Объект и предмет библиотековедения, их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 03:12, контрольная работа

Описание работы

Предмет науки не тождествен объекту, так как является продуктом познавательной деятельности человека. Некоторые исследователи не различают в научной практике понятия объект и предмет. Но на определенном этапе развития науки становится необходимым ее методологический анализ, в частности различение объекта и предмета исследования. Э. Г. Юдин обосновывает это тем, что понятие предмета исследования зависит от существующей в данное время системы знаний. В каждой науке предмет исследования постепенно меняется, зачастую она становится многопредметной. Кроме того, бывает, что разные науки изучают один и тот же объект, поэтому для обоснования научного статуса таких дисциплин необходимо различение объекта и предмета.

Файлы: 1 файл

Тема 1 Библиотековедение как наука.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

Закон этот полностью  распространяется на область библиотечной теории и практики. Так, например, в некотором отношении библиотечная наука и библиотечная практика представляют собой единство. Достаточно сказать, что без библиотечной практики, т.е. без библиотечного дела, не было бы и библиотечной науки, т.е. библиотековедения. В то же время без библиотековедения не было бы возможно и библиотечное дело в том виде, в каком мы его сегодня наблюдаем. Но они же и исключают друг друга: библиотековедение – это нечто идеальное, а библиотечное дело – нечто материальное, практическое. Вместе с тем есть между ними и взаимодействие, взаимопроникновение. Как известно, библиотечное дело обогащается идеями передовой библиотечной теории, а библиотековедение пополняется прогрессивной библиотечной практикой. Таким образом, закон описывает в основных чертах источник и модель развития самого библиотековедения как науки.

Закон перехода количества в качество, сформулированный в самом  общем виде, констатирует, что накопление незаметных, постепенных количественных изменений в определенный для  каждого процесса момент неизбежно приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к переходу от старого качества к новому. Этот всеобщий закон развития мира позволяет объяснить, каким образом происходит движение и развитие библиотековедения, а также библиотечного дела.

С точки зрения данного  закона, развитие библиотековедения, как  и любой науки, есть сравнительно медленный, не всегда заметный процесс  качественных изменений, происходящий в результате изменений количественных. Количественные и качественные изменения  взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга: имеет место не только переход количественных изменений в качественные, но и обратный процесс – изменение количественных характеристик в результате изменения качества явлений и предметов. К примеру, нарастание числа библиотек древности обусловило необходимость возникновения библиотековедческой мысли – предыстории библиотековедения. Затем по мере обогащения содержания библиотековедческой мысли создавались предпосылки для перехода библиотековедческой мысли в новое качество, а именно в библиотековедение. Дальнейшее развитие библиотековедения шло и идет в соответствии с этим законом. Как и предшествующий, закон дает в руки исследователю библиотечного дела мощный прогностический инструмент, и этим его значение не исчерпывается.

Закон отрицания отрицания  говорит о преемственности, спиралевидности  развития, связи нового со старым, своего рода повторяемости на высшей стадии развития некоторых свойств ряда низших стадий, обосновывает прогрессивный  характер развития. Категория "отрицание" означает превращение одного предмета в другой при одновременном переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе второго, что называется снятием. Это открывает простор для дальнейшего развития и выступает как момент связи с удержанием всего положительного содержания пройденных ступеней. Саморазвитие объекта библиотековедения вызывается внутренне присущими ему противоречиями, наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение третьего по отношению к двум противоположностям. И так как они не только исключают друг друга, но и проникают друг в друга, то третье есть такое отрицание, которое выступает одновременно и как сохранение. В библиотековедении это выражается в более глубоком осмыслении на новом этапе теории уже достигнутых моментов истины.

Все прошлое, настоящее  и будущее библиотековедения  есть, с точки зрения закона отрицания  отрицания, развитие по триаде Г.В.Ф. Гегеля: тезис – антитезис – синтез. Современный этап отечественного библиотековедения представляет собой до известной степени не что иное, как антитезис по отношению к тезису, т.е. к тому, что представляло собой отечественное библиотековедение в период примерно с 1917 по 1990 г.

Закон отрицания отрицания показывает: в этом нет ничего необычного или противоестественного, таков путь развития всей науки, не только библиотековедения. В то же время он позволяет предвидеть, что стадия антитезиса, т.е. отрицания, не будет продолжаться бесконечно. Рано или поздно она будет замещена стадией синтеза, которая обеспечит более глубокое проникновение в сущность библиотечного дела. На  будущей стадии развития обретут свое значение многие из отвергаемых ныне идей, но уже в новом качестве.

В течение долгого времени библиотековеды считали, что основными объектами труда библиотекаря являются книга (или документ) и читатель. Такая концепция, вытекающая из недостаточного внимания к методологическому смыслу категорий сущности и явления, содержания и формы, имела отрицательные последствия для библиотечной теории и практики, которые в конечном счете обусловили недостаточную подготовленность к новым требованиям в области информационного обслуживания, возникшим примерно во второй половине XX в. Между тем, согласно упомянутым категориям, основными объектами труда библиотекаря являются записанная в знаковой форме и на различных носителях (объединенных понятием “публикация”) информация и читатель (потребитель информации) в их взаимосвязи, взаимодействии и единстве.

Важную роль в библиотечной теории и практике играет понятие. Библиотековедение как наука оперирует в основном понятиями, образуя из них суждения и умозаключения. В самом библиотечном деле понятия часто являются непосредственным инструментом и предметом труда библиотекарей. Так, значительная часть работы по классификации, систематизации, предметизации есть не что иное, как действия с понятиями или их классами. Понятия же могут использоваться в качестве поисковых предписаний и поисковых образов публикаций в процессе библиотечно-библиографического и информационного обслуживания читателей.

К методологии в значительной мере примыкает и совокупность сведений, которую принято обозначать с  помощью понятия “научная методика библиотековедения”.

Метод (путь, способ исследования) – это система правил и приемов подхода к изучению явлений и предметов библиотечного дела, способ достижения научной цели, решения научной задачи, определенный образ действий, направленный на получение соответствующих результатов в познании или на практике, наконец, это прием теоретического исследования какой-либо проблемы, исходящий из знания закономерностей библиотечного дела и исследуемого предмета, процесса, явления.

Научная методика библиотековедения  – это совокупность методов исследования, используемых для изучения стоящих перед данной наукой проблем.

Современное библиотековедение  пользуется чрезвычайно развитой, подчас очень сложной методикой, которая  включает в себя множество самых  разнообразных приемов познания и преобразования библиотечного дела. В соответствии с определенными критериями их обычно классифицируют, т.е. распределяют по тем или иным классам, группам.

По области применения научные методы библиотековедения  делятся на общенаучные и частнонаучные. Некоторые авторы выделяют также специфически библиотековедческие методы.

По изучаемому аспекту  все методы делятся на качественные и количественные. Выделяют и качественно-количественные методы. Более того, один и тот же метод в зависимости от способа и целей его применения в одних случаях может выступать в виде качественного, в других – в виде количественного.

Общенаучные методы исследования – это такие методы научного познания, которые применяются практически  во всех научных дисциплинах, в том  числе и в библиотековедении. Их применимость ко всем многообразным областям объективного мира объясняется тем, что с их помощью изучают нечто общее и сходное в формах движения материи и существования материи и духа. Однако в библиотековедческом исследовании каждый такой метод нередко претерпевает определенную модификацию, трансформацию, конкретизацию, что обусловливается его спецификой.

Анализ – логический прием, метод  исследования, состоящий в том, что  изучаемый предмет мысленно или  практически расчленяется на элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых затем исследуется отдельно для того, чтобы выделенные в ходе анализа элементы соединить с помощью другого логического приема – синтеза в целое, обогащенное новыми знаниями. Так, например, для того чтобы получить представление о том, что такое библиотека, ее можно подвергнуть анализу, т.е. расчленить на основные элементы, из которых она состоит. В библиотековедении применяется несколько видов анализа. Так, широко используется мысленный анализ, разделение классов (множеств) предметов на подклассы, автоматический анализ, математический анализ и т.д. Метод анализа может использоваться как в его качественной, так и в количественной форме, а в некоторых случаях и как качественно-количественный.

В заключение подчеркнем, что количественные (математические) методы – мощное средство познания библиотековедческих предметов и явлений, которое, однако, не следует абсолютизировать и превращать в самоцель. Главное условие успешного и правильного применения количественного подхода – глубокое понимание сущности изучаемых объектов, явлений, процессов. Использовать количественные методы следует лишь тогда, когда это способствует более глубокому пониманию сущности библиотечных объектов, правильной постановке целей и эффективному решению задач того или иного исследования. При этом проблема должна "созреть" для количественного анализа, условиями чего являются: наличие достаточно четкой и содержательной теоретической концепции изучаемого библиотечного феномена; эмпирический базис, который мог бы позволить провести проверку теории; наличие адекватных методов измерения соответствующих объектов, явлений, процессов; наличие количественного метода, который может быть применен в изучении данного феномена библиотечного дела.

 

 

 

Список  литературы :

  1. Отле II. Библиотека, библиография, документация Избранные груды пионера информатики / Рос. гос. б-ка; Пер. с англ. и фр. Р. С. Гилярсвского и др : Предисл., сост., коммент. Р. С. Гиляровского. – М.:   ФАИР-ПРЕСС, Пашков дом, 2004. - 349 с.
  2. Российское  библиотековедение :  XX век.  Направления развития,    проблемы и итоги. Опыт монографического исследования [Текст]  / Рос. гос. б-ка. - М. : ФАИР-ПРЕСС, Пашков Дом, 2003. – С.143-158. (Ч.2, гл.1).
  3. Мотульский, Р. С. Библиотека как социальный институт [Текст] / Р. С. Мотульский. – Мн. : Белорус. гос. ун-т культуры, 2002. – Гл.1.3.
  4. Карташов, Н. С. Общее библиотековедение [Текст] / Н. С. Карташов, В. В. Скворцов : учебник. - Ч.1. Скворцов, В. В. Теоретические основы библиотековедения. -  М., 1996.  -  С. 26–35; 71-86. - (Гл. : 2.1; 2.3; 3,1; 4,1).

Информация о работе Объект и предмет библиотековедения, их характеристика