Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 18:05, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что именно общественные организации играют важную роль в регулировании и гармонизации общественных отношений, способствуют демократическому развитию всей политической системы общества и именно они помогают обществу стать гражданским, а государству – правовым.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения.
Право граждан на объединение закреплено в Конституции, в Федеральном законе от 14 апреля 1996 г. «Об общественных объединениях». Это право граждан осуществляется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения.
Введение.
Понятие общественных объединений.
Сущность общественных объединений.
Нормативное обеспечение общественных организаций.
Заключение.
Список использованной литературы.
Уже в первые годы советской власти появились принципиально новые общественные организации, собравшие в своих рядах миллионы сторонников нового строя и ставившие целью активное участие в строительстве социалистического государства. Так, одно из конкретных форм борьбы с неграмотностью населения стало созданное по инициативе В.И. Ленина общество «Долой неграмотность».
В 1923 году появилось добровольное общество «Друг детей», которое работало под руководством детской комиссии при ВЦИК, возглавлявшейся Ф.Э. Дзержинским. Деятельность общества, проходившее под лозунгом «Все на помощь детям!», прекратилось в начале 30-х годов, когда было в основном покончено с детской беспризорностью и бездомностью. В 1922 году была создана Международная организация помощи борцам революции (МОПР) – прообраз советского фонда мира. Кроме названных в стране действовали десятки других общественных формирований: Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, ОСВОД, общество «Долой преступность», Всесоюзное противоалкогольное общество, Всесоюзное общество изобретателей и другие.
В первые годы советской власти
стали возникать многочисленные творческие
объединения. В 1918 году были созданы Всероссийский
союз рабочих писателей, Всероссийский
союз писателей и Всероссийский союз поэтов.
В 1919 году организовалась вольная философская
ассоциация.
Этот процесс продолжался и в двадцатые
годы. За период 1920–1925 гг. в стране возникали
десятки литературных групп объединявших
сотни и тысячи поэтов и писателей: «Октябрь»,
«Левый фронт искусства», «Перевал», «Молодая
гвардия» и другие. Появилось множество
футуристических группировок.
В послереволюционный период возникли благоприятные условия и для создания ряда новых художественных объединений. Самым крупным из них явилось Ассоциация художников революционной России, в которую вошли художники-реалисты. Кроме того, тогда же сформировались Общества станковистов, Общество московских художников и другие. В 1923 году была организована Российская Ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ), в 1925 году – Производственный коллектив студентов-композиторов Московской консерватории («ПРОКОЛЛ») и ряд других.
Быстрое расширение сети различных объединений в первые после революционные годы позволяло надеется на их дальнейшее бурное развитие. Однако путь, который прошли самодеятельные общественные формирования, оказался отнюдь не безоблачным. Во второй половине двадцатых годов начался процесс консолидации деятелей искусства и литературы: группы и течения начали сливаться в более крупные формирования на принципах единой политической платформы. Одновременно происходил процесс распада многих литературно-художественных объединений. В 1929–1931 гг. из культурной жизни общества исчезли Литературный центр конструктивистов «ЛЦК», литературные группы «Октябрь», «Перевал» и другие. Окончательно подобные объединения прекратили свое существование после принятия постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературных организаций» (апрель 1932 г.). в соответствии с которым были ликвидированы группировки и созданы единые творческие союзы писателей, архитекторов, художников. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июля 1932 года было принято «Положение о добровольных обществах и их союзах», лишившие многие общественные организации их статуса и тем самым способствовавшие их ликвидации.
После принятия этих решений на протяжении более чем двух десятилетий новые общественные организации, не считая спортивных, в стране практически не создавались. Исключение составил лишь Советский комитет защиты мира (1949 год).
Затем наступил период так называемой «хрущевской оттепели». Так в 1956 году были созданы такие общественные организации, как Ассоциация содействия ООН в СССР, Комитет молодежных организаций СССР, Комитет советских женщин и т.д. Годы застоя были застойными и для общественных объединений. Тогда появились только три общественные организации: Советский комитет за европейскую безопасность и сотрудничество 1971 год, Всесоюзное агентство по авторским правам 1973 год и Всесоюзное добровольное общество любителей книги 1974 год.
Самыми массовыми общественными политизированными объединениями на территории СССР являлись, безусловно, созданные под эгидой Коммунистической партии Советского Союза.
ХХ век подарил миру такие яркие общественные объединения, как «новые левые», «новые правые», движение за гражданские права, неофеминистическое движение, национальные и националистические движения, движение «зелёных», движение «люмпенов» и др.
В современном мире весьма разнообразны виды общественных движений и организаций. Большой популярностью в обществе пользуются экологическое, пацифистское, феминистское, антиглобалистское, анархистское, профсоюзное и иные движения.
На территории АТР наиболее распространёнными общественными организациями и движениями являются антивоенные.
На современном этапе роль традиционных общественных объединений (профсоюзов, женских, молодёжных и др.) значительно падает. Это связано с тем, что многие из них оказались заформализованными, оторванными от народа. В частности, профсоюзы не смогли перестроить свою работу и защитить человека в условиях технологических изменений в экономике. Это явилось одной из причин того, что на смену «старым», традиционным в 70-е годы 20 века пришли многообразные новые социальные движения (далее сокращённо – НСД), которые стремятся найти оригинальные способы решения различных проблем. Их своеобразный костяк составляют экологическое, антивоенное движения, движение гражданских инициатив. Следует также выделить движения в защиту демократических прав граждан, коммунитарное, солидарности с третьим миром, неофеминистское, различные группы, секты, нетрадиционные религии. На их основе более чем в 20 западных странах сформировались и стали заметной силой экологические партии. В ФРГ, Бельгии, Голландии, Норвегии, Франции, Швеции, Австралии они входили либо входят в национальные парламенты, Европарламент и авторитетные международные организации.
Причинами появления и быстрого распространения новых социальных движений являются:
1) Нерешённость и усугубление
многих социальных проблем. Это
проблемы, связанные с загрязнением
окружающей среды, гонкой вооружений
и милитаризацией многих
2) Кризис доверия к
органам государственной
3) Осознание гражданами
недостатков системы
4) Развитие сети коммуникаций, что облегчает общение между людьми, а, следовательно, способствует их объединению.
Таким образом, анализ причин свидетельствует, что новые социальные движения фактически являются определённой формой социального протеста. Они наряду с государственными органами, политическими партиями, традиционными общественными организациями являются элементами огромного политического механизма и вносят свою лепту в решение тех или иных общественно значимых проблем.
Исследователи выделяют следующие существенные черты и особенности новых социальных движений:
· Специфическая социальная база. В новых социальных движениях участвуют представители фактически всех социально – демографических групп современного общества, прежде всего средних слоёв. Если говорить о возрастном составе участников движений, то ядро большинства из них составляет молодёжь.
· Проблематика НСД. По мнению теоретиков, первоочередными для человечества являются глобальные проблемы современности и проблема отчуждения человека в обществе. Они одними из первых осознали, что дальнейшее развитие общества по пути наращивания промышленного производства ведёт к его погибели.
· Поиск новых форм, стиля, образа жизни. Это находит своё выражение в многообразных альтернативных официальных проектах, сельских и городских коммунах, группах самопомощи, создании разнообразных ремесленных предприятий, альтернативных производственных кооперативов, «экономических банков», финансирующих альтернативные проекты и т.д.
· Принципы организации. В отличие от традиционных общественно – политических институтов, учреждаемых «сверху», НСД формируются «снизу». Эти инициативы носят характер поиска и предполагают необходимость личного и добровольного участия в них. Основополагающим принципом своей организации НСД считают принцип «базисной демократии», в основе которого лежат автономность и децентрализация общественных структур, постоянный контроль за должностными и выборными лицами со стороны рядовых участников и возможность смены руководства любого уровня в любое время.
· Разнообразие и необычность форм и методов социального протеста. Наряду с использованием митингов, демонстраций, забастовок, превратившихся в «традиционный ритуал», НСД пытаются найти такие формы, которые бы с помощью фантазии, юмора будили творческий потенциал участников и одновременно привлекали всеобщее внимание и препятствовали негативным тенденциям в социальной и экологической сферах. Это блокады судоходства на реках, «прогулки» на катерах и других небольших судах с забором проб оды и немедленной демонстрацией населению концентраций вредных веществ, применение яркой символики. Широко используются игровые и театрализованные формы протеста – публичные суды, трибуналы. В основе новых форм и методов борьбы лежит принцип ненасилия, что, однако, е исключает использование отдельными движениями насильственных методов.
Таким образом, НСД представляет собой современные демократические движения протеста с широкой социальной базой, новой проблематикой и требованиями, приоритетом общечеловеческих ценностей, новых форм борьбы и принципов организации, значительными по масштабам и массовости. Они стремятся к созданию в обществе атмосферы социального поиска, развития творческих сил индивида.
В целом, согласно исследованиям современных учёных, в России и Беларуси проходит процесс политического отчуждения граждан, что не идёт в разрез государственным процессам модернизации. В то же время, большинство граждан этих стран признают политические партии, в принципе, полезным для страны институтом. Необходимо отметить, что современные политические партии видят в общественных организациях и движениях среду для выдвижения новых политических лидеров. Общественные объединения на протяжении почти двух столетий функционировали в среде белорусов. Однако в отечественной науке до нашего времени они недостаточно изучены.
Природу общественных объединений лучше всего рассмотреть на одном из наглядных примеров, например, на опыте движения «зелёных». Движение «зелёных» – это общественное движение, первостепенный интерес которого связан с экологическими проблемами. Оно имеет широкую поддержку и занято проблемами загрязнения окружающей среды, сохранения живой природы, традиционно проблемами сельской местности, а также контролем над формированием развития (цивилизацией). Сегодня существуют две международные структуры «зелёных» и альтернативных партий. Деятельность «зелёных» на территории стран СНГ можно выделить в следующих направлениях: лесная программа по спасению лесов, антиядерная программа (включая работы по энергосбережению, альтернативной энергетике, что весьма популярно в нашей республике), токсическая программа, программа сохранения европейских болот, проект по сохранению морских ресурсов, нефтяной проект.
В деятельности «зелёных» выделяют: деятельность научно – практической экологии, природоохранную деятельность (борьба с браконьерством и конкретными загрязнителями окружающей среды, проведение экологических субботников и т.п.), прямые действия протеста (пикетирование, голодовки, блокады и т.п.), политическая и идеологическая деятельность (работа в парламентах и советах, разработка концепций альтернативного общества, пропаганда и информирование населения и др.). Необходимо отметить, что движением «зелёных» проделана немалая работа.
Таким образом, общественные объединения прошли долгий путь развития и в данный момент представлены весьма широким спектром. Природа общественных объединений заключается в защите социально – экономических, культурных и иных интересов их членов.
Право граждан на объединение предусмотрено ст. 30 Конституции. Содержание этого права, основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или ликвидации регулируется рядом ранее названных федеральных законов. Основополагающее значение имеет Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», действие которого распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения, что способствует реализации прав и законных интересов граждан.
Добровольность формирования — важнейший признак общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Создаваемые гражданами общественные объединения либо регистрируются в установленном порядке и приобретают права юридического лица, либо функционируют без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Членами общественного объединения могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправности в качестве его членов.
Информация о работе Общественные объединения их сущность и нормативное обеспечение