Оперное искусство Италии от средневековья до наши дней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:25, реферат

Описание работы

В конце XVI века в Италии сложился художественный стиль барокко (от ит. barocco — странный, причудливый). Этому стилю были присущи выразительность, драматизм, зрелищность, стремление к синтезу разных видов искусства. Данные черты в полной мере проявились в опере, возникшей на рубеже XVI— XVII веков. Одно произведение соединяло в себе музыку, поэзию, драматургию и театральную живопись. Первоначально опера имела иное название: «драма для музыки», слово «опера» (opera) стало употребляться для подобного рода музыкально-драматических произведений только в середине XVII века.

Файлы: 1 файл

В конце XVI века в Италии сложился художественный стиль барокко.docx

— 28.31 Кб (Скачать файл)

В оперном жанре  выступил композитор Отторино Респиги (1879—1936), представитель итальянского импрессионизма, испытавший значительное влияние русской оперной школы. Из его произведений отметим такие  оперы, как «Король Энцио» (1905), «Семирама» (1910), «Затонувший колокол» (1927). В  конце жизни Респиги создал свободную  обработку оперы Клаудио Монтеверди «Орфей» (1935), способствовавшую возрождению  интереса к творчеству этого выдающегося  итальянского композитора и к  итальянской опере XVII века в целом.

Крупнейшим представителем итальянского оперного искусства XX века по праву считается композитор и  музыковед Ильдебрандо Пиццетти (1880—1968). Его оперы «Федра» (1915), «Фра Герардо» (1928), «Золото» (1947), «Ифигения» (1950), «Калиостро» (1952), «Дочь Йорио» (1954), «Убийство в соборе» (1958), «Клитемнестра» (1965) и по сей день входят в репертуар  знаменитого миланского театра «Ла  Скала». На премьерах многих из них  дирижировал прославленный итальянский  дирижер Артуро Тосканини.

По масштабу творческого  дарования и роли в итальянском  музыкальном театре XX века рядом  с И. Пиццетти может быть поставлен  только Джан Франческо Малипьеро (1882—1973), композитор, музыковед и музыкальный деятель. В его произведениях проявились тенденции неоклассицизма. Композитор выступал против авангардистских течений, большое значение придавал мелодической выразительности музыки. Малипьеро был страстным исследователем и пропагандистом старинной итальянской музыки. Его перу принадлежит свыше 30 опер, в том числе: «Юлий Цезарь» (1936), «Антоний и Клеопатра» (1937), «Дон Жуан» (1962), «Искариот» (1970).

Принципиальным  противником фашизма и его  политики в искусстве на протяжении всей жизни был итальянский композитор и пианист Луиджи Дал-лапиккола (1904—1975). В молодости он был близок к  неоклассическому направлению, в зрелые годы его музыка обнаруживает черты  экспрессионизма. В произведениях  Даллапиккола выражен протест против тирании, жестокости — оперы «Ночной  полет» (по Сент-Экзю-пери, 1940), «Заключенный» (1949), «Улисс» (1968).

В послевоенный период итальянские оперные театры ставили  музыкально-драматические сочинения  композиторов, известных прежде всего  своей музыкой для кино. Это  Нино Рота (1911 — 1979), а также Ренцо  Росселлини (1908—1982), брат знаменитого  итальянского режиссера Роберто  Росселлини. Оперы Ренцо Росселлини «Война» (1956), «Вихрь» (1958), «Нищая» (1958), «Вид с моста» 1961) написаны на (собственные  либретто.

Очерк об итальянской  опере будет неполным без упоминания о нескольких поколениях выдающихся певцов и певиц, прославивших итальянскую  оперу во всем мире. Рассказ об этих виртуозных исполнителях — это предмет  отдельного исследования. Здесь мы лишь перечислим ряд имен.

Это певцы — Фаринелли (1705—1782), Джованни Баттиста Рубини (1794—1854), Антонио Тамбурини (1800— 1876), Антонио  Тамберлик (1820—1889), Анджело Мазини (1844—1926), Франческо Таманьо (1850— 1905),Маттиа Баттистини (1856—1928), Энрико Карузо (1873—1921), Джузеппе Ансельми (1876—1929), Титта Руффо (1877—1953), Джованни Мартинелли (1885—1969), Тито Скипа (1889—1965),Бе-ньямино Джильи (1890—1957), Джакомо  Лаури-Вольпи (1892—1979), Эцио Пинца (1892—1957), Марио Дель Монако (1915— 1982),Тито Гобби (1913—1984), Джино Беки (1913—1993), Марио  Ланца (1921—1959), Франко Корелли (1921—2003).

И певицы — Катерина Габриелли (1730— 1796), Анджелика Каталани (1780—1849), Джудитта Паста (1797—1865), Джудитта Гризи (1805—1840), Джулия Гризи (1811— 1869), Анджолина  Бозио (1830—1859), Аделина Патти (1843—1919), Лина Кава-льери (1874—1944), Амелита Галли-Кур-чи (1882— 1963), Клаудиа Муцио (1889— 1936), Тоти Даль Монте (1893—1975), Мария Канилья (1905—1979), Федора Барбьери (1920—2003), Рената Тебальди (1922—2004).

Из ныне здравствующих  мастеров старшего поколения отметим  таких выдающихся исполнителей, как  Джульетта Симионато (р. 1910), Джузеппе Валь-денго (р. 1914), Джузеппе Таддеи (р. 1916), Чезаре Сьепи (р. 1923), Карло Бергонци (р. 1924), Рената Скотто (р. 1934), Фьо-ренца  Коссотто (р. 1935), Мирелла Френи (р. 1935), Лучано Паваротти (р. 1935), Ренато Брузон (р. 1936).

В настоящее время  продолжают активно выступать на оперной сцене такие замечательные  мастера, как Руджеро Раймонди (р. 1941), Лео Нуччи (р. 1942), Ферруччо Фурланетто (р. 1952), Роберто Аланья (р. 1963), Массимо  Джордано (р. 1970), Катя Риччарелли (р. 1946), Чечилия Бартоли (р. 1967), Барбара Фриттоли (р. 1969).

Хотя бы несколько  слов нужно сказать о таких  музыкально-драматических жанрах, как  мюзикл и рок-опера. Эти жанры  не приобрели в Италии столь широкой  популярности, как, скажем, в Соединенных  Штатах. Тем не менее, отметим две  интересные работы итальянских композиторов. Это музыка, созданная Риккар-до Коччанте (р. 1946) для популярного  ныне мюзикла «Собор Парижской Богоматери» (1998), а также рок-опера Микеле Пауличелли «Мать Тереза» (2002).

В заключение очерка отметим, что в XXI веке оперное искусство  в Италии столь же популярно, как  и в прошлые четыре века своего существования. А где же лучше  всего насладиться итальянской  оперой, как не на сцене одного из многочисленных оперных театров  Италии?! Практически в любом уважающем  себя городе Италии есть оперная сцена. Мы лишь перечислим самые известные: в Милане — это знаменитый театр «Ла Скала», в Бергамо — «Театро Доницетти», в Павии — «Театро Фраскини», в Кремоне — «Театр Понкьелли»,в Брешии — «Театро Гранде», в Комо — «Театро Сочиале», в Турине — «Театро Реджо», в Генуе — театр «Карло Феличе», в Болонье — «Театро Комунале», в Виченце — «Театро Олимпико», в Венеции — театры «Ма-либран» и «Фениче», в Триесте — «Театро Верди», в Удине — «Театро Нуово», в Парме — «Театро Реджо», в Ферраре — • Театро Комунале», в Реджо-нель-Эми-лии — «Театро Валли», в Модене — «Театро Комунале», в Равенне — «Театро Алигьери», во Флоренции — «Театро Комунале»^ Пизе — «Театро Верди», в Риме — «Театро дель Опера», в Неаполе — театр «Сан-Карло», в Палермо — «Театро Массимо», в Мессине — театр «Витторио Эмануэле», в Катании — «Театро Беллини», в Кальяри — «Театро Лирико».Наряду с оперными сезонами в театрах, в Италии проводится целый ряд оперных фестивалей, среди которых отметим «Фестиваль Пуччини» в Торредель-Лаго (Тоскана), «Россини Опера Фестиваль» в Пезаро (Марке), «Мачерата Опера Фестиваль» в Мачерате (Марке) и другие.

 


Информация о работе Оперное искусство Италии от средневековья до наши дней