Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:25, реферат
В конце XVI века в Италии сложился художественный стиль барокко (от ит. barocco — странный, причудливый). Этому стилю были присущи выразительность, драматизм, зрелищность, стремление к синтезу разных видов искусства. Данные черты в полной мере проявились в опере, возникшей на рубеже XVI— XVII веков. Одно произведение соединяло в себе музыку, поэзию, драматургию и театральную живопись. Первоначально опера имела иное название: «драма для музыки», слово «опера» (opera) стало употребляться для подобного рода музыкально-драматических произведений только в середине XVII века.
Оперное искусство Италии от средневековья до наши дней
В конце XVI века в
Италии сложился художественный стиль
барокко (от ит. barocco — странный, причудливый).
Этому стилю были присущи выразительность,
драматизм, зрелищность, стремление к
синтезу разных видов искусства.
Данные черты в полной мере проявились
в опере, возникшей на рубеже XVI—
XVII веков. Одно произведение соединяло
в себе музыку, поэзию, драматургию
и театральную живопись. Первоначально
опера имела иное название: «драма
для музыки», слово «опера» (opera) стало
употребляться для подобного
рода музыкально-драматических
Идеал сочетания
слова и музыки члены Флорентийской
камераты находили в античном театре.
Ранние флорентийские оперы сочинялись
на сюжеты из античной мифологии. Первые
дошедшие до нас произведения нового
жанра — оперы «Дафна» (1598) и
«Эвридика» (1600) Я. Пери, в последней
автор сам исполнил партию Орфея.
Пение сопровождал
Новый жанр стал быстро развиваться, в первую очередь как придворная музыка. Многочисленные итальянские правители покровительствовали опере, и такая забота объяснялась не только любовью к прекрасному — процветание искусств считалось обязательным атрибутом могущества и богатства. В крупных городах Италии — Риме, Флоренции, Венеции, Неаполе — сложились свои оперные школы.
Лучшие черты разных школ — внимание к поэтическому слову (Флоренция), серьезный духовный подтекст действия (Рим), монументальность (Венеция) — соединил в своем творчестве Клаудио Монтеверди (1567—1643) — первый классик оперы. Композитор родился в итальянском городе Кремона в семье врача. Как музыкант Монтеверди сложился еще в юности. Он писал и исполнял мадригалы; играл на органе, виоле и других инструментах. В 1590 году Монтеверди был приглашен в качестве певца и музыканта в Мантую ко двору герцога Винченцо Гонзага, а с 1613 года поселился в Венеции. Там композитор возглавил капеллу собора Сан-Марко. Во многом благодаря Монтеверди в 1637 году в Венеции открылся первый в мире публичный оперный театр. Наиболее известны такие оперы Монтеверди, как «Орфей» (1607) и «Ариадна» (1608).
Крупнейшим представителем
венецианской оперной школы является
младший современник
Один из крупнейших оперных композиторов XVII века Жан Батист Люлли (1632— 1687), итальянец по происхождению, стал основоположником французской оперной школы. Люлли создал классические типы лирической трагедии («Альцеста», 1674; «Тезей», 1675) и французской оперной увертюры, ему также принадлежит музыка к комедиям Мольера.
На рубеже XVII—XVIII
веков центр оперного искусства
из республиканской Венеции
Неаполитанская школа культивировала жанр оперы-сериа (серьезной оперы) с условно-героическими сюжетами преимущественно из античной мифологии. На первый план в ней выдвигалась внешняя, виртуозная сторона исполнения, самодовлеющее мастерство вокалистов. Опера превращалась в «концерт в костюмах», в чередование блестящих арий и связывающих их речитативов, что ослабляло драматическое содержание. Эта тенденция проявилась еще в творчестве учителя А. Скарлатти, неаполитанского композитора и педагога Франческо Про-венцале (ок. 1627—1704), автора героических опер «Кир» (1653) и «Артемисия» (1657), а также комической оперы «Раб своей жены» (1671).
Вместе с тем
неаполитанская школа имеет неоспоримые
заслуги в развитии оперно-вокального
искусства, форм арии и увертюры. У
более поздних представителей неаполитанской
оперной школы заметно
Отметим здесь творчество композитора и педагога Николы Порпора (1686— 1768), создавшего свыше 500 (!) опер-сериа, которые стали классическими образцами жанра и виртуозного стиля бельканто. Кстати, его учеником был выдающийся австрийский композитор Франц Йозеф Гайдн.
Еще дальше от канонов
школы в своем творчестве отошел
неаполитанец Никколо Йоммелли (1714—1774),
автор опер «Артаксеркс» (1749) и «Фаэтон»
(1753). В поздних операх-сериа «
Здесь также нельзя не отметить имя крупнейшего итальянского поэта и драматурга XVIII века Пьетро Метастазио (1698—1782). На его либретто написано огромное количество опер, причем не только итальянскими композиторами, но и Г. Ф. Генделем, К. В. Глюком, В. А. Моцартом, Ф. Й. Гайдном.
Многие итальянские оперные композиторы успешно работали за пределами Италии. Помимо уже упомянутого Ж. Б. Люлли, в Париже был известен Эджидио Ромуальдо Дуни (1709— 1775) — один из основоположников жанра французской комической оперы (опера «Добрая дочка», 1756). Много лет проработал за границей (в Лондоне и Дрездене) флорентиец Франческо Мария Верачини (1690—1768), гастролировал он и в других странах Европы. Верачини известен как автор опер «Адриан в Сирии» (1735), «Милосердие Тита» (1737), «Розалинда» (1744), а также как скрипач-виртуоз.
В Вене работали итальянские композиторы Антонио Кальдара (ок. 1670—1736), автор опер «Ифигения в Авлиде» (1718) и «Фемистокл» (1736), и Антонио Сальери (1750—1825), несправедливо обвиненный А. С. Пушкиным в отравлении Моцарта. Учениками Антонио Сальери были великие композиторы Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Лист.
В середине XVIII века
в Неаполе возник новый жанр —
опера-буффа (комическая опера). Этот реалистический
жанр, народный по своим истокам
и социальному содержанию, веселый
по характеру, близкий по своим сюжетам
к городскому и сельскому фольклору,
внес в итальянскую оперу живую
струю и сыграл значительную роль
в распространении
Родоначальником оперы-буффа по праву считается представитель неаполитанской оперной школы, рано умерший композитор Джованни Баттиста Перго-лези (1710—1736). Его опера «Служанка-госпожа» (1733) — первый классический образец оперы-буффа. Большой славой пользовались также крупнейшие мастера оперы-буффа — венецианец Бальдас-саре Галуппи (1706—1785), автор оперы «Деревенский философ» (1754), неаполитанские композиторы Джованни Паизиелло (1740—1816), автор оперы «Севильский цирюльник» (1782), и Доменико Чимароза (1749—1801), автор оперы «Тайный брак» (1792).
Опера итальянского
композитора Никколо Пиччинни (1728—1800)
«Чеккина, или Добрая дочка» (1760) наметила
новое, лирико-сентиментальное
Национально-освободительное
движение, всколыхнувшее Италию в
первые десятилетия XIX века, нашло отражение
и в оперном искусстве, вдохнув
в него веяние современной жизни.
Новое направление в опере
сформировалось под влиянием итальянского
литературного романтизма. Отказываясь
от традиционных мифологических сюжетов,
итальянские композиторы
К лучшим достижениям мирового оперного искусства первой трети XIX века относятся оперы ярких представителей итальянской романтической оперной школы — композиторов Винченцо Беллини (1801—1835): «Сомнамбула»(1831), «Норма» (1831), «Пуритане» (1835) и Га-этано Доницетти (1797—1848): «Любовный напиток» (1832), «Лючия ди Ламмер-мур» (1835), «Дон Паскуале» (1843). Отметим также творчество композитора Саверио Меркаданте (1795—1870), автора оперы «Разбойники» (1836), и композитора и музыковеда Джованни Пачини (1796—1867), автора опер «Сафо» (1840) и «Медея» (1843).
Однако в 40-е годы XIX века в итальянском оперном искусстве наметился серьезный кризис. Создав «Вильгельма Телля» в 1829 году, Дж. Россини опер больше не писал (хотя прожил еще почти 40 лет). В 1835 году умер молодой В. Беллини; тяжелая болезнь негативно сказалась на творчестве Г. Доницетти. Сцены итальянских оперных театров наводнил поток посредственных опер, сочинявшихся многочисленными эпигонами. Произведения создавались, как правило, наспех, к очередному сезону, и тут же уходили в небытие.
Из идейно-драматического
кризиса итальянскую оперу
В конце XIX века на итальянскую
оперную сцену выходит новое
направление — веризм (от ит. vera —
истинный, правдивый). Почва для возникновения
оперного веризма была подготовлена
литературным движением с тем
же названием, близким к натурализму.
Творческое кредо веризма — жизненная
правда. Стремление веристов к жизненно
достоверным сюжетам и
Подлинным манифестом веризма стала одноактная опера итальянского композитора, уроженца Сицилии, Пьетро Масканьи (1863—1945) «Сельская честь» (1888), написанная по мотивам одноименной пьесы Джованни Верга. И «Сельская честь», и созданная вслед за ней опера Руджеро Леонкавалло (1857—1919) «Паяцы» (1892) имели огромный успех у публики, вошли в золотой фонд мирового оперного искусства.
Из других представителей
этого направления отметим
К веризму в значительной
мере примыкает и творчество выдающегося
итальянского композитора Джакомо
Пуччини (1858—1924). Однако ему удалось
выйти далеко за пределы оперного
веризма, в традициях которого он
начал творческую деятельность. По
эмоциональной
В XX веке итальянские композиторы ярче проявили себя в формах инструментальной музыки, но это не означает, разумеется, что опера как жанр была забыта. В начале века продолжают работать представители итальянской классической школы Руджеро Леонкавалло (1857—1919) — оперы «Заза» (1900), «Майя» (1910), «Королева роз» (1912), Пьетро Масканьи (1863—1945) — оперы «Лодолетто» (1917), «Нерон» (1934), Джа-комо Пуччини — оперы «Чио-Чио-сан» (1904), «Девушка с Запада» (1910).
Автором 10 опер, из которых особым успехом пользовалась поставленная в 1904 г. в Турине опера «Воскресенье» по роману Л. Н. Толстого, был композитор и пианист Франко Альфано (1876—1954). Он же завершил оставшуюся неоконченной оперу Дж. Пуччини «Турандот» (1925). Представитель музыкального футуризма, итальянский композитор Франческо Прателла (1880—1955) создал оперу «Авиатор Дро» (1914).
Информация о работе Оперное искусство Италии от средневековья до наши дней