Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 21:00, реферат
Нонконформизм в искусстве — особенное свойство художественного творчества, выраженное в новаторстве творческого мышления в художественных образах. Нонконформизм предполагает отвлечение от условий обыденной, материальной действительности. Напротив, социалистическому реализму, академизму, натурализму, различным формам салонного и массового искусства свойственен конформизм — приспособление под сложившиеся вкусы, общественные мнения и сложившиеся установления, выполнение "социального заказа". Нонконформисты ведут себя неадекватно общественным правилам, поскольку отвергают не только собственное благополучие, но и нарушают покой и конформизм других людей. Нонконформизм вызывают неприятие, раздражение обывателей, властителей, заказчиков.
Введение...................................................................................................................2
1. Нонконформизм в советском искусстве...........................................................3
2. Художники — нонконформисты.......................................................................9
Заключение.............................................................................................................17
Экстравертное бурное искусство Арефьева оказало влияние на многих художников-нонконформистов. К арефьевскому кругу принадлежал Владимир Шагин, чьи пейзажи чем-то напоминают живопись Альберта Марке – они написаны в той же обобщённой манере с подчёркиванием контуров обозначенным мазком – штрихом. Чётко выраженные пространственные соотношения и глубина, насыщенность цветовых пятен. В жанровых сценах – выделение на нейтральном фоне фигуры и жеста, драматичные контрастные цвета. Позы его героев напоминают эстетику пауз кинематографа конца 50-х годов, они очень узнаваемы, характерны для своего времени, хотя и написаны предельно обобщённо.
Оскар Рабин создал “барочный” цикл картин, объединённых общностью тем и цветовой гаммы, их сюжеты повседневны и отражают безысходность советской жизни. Тёмное небо, красный закат, оранжевый ореол фонаря, на горизонте – дымящие трубами заводские строения, длинные бараки. На переднем плане – селёдка, завёрнутая в газету “Правда” (Приложение, Рис. 1), бутылка с водкой, стаканы. В картинах чувствуется пространство, высокая степень обобщения. Преобладающие цвета – серые или чёрные – отражают внутренний мир художника. “Чёртово колесо вечером” (1977).
Неофициальные неореалисты, как и неоимпрессионисты, выбирали свои сюжеты в современной им жизни. Они сделали свет и цвет существенным элементом живописи, чтобы отразить изменчивые аспекты природы и движения.
Представителей этого течения отличало жадное внимание к миру, неравнодушие к людям, страдающим в странном обществе, подменившем человеческое существование унизительной каждодневной борьбой за выживание в условиях фантастического криминально-лагерного коммунального быта. Художники ощущали нерасчленённость себя из судеб окружающих. Это давало им силу отражать в своём творчестве персонажи и объекты, небывалые в русском искусстве. Коммунальный быт, скандалы, нищета физическая и духовная, жалкая неустроенная любовь, чахлые пустыри и разрушенные дома – всё это потребовало для своего выражения нового пластического и живописного языка.
Неосимволизм
Исходя из представления
об искусстве как символе
Художники этого течения
писали намёками и символами, потому
что символистской была современная
им посткультовая советская
Экспрессионизм
Возникшее в первые десятилетия
20-го века как экспрессивно-
Художник-экспрессионист упорядочивает действительность по-своему, создаёт из хаоса – свой космос. Оригинальные, часто пугающие, миры создали наиболее известные из нонконформистов : М. Шемякин, О. Целков, В. Овчинников, А. Рапопорт, Ю. Жарких, Е. Фигурина.
На картине Олега Целкова предстают странные и страшные “люди” – у них круглые безволосые лица, маленькие прищуренные глаза, посаженные ассиметрично, почти на лбу, полусгнившие зубы, плоские ступни. Яркие, режущие глаз краски, широкие объёмы придают полотнам Целкова масштаб, движение, мощь (Приложение, Рис. 2). В этих уродах зритель не может не видеть неистребимой уверенности в собственном могуществе. В основе этого фантасмагорического по мерзости мира лежит социальное и философское неприятие современной художнику жизни.
О. Целков – один из основателей нонконформизма, создал этот мир в 60-е-70-е годы. По словам самого Целкова, при социализме он “возводил зло в норму, ибо оно глядело повсюду. Система просто зверская, какой-то Освенцим для человеческого духа”. Зло, воплощённое в персонажах его картин, было активным, нетерпимым и агрессивным.
Другой знаменитый нонконформист Юрий Жарких писал сонмы людей-уродцев, чем-то похожих на человеческие эмбрионы. Они агрессивно-динамичны – шагают в ногу с выброшенными руками, клубятся в неопределённых хаотических толпах, изъедены язвами, напоминающими посмертное тление. Лица на его картинах – как неподвижные маски, распятие мучительно изогнуто, портреты и фигуры в полный рост напоминают рентгеновские снимки человеческих душ (Приложение, Рис. 3).
Наиболее известен из экспрессинистов вышедший из нонконформизма и приобретший ныне мировую известность М. Шемякин. Его произведения 60-х-70-х годов (Шемякин эмигрировал в 1971 г.) представлены натюрмортами с полусъеденными фруктами, тщательно выписанными в мрачной серо-коричневой гамме, своеобразными рисунками с искажёнными пропорциями фигур и лицами, фактурно написанными тушами мясных магазинов, клоунскими масками, изогнутыми фигурами на фоне убогих городских пейзажей (“Преступление и наказание”, до 1971) (Приложение, Рис. 4). Цикл акварелей “Карнавалы Санкт-Петербурга”(Приложение, Рис. 5) характеризуется своеобразной фантастической гротескностью, плавностью линий рисунка, утончённым цветовым богатством. Художник рано создал свой метафизический мир и ему пришлось в полной мере испытать на себе карательную систему господствующей в искусстве идеологии – в психиатрической больнице ему уколами и таблетками психотропных средств внушали отвращение к живописи. Обыски, аресты, психбольница накладывали мрачный отпечаток на раннее творчество Шемякина (“Вид их дурдома”, до 1971). Именно они породили отталкивающе-зловещий характер деформации человеческих фигур и объектов, который оказался характерен и для более поздних работ художника.
Владимир Овчинников, также один из основателей нонконформизма, представил мир смешения обыденного и религиозного планов содержания. Его Святой Себастьян одет в солдатскую ушанку и стоит у столба электропроводки, какие стоят в сельской местности. На перроне небольшой узнаваемой пригородной станции электрички под Ленинградом – в толпе затесались ангелы. У персонажей Овчинникова одинаковые круглые головки, отрешённые лица, деформированные до сходства с деревянными болванчиками фигуры. Но они светятся каким-то потусторонним светом. Живопись Овчинникова – это оригинальный, плоский, упрощённый до наивности стиль, его прямоугольные массивные фигуры напоминают рабочих и крестьян Малевича или Ботеро.
В целом экспрессионистское течение нонконформизме было наиболее широко распространено, в нём работали десятки художников. Они выражали тревожное, даже болезненное мироощущение, присущее периоду существования нонконформизма, наполненному социальными кризисами и беспокойством.
Сюрреализм
Сюрреализм, понимаемый как воплощение подсознательного, возвышение до реальности произвольных ассоциаций, в максимальной степени разрушает внутренние связи реальности при тщательном воссоздании правдоподобности внешних форм её (реальности) фрагментов.
В произведениях сюрреалистов исчезают категории, лежащие в основе опыта жизни. Утрачивается категория субстанции – твёрдые предметы текут или вьются как верёвки. Игнорируется причинная связь вещей, особенно большое значение приобретает случайность в соединении объектов или персонажей.
В целом, сюрреализм художников-нонконформистов был вполне оригинален. В ранние периоды – 60-е, начало 70-х это могло объясняться просто незнанием сюрреалистической западноевропейской живописи 20-х-30-х годов. Позже информация о сюрреализме появилась, однако, хотя некоторые сравнения и возможны, поиски прямых связей между советскими неофициальными художниками и их западноевропейскими предшественниками – неблагодарная задача. Важность сюрреализма как художественного течения состоит в возвращении в искусство интереса к подсознательному, инстинктам, подавляемый тоталитарным официозом. Эти инстинкты подавлялись и на западе – утилитаризмом технического прогресса. В сходстве механизма возникновения содержится глубинная аналогия мирового сюрреализма и сюрреализма в неофициальном советском искусстве.
Абстракционизм
Абстракционизм основывается
на стремлении человека к возвышению
над действительностью для
В нонконформизме абстракционисты играли значительную роль. Л. Мастеркова, Р. Немухин, Г. Богомолов, Ш. Шварцман, наиболее известный Е. Михнов-Войтенко,Л. Борисов, Ю. Дышленко, А. Путилин, частично Е. Рухин и многие другие не изображали реальную жизнь. Конкретная среда только порождала в этих художниках чувства, настроение, ощущения, находящие выражение в их произведениях. В натюрмортах абстракционистов реальные предметы превращаются в метафизические, как камни на картине А. Путилина – в сфероиды. Через формы художник выражает нематериальную, духовную субстанцию.
В холстах Лидии Мастерковой, одной из первых нонконформистов, словно переплетались ленты разных цветов с преобладанием красного и розового. В них была гармония цвета и глубина, видимая сквозь эти переплетения. В. Немухин создавал спонтанные, страстные холсты скорее вертикальные, на которых в суровой гармонии преимущественно коричневых тонов через весь холст поднимался словно наклонённый крест с косой перекладиной.
Абстрактная живопись Евгения Михнова-Войтенко абсолютно нефигуративная, очень сложна, поражает экспрессивным сочетанием лёгкости штриха и тяжёлых живописных масс, движением и глубиной пространства, светом и тенями. Его абстракции – наполненные религиозно эстетическим напряжением фрагменты Бытия перегружены информацией и чувством, в них – бесконечное разнообразие мазков, пятен, колористических агломераций, рваных и льющихся линий, резких штрихов, странных и причудливых, точно прорисованных форм (Приложение, Рис. 6).
Другой знаменитый ленинградский абстракционист Глеб Богомолов. Его произведения отличаются декоративностью, сложной и изысканной фактурой, архаико-религиозная символика с использованием золота производят впечатление импозантности, значительности. Художник создал символические полифонические циклы, проводя основную тему в различных образно-колористических модуляциях. Его композиции насыщены ассоциациями. Богатство и изящество цветовых решений, чёткая и выверенная композиция, своеобразие тонких фактурных наслоений (Приложение, Рис. 7).
К абстракционистам относится Евгений Рухин. Его абстрактные композиции напоминают то отдуваемое ветром пламя, то фантастический силуэт синего города, зеркально отражающегося в воде. Художник также создавал композиции из самых неожиданных материальных объектов и живописи. Обломки мебели, замки, доски и верёвки, куски деревянной резьбы и металла. Фрагменты реальности перерождались в абстрактных формах и образных системах композиций художника, возбуждая ностальгическое чувство с примесью мистического ужаса перед безобразием современности (Приложение, Рис. 8).
В абстракционизме
художников-нонконформистов в
В нонконформизме прослеживается также общепринятое подразделение на геометрическую абстракцию, основанную на правильных, чётко очерчённых конфигурациях (композиции устойчивого “субстанционального”состояния) и лирические абстракции, в которых композиция организуется из свободно текущих форм, наполненных плывущими, пульсирующими взаимопроникающими очертаниями, сложными ритмами и мерцающим цветом. Лирические абстракции сосредотачивают внимание на динамических процессах. Можно усмотреть в абстрактном течении нонконформизма, например, иероглифический абстракционизм, к которому относятся, безусловно, работы М. Шварцмана.
Заключение
В сфере неофициального искусства Советского Союза не действовали законы государственного регулирования художественного процесса. Развитие искусства было предоставлено своим собственным законам, в наиболее чистом виде, в каком, по справедливому замечанию известного специалиста Ю. В. Новикова, искусство развивалось в прошлом в среде тех, кого позже стали называть передвижниками, мирискусниками, импрессионистами. С одним существенным различием – процесс создания неофициального искусства (нонконформизма) был утяжелён “ещё не растаявшим ледником тягчайшего социального давления”.