Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 03:12, контрольная работа
Предмет науки не тождествен объекту, так как является продуктом познавательной деятельности человека. Некоторые исследователи не различают в научной практике понятия объект и предмет. Но на определенном этапе развития науки становится необходимым ее методологический анализ, в частности различение объекта и предмета исследования. Э. Г. Юдин обосновывает это тем, что понятие предмета исследования зависит от существующей в данное время системы знаний. В каждой науке предмет исследования постепенно меняется, зачастую она становится многопредметной. Кроме того, бывает, что разные науки изучают один и тот же объект, поэтому для обоснования научного статуса таких дисциплин необходимо различение объекта и предмета.
Общеизвестно: для того, чтобы наука считалась наукой, она должна отвечать некоторым необходимым условиям, в первую очередь иметь предмет исследования («изучение всех аспектов, в каких объект может быть рассмотрен, т.е. в целом, в частях, в своих особенностях, в своих функциях, в своих отношениях, в пространстве и во времени»). К этому требованию добавляют объект изучения, законы, фундаментальные понятия, общие факты.
Предмет науки не тождествен объекту, так как является продуктом познавательной деятельности человека. Некоторые исследователи не различают в научной практике понятия объект и предмет. Но на определенном этапе развития науки становится необходимым ее методологический анализ, в частности различение объекта и предмета исследования. Э. Г. Юдин обосновывает это тем, что понятие предмета исследования зависит от существующей в данное время системы знаний. В каждой науке предмет исследования постепенно меняется, зачастую она становится многопредметной. Кроме того, бывает, что разные науки изучают один и тот же объект, поэтому для обоснования научного статуса таких дисциплин необходимо различение объекта и предмета.
Поскольку предмет науки - это определенный аспект объекта, а аспектов может быть несколько, их следует систематизировать. Анализ предметов изучения разных наук позволяет сделать вывод, что все они сводятся к трем: строению (структуре) объекта, его функциям и истории развития объекта. Именно совокупность всех трех аспектов (видов предметов науки) и дает наиболее полный объект познания.
А. В. Соколов напомнил открытый Ю. Н. Столяровым принцип отграничения библиотечных явлений от небиблиотечных, который состоит в наличии/отсутствии библиотеки. Следовательно, в библиотековедении логично взять за объект исследования Библиотеку, рассматривая ее как систему . Таким образом, объект библиотековедения - объект теоретический!
Как и любую систему. Библиотеку можно рассматривать в разных аспектах, отражающих главные, сущностные признаки объекта:
Структурном - на уровне сущности: как четырехэле-ментную двухконтурную систему, при этом изучается способ организации системы, обеспечивающий её целостность (интегративное свойство), отношения между элементами. Библиотека рассматривается здесь как принципиальная модель, общая для всех, самых разных библиотек: и научных, и детских, и массовых;
функциональном (деятельностном) - на уровне явления: роль Библиотеки, назначение (массовая публичная, учебная, научная и т.д.), функции и вся деятельность Библиотеки (сюда входит обслуживание, сохранность фондов, управление, научно-педагогическая деятельность, взаимодействие библиотек между собой, с обществом и т.д.). Наконец, Библиотеку и Библиотечный отдел можно рассматривать как социальную систему с её проблемами сотрудничества и конфликтов. Как любая социальная организация. Библиотека не простая «сумма» библиотекарей с их индивидуальными способностями и характерами, а некое новое множество, в идеале - коллектив, обладающий новыми качествами, имеющий общую задачу и цель;
временном, т.е. историческом (онтогенетическом - изучение становления и судьба отдельных библиотек, их роль в обществе в различные периоды, и филогенетическом - история создания библиотек как общественною института). Имеется в виду возникновение и последовательное развитие библиотек в связи с конкретными условиями их существования. Здесь же уместно рассмотреть и эволюцию Библиотеки (проследить изменение ее структуры и функций как системы).
Библиотека - единое целое, но для удобства анализа структурные, функциональные и временные аспекты лучше разъединить, хотя они и взаимообусловлены. Таким образом, если объект библиотековедения - Библиотека, то предметами должны стать структурный, функциональный и временной аспекты объекта.
А. Н. Ванеев проанализировал развитие библиотековедческой мысли в России, взгляды отечественных библиотековедов на общетеоретические и методологические вопросы библиотековедения как науки (объект, предмет, сущность, структура, основополагающие принципы библиотековедения, его место в системе наук и связь с другими дисциплинами, методология и методика библиотековедческих исследований, роль библиотеки в жизни общества и ее социальные функции). На основании проделанной им громадной работы можно сказать, что до XX в. в России научные вопросы библиотековедения вообще не поднимались.
И. В. Лукашов изучил различные точки зрения отечественных библиотековедов XX века на статус библиотечной науки. Выявив четыре этапа формирования библиотечной мысли в России, он пришел к выводу, что библиотековедение приобрело статус науки лишь в XX в. Проблема объекта и предмета библиотековедения охарактеризована им тоже, однако хотелось бы взглянуть на этот вопрос с несколько иных позиций, тем более что согласия между библиотековедами нет и поныне.
Опираясь на работы А. Н. Ванеева и И. В. Лукашова и высказывания других специалистов, можно классифицировать представления об объекте и предмете библиотековедения с учетом структурного, функционального и временного аспектов. Несмотря на давность некоторых высказываний, их необходимо осмыслить вновь, так как подобные взгляды не редки и сегодня. Свое мнение выделю словом контраргументы.
Установить место
Дискуссия о месте библиотековедения в системе наук ведется с того момента, как возникло само библиотековедение. Наиболее основательно исследовавший историю этого вопроса А. Н. Ванеев отмечает, что в общей сложности существует около сорока научных дисциплин, куда различные учёные включают библиотековедение. В связи с этим можно определенно констатировать: чем больше перечень таких наук, тем меньше согласия среди специалистов по кардинальному вопросу о месте библиотековедения в системе наук. Установить действительное место библиотековедения в структуре научного знания позволяет системный подход, используемый, как известно, в тех случаях, когда надо проникнуть в сущность того или иного объекта, исследовать его на онтологическом уровне.
В соответствии с этим
подходом библиотека представляет собой
систему, состоящую из четырех равноправных
и равнозначимых элементов “
Строго говоря, документом оснащается, подкрепляется, сопровождается любой социальный процесс (первый закон документологии), но лишь часть общественных институтов специализируется только на его создании, распространении, хранении и предоставлении в пользование, видит именно в этом свою цель и общественное предназначение. Следовательно, библиотека является прежде всего документальным институтом; библиотековедение одной, но базисной, своей частью вписывается в область документологии.
Этим выводом выполнено
лишь первое условие определения
места библиотековедения в
Все четыре названные
элемента представляют собой целостную
систему, т. е. единство, общность. Общность
же, обеспечиваемая теснейшими связями
между элементами, есть, иными словами, коммуникация (латинское communis
переводится как “общий”, “соединенный”,
“связанный”). В библиотеке тесно связаны
между собой фонд и читатели, читатели
и библиотекари, библиотекари и материальная
база и т. д. Библиотека в целом составляет
общность с внешней средой. Виды связей
в библиотеке исчисляются десятками. Связаны
между собой не только элементы и подсистемы
библиотеки, но и компоненты каждого элемента,
как только он сам начинает рассматриваться
в роли относительно автономной системы.
К примеру, связаны между собой документы
как фондообразующие элементы, и именно
эти связи придают фонду качественное
своеобразие. Незримыми, но крепкими нитями
– производственными и межперсональными
отношениями – связаны между собой сотрудники
библиотеки; читатели; элементы материально-технической
базы. Фонд связан с поисковым аппаратом,
с последним связаны и библиотекари, и
пользователи, и МТБ. И это только двойные
связи, но существуют и тройные (например,
читатель-библиотекарь- фонд), и четверные
(например, читатель-каталог-библиотекарь-
Иными словами, библиотека
предстаёт как в сущности коммуникационная
система. Её отличительная особенность
состоит в том, что практически
все существенные коммуникации явно
или неявно опосредуются документом.
Поэтому библиотека целиком вписывается в класс
документально-коммуникационных систем.
Соответственно библиотековедение –
дисциплина документально-
Следующий вопрос: к какому более общему классу относится наука в документальных коммуникациях? На него ответить проще: документально-коммуникационная наука однозначно вписывается в науку о социальных коммуникациях, а эта последняя – в самый широкий класс – общественные науки. Таким образом, в конечном счете библиотековедение есть общественнонаучная дисциплина, более конкретно – библиотековедение есть часть комплекса, входящего в науку о социальных коммуникациях. Этот вывод если и является новым, то только по системе доказательства. По сути же он совпадает с представлением ещё О. С. Чубарьяна, дефинировавшим библиотековедение как общественную науку, изучающую закономерности развития, свойства, характер и структуру библиотечного процесса как одной из форм массовой (научной тоже – Ю. С.) социальной коммуникации (Чубарьян О. С. Общее библиотековедение. 3-е изд., перераб. и доп. -М., 1976. – С. 5). Истоки этого представления возникли по крайней мере ещё в начале XIX в. и восходят к трудам А. М. Ампера (Франция, 1834). Библиологию в своей “классификации всех человеческих знаний” он включил в ноотехнические науки, или науки о средствах общения людей, а эти последние – в ноологические науки как науки первого порядка.
В предложенную концепцию отлично
вписываются все общие и
Соответственно сущностная функция
библиотеки – документально-
3. Понятие методологии библиотековедения как учения о принципах построения, формах и способах научного познания объекта библиотечной науки.
В отечественном
Под методологией библиотековедения понимается система наиболее общих, исходных, основополагающих принципов и способов познания, организации и построения теоретической деятельности, а также учение об этой системе. В соответствии с этим широким определением более конкретно это: 1) мировая философия, обращенная к процессу познания; 2) наука логика; 3) специфические для библиотековедения законы и принципы.
Важнейшее место в
общей методологии
Из всей необъятной совокупности философского знания наиболее существенное методологическое значение для библиотековедения имеет теория познания (гносеология). Это аспект философии, связанный с изучением взаимоотношений субъекта и объекта познания (библиотековед–библиотечное дело) в процессе познавательной деятельности, отношения знания к действительности, возможности познания мира человеком, критериями истинности и достоверности знаний. Иначе говоря, это не вся философия, а только ее часть, обращенная к процессу познания.
Основополагающее значение для библиотековедения в методологическом смысле имеют важнейшие законы и принципы диалектики, философские категории.
Остановимся на методологическом содержании таких законов диалектики, как: 1) единство и борьба противоположностей; 2) переход количества в качество; 3) отрицание отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей – всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением – гласит, что нет противоположностей без их единства и нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет внутренний источник всякого движения, позволяя понять движение как самодвижение.
Информация о работе Объект и предмет библиотековедения, их характеристика