Ордера в архитектуре Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Период архаики (VIII – начало V в. до н. э.) совпадает со временем окончательного сложения полиса и формирования основных типов культовых и общественных зданий.
Из второго периода, охватывающего время с 480 г. до конца IV в. следует выделить время наивысшего рассвета полисов (480-400 гг.), к которому применяют название «классического периода». Ведущее место в эту эпоху принадлежит Афинам, где в «золотой век» правления Перикла достигает своей высшей точки развитие рабовладельческой демократии, а вместе с нею – искусство и архитектура.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава I. Определение ордера. Его виды …………………………………..…..6
1.1. Дорический ордер.............................................................................................8
1.2. Ионический ордер…………………………………......................................10
1.3. Коринфский ордер ………………………………….……………….……..12
Глава II. Формы храмов Древней Греции ……………………….....................14
2.1. Храмы в дорическом стиле…………………………………………….….15
2.2. Храмы в ионическом стиле ………………………………….……….…...18
2.3. Архитектурные сооружения в коринфском стиле ………………....…...21
Заключение...........................................................................................................22
Список используемой литературы...............................................

Файлы: 1 файл

курсовая Ордера в архитектуре Древней Греции (Автосохраненный).docx

— 1.80 Мб (Скачать файл)

Министерство Образования Культуры и Науки Российской Федерации

 Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего

Профессионального Образования

 «Калмыцкий Государственный  Университет» ИКФ и В

Кафедра Калмыцкой литературы и фольклористики

 

 

Курсовая работа

на тему:

«Ордера в архитектуре

Древней Греции»

 

 

Выполнил: студент 1 курса направления

 «Социально культурная деятельность»

ИКФ и В ФГБОУ ВПО Калм ГУ

  Эрдни – Горяева Эльзятя

Проверил:        доктор искусствоведения

профессор Батырева С.Г.

 

 

Элиста, 2013г. 

Содержание:

Введение..................................................................................................................3

Глава I. Определение ордера. Его виды …………………………………..…..6

1.1. Дорический ордер.............................................................................................8

1.2. Ионический ордер…………………………………......................................10

1.3. Коринфский ордер ………………………………….……………….……..12

Глава II. Формы храмов Древней Греции ……………………….....................14

2.1. Храмы в дорическом стиле…………………………………………….….15

2.2. Храмы в ионическом стиле ………………………………….……….…...18

2.3. Архитектурные сооружения в коринфском стиле ………………....…...21

Заключение...........................................................................................................22

Список используемой литературы...................................................................23

Приложение №1 «Храмы в дорическом стиле».......…………………...…..24

Приложение №2 «Храмы в ионическом стиле»………………...…………..25

Приложение №3 «Архитектурные сооружения в коринфском стиле»…..26

 

 

Введение

Тысячелетия отделяют нас от древних греков. Неузнаваемо изменилось лицо мира, неоднократно пережившего жестокую ломку старого, кровавые мировые войны.

Однако и сейчас, когда человек шагнул в космос, изучение античности не утратило своей актуальности. Произведения античного искусства «еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом».

При взгляде на художественные шедевры той далекой эпохи сквозь века мы слышим торжественно-гимническую музыку красоты и величия человека созидателя, уподобившего себя олимпийским богам. Лучшие памятники античного искусства вошли в нашу жизнь как неотъемлемая часть мировой культуры, как наше наследие. Ибо «без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы».

Архитектура античной Греции, охватывающая в своём развитии в основном VIII-I века до  н.э., делится на три периода: архаический, классический  и эллинистический.

Период архаики (VIII – начало V в. до н. э.) совпадает со временем окончательного сложения полиса и формирования основных типов культовых и общественных зданий.

Из второго периода, охватывающего время с 480 г. до конца IV в. следует  выделить время наивысшего рассвета полисов (480-400 гг.), к которому применяют название «классического периода». Ведущее место в эту эпоху принадлежит Афинам, где в «золотой век» правления Перикла достигает своей высшей точки развитие рабовладельческой демократии, а вместе с нею – искусство и архитектура.

Третий период — эпоха эллинизма (320-е годы IV в.— I в. н.  э.)  —  время возникновения греко-восточных монархий и интенсивной экспансии  эллинской культуры в новые города Малой Азии и Египта, ставшие крупными центрами торговой и культурной жизни.

VII в. до н.э. характерен ростом городов, расширением масштабов строительства. С середины столетия начинают появляться монументальные постройки из камня, главным образом известняка мягких пород. Основным видом этих сооружений были храмы, которые являлись не только культовыми, но отчасти и общественными зданиями.

В VII в. до н.э. вырабатываются различные типы храмов, а также устанавливается определенный порядок в отношении частей здания, система сочетания декоративных и конструктивных частей, получившая название ордера.

Построенный по правилам ордера греческий храм был самой значительной постройкой в городе и по своему назначению, и по тому месту, какое занимала его архитектура во всем ансамбле города. Ордерный храм был своего рода вершиной в греческой архитектуре, он оказал огромнейшее воздействие на последующую историю мировой архитектуры.

Необходимость изучения стилистики ордеров греческой архитектуры порождает тему исследования: «Ордера в архитектуре Древней Греции».

Цель работы: проанализировать специфические особенности архитектурных ордеров Древней Греции.

Объектом исследования является типы портиков, которые получили название архитектурных ордеров.

 

 

Задачи исследования: 

1. Изучить и проанализировать  литературу по теме работы.

2. Выяснить раскрытие целого мира дополнительных элементов, завершавших идею совершенства и законченности ордеров в архитектуре.

3. Описать типы ордеров и их применение в древнегреческой архитектуре. 

Методы исследования: анализ специальной литературы, обобщение и систематизация материала, тестирование, анализ документов. 

Поставленные задачи в полной мере объясняют структуру данной курсовой работы. 

Первая глава работы посвящена определению ордеров и их видам.

Во второй главе подробно рассмотрены формы храмов, где применялись ордера.

В заключении сформулированы основные выводы по проведённой работе.

 

 

Глава I. Определение ордера. Его виды.

Архитектурный ордер - тип архитектурной композиции, основанный на художественной переработке стоечно-балочной конструкции и имеющий определённые состав, форму и взаиморасположение элементов.1

Различные ордера применялись в зодчестве многих народов с древнейших времён (например, в Древнем Египте, древнем Иране). Большую роль в развитии европейской архитектуры сыграли так называемые классические ордера, сложившиеся в Древней Греции и затем претерпевшие некоторую эволюцию в Древнем Риме: дорический, ионический, коринфский, - названные по наименованию областей, где они создавались и их модификации - тосканский, композитный или сложный (римские). Ордер может быть полным и неполным.

Полный содержит 3 основные части: антаблемент, колонну и пьедестал. Неполный ордер не имеет пьедестала.

Происхождение древнегреческого ордера и его особенности изучены обстоятельно. Его источником являются деревянные, укрепленные на постаменте столбы, которые несут на себе перекрывающие их деревянные балки. Двускатная крыша каменных храмов повторяет стропильную деревянную конструкцию. В форме перекрытий, в деталях дорического ордера можно усмотреть их происхождение от построек из крупного леса. В более легком ионическом ордере сказались приемы сооружения кровли из мелких бревен.

Основная конструктивная схема всех ордеров — стоечно-балочная конструкция, которая состоит не менее чем из пары стоек (колонн) и опирающейся на них балки — архитрава. В простейшем варианте этой конструктивной схемы колонны — несущая конструкция, а архитрав — несомая. В художественной трактовке конструктивной схемы проявились отличительные особенности ордеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Дорический ордер.

Прежде чем попытаться раскрыть отличительные особенности ордеров, познакомимся с их деталировкой, развивающейся снизу вверх.

Дорический ордер:

    1. сима;
    2. мутулы;
    3. гутты (регулы);
    4. триглиф;
    5. метопа;
    6. тения;
    7. абака;
    8. эхин;
    9. ремешки;
    10. шейка капители (гипотрахелион);
    11. каннелюры;
    12. стилобат.

Строгий и торжественно-монументальный дорический ордер, появившийся в начале 6 в. до н. э., состоит из следующих частей:

  • трёхступенчатого основания — стереобата;
  • несущей колонны – по вертикали ствол колонны разделялся каннелюрами (вертикальными желобками) с острыми гранями. Колонна завершается капителью, состоящей из эхины (сплюснутой подушки) и абака (четырехгранной плиты.)
  • несомой части — антаблемента, включающего архитрав (горизонтальная балка, лежащая на колоннах), фриз с чередующимися триглифами (плита, имеющая вертикальные желобки) и метопами (плита, изготовленная из камня или керамики декорированная рельефом или росписью) и карниз.

Дорический, который можно считать основным в развитии греческой архитектуры, частично восходит к Микенам, отражает начало, внесённое дорийским завоевательным потоком, и характерен для Древней Греции. Характеризуется приземистыми, сужающимися кверху колоннами, установленными на основании (стилобате), покрытыми каннелюрами.  Колонны венчались капителями простой, строгой формы, кроме украшения, выполняющими и другую функцию – они были необходимы для более удобного перехода от колонн к горизонтальным балкам.

Квадратная плита капители (абака) поддерживалась каменной плитой в форме усечённого конуса (эхина), благодаря которой обеспечивалось равномерное распределение нагрузки на колонны. Антаблимент разделялся на три части: архитрав, фриз с метопами и карниз. Архитрав всегда выполнялся гладким, без украшений. Фриз состоял из двух чередующихся частей: немного выступающих вперёд триглифов и утопленных квадратов – метоп. Торцевые окончания балок перекрытий также украшались триглифами. Карниз располагался выше фриза и состоял из слезника (плиты, выступающей вперёд), тяги (элемента, расположенного под слезником, уменьшающего его вынос и таким образом поддерживающего его), венчающего элемента, помещавшегося над слезником. Нижнюю часть слезника украшали модульоны или мутулы квадратной формы.

Дорический стиль архитектуры развивался в основном на Пелопоннесе и в западных районах греческого мира (Сицилия).

 

 

 

 

 

    1. Ионический ордер

Строгой геометричности, массивной простоте, исполненной внутренней силы, властному утверждению мужественного начала в искусстве ионический ордер (появился около середины VI в. до н.э.) противопоставляет стремление к декоративности, к лёгкости форм, плавность линий, своё более женственное вдохновение. Ионический ордер отличался от дорического пропорциями, а также количеством и сложностью деталей.

Ионический ордер (Аттический вариант):

    1. сима;
    2. фриз;
    3. зубчики;
    4. фасции архитрава;
    5. абака;
    6. волюта;
    7. эхин;
    8. каннелюры;
    9. полувал (торус);
    10. скоция;
    11. стилобат

Тонкие колонны с базой и высокими, но стесанными по краям каннелюрами увенчивались капителями с завитками, по форме напоминавшей рога барана - волютами.

Над волютами имелся импост (тонкая горизонтальная прокладка). Архитрав включал три выступающие друг над другом полосы (фасции). Фриз декорировался рельефным изображением. В карнизе довольно часто высекались украшения, по форме напоминавшие яйца (ионики), листья (климитий) и бусы.

Ионический стиль развивался в основном в Аттике и в восточных районах Средиземноморья.

Функции обоих этих ордеров были одинаковыми – колонны сооружались для того, чтобы поддерживать горизонтальные балки перекрытия. Различие заключалось только в пропорциях и украшениях. Позднее знаменитый римский архитектор Ветрувий высказал предположение, что эти ордера являются воплощением мужского и женского начала. В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что когда греки вместо колонн устанавливали статуи, то дорические колонны заменялись статуями мужчин (атлантов), а ионические – статуями женщин (кариатид).

Дорический и ионический ордера широко применялись во все эпохи существования Древней Греции и при строительстве жилых построек или небольших галерей, и при возведении больших по протяжённости храмов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Коринфский ордер.

Коринфский ордер получил развитие с V века до нашей эры и окончательно оформился в конце IV в. до н. э.

Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих и во многом напоминал ионический. Отличие заключалось в капители, имеющей форму колокола и украшенной стилизованными листьями аканфа.

    1. карниз;
    2. фриз;
    3. архитрав (карниз, фриз и архитрав вместе образуют антаблемент);
    4. капитель;
    5. ствол колонны;
    6. база.

Информация о работе Ордера в архитектуре Древней Греции