Ордера в архитектуре Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Период архаики (VIII – начало V в. до н. э.) совпадает со временем окончательного сложения полиса и формирования основных типов культовых и общественных зданий.
Из второго периода, охватывающего время с 480 г. до конца IV в. следует выделить время наивысшего рассвета полисов (480-400 гг.), к которому применяют название «классического периода». Ведущее место в эту эпоху принадлежит Афинам, где в «золотой век» правления Перикла достигает своей высшей точки развитие рабовладельческой демократии, а вместе с нею – искусство и архитектура.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава I. Определение ордера. Его виды …………………………………..…..6
1.1. Дорический ордер.............................................................................................8
1.2. Ионический ордер…………………………………......................................10
1.3. Коринфский ордер ………………………………….……………….……..12
Глава II. Формы храмов Древней Греции ……………………….....................14
2.1. Храмы в дорическом стиле…………………………………………….….15
2.2. Храмы в ионическом стиле ………………………………….……….…...18
2.3. Архитектурные сооружения в коринфском стиле ………………....…...21
Заключение...........................................................................................................22
Список используемой литературы...............................................

Файлы: 1 файл

курсовая Ордера в архитектуре Древней Греции (Автосохраненный).docx

— 1.80 Мб (Скачать файл)

Пропорции коринфского ордера подобны ионическим. Его характерной чертой являлась высокая капитель, декорированная рельефными изображениями листьев анакфа – ядовитого растения.

Коринфский ордер, характерным признаком которого является капитель в виде корзины с листьями, обязан своей известностью римлянам, у которых он получил чрезвычайно широкое применение. У греков же он играл весьма второстепенную роль и рассматривается лишь как более роскошный вариант ионийского ордера2.

Даже в то время, когда коринфский ордер уже завоевал себе особое положение в римском искусстве, Витрувий едва признает за ним право на самостоятельное существование и по общему характеру пропорций объединяет его с ионийским ордером. «Пропорции коринфского ордера, – говорит он, – отличаются от ионийского лишь большей высотой капители». И в представлении греков эти два ордера казались настолько однородными, что древнейшая из известных нам коринфских капителей дошла до нас в одном смешанном антаблементе с ионийскими капителями.

Такое знаменательное сочетание существовало в храме Фигалии, возведенном Иктином через несколько лет после Парфенона. Целла была выдержана в ионийском ордере, но центральная колонна в ее глубине выделялась среди всех остальных своей коринфской капителью.  В колонне нашла своё совершенное воплощение великая душа греческой архитектуры с её силой и стройностью, смелым взлётом и точной уравновешенностью во имя высшей гармонии.

 

Глава II. Формы храмов Древней Греции

В Древней Греции сложился строго упорядоченный план храма, сооружавшегося по правилам ордеров. Самый распространенный тип храма – периптер, в котором колонны располагаются по всему периметру сооружения. Чаще всего на главном фасаде их бывает шесть. Такие храмы называются гексастильными периптерами.

Целла храма делится на три помещения: переднее, служащее преддверием, - пронаос, центральное, самое обширное, - наос (или целла, собственно святилище) и опистодом – для хранения даров – со входом с заднего фасада.

Наиболее сложный тип храмового здания – диптер, который включает два ряда колонн, окружающих храм.

Ордерная система, оправданная конструктивно и архитектурно, оказалась устойчивой и была использована без существенных изменений строителями последующего времени. Она менялась лишь в отношении пропорций и в прорисовке деталей.

Общепонятное образное членение ордеров на несущие и несомые части, связанные системой выразительных обломов, сделало ордерную систему к середине 5 в. до н. э. гибким художественным языком классической архитектуры. Вместо впечатляющей, но несколько монотонной суровой мощи монументальных храмов эпохи архаики сооружения приобретали большее разнообразие. На практике архитекторы постоянно пользовались тем, что малейшее изменение соотношений между частями ордера позволяло придавать ему и сооружению в целом разнообразные масштабность и характер, выражение могучей силы или лёгкого изящества и т.д.

 

 

2.1. Храмы в дорическом стиле

Для крупных храмов дорического стиля была характерна форма периптера.

К числу ранних сооружений дорического стиля относится храм Геры в Олимпии (конец 7 – начало 6 в. до н.э.). Он имел сильно вытянутую с запада на восток целлу, обрамленную со всех сторон сравнительно невысокими колоннами, что создавало впечатлении единой приземистой постройки. Количество колонн составляло: на главном фасаде – 6, на боковых – 16. Колонны сперва были деревянными и постепенно, в течение столетий, по мере ветшания заменялись каменными.3

В пределах целлы (наоса) было два ряда колонн, причем последние через одну соединялись с боковыми стенами, ограждавшими целлу. Эта конструкция возникла вследствие желания дополнительно укрепить несущую конструкцию здания при переводе ее в новый по тому времени строительный материал – камень.

Первой половиной 6 века до.н.э. датируется храм Геры (I) в Пестуме. Нечетное количество колонн, девять на главном фасаде этого здания, и цела, разделенная одним рядом колонн по оси сооружения – типично архаические признаки. Форма колонн своеобразна: верхний их диаметр значительно уже нижнего, громоздкие капители имеют необычайно большой вынос.

Хорошо сохранившийся храм Геры (II) в Пестуме (конец первой четверти 5 в. до н. э.) — большой гексастильный (шести-колонный) периптер, построенный из грубого известняка (6x14 колонн).

Храм по своим очертаниям в плане приближается уже к памятникам классического времени. Его пропорции гармоничны, детали отличаются сочностью и точностью рисунка. Вместе с тем в сооружении еще присутствуют черты архаики (подчеркнутая тяжеловатость всего сооружения).

Одним из высших достижений греческой архитектуры является храм Зевса в Олимпии, построенный архитектором Либоном в период между 468 и 456 гг. до н. э. Дорический периптер с 6X13 колоннами (их высота — 10,5 м, нижний диаметр равен 2,25 м) отличается чрезвычайной гармоничностью пропорций. В храме было достигнуто полное эстетическое, зрительное равновесие между поддерживающими и перекрывающими архитектурными элементами. Детали отточены с необычным совершенством и характеризуются удивительной верностью рисунка. Храм Зевса в Олимпии является высшим достижением в развитии дорического периптера. В этом поистине классическом сооружении представляют особый интерес знаменитые фронтонные скульптуры. В пределах целлы находилась статуя Зевса работы Фидия.

Парфенон, или храм богини Афины, - наиболее значительное сооружение Древней Греции. Он являлся главным храмом древних греков. Парфенон  - одно из важнейших сооружение ансамбля афинского Акрополя.

Храм возвели в 447-438 годах до н.э. под руководством двух талантливых архитекторов – Иктина и Калликрата. Но по свидетельству древнегреческого историка Плутарха, при возведении Акрополя главою и руководителем всех художников был Фидий».

Парфенон — октастильный (восьмиколонный на коротких фасадах) периптер построенный из пентелийского мрамора (размеры по верхней ступени - 69,5 м в длину, 30,9 м в ширину, высота колонн - 10,5 м).

Парфенон стоит на трехступенчатой подставке-постаменте – стереобате. Постамент окружают три ступни, каждая высотой в полметра. Вдоль длинной стороны храма установлено семнадцать колонн, а вдоль узкой – восемь. Колонны расположены друг от друга на расстоянии 3 метра.

Древние греки верили, что здание храма представляет как бы дом божества, а это требовало замкнутого помещения с основной культовой статуей в центре. Парфенон — храм Афины-Девы, и потому в центре его находилась хрисоэлефантинная (т. е. сделанная из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе) статуя богини, выполненная Фидием4.

Крыша храма снабжена треугольниками-фронтонами, а перед входом находится легкий навес (портик). Под карнизом Парфенона расположен барельеф – широкая полоса скульптурных изображений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Храмы в ионическом стиле.

Если архаическая архитектура дорического стиля известна нам по большому количеству сооружений, полностью или частично сохранившихся, то из памятников ионического стиля ни один не дошел в таком состоянии, чтобы мы могли его рассматривать в целом виде.

Для крупных храмов ионического стиля характерна форма диптера.

Самыми значительными ионическими храмами 7 — 6 вв. до н. э. были храмы Артемиды в Эфесе, Геры на острове Самосе и Аполлона в Дидимах близ Милета (так называемый Дидимейон). Все эти храмы были почти полностью перестроены позднее, в эллинистическое время.

Примером архаической постройки ионического стиля небольшого размера может служить так называемая сокровищница сифнийцев (или сифносцев) — жителей острова Сифнос, построенная ими в Дельфах. В ней, так же как и в других сокровищницах, содержались дары, посвященные Аполлону. Между антами сокровищницы находились две опоры, решенные скульптурно в виде женских фигур — кариатид, стоящих на пьедесталах и своими головами поддерживающих капители, на которые, в свою очередь, опирается антаблемент. Применение человеческих фигур в качестве опор (атлантов или кариатид) было редким в греческой архитектуре.

Храм Афины-Ники — один из шедевров древнегреческой архитектуры времени ее расцвета, представляется изящнейшим творением античного зодчества (рис.6 Приложения.). Храм построен архитектором Калликратом, одним из двух авторов крупнейшего храма Акрополя — Парфенона, между 449 и 421 гг. до н. э. в ионическом стиле.

Этот храм являлся амфипростильным, то есть имел с двух фасадов четырехколонные портики ионического ордера. Внутри здания находилась статуя богини Афины–Ники. В центре храма стояли еще скульптуры богов Зевса и Посейдона. Храм Афины-Ники обладал удивительной гармоничностью составляющих его частей, а также строгостью архитектурных форм. Он стоял на трехступенчатом постаменте под незначительном углом к фасаду Пропилей (входные ворота Акрополя). В связи с этим храм не сливался с ним, а наоборот, отчетливо выделялся как самостоятельная архитектурная постройка.

Храм окружался со всех сторон рельефным скульптурным фризом, на котором изображались картины битв греков с врагами. На восточной стороне фриза запечатлены только олимпмйские боги, созерцающие битвы греков.

Размеры храма минимальны: целла имеет в ширину всего лишь 3,78 м, в длину — 4,19 м, высота колонн — 4,19 м, но это ни в какой мере не лишает сооружение монументальности. Храм входит в качестве органического элемента в композицию западной, входной части Акрополя, в то же время он прекрасно воспринимается и с противоположной стороны, при спуске с Акрополя, на фоне безбрежных далей, линий гор.

Эрехтейон – самое оригинальное сооружение в древнегреческой архитектуре, в свое время входившее в композицию Акрополя. Он представлял собой ионический храм, построенный в 421-406 годах до н.э. архитекторами Архилохом и Филоклом. в Афинах;  посвящен двум главным божествам города Афин — Афине Полиаде и Посейдону5.

Эрехтейон – это единственная постройка в Древней Греции, которая имеет ассиметричный план. Три его портика (северный, западный и южный) находятся на разных уровнях. На северной стороне располагался вход в святилище Посейдона-Эрехтея, на западной стороне находился портик, обращенный к храму Афины Паллады, а на южной стороне храма – портик кариатид в ниспадающих одеждах, которые поддерживали крышу храма.

Несмотря на то, что кариатидам присуще единообразие в масштабах и пропорциях, все они имеют различные оттенки и пластику, в связи с чем не производят впечатления монотонности.

Два первых портика были снабжены ионическими колоннами, а все здание в свое время окружал фриз, декорированный белыми накладными скульптурами. Здесь, в Эрехтейоне, особенно наглядно выступает один из основных принципов древнегреческой архитектуры - принцип постепенного развертывания композиции перед зрителем, обходящим сооружение. После того как вошедший побывал в восточной целле храма, он мог, спустившись по лестнице, пройти в северный портик Эрехтейона и через него про никнуть в западную целлу — целлу Посейдона. Портик кариатид являлся выходным, через него выходили из целлы Посейдона на площадку Акрополя.

Размеры Эрехтейона очень невелики (основной прямоугольник плана — 23,5 X 11,6 м; высота кариатид — 2,3 м), но архитектура его полна особого изящества и утонченности. Легкостью форм и усложненностью композиции Эрехтейон контрастирует с расположенным рядом крупным и подчеркнуто монументальным Парфеноном. Контрастные взаимоотношения этих двух храмов усиливают своеобразие комплекса Акрополя. Эрехтейон являлся последним зданием в афинском Акрополе, сооруженным в классическом стиле. Он красиво и очень гармонично завершал весь этот архитектурный ансамбль, производя неизгладимое впечатление на древних греков.

 

 

 

 

 

2.3. Архитектурные сооружения в коринфском стиле.

В 4 в до н.э. сравнительно часто встречается самый сложный и изысканный из греческих архитектурных стилей – коринфский. В середине 4 в до н.э. в Эпидавре были построены два крупных сооружения – архитектором Поликлетом Младшим здание для исполнения культовой музыки, известное под названием Фимела, и театр, рассчитанный на 25 тысяч человек, сохранившийся до нашего времени.

Фимела представляла собой так называемый круглый периптер, окруженный дорическими колоннами. Внутри целлы находилось кольцо коринфских колонн. Коринфский стиль заменил здесь ионический, использовавшийся до этого в дорических постройках исключительно внутри здания.

 

Заключение.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, ордер в Древней Греции, принадлежал не массовой архитектуре, а архитектуре, имеющей исключительное значение, обладающей важным идейным смыслом и связанной с духовной жизнью общества.

Величественные остатки ордерных храмов поражают нас, современных людей. Лично меня удивляет не только их великолепие, прочность постройки, рациональная архитектура, но и замечательные украшения, сохранившиеся до наших дней.

Глядя на эти архитектурные композиции, начинаешь ощущать связь древности с современностью, то, что античная цивилизация легла в основу европейской современной культуры, а через нее оказала влияние и на современную цивилизацию, на духовное развитие современного человека.

 

Литература.

  1. Маркузон В.Ф.. Архитектурные ордера. Происхождение ордера // Всеобщая история архитектуры т.2. - М., 1973. – С. 33-52.
  2. Рикверт Дж. Коринфский ордер // ,Архитектура мира: «Запад восток: «Античная традиция в архитектуре» - М.: Архитектура, 1994. – Вып. 3. – С. 6-10
  3. С.А. Плешаков Шедевры архитектуры. М. Вече 2002 г.
  4. Габричевский А.Г. Теория и история архитектуры: Избр. соч.; под ред. А.А. Пучкова. Киев: Ред. Журн. «Самватас», 1993. – ХЫУ. –  255с.
  5. Любимов Л. Искусство древнего мира: Книга для чтения.-2-е изд.- М.: Просвещение, 1980
  6. К. Куманецкий «История культуры Древней Греции и Рима» - М.: «Высшая школа», 1990 г.
  7. http://www.bellabs.ru/Choisy/Greece/Choisy_Greece-05.html
  8. http://edu.aumcik.com/photos/view/148/
  9. http://edu.aumcik.com/photos/view/147/
  10. http://images.yandex.ru

Информация о работе Ордера в архитектуре Древней Греции