняшний день пещер Республики Башкирия превысила 100 км, что составляет более половины суммарной протяженности всех известных уральских пещер.

Содержание работы

Введение
1 Пещеры Башкирии ………………………………………………………………..5
1.1 Пещера Шульган-Таш (Капова): история открытия и изучения …………..6
1.1.1 История происхождения названия пещеры Шульган-Таш (Каповой)...10
1.1.2 Морфологическое описание внутреннего строения пещеры…………..11
1.1.3 Настенная живопись пещеры Шульган-Таш……………………………13
1.1.4 Пещера Шульган-Таш - место обитания древних людей………………14
1.1.5 Пещера Шульган-Таш - уникальный культурно-исторический
объект………………………………………………………………………16
2 Чукотка. Петроглифы обрыва Кайкууль…….………………………………….19
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

   1.1.2 Морфологическое описание внутреннего строения пещеры

   Пещера  находится  в 7 км. севернее д. Иргизлы (или в 3,5 км. северо-западнее хут. Куалломат) Бурзянского района Республики Башкортостан, в 150 м. от берега р. Белой,  в подножье правого склона ее долины с превышением над ее руслом в 7-8 м. Вход в пещеру приурочен к южному обрывистому склону горы Сарыкускан (овечье пастбище), высота которой около 100-120 м.

   Размеры входного отверстия и самой пещеры свидетельствуют о грандиозных  масштабах развития карстового процесса (процесса растворения известняков, гипсов и других горных пород природными водами и образования в них различных пустот и полостей), охватившего известняковый массив горы Сарыкускан. Входное отверстие пещеры, названное первым ее исследователем П.И. Рычковым порталом, напоминает гигантский тоннель, уходящий вглубь этой горы. Входная арка огромна и имеет ширину около 40 м. и высоту 20 м. Слева из-под этой арки бурным потоком вытекают воды реки Шульган.

   В целом пещера представляет собой  систему галерей и коридоров  северного, северо-западного и северо-восточного направлений расположенных на трех гипсометрических уровнях (этажах). На нижнем уровне - река Шульган.

   В пещере много широких коридоров  и залов. Наиболее значительными  из них являются: зал Хаоса, зал Рисунков, зал Знаков, Бриллиантовый и Купольный залы. Некогда пещера была очень богата самыми разнообразными натечными образованиями (сталактитами, сталагмитами, флагами, кальцитовыми цветами, пещерным жемчугом и мн. др.). К сожалению, в настоящее время это богатство пещеры большей частью растаскано и разграблено. Не тронутым осталось только то, что не смогли унести. Так, на верхнем этаже имеется гигантский сталагмит, высота которого составляет 3 м., а ширина в основании - 8 м. Сохранились пока еще в самых дальних частях пещеры и белоснежные кальцитовые натёки, кораллы, цветы и т.п. И все же главная спелеологическая достопримечательность пещеры заключается в огромных размерах и совершенной форме ее галерей, коридоров и залов.

   По  своему возрасту пещера является достаточно древней. Ее формирование началось не менее 3-5 млн. лет тому назад. Скорее всего, самым древним является средний этаж с современным входом. Он начал интенсивно формироваться около 3 млн. лет тому назад. Верхний этаж пещеры в современном виде существует на протяжении уже 1,5 млн. лет, а самый нижний с подземной речкой Шульган – около 15 тыс. лет. Отсюда следует, что возраст пещерных этажей очень велик (особенно среднего и верхнего ярусов) и вполне достаточен, для того чтобы пещера могла быть заселена древним первобытным человеком. 
 
 
 
 
 

   1.1.3 Настенная живопись пещеры Шульган-Таш

   К настоящему времени в пещере выявлено более 50 разнотипных красочных изображений. Среди них рисунки зверей, особенно часто мамонта, различные условные знаки и расплывшиеся красные  пятна.

   Рисунки размещаются как на среднем, так и на верхнем ярусах пещеры на расстоянии от 170 до 300 м. от входа. На среднем ярусе изображения располагаются в трех залах, идущих анфиладой один за другим (залы: Купольный, Знаков и Хаоса). На верхнем ярусе они зафиксированы пока лишь в самом ближнем из них – зале Рисунков.

   Рисунки обоих ярусов пещеры в целом различаются  по составу и компоновке. Тем не менее, они имеют и ряд общих  черт. Так, большинство из них располагаются  довольно низко над полом. Изображения  приурочены как к относительно вертикальным, так и к сильно наклонным, нависающим стенам. Наиболее крупное изображение в пещере имеет длину 1,6 м., а самое маленькое всего 6 см.

   Все изображения в пещере выполнены  на очень плотных известняках. Может  быть, по этой причине в ней нет  гравированных рисунков, нередких в западноевропейских пещерах. Для основной массы изображений использована красная охра. Несколько рисунков сделано другой более темной фиолетово-коричневой охрой. Имеются рисунки, выполненные двумя красками - красной охрой и черной краской (углем или окисью марганца).

   Линии, образующие рисунки, наносились древними художниками очень тщательно  и, надо думать, на сухие стены. Тогда  краска сильно не растекалась, легче  проникала в поры известняка и  быстрее высыхала.

   Красочные изображения зверей пещеры Шульган-Таш в целом отличаются реалистическим характером, хотя и не лишены  примитивизма и схематизма. Животные показаны достаточно живо, в движении, видимо, такими, какими их видел первобытный художник. Хорошо узнаются, в частности, мамонты – наиболее популярные звери среди анималистических рисунков этой пещеры. С большой выразительностью переданы лошади. Можно распознать в изображениях носорога и, по-видимому, бизона. Однако есть рисунки и непонятных зверей.

   Важнейшим и численно преобладающим компонентом живописи пещеры Шульган-Таш являются условные знаки чисто геометрического облика. Раньше их связывали со схематическими изображениями разного рода изделий или жилых сооружений палеолитических людей. Сейчас, геометрические фигуры воспринимаются многими исследователями как знаки пола. Надо отметить, что условные знаки пещеры Шульган-Таш своеобразны и не имеют прямых аналогий среди геометрических форм изображений в палеолитической настенной живописи Западной Европы. 

   1.1.4 Пещера Шульган-Таш – место обитания древних людей

   Несмотря  на достаточно длительные поиски, лишь в последние годы в пещере Шульган-Таш  В.Е. Щелинским  найдена стоянка палеолитических людей. С ее открытием в 1982 году появилась возможность уточнить и конкретизировать возраст живописи по геологическим и археологическим данным и ответить на вопрос о культурной принадлежности настенных рисунков пещеры.

   Найденная стоянка палеолитических людей  располагается в глубине, на первом ярусе пещеры в 150 метрах от входа  в нее, в обширном и просторном зале Знаков. Через зал протекает ручей, превращающийся в весенне-осеннее время в небольшую речку. Культурный слой стоянки сохранился в северо-западной части зала, и залегает он в толще рыхлых отложений на глубине около полуметра. Максимальная мощность культурного слоя 10-12 см., но в ряде мест толщина его не превышает 2-3 см. Верхняя часть слоя почти повсеместно и как бы срезана водной эрозией. Литологические особенности слоев позволяют констатировать неоднократные в прошлом изменения условий осадконакопления в пещере. В разрезе пещерных отложений преобладают озерно-аллювиальные образования, то есть большую часть времени в пещере было очень влажно и сыро. Однако эти отложения перемежаются с образованьями, сформировавшимися в условиях, когда пол пещеры освобождался от стоячей и проточной воды. Исследованиями установлено, что палеолитическое святилище функционировало в пещере как раз в один из таких периодов ее значительного осушения, а климат местности в то время был достаточно суровым – близким к климату современных тундр. В культурном слое найдены: обломок бивня мамонта, кости пещерного медведя, зайца беляка, лисицы, песца, сурка, пищухи, тушканчика, копытного лемминга и других мелких грызунов.

   Для культурного слоя, по анализу древесного угля в разных лабораториях, получены две довольно близкие радиоуглеродные  даты: 14680 +\- 150 и 13930 +\- 300 лет. Если учитывать, что возраст культурного слоя, как это сейчас уже доказано, такой же как и возраст настенной живописи, то рисунки в пещере Шульган-Таш написаны древними художниками не менее 13-14 тыс. лет тому назад.

   Учитывая  местоположение стоянки в отдаленном зале пещеры, не удивляет факт обилия кострищ, равно как и древесного угля в культурном слое. Все говорит о том, что в древности в пещере пылали костры. Однако в настоящее время это совершенно невозможно, т.к. в потолке пещеры нет каких-либо выходов на поверхность и пещера сегодня слабо проветривается. Очевидно, в древности зал Знаков, где располагалась стоянка, имел какую-то естественную вентиляцию, достаточную для выхода дыма многочисленных костров.

   Всего в культурном слое обнаружено 193 предмета, из которых преобладают орудия труда  из местного пещерного известняка и кальцита. Рабочий инструментарий и элементы вооружения составляют небольшую часть коллекции и изготовлены они из высококачественного каменного сырья, явно неместного происхождения, а именно из кремня и зелено-коричневой яшмы, коренные выходы которой находятся далеко от пещеры – в Зауралье. Наряду с каменными, найдены два костных орудия: нож из обломка трубчатой кости с длинным ретушированным лезвием и грубое шило.

   Совершенно  уникальные обнаруженные в слое украшения. Это четыре просверленных с двух сторон бочонковидные бусинки из зеленого серпантинита – сравнительно мягкого и легкого в обработке. Есть также подвески из тонких пластиночек кости и сланца. Столь же уникальна находка в культурном слое фрагмента глиняной лампы, поскольку глиняные изделия в культурных палеолитических слоях вообще являются очень редкими находками.

    

   1.1.5 Пещера Шульган-Таш – уникальный

   культурно-исторический объект

   Интересен то факт, что взаимные влияния между  древними народами и культурами могли  иметь место на огромных расстояниях. Так пещерные росписи юга Франции и Каповой пещеры практически идентичны. Их разделяет 3,5 тыс. км. расстояния, на котором нет ничего подобного.

   С пещерой Шульган-Таш связано очень  много легенд, интересных преданий, поверий и сказок. Самым поразительным является то, что основные действия во многих древних сказаниях и других фольклорных произведениях привязаны именно к пещере Шульган-Таш или озеру Шульган, располагающемуся перед входом в пещеру. И неслучайно, что и пещера, и озеро в ней носит имя хозяина подземного мира Шульгена. Шульген – один из главных отрицательных персонажей многих древнейших эпосов Южного Урала, которому противостоит  национальный герой – батыр.

     Озеро Шульган возникло по  преданиям из остатков моря-потопа, устроенного дивами и Шульгеном после удара посохом о землю. Поражает сходство описания этого озера в некоторых эпосах с действительной обстановкой пещеры Шульган-Таш. В эпосе «Акбузат» об озере Шульген сказано так: «Когда водяной падишах начал проигрывать битву, он отыскал бездонный омут и нырнул в то озеро. Дна у того озера нет, оно сливается с большой подземной рекой…. Того падишаха звали Шульгеном. Поэтому и озеро стали называть Шульгеном».

     В эпосе «Акбузат» и эпосе  «Урал-Батыр» описываются человеческие  жертвоприношения озеру Шульган.  В жертву подводного мира приносились девушки-красавицы. Во многих легендах и преданиях озеро Шульган часто занимает центральное место. Так, все события в эпосе «Акбузат» разворачиваются именно вокруг этого озера. На поверхности озера в полнолуние появляется лучезарная девушка Наркас в облике золотой утки. Юноша Хаубан получает в дар от неё крылатого коня Акбузата (тулпара) и многочисленные стада. Единственным условием для Хаубана при этом является запрет оборачивания в сторону озера после получения даров. Однако, испугавшись бури, вызванной появлением из озера тулпара, Хаубан оглядывается, и все животные опять исчезают в пучине таинственного озера. Такой мотив обитания коней и скота на дне озера и их частичного исчезновения в том же озере распространён в многочисленных легендах, преданиях и эпосах Южного Урала очень широко. Например, в эпосе «Кара-Юрга» Кушлак-батыр во время охоты засыпает на берегу озера. Появляется странник, который просит батыра отдать ему охотничью птицу – кречета в обмен на что-нибудь. Кушлак долго не соглашается, и, наконец, за табун лошадей он расстается с чудесной птицей, которая напоследок пророчит ему скорую смерть. Путник выводит из озера косяк лошадей, ведомый Кара-Юргой. Выход животных опять же прерывается нарушением запрета оглядываться. Оставшийся скот Кушлак сгоняет в одно место и сразу же умирает.

     Нетрудно заметить общий для  всех приведённых отрывков произведений  один и тот же мотив выхода  коней или скота из озера  Шульган, которое выступает как  место локализации потустороннего мира. Отсюда – выход из него должен восприниматься как метафора рождения. То есть озеро воспринималось предками современных башкир не только как место обитания почитаемых животных, но и как место их рождения.

   Пещера  Шульган-Таш является главной достопримечательностью одноименного заповедника. Кроме всемирно известных наскальных рисунков первобытных людей в пещере найдена стоянка палеолитических людей, обнаружены разнообразные натечные образования (сталактиты, сталагмиты, кальцитовые цветы, пещерный жемчуг и многое другое), а также недалеко от входа в пещеру расположено карстовое озеро. Пещеру Шульган-Таш (Капову) исследуют ученые разных сфер науки: этнографы, спелеологи, географы, археологи, реставраторы, геологи и гидрогеологи, астрономы и даже литераторы. Эта пещера является важным природно-археологическим и историко-культурным комплексом, равного которому нет во всей Восточной Европе.

                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2 Чукотка. Петроглифы обрыва Кайкууль

   Еще один выдающийся памятник первобытного искусства, находящийся на территории России, – петроглифы на скалах Кайкуульского обрыва на Чукотке, протянувшихся вдоль правого берега реки Пегтымель. В 30 км. от ее впадения в Северный Ледовитый океан 40 лет назад было обнаружено единственное  в азиатской части России местонахождение петроглифов, расположенное за Полярным кругом. Всего на 12 скалах сохранилось 104 группы силуэтных изображений. Опубликованная членом-корреспондентом Академии наук      Н.Н. Диковым книга «Наскальные рисунки древней Чукотки. Петроглифы Пегтымеля» сделала их всемирно известными. Недавно интерес исследователей к петроглифам этого удаленного региона оживился, а выявление новых изображений показало, что изучение памятника необходимо продолжать.

   Примерно 10 тыс. лет назад льды освободили долины и плоскогорья Чукотки, Северной Америки и Берингии, которая медленно погружалась в воду. В результате движения земной коры два океана, Северный Ледовитый и Тихий, сомкнулись, образовав Берингов пролив, а два континента – Евразия и Америка – были разъединены.

   Наступило заметное потепление. Вымерли мамонты  и другие крупные животные ледниковой эпохи, за исключением северных оленей. В истории Чукотки наступил переломный период: от охоты на мамонтов люди перешли  к охоте на северных оленей, рыболовству, а затем и морскому промыслу. Это был период от древнекаменного века – палеолита – к новокаменному – неолиту.

Информация о работе Наскальные рисунки России