Основы эстетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 21:49, реферат

Описание работы

Эстетика - как наука о прекрасном в жизни и в искусстве. Данное определение подчеркивает, что прекрасное существует в жизни, поэтому можно говорить об эстетике труда, эстетике быта, эстетике мышления, эстетике общения.
Здесь мы наблюдаем практическую сторону учения об эстетике. Это не только что-то само по себе прекрасное, но, та же, оно способно воплощаться и существовать. Эстетика - наука, а значит, подразумевает под собой так же развитие и созидание.
Эстетика - это философия прекрасного и философия искусства. Эта формулировка подчеркивает философский характер эстетического знания.

Содержание работы

1. Предмет и задачи эстетики. Определение эстетики и её взаимодействие с наукой.
2. Понятие «эстетического». Эстетическое отношение к действительности.
3. Основные эстетические категории.
4. Основные сферы эстетической деятельности:
5. Эстетическая природа и специфика искусства
- Понятие "искусство"
- Художественный образ
6. Функции искусства.
7. Виды искусства.
- Архитектура
- Изобразительные искусства
- Декоративно-прикладное искусство
- Литература
- Музыка
- Синтетические искусства
8. Стили в искусстве
9. Список литературы

Файлы: 1 файл

эстетика.docx

— 67.46 Кб (Скачать файл)

В искусстве эстетическая деятельность организуется в художественное творчество, которое обретает специфическую технологию. Творческая деятельность в области искусства, или художественная деятельность, является высшим, концентрированным, свободным от утилитарного начала видом эстетической деятельности. Главная цель художника не связана с задачами пользы, а подчинена лишь одной цели - созданию красоты.

«Деятельность по законам красоты в системе материального производства, эстетическое отношение к труду, общечеловеческие аспекты ценности его продуктов, значение труда в формировании эстетических чувств, вкусов и взглядов - все это область эстетического отношения человека к действительности».

В эстетике И. Канта, у романтиков, в теории «искусства для искусства» развивалась идея о полной противоположности прекрасного и полезного. И. Кант полагал, что при эстетическом восприятии предмета наше отношение к нему бескорыстно, незаинтересованно, чем принципиально отличается от практического и от морального отношения. Предмет здесь воспринимается как целесообразный, но «без представления о цели».

Эстетическое отношение демонстрирует свободу человеческого духа по отношению к материи, индивида по отношению к социуму, единичного и неповторимого по отношению к типовому. Свобода от обыденности, предоставляемая эстетическим отношением необыкновенно привлекательна. Здесь есть возможность творить новую реальность, заставить любой предмет служить собственному вкусу, а не законам физики или экономики. Свобода эстетического отношения возможна благодаря тому, что оно не изменяет мир по существу, но создает прекрасную видимость. Задействовав свое воображение, человек наслаждается игрой с материалом и игрой собственных творческих сил.

Эстетическое отношение к действительности выступает реализацией особой эстетической потребности - видеть и строить мир по законам красоты. Эстетическая ценность явления - это не утилитарная, а самая широкая общественно-практическая значимость, его ценность для человеческого рода в целом. Красота - признак «очеловеченности» мира и развитости самого человека, а эстетическое отношение - специфически человеческое отношение к миру, отношение, в котором на уровне конкретного проявляются общечеловеческие ценности. «Мир прекрасного» (создаваемый, в частности, искусством) - это мир, в котором человек ощущает себя вполне Человеком, сфера гуманности.

Изречение «красота спасет мир» у Ф.М. Достоевского, которое так часто встречается теперь в современном мире, и так же часто остается непонятым, на самом деле сформулировало признаки красоты по Достоевскому: любовь к людям, доброта, перенесенное страдание и от этого способность сострадать. Это признаки красоты, далекой от чисто физического её понимания, духовной, той самой, которая «может спасти мир».

Специфика эстетического отношения может быть выявлена и в сравнении с научным отношением к действительности. Научное и эстетическое отношение к действительности издавна идут рука об руку. В эстетическом переживании нам дается чувственное созерцание научной истины, таким образом, обе сферы приобщают человека к знанию, к неким объективным закономерностям мироздания.

Многие учения объединяли красоту и науку. Так у пифагорейцев музыка понималась как математическая дисциплина, ибо приятные созвучия подчиняются простым математическим законам. В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи создал теорию перспективы в живописи, основанную на математических расчетах.

В других эстетических концепциях научное знание и эстетическое отношение противопоставлялись. Средневековая философия, Шеллинг, романтики, символисты полагали, что эстетическое - это высшее знание, знание о высшем. Оно идет не от разума, а от чувства, т.е. более гармонично. Кроме того, это образное, а не понятийное постижение действительности, поэтому в отличие от холодного и антиномичного (противоречивого) рационального знания, эстетическое познание обладает целостностью. Поскольку эстетическое отношение дает знание ценностей, а не просто информацию об объектах, оно более значимо для человека, чем научное.

Научное отношение к действительности характеризуется объективностью, рациональностью и дифференцированным объектом. Однако закономерности действительности, представляющие ценность для человека, не только познаются разумом, но и переживаются как чувство прекрасного. В отличие от науки как мышления в понятиях, эстетическое отношение предполагает образное восприятие и образное мышление. Если наука относится к постигаемым вещам как к объектам, существующим вне и независимо от познающего их субъекта, то эстетическое отношение несет на себе отпечаток человеческой субъективности. Это не знание информации, а переживание ценности. Наконец, если наука дифференцирована на множество дисциплин, исследующих различные срезы действительности, то особенность эстетического отношения в том, что оно позволяет постичь объект в его целостности.

Итак, эстетическое отношение к действительности представляет собой бескорыстное целостное восприятие объекта и чувственное постижение в уникальном единственном объекте - всеобщих закономерностей и универсальных человеческих смыслов.

Эстетическая деятельность является составной частью ценностного освоения человеком действительности. Эстетическая деятельность и практика тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Всякая активность человека уходит корнями в практику, служит ей, порождается ею. Практическую активность человека в мире следует понимать как всю его материальную, производственную и общественную деятельность, любое преобразование окружающего мира. Эстетическая деятельность непосредственно включена в практику и является целостным комплексом эмоциональных и логических переживаний субъекта. Она несет важные творческие и игровые компоненты и связана с бессознательными качествами психики. Открытия, озарения, достижения - все это привносит вместе с эстетической деятельностью в познание и практику красота.

Эстетическая деятельность всегда имеет продуктивный характер, т.е. представлена определенным результатом, итогом, конечным продуктом.

Причем он может иметь не только восстановительно-созидательный, но и разрушительный характер. Так, эстетика безобразного, низменного, ужасного имеет, как правило, исходящие характеристики. Одновременно демонстрация такого антиидеала в искусстве и в жизни способна породить и тоску, и возникновение подлинных эстетических идеалов. Но и в том. И в другом случаях результат эстетической деятельности должен обладать способностью чувственного воздействия.

 

Основные эстетические категории.

 

Прекрасное и безобразное

Прекрасное - эстетическая категория, обозначающая высшую эстетическую ценность, характеризующая явление с точки зрения совершенства. В истории культуры были выработаны различные характеристики прекрасного. Прекрасное определялось как гармония, симметрия, ритм, пропорциональность, целесообразность, внутренне присущая предметам мира, а также мера в звуковых и цветосветовых отношениях, характеризующая внешний облик явлений. На предложенной выше схеме прекрасное выступает как гармония духа и материи, содержания и формы, разумного и чувственного, объективного и субъективного, упорядочивание хаоса, свободное выражение необходимости. Эти определения прекрасного можно продолжить. Главный же вопрос, волновавший мыслителей, это - какова природа прекрасного? Ответить на этот вопрос означает ответить на вопрос о сущности эстетического в целом.

Основные трактовки прекрасного:

1. Прекрасное есть воплощение  Бога или абсолютной идеи в  конечных вещах и явлениях, как  считали Платон, Гегель и христианские  философы средневековья.

2. Прекрасное - объективное свойство  самих вещей. Такой подход к  прекрасному был сформулирован  уже в древнегреческой космоцентрической  эстетике, где прекрасное трактовалось  как вселенская гармония, красота  мироздания, Космоса. Такая трактовка  в той или иной форме воспроизводится  во всей материалистической эстетике, в эстетике французского Просвещения. Для нее прекрасное - естественное  свойство самой природы, такое  же, как вес, цвет, объем и т.д.

3. Действительность эстетически  нейтральна, источник прекрасного  таится в душе индивида. Красота - результат определенного восприятия  субъектом явлений действительности, "суждений вкуса", "чувствования", "проецирования духовного богатства  на действительность", как полагали  многие субъективистские направления  в эстетике (романтики, модернизм).

4. Прекрасное есть результат  соотнесения свойств объективной  действительности с человеком  как мерой красоты или с  его практическими потребностями, идеалами и представлениями о  прекрасной жизни. Так полагали  Сократ, Аристотель, Н.Г.Чернышевский. При таком подходе прекрасное  истолковывается как высшая ценность, в которой выражено объективно-эстетическое  значение явлений, но которое  осваивается через субъективные  эстетические оценки, сквозь призму  вкусов и идеалов людей. С позиций  этого подхода прекрасное - это  эстетический образ реального  предмета. Вместе с тем, прекрасное  предполагает определенную идеализацию  отражаемого предмета и доведение  его до совершенства. В этом  плане прекрасное есть построенная  воображением модель предмета, гармонические  черты которого доведены мыслью  до предела, высказаны до конца.

5. Эстетические разработки на  основе учения К.Маркса утверждают, что прекрасное - это результат  того, что объективные явления  с их естественными свойствами  втягиваются общественно-исторической  практикой в сферу интересов  человека и приобретают положительную  ценность для человечества как  рода, "одухотворяются", очеловечиваются  трудом и становятся сферой  свободы. В рамках этой позиции  красота объективна, так как зависит не от восприятия того или иного индивида, а от реальной ценности предмета для человечества. Это эстетическое свойство имеет общественную сущность и формируется исторически. Наконец, прекрасное - сфера свободы человека, свидетельство того, что человечество овладело данным аспектом реальности.

Безобразное - категория эстетики, противоположная прекрасному, выражающая негативную эстетическую ценность. Как подсказывает этимология самого слова, безобразное значит без-образное, лишенное образа, меры, порядка, другими словами - хаос. На приведенной схеме безобразное характеризуется как распад формы, утрата содержания, бездуховность, бесчувственность, неразумие, хаотичность материи, господство необходимости.

В древнегреческой эстетике безобразное сближалось с понятиями небытия и зла. В средневековой философии безобразное трактовалось как следствие и форма проявления греховности. Эстетика Просвещения отрицала за безобразным право быть отраженным в искусстве, в то время как в некоторых течениях модернизма оно истолковывалось как исключительная художественная ценность.

Безобразное - антипод прекрасного. Однако эстетическое переживание безобразного двойственно: наслаждение художественным произведением может сопровождаться чувством отвращения к самому предмету изображения. Так замечательная пьеса может быть посвящена отражению общественных пороков, а прекрасный портретист написать уродливое лицо.

Возвышенное и низменное

Возвышенное - эстетическая категория, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают большой положительной значимостью, но в силу своей колоссальной мощи не могут быть положительно освоены обществом и личностью. Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека: оно подавляет человека как физическое существо, заставляет осознать свою ограниченность, но одновременно возвышает его духовное существо, пробуждает в нем сознание нравственного превосходства над несоизмеримыми и подавляющими его событиями.

Возвышенное в жизни находит свое отражение в искусстве. Создавая произведения, соответствующие категории возвышенного, человек тем самым роднится с вечностью, обретает бессмертие посредством творчества. Грандиозность, масштабность, монументальность - типичные формы отражения возвышенного в искусстве. Ярким примером таких произведений являются знаменитые египетские пирамиды - не только по причине их "возвышенности" над пустыней, а потому, что они утверждали сопоставимость фараона с бесконечностью и вечностью. Образ возвышенного в средневековом искусстве запечатлен, прежде всего, в готических соборах, проникнутых пафосом порыва к абсолютному и почти недостижимому бытию - Богу. В терминах возвышенного может быть охарактеризована Библия и другая литература героического содержания.

Возвышенное представляет высокую эстетическую ценность, и это сближает его с прекрасным. Однако оно менее гармонично и достигается благодаря победе духа над материей, свободы над необходимостью, порядка над хаосом, разума над страстями.

Соотносительной категорией возвышенного является категория низменного. Низменное - эстетическая категория, характеризующая чрезвычайно негативную ценность явлений, которые таят в себе угрозу для общества и личности. Низменному в сильной степени присущ этический аспект: оно напрямую связывается с силами зла, которые по традиции располагаются в Аиде, в аду, т.е. в "низменном" месте. Если возвышенное переживается как сфера, где человеческий дух возобладал над внешними силами, то низменное - свидетельство социальной или психической зависимости человека, ничтожности человеческого, уничтожения человечности. Низменное (по схеме) трактуется как привязанность к материальному (физиологическому) и пренебрежение духовным, разгул чувственности и унижение разума, господство эгоистической субъективности над объективными ценностями. Низменное схоже с безобразным, однако сопровождается отрицательными нравственными чувствами: негодованием и брезгливостью.

В качестве ярких проявлений низменного можно рассматривать насилие, разврат, цинизм, нигилизм, подавление личности, а также алкоголизм и наркоманию как формы саморазрушения. Тесная связь низменного со злом находит отражение и в художественном творчестве. Обычно художественное произведение указывает на низменное в реальности, чтобы духовно преодолеть его силой добра. Если же само произведение низменно, оно может считаться допустимым только в среде малокультурных людей, жизнь которых сама по себе соответствует категории низменного.

Трагическое и комическое

Трагическое - категория эстетики, отражающая неразрешимое противоречие, порожденное столкновением человеческой свободы с необходимостью, заложенной в самом мироустройстве. Существование трагического связано с развитием свободного личностного начала в человеке. Чаще всего источником трагедии становится противоречие между порывом к свободе и возможностью добыть ее только ценой смерти, между значимой для человека ценностью и слишком дорогой ценой за ее осуществление. Трагическое (по схеме) имеет сходство с возвышенным. Та же победа духа над материей, свободы над необходимостью, порядка над хаосом, разума над страстями заканчивается неудачей или осуществляется ценой гибели героя.

В античную эпоху трагедия трактовалась как борьба личности и Рока (типичный пример - трагедия Софокла "Царь Эдип"). Центральные персонажи средневековой трагедии - святые мученики, которые по своей воле пошли на жертвы во имя Бога, или грешники, нарушившие по собственной свободной же воле божественные установления. Здесь трагическое разворачивалось как противоречие между стремлением к духовности и обретением ее через страдания тела, или стремлением к свободе и неспособностью обосновать с ее помощью позитивные ценности. В Новое время, когда личностное начало получило всестороннее развитие, источником трагедии становится противоречие между стремлением к разумности и порядку и неразумностью самого мира.

Информация о работе Основы эстетики