Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 13:53, курсовая работа
Период архаики (VIII – начало V в. до н. э.) совпадает со временем окончательного сложения полиса и формирования основных типов культовых и общественных зданий.
Из второго периода, охватывающего время с 480 г. до конца IV в. следует выделить время наивысшего рассвета полисов (480-400 гг.), к которому применяют название «классического периода». Ведущее место в эту эпоху принадлежит Афинам, где в «золотой век» правления Перикла достигает своей высшей точки развитие рабовладельческой демократии, а вместе с нею – искусство и архитектура.
Введение..................................................................................................................3
Глава I. Определение ордера. Его виды …………………………………..…..6
1.1. Дорический ордер.............................................................................................8
1.2. Ионический ордер…………………………………......................................10
1.3. Коринфский ордер ………………………………….……………….……..12
Глава II. Формы храмов Древней Греции ……………………….....................14
2.1. Храмы в дорическом стиле…………………………………………….….15
2.2. Храмы в ионическом стиле ………………………………….……….…...18
2.3. Архитектурные сооружения в коринфском стиле ………………....…...21
Заключение...........................................................................................................22
Список используемой литературы...............................................
Министерство Образования Культуры и Науки Российской Федерации
Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего
Профессионального Образования
«Калмыцкий Государственный Университет» ИКФ и В
Кафедра Калмыцкой литературы и фольклористики
Курсовая работа
на тему:
«Ордера в архитектуре
Древней Греции»
Выполнил: студент 1 курса направления
«Социально культурная деятельность»
ИКФ и В ФГБОУ ВПО Калм ГУ
Эрдни – Горяева Эльзятя
Проверил: доктор искусствоведения
профессор Батырева С.Г.
Элиста, 2013г.
Содержание:
Введение......................
Глава I. Определение ордера. Его виды …………………………………..…..6
1.1. Дорический ордер.........................
1.2. Ионический ордер…………………………………............
1.3. Коринфский ордер ………………………………….……………….……..12
Глава II. Формы храмов Древней Греции
……………………….....................
2.1. Храмы в дорическом стиле…………………………………………….….15
2.2. Храмы в ионическом стиле ………………………………….……….…...18
2.3. Архитектурные сооружения в коринфском стиле ………………....…...21
Заключение....................
Список используемой
литературы....................
Приложение №1 «Храмы в дорическом стиле».......…………………...…..24
Приложение №2 «Храмы в ионическом стиле»………………...…………..25
Приложение №3 «Архитектурные сооружения в коринфском стиле»…..26
Введение
Тысячелетия отделяют нас от древних греков. Неузнаваемо изменилось лицо мира, неоднократно пережившего жестокую ломку старого, кровавые мировые войны.
Однако и сейчас, когда человек шагнул в космос, изучение античности не утратило своей актуальности. Произведения античного искусства «еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом».
При взгляде на художественные шедевры той далекой эпохи сквозь века мы слышим торжественно-гимническую музыку красоты и величия человека созидателя, уподобившего себя олимпийским богам. Лучшие памятники античного искусства вошли в нашу жизнь как неотъемлемая часть мировой культуры, как наше наследие. Ибо «без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы».
Архитектура античной Греции, охватывающая в своём развитии в основном VIII-I века до н.э., делится на три периода: архаический, классический и эллинистический.
Период архаики (VIII – начало V в. до н. э.) совпадает со временем окончательного сложения полиса и формирования основных типов культовых и общественных зданий.
Из второго периода, охватывающего время с 480 г. до конца IV в. следует выделить время наивысшего рассвета полисов (480-400 гг.), к которому применяют название «классического периода». Ведущее место в эту эпоху принадлежит Афинам, где в «золотой век» правления Перикла достигает своей высшей точки развитие рабовладельческой демократии, а вместе с нею – искусство и архитектура.
Третий период — эпоха эллинизма (320-е годы IV в.— I в. н. э.) — время возникновения греко-восточных монархий и интенсивной экспансии эллинской культуры в новые города Малой Азии и Египта, ставшие крупными центрами торговой и культурной жизни.
VII в. до н.э. характерен ростом городов, расширением масштабов строительства. С середины столетия начинают появляться монументальные постройки из камня, главным образом известняка мягких пород. Основным видом этих сооружений были храмы, которые являлись не только культовыми, но отчасти и общественными зданиями.
В VII в. до н.э. вырабатываются различные типы храмов, а также устанавливается определенный порядок в отношении частей здания, система сочетания декоративных и конструктивных частей, получившая название ордера.
Построенный по правилам ордера греческий храм был самой значительной постройкой в городе и по своему назначению, и по тому месту, какое занимала его архитектура во всем ансамбле города. Ордерный храм был своего рода вершиной в греческой архитектуре, он оказал огромнейшее воздействие на последующую историю мировой архитектуры.
Необходимость изучения стилистики ордеров греческой архитектуры порождает тему исследования: «Ордера в архитектуре Древней Греции».
Цель работы: проанализировать специфические особенности архитектурных ордеров Древней Греции.
Объектом исследования является типы портиков, которые получили название архитектурных ордеров.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме работы.
2. Выяснить раскрытие целого мира дополнительных элементов, завершавших идею совершенства и законченности ордеров в архитектуре.
3. Описать типы ордеров и их применение в древнегреческой архитектуре.
Методы исследования: анализ специальной литературы, обобщение и систематизация материала, тестирование, анализ документов.
Поставленные задачи в полной мере объясняют структуру данной курсовой работы.
Первая глава работы посвящена определению ордеров и их видам.
Во второй главе подробно рассмотрены формы храмов, где применялись ордера.
В заключении сформулированы основные выводы по проведённой работе.
Глава I. Определение ордера. Его виды.
Архитектурный ордер - тип архитектурной композиции, основанный на художественной переработке стоечно-балочной конструкции и имеющий определённые состав, форму и взаиморасположение элементов.1
Различные ордера применялись в зодчестве многих народов с древнейших времён (например, в Древнем Египте, древнем Иране). Большую роль в развитии европейской архитектуры сыграли так называемые классические ордера, сложившиеся в Древней Греции и затем претерпевшие некоторую эволюцию в Древнем Риме: дорический, ионический, коринфский, - названные по наименованию областей, где они создавались и их модификации - тосканский, композитный или сложный (римские). Ордер может быть полным и неполным.
Полный содержит 3 основные части: антаблемент, колонну и пьедестал. Неполный ордер не имеет пьедестала.
Происхождение древнегреческого ордера и его особенности изучены обстоятельно. Его источником являются деревянные, укрепленные на постаменте столбы, которые несут на себе перекрывающие их деревянные балки. Двускатная крыша каменных храмов повторяет стропильную деревянную конструкцию. В форме перекрытий, в деталях дорического ордера можно усмотреть их происхождение от построек из крупного леса. В более легком ионическом ордере сказались приемы сооружения кровли из мелких бревен.
Основная конструктивная схема всех ордеров — стоечно-балочная конструкция, которая состоит не менее чем из пары стоек (колонн) и опирающейся на них балки — архитрава. В простейшем варианте этой конструктивной схемы колонны — несущая конструкция, а архитрав — несомая. В художественной трактовке конструктивной схемы проявились отличительные особенности ордеров.
Прежде чем попытаться раскрыть отличительные особенности ордеров, познакомимся с их деталировкой, развивающейся снизу вверх.
Дорический ордер:
Строгий и торжественно-монументальный дорический ордер, появившийся в начале 6 в. до н. э., состоит из следующих частей:
Дорический, который можно считать основным в развитии греческой архитектуры, частично восходит к Микенам, отражает начало, внесённое дорийским завоевательным потоком, и характерен для Древней Греции. Характеризуется приземистыми, сужающимися кверху колоннами, установленными на основании (стилобате), покрытыми каннелюрами. Колонны венчались капителями простой, строгой формы, кроме украшения, выполняющими и другую функцию – они были необходимы для более удобного перехода от колонн к горизонтальным балкам.
Квадратная плита капители (абака) поддерживалась каменной плитой в форме усечённого конуса (эхина), благодаря которой обеспечивалось равномерное распределение нагрузки на колонны. Антаблимент разделялся на три части: архитрав, фриз с метопами и карниз. Архитрав всегда выполнялся гладким, без украшений. Фриз состоял из двух чередующихся частей: немного выступающих вперёд триглифов и утопленных квадратов – метоп. Торцевые окончания балок перекрытий также украшались триглифами. Карниз располагался выше фриза и состоял из слезника (плиты, выступающей вперёд), тяги (элемента, расположенного под слезником, уменьшающего его вынос и таким образом поддерживающего его), венчающего элемента, помещавшегося над слезником. Нижнюю часть слезника украшали модульоны или мутулы квадратной формы.
Дорический стиль архитектуры развивался в основном на Пелопоннесе и в западных районах греческого мира (Сицилия).
Строгой геометричности, массивной простоте, исполненной внутренней силы, властному утверждению мужественного начала в искусстве ионический ордер (появился около середины VI в. до н.э.) противопоставляет стремление к декоративности, к лёгкости форм, плавность линий, своё более женственное вдохновение. Ионический ордер отличался от дорического пропорциями, а также количеством и сложностью деталей.
Ионический ордер (Аттический вариант):
Тонкие колонны с базой и высокими, но стесанными по краям каннелюрами увенчивались капителями с завитками, по форме напоминавшей рога барана - волютами.
Над волютами имелся импост (тонкая горизонтальная прокладка). Архитрав включал три выступающие друг над другом полосы (фасции). Фриз декорировался рельефным изображением. В карнизе довольно часто высекались украшения, по форме напоминавшие яйца (ионики), листья (климитий) и бусы.
Ионический стиль развивался в основном в Аттике и в восточных районах Средиземноморья.
Функции обоих этих ордеров были одинаковыми – колонны сооружались для того, чтобы поддерживать горизонтальные балки перекрытия. Различие заключалось только в пропорциях и украшениях. Позднее знаменитый римский архитектор Ветрувий высказал предположение, что эти ордера являются воплощением мужского и женского начала. В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что когда греки вместо колонн устанавливали статуи, то дорические колонны заменялись статуями мужчин (атлантов), а ионические – статуями женщин (кариатид).
Дорический и ионический ордера широко применялись во все эпохи существования Древней Греции и при строительстве жилых построек или небольших галерей, и при возведении больших по протяжённости храмов.
Коринфский ордер получил развитие с V века до нашей эры и окончательно оформился в конце IV в. до н. э.
Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих и во многом напоминал ионический. Отличие заключалось в капители, имеющей форму колокола и украшенной стилизованными листьями аканфа.