Неумирающий лебедь русского балета - Анна Павловна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:12, реферат

Описание работы

Легенды окутывают имя гениальной русской балерины Анны Павловой до сих пор. Она никогда не рассказывала о своей личной жизни, а про свое детство говорила крайне мало. Точную дату ее рождения удалось установить только в архивах, а ее отчество до сих пор имеет несколько версий… И пусть танец балерины не увековечен на кинопленке в таком объеме, в каком хотелось бы, но те немногие кадры, которые все же сохранились, дают полное представление о масштабе ее выдающегося дарования. А еще есть высказывания современников балерины, приходивших в экстаз от ее танца.

Файлы: 1 файл

Курсовая Анна Павлова.docx

— 37.98 Кб (Скачать файл)

Введение

«Анна Павлова – это легенда. Родилась легендой. Вместо пеленок ее окутывали лебяжьим пухом, она никогда не знала своего отца, за любимого человека замуж вышла тайно и запретила ему сообщать о венчании кому бы то ни было... Или все было не так?» [http://www.e-gorbunova.ru/job/48-anna-pavlova-russkij-lebed.html]

Легенды окутывают имя  гениальной русской балерины Анны Павловой до сих пор. Она никогда не рассказывала о своей личной жизни, а про свое детство говорила крайне мало. Точную дату ее рождения удалось установить только в архивах, а ее отчество до сих пор имеет несколько версий… И пусть танец балерины не увековечен на кинопленке в таком объеме, в каком хотелось бы, но те немногие кадры, которые все же сохранились, дают полное представление о масштабе ее выдающегося дарования. А еще есть высказывания современников балерины, приходивших в экстаз от ее танца. И у нас нет оснований не верить этим восторженным отзывам, ведь их авторы – коронованные особы и выдающиеся писатели, великие художники и композиторы, талантливые режиссеры и актеры прошлого.

«О подлинной жизни Анны Павловой известно мало. Она сама написала прекрасную книгу, но книга эта больше касалась трепетных и ярких секретов ее искусства, в котором было много импровизации, чем самой ее биографии. Ее муж и импрессарио Виктор Дандре тоже написал о ней прекрасную и выразительную книгу, где трепетал отблеск живого чувства и боль сердца, ошеломленного внезапной потерей дорогого и любимого существа. Но и эта книга – лишь малый штрих к тому загадочному, что было, сверкало, переливалось в Анне Павловой, что было самою ее сутью, ее дыханием, - вдохновением, что жило во всей ее творческой натуре!» [http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=725]

«Анна Павлова никогда  не поражала своей техникой, она  очаровывала своим вдохновением. ...Хотелось только любоваться ею, забывая  все правила танца, чтобы уноситься  вдаль чарами ее священного таланта», — писал русский балетный критик С. К. Маковский.

 

 

Родители и  детские годы Анны Павловой

«Анна Павловна Павлова родилась 12 февраля (по новому стилю) 1881 года в Петербурге. До сих пор нет достоверных сведений об ее отце. Даже в энциклопедиях отчество Анны дается то Павловна, то Матвеевна. Сама балерина не любила, чтобы ее называли по отчеству, в крайнем случае, предпочитала называться Анной Павловной — по фамилии. В восьмидесятые годы прошлого века в театральном архиве Санкт-Петербурга был обнаружен документ, подтверждающий, что Матвей Павлович Павлов был женат на Любови Федоровне — матери Павловой. Документ был датирован 1899 годом. Это означало, что он был жив в то время, когда девушке было уже 18 лет.

Однажды, когда Анна уже  стала знаменитой, сын богатого петербургского банкира Полякова говорил, что она  его сводная сестра. В упомянутом документе сообщается, что у Любови Федоровны была дочь Анна от другого  брака. Но она прежде не была замужем. Потом стало известно, что примерно в 1880 году Любовь Федоровна была в  услужении у семьи Поляковых. Внезапно она исчезла, почему — точно  не известно, но можно предположить, что это было связано с ее беременностью. Биологическим отцом Анны, вероятно, является богатый банкир Лазарь Поляков. Правда, последний ни рубля не дал на воспитание девочки, и неизвестно о каких-либо контактах в дальнейшем между семьей Поляковых и звездой балета...»  [ Красовская В. М. Анна Павлова: Страницы жизни русской танцовщицы. — Л.: М.: Искусство, 1964. — 220 с.]

В своей автобиографии, написанной в 1912 году, Анна Павлова вспоминала о своем детстве и первых шагах  на сцене:

«Первое мое воспоминание — маленький домик в Петербурге, где мы жили вдвоем с матерью...

Мы были очень, очень бедны. Но мама всегда ухитрялась по большим  праздникам доставить мне какое-нибудь удовольствие. Раз, когда мне было восемь лет, она объявила, что мы поедем в Мариинский театр. «Вот ты и увидишь волшебниц». Показывали «Спящую красавицу».

С первых же нот оркестра я притихла и вся затрепетала, впервые почувствовав над собой  дыхание красоты. Во втором акте толпа  мальчиков и девочек танцевала  чудесный вальс. «Хотела бы ты так  танцевать?» — с улыбкой спросила меня мама. «Нет, я хочу танцевать  так, как та красивая дама, что изображает спящую красавицу».

Я люблю вспоминать этот первый вечер в театре, который  решил мою участь.

«Мы не можем принять восьмилетнего  ребенка, — сказал директор балетной школы, куда привела меня мама, измученная моей настойчивостью. — Приведите  ее, когда ей исполнится десять лет».

В течение двух лет ожидания я изнервничалась, стала грустной и задумчивой, мучимая неотвязной мыслью о том, как бы мне поскорее сделаться балериной.

Поступить в Императорскую  балетную школу — это все равно, что поступить в монастырь, такая  там царит железная дисциплина. Из школы я вышла шестнадцати  лет со званием первой танцовщицы. С тех пор я дослужилась  до балерины. В России кроме меня только четыре танцовщицы имеют официальное  право на этот титул. Мысль попробовать  себя на заграничных сценах пришла впервые, когда я читала биографию  Тальони. Эта великая итальянка  танцевала всюду: и в Париже, и  в Лондоне, и в России. Слепок с  ее ножки и поныне хранится у нас  в Петербурге». [Анна павлова автобиография 1956г изд иностранной литературы 192стр]

Учеба Павловой в  Императорской балетной школе и  Мариинский театр

«В 1891 г. матери удалось устроить дочь в Императорскую балетную школу, в которой Павлова провела девять лет. Устав школы был по-монастырски суров, однако учили здесь великолепно. В то время Петербургское балетное училище, несомненно, было лучшим в мире. Только тут и сохранялась еще классическая техника балета.

Павловой, полностью поглощенной  учебой, хореографическими и музыкальными занятиями, «монастырская» жизнь хореографического  училища не казалась тягостной. Беспокоило ее лишь собственное хрупкое сложение, которое не соответствовало принятым в те годы меркам сценической красоты. В то время на балетной сцене блистали итальянские танцовщицы, обладающие отточенной техникой и развитой мускулатурой, дающей им возможность исполнять  самые виртуозные элементы. В результате у публики, критиков и самих артистов закрепился образ идеальной балерины как крепко сложенной, с рельефными формами, способной выполнять высокие, мощные прыжки и сложнейшие хореографические задачи. Такой была любимица публики  итальянская балерина Леньяни. А Павлова оставалась миниатюрной, хрупкой, с легкой фигуркой. Ее «воздушность» казалась недостатком и ее преподавателям, и ей самой. С большим старанием она принимала прописанный ей рыбий жир, усиленно питалась, чтобы хоть немного исправить свой «недостаток». [ http://rusmilestones.ru/day/show/?id=22936]

К счастью, в старших классах  педагогом Павловой стал тот самый Павел Андреевич Гердт, который оценил необычность своей ученицы, ее редкое дарование. Увидев, как Анна старательно выполняет упражнения, которые способствовали развитию силы ног, но совершенно не подходящие ей и могущие повредить ее организму, он постарался переубедить юную танцовщицу: «Предоставьте другим акробатические трюки... То, что Вам кажется Вашим недостатком, на самом деле редкое качество, выделяющее Вас из тысяч других».

Однако еще долго Анна оставалась при своем убеждении  в том, что ее технические возможности  очень ограничены ее физическими  данными. Лишь позже она в полной мере оценила силу собственной индивидуальности, поняв, что изумительная пластика и, самое главное — высочайшая одухотворенность, — делают ее выдающейся, неповторимой балериной.

В 1898 г., будучи ученицей, Павлова выступила в балете «Две звезды», поставленном Пети-па. Уже тогда знатоки отметили какую-то особенную, только ей присущую грацию, удивительную способность поймать в партии поэтическую суть и придать ей свою окраску.

По окончании школы  в 1899 г. Павлова сразу была зачислена  в труппу Мариинского театра. Ее дебют на сцене Мариинского театра состоялся в 1899 году в балете «Дочь  фараона» на музыку Цезаря Пуни в постановке Сен-Жоржа И Петипа. Не имея ни протекции, ни имени, она некоторое время оставалась на вторых ролях. У худенькой, отличавшейся слабым здоровьем танцовщицы обнаружился волевой характер: она привыкла превозмогать себя и даже больной не отказывалась от выступлений на сцене. В 1900 г. в «Пробуждении Флоры» она получила партию Флоры (в роли Аполлона выступал Фокин). Потом ответственные роли стали следовать одна за другой и каждую из них Павлова наполняла особым смыслом. Оставаясь всецело в рамках классической школы, она умела быть поразительно оригинальна и, исполняя старые обыкновенные танцы, превращала их в подлинные шедевры. Петербургская публика вскоре стала отличать молодую талантливую балерину. Мастерство Анны Павловой совершенствовалось год от года, из спектакля в спектакль. Молодая балерина приковывала к себе внимание своей необыкновенной музыкальностью и психологической сдержанностью танца, эмоциональностью и драматизмом, а также еще не раскрытыми творческими возможностями. В каждый новый спектакль балерина вносила много нового, своего.

Вскоре Анна Павлова становится второй, а затем и первой солисткой. В 1902 году Павлова создала совершенно новый образ Никии в «Баядерке», истолковав его в плане высокой  трагедии духа. Эта трактовка изменила сценическую жизнь спектакля. То же самое произошло и с образом  Жизели, где психологизм трактовки  приводил к поэтически просветленному финалу. Зажигательный, бравурный танец  ее героинь - Пахиты, Китри — был образцом исполнительского мастерства и стиля.

В начале 1903 года Павлова  впервые танцует на сцене Большого театра. Начинается блистательный, но трудный путь Анны Павловой в балете, ее триумфальные выступления в городах Российской Империй.

Индивидуальность балерины, стиль ее танца, парящий прыжок натолкнули ее партнера, будущего знаменитого  хореографа М. М. Фокина на создание «Шопенианы» на музыку Ф. Шопена (1907). Это — стилизации в духе изящной ожившей гравюры эпохи романтизма. В этом балете она танцевала мазурку и Седьмой вальс с В. Ф. Нижинским (Юноша). Ее партнер Вацлав Нижинский хотя и танцевал весь академический репертуар ведущих солистов, но все-таки его индивидуальность раскрывалась прежде всего в балетах М. М. Фокина.

Первые зарубежные гастроли Анны Павловой

С 1908 года Анна Павлова начала гастролировать за рубежом.

Вот как Павлова вспоминала о первых гастролях: «Первая поездка  была в Ригу. Из Риги мы поехали в  Гельсингфорс, Копенгаген, Стокгольм, Прагу и Берлин. Всюду наши гастроли приветствовали как откровения нового искусства.

Жизнь танцовщицы многие представляют себе легкомысленной. Напрасно. Если танцовщица не держит себя в ежовых рукавицах, она не долго протанцует. Ей приходится жертвовать собой своему искусству. Награда ее в том, что ей иной раз удается заставить людей забыть на миг свои огорчения и заботы.

Я поехала с русской  балетной труппой в Лейпциг, Прагу  и Вену, мы танцевали прелестное «Лебединое озеро» Чайковского. Потом  я присоединилась к труппе Дягилева, знакомившего с русским искусством Париж».

Павлова стала главной  участницей всех «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже. Здесь она и  получила мировую известность. Она  танцевала в балетах: «Павильон  Армиды», «Сильфиды» и «Клеопатра» — под такими названиями шли «Шопениана» и «Египетски ночи». Весь этот репертуар Павлова уже исполняла в России. В роскошном ансамбле самых крупных исполнительских дарований, представленных Дягилевым в Париже, Анна занимала одно из первых мест.

Но в «Русских сезонах» Павлова выступала недолго. Ей хотелось творческой свободы.

Первые самостоятельные  постановки Анны Павловой

Естественным для Павловой было попробовать ставить самой. Такую попытку она предприняла  в 1909 году на спектакле в Суворинском театре в честь 75-летнего юбилея владельца — А. Суворина. Для своего дебюта Павлова выбрала «Ночь» Рубинштейна. Она появилась в белом длинном хитоне с цветами в руках и волосах. Глаза ее загорались, когда она протягивала кому-то свой букет. Гибкие руки то страстно взывали, то пугливо отстранялись. Все вместе превращалось в монолог о безумной страсти. Патетика оправдывалась наивной искренностью чувства. Свободные движения корпуса и рук создавали впечатление импровизации, напоминая о влиянии Дункан. Но и классический танец, включая пальцевую технику, присутствовал, разнообразя и дополняя выразительные жесты. Самостоятельное творчество Павловой было встречено с одобрением. Следующими номерами были «Стрекоза» Ф. Крейслера, «Бабочка» Р. Дриго, «Калифорнийский мак».

Здесь классический танец  соседствовал и переплетался со свободной  пластикой. Объединяло их эмоциональное  состояние героини.

В 1910 году Анна Павлова ушла из Мариинского театра, создав собственную  труппу. Павлова включила в гастрольный  репертуар балеты Чайковского и  Глазунова, «Тщетную предосторожность», «Жизель», «Коппелию», «Пахиту», интересные концертные номера. Балерина знакомила всех любителей балета с русским искусством. В труппе работали русские балетмейстеры и преимущественно русские танцовщики. С ними она создавала новые хореографические миниатюры, наиболее известные среди которых — «Ночь» и «Вальс-каприз» на музыку А. Рубинштейна и «Стрекоза» на музыку Крейслера.

Со своей труппой Павлова  с триумфальным успехом гастролировала во многих странах мира. Она первой открыла русский балет для  Америки, где впервые балетные спектакли  стали давать полные сборы.

«...Из Лондона я поехала  на гастроли в Америку, где танцевала  в театре «Метрополитен». Разумеется, я в восторге от приема, устроенного  мне американцами. Газеты помещали мои портреты, статьи обо мне, интервью со мной и — надо правду сказать  — кучу вздорных выдумок о моей жизни, моих вкусах и взглядах. Я  часто хохотала, читая это фантастическое вранье и видя себя тем, чем никогда не была, — чудачкой и необыкновенной женщиной. Сила фантазии американских журналистов прямо изумительна.

Из Нью-Йорка мы ездили в турне по провинции. Это было настоящее триумфальное шествие, но страшно утомительное. Меня звали  и на следующий год в Америку, и мне самой хотелось ехать, но у меня положительно не хватает сил  на эту скачку через континент  — так страшно она разбивает  нервы».

Информация о работе Неумирающий лебедь русского балета - Анна Павловна