Основы эстетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 21:49, реферат

Описание работы

Эстетика - как наука о прекрасном в жизни и в искусстве. Данное определение подчеркивает, что прекрасное существует в жизни, поэтому можно говорить об эстетике труда, эстетике быта, эстетике мышления, эстетике общения.
Здесь мы наблюдаем практическую сторону учения об эстетике. Это не только что-то само по себе прекрасное, но, та же, оно способно воплощаться и существовать. Эстетика - наука, а значит, подразумевает под собой так же развитие и созидание.
Эстетика - это философия прекрасного и философия искусства. Эта формулировка подчеркивает философский характер эстетического знания.

Содержание работы

1. Предмет и задачи эстетики. Определение эстетики и её взаимодействие с наукой.
2. Понятие «эстетического». Эстетическое отношение к действительности.
3. Основные эстетические категории.
4. Основные сферы эстетической деятельности:
5. Эстетическая природа и специфика искусства
- Понятие "искусство"
- Художественный образ
6. Функции искусства.
7. Виды искусства.
- Архитектура
- Изобразительные искусства
- Декоративно-прикладное искусство
- Литература
- Музыка
- Синтетические искусства
8. Стили в искусстве
9. Список литературы

Файлы: 1 файл

эстетика.docx

— 67.46 Кб (Скачать файл)

 

Стили в искусстве

 

 

  Стиль - изначально - способ письма, речи; оригинально выстроенная система выразительных средств, языка, авторского самовыражения в творчестве; устоявшаяся форма художественного самоопределения эпохи, региона, нации, творческой группы, направления, которую можно определить по характерным особенностям и акцентам эстетической выразительности. Ассоциируется с конкретными видами творчества, принимая на себя их главные характеристики (живописный или графический стиль и т п.). Иногда связывается с уровнем смысловой выразительности произведения - со стилевой его содержательностью, за которой угадывается присутствие автора как оригинального мастера или же манифестация идей целого творческого направления. 
  Чаще всего с понятием стиля в искусстве связывают различные системы выразительности, присущие эпохам и идейным течения в его развитии. 
  Например: 
  Архаика - период в развитии древнегреческой культуры и искусства 8-6 вв. до н.э., традиционно считавшийся изначальным. От предшествовавшего «темного времени», когда отсутствовала письменность, но были составлены записанные позже эпические поэмы Гомера (отчего весь период 11-9 вв. до н.э. - от исторических событий, передаваемых в поэмах, до примерной даты их записи - принято именовать «гомеровским»), греческая архаика унаследовала развитую мифологию и ритуально-культовые жанры, тип построек - по изначальной конструкции деревянных - с двускатными крышами и колоннами перед входом, технологии изготовления керамических ваз с чернофигурной росписью геометрического и геометризованно-изобразительного типов со строчной композицией, тип столба-изваяния (ксоан). В эпоху архаики возникли большинство греческих городов, распространилось каменное зодчество, сложились основные типы храмовых построек (простиль, амфипростиль, перистиль), два главных порядка эстетическйо уравновешенности конструкций (архитектурных ордера) - дорический (балканская Греция) - более строгий и мужественный - и ионический (азиатская Греция и острова восточной части Эгейского моря) - более легкий, светлый. Позднее возник коринфский ордер. В изваяниях божеств строго выдерживались типы каменных фигур: мужских - куросы, и женских - коры, в которых чувствуется влияние египетского канона. Чернофигурные изображения на вазах стали искусными, пластичными, с постепенным отходом от строчной композиции, выстраивавшей фигуры в порядке ритуальной процессии. Мифологически- эпический жанр преобразовался в дидактическую поэзию (Гесиод), из культовых жанров обращения к богам зародилась лирическая поэзия (Архилох, Анакреонт, Алкей, Сафо). На основе праздничных мистерий начала формироваться выразительная система древнегреческого театра. Простота, некоторая геометричность и непритязательное однообразие форм - вот отличительные признаки греческой архаики как стиля архитектуры и изобразительного искусства. 
  Античная (греческая) классика - период в развитии древнегреческой культуры и искусства 5 -4 вв. до н.э. (высокая классика 5 в., поздняя классика 4 в.), связанный с цивилизационной перестройкой греческих полисов, с развитием ремесел, искусств и торговли, с основанием и развитием многочисленных заморских колоний, ставших частью греческой ойкумены, с выдвижением Афин как богатого и культурно передового центра. В период классики произошла радикальная реконструкция и создание множества новых храмов после разрушений, связанных с персидскими войнами, пересоздание стиля скульптуры, в которой были найдены теперь идеальные пластические формы передачи прекрасного обнаженного человеческого тела в торжественной гармонии динамики и статики. Наряду с идеализированно-антропоморфными изваяниями богов появились изображения атлетов, героев, скульптурные портреты знаменитых лиц. Пропорции этих идеальных художественных форм отображены в каноне Поликлета и в его скульптурных творениях. Более широкое распространение и пластическое развитие получил рельеф - в основном на фронтонах храмов. Известны имена скульпторов Фидия, Мирона, Праксителя, Лисиппа, Леохара - создателей классических шедевров этого вида искусства. В создании ваз многочисленных форм было достигнуто совершенство пропорций, с которым гармонировал стиль росписей. От чернофигурной техники росписи ваз произошел переход к краснофигурной, сочетавшей в себе черты искусной полихромной графики и декора, человеческие фигуры стали в росписях более естественными, живыми, при их, как правило, атлетической статности и пластическом обаянии; композиции росписей ваз стали условнопространственными, драматически-динамичными. 
  Особую роль в художественной жизни стал играть театр, сложились основные драматические жанры - трагедия и комедия, сформировалась система синтетических выразительных средств этого вида искусства, шедевры которого созданы Эсхилом, Софоклом, Еврипидом, Аристофаном. Свой взлет пережила лирическая поэзия, представленная именами Пиндара, Ивика, Феогнида, Симонида, Ксенофана, Сафо, Аристокла и др. 
  Таким образом, в эпоху классики сформировались оригинальные архетипы всех основных видов искусств. Удивительно найденная гармония статности и пластичности, динамики и величественного благородства форм - вот отличительные особенности стиля греческой классики в архитектуре, скульптуре, вазописи. Совокупность явлений искусства античной классики принято считать образцовым основанием для развития европейского искусства всех последующих эпох. 
  Эллинизм - заключительный период развития древнегреческой культуры и искусства (конец 4 - 1 вв. до н.э.). Обусловлен политическим объединением греческих полисов в крупные монархические государства и распространением греческой культуры в качестве господствующей и влиятельной на многие страны Востока - Египет, Сирию, Месопотамию, Армению, Малую Азию, Причерноморье и др. области греческой ойкумены - первоначально в результате завоеваний Александра Македонского. При этом ощущалось и восточное влияние на греческую культуру. Развивавшиеся жанры литературы приобрели черты изысканности, вычурного стиля, эрудированной учености, элитарной аристократической утонченности и в то же время условной буколической простоты и игривости. В театральном искусстве стал преобладать жанр комедии (новая аттическая комедия). Архитектура приобретает особый масштаб нового городского строительства и разнообразия построек. Появляются портики, многочисленные театры, дворцы, крупные гражданские постройки, великолепные храмы (напр. посвященный Артемиде в г. Эфесе), помпезные культовые комплексы (алтари - в Сиракузах и Пергаме, гробницы - в Галикарнасе), высотные постройки (Александрийский маяк и др.). В архитектуре ордерная система перестает быть строгой, синтезируется с элементами восточного и римского происхождения. Совершенствуется техника, усиливаются и обогащаются выразительные возможности скульптуры: тонко проработанные скульптурные композиции несут в себе повышенную динамику, экспрессию и драматизм, появляются исторические и бытовые сюжеты. Знаменитые шедевры эпохи - Лаокоон, Афродита с о. Милос, Артемида с олененком, Ника Самофракийская, рельефы Пергамского алтаря и др. Развивается монументальная скульптура (колосс Родосский (Гелиос)), монументальная живопись, применяется мозаика. Совершенствуются и появляются новые музыкальные инструменты, в т.ч. гидравлос, постепенно преобразованный в римско-византийский орган. 
  Сильно влияние эллинистического искусства на Рим, особенно Рим периода империи - при всех нестираемых чертах своеобразия его искусства. Это позволяет некоторым искусствоведам включать римское искусство 1 века до н.э - 2 века н.э. в круг эллинистической культуры; при этом, заметим, многие области огромной Римской империи - непосредственно области эллинистического мира. Черты упадка и изменения данного стиля действительно заметны только с середины 3 в. н.э. Помпезность, масштабность, а, с другой стороны, изобретательность, утонченность и разнообразие, включение по-гречески адаптированных мотивов Востока, тенденция к эклектическим сочетаниям и синтезам - вот основные стилистические черты данной эпохи. 
  Романский стиль - стилевое направление в средневековом западном искусстве 10-12 вв. - прежде всего в архитектуре (мощная конструкция, толстые стены, узкие окна, господство арочных форм и округлых сводчатых перекрытий, шатровых крыш, что делает храмовое зодчество образно приближенным к фортификационным замковым постройкам этой эпохи); а также в скульптуре и монументальной живописи. В романском стиле мало сходства с античным искусством Рима, зато ощущается непосредственное влияние византийского архитектурного и художественного стиля, в связи с чем ряд исследователей начинают обзор образцов романского стиля с Византийской архитектуры 6-10 вв., среди шедевров которой, например, собор св. Софии в Константинополе (вторя половина 6 в.). Данный стиль имеет отдаленное сходство и с древнерусским церковным искусством 11-12 в., особенно в ряде характерных архитектурных деталей (арочный вход, аркатурный пояс), в стиле декоративной скульптуры. 
  Готика (Готический стиль), - стилевое направление в средневековом западноевропейском искусстве 12-15 вв. изначальный смысл - готский, варварский - в противоположность романскому - возводимому к римской традиции. Этот стиль зародился в северной Франции. Отличается высоким стилевым единством, тяготением к храмовому синтезу искусств, включающему архитектуру, скульптуру, монументальную живопись, декоративные изображения (витраж). В основе архитектурных построек - новаторское конструктивно-технологическое изобретение - стрельчатые арки и своды, позволяющие перенести тяжесть конструкций со стен на столбы и колонны и образующие специфически выраженные силовые линии - изгибающиеся ввысь нервюры и аркбутаны. Данный стиль тяготеет к масштабности, вертикальной устремленности линий и форм, к наличию биоморфных - растительных мотивов во всех формах, к передаче повышенно экспрессивной динамики, к символической смысловой нагруженности. Скульптура мыслится как неотрывная часть архитектурного целого и вбирает в себя стилистическое единство с его мотивами. В живописи преобладает характерная тонкость фигур, динамичная устремленность линий и экзальтированно экспрессивная напряженность форм; человеческие фигуры чем-то напоминают органично изогнутые растительные структуры. В декоре господствует ажурность форм, тонкое членение, те же растительные мотивы (роза как форма главного окна храма, остекленного витражом). К ним позже добавляется динамизм изогнутых линий, как бы огненными стрелами устремленных вверх - «пламенеющая готика». Собор мыслится как образ мира в его символической полноте, что олицетворено многочисленными аллегорическими фигурами. Понятие готики распространяется на стиль письма (готический шрифт), книжную миниатюру, стиль одежды эпохи и специфический полифонический склад органной и хоровой музыки позднего Средневековья. 
  Барокко (итал. - странный, причудливый). Стиль в архитектуре и стилевое направление в искусстве и культуры Западной Европы конца 16-18 вв. (Сам термин «барокко» введен в конце 19 в.). Отличается повышенной экспрессивностью, сложностью и богатством композиций и ансамблей, пышностью, вычурностью, затейливостью, декоративной насыщенностью форм, несколько перегружен смысловыми ассоциациями и отмечен драматизмом мироощущения. Вытекает из явлений искусства позднего Возрождения (драматически напряженный стиль Микеланджело, богатый колоризм Тициана и Веронезе); в особенности подготовлен стилем маньеризма, устремленным к выражению субъективной воли художника и отличавшимся аллегоризмом, аффектацией и виртуозностью мастерства. Стиль Барокко ярко проявился в архитектуре Рима 17 века (Браманте, Борромини, Бернини) и других столиц Европы, в том числе Санкт-Петербурга (В. Растрелли). В живописи идеи барокко выражены в оригинальных стилях Караваджо, Рубенса, Эль Греко. В музыке эстетика барокко сказалось в сочинениях А. Вивальди, И.С.Баха, отчасти Г. Генделя. 
  Стиль классицизма характеризуется обращением к античной классике как к строгому нормативному образцу совершенной гармонии. Для него характерны рационализм, выверенная ясность, формальный расчет с ориентацией на пропорциональность, целостность, единство, уравновешенность и завершенность форм. Стиль классицизма обогащался такими явлениями, как рококо и позднее барокко (18в.), развивавшимися синхронно с ним и представлявшими идейно-эстетический синтез, не отменявший, а дополнявший принципы классицизма. 
  Принципы классицизма были воссозданы в искусстве времени империи Наполеона (начало 19 в.) - в стиле ампир (фр. еmpire - империя), нацеленном на воссоздание торжественного декоративного образа римской классической эпохи, - в живописи, моде одежды, мебели, и господствовавшего в архитектуре стран Европы до второй половины 19 века. 
  Рококо (Рокайль) (фр. rocaille - раковина) - стиль в искусстве Западной Европы, зародившийся и получивший особенное распространение в Франции первой половины и середины 18 века. Это стиль, модный в высших аристократических кругах той эпохи, отчего его порой называют стилем Людовика XXV. Он нашел воплощение в архитектуре, декоративном искусстве, живописи (Ватто, Буше, Фрагонар). Легкий, изящный стиль, характерный гармоничной ненавязчивой асимметрией форм, мягкими приятными тонами (голубой, розовый), мелкой деталировкой и тонкой ажурностью форм, грациозным ритмом, легкомысленными галантными сюжетами. При отказе от многих принципов классицизма стиль рококо воссоздает многие черты барокко, только здесь они лишены монументальности, вычурности и драматизма. Стиль рококо развивается параллельно с тенденциями классицизма в то время, когда уже набирает силу эпоха Просвещения - это, таким образом, как бы вспомогательный (или своего рода промежуточный) стиль, дополнявший строгость классицизма своей допустимой декоративной вольностью. 
  С понятием стиля тесно связано более новое понятие стилизации. Стилизация - это намеренное подражание художественному стилю определенной эпохи или конкретного автора, уподобление этнической или фольклорной традиционной манере, обработка или претворение оригинальных художественных мотивов в стиле того или иного вида искусства или техники. Чаще всего имеется в виду стилизация под декоративные, графические, интонационно-ритмические и другие особенности способа формального претворения художественного содержания, не соответствующие прямому его выражению или непосредственным свойствам материала, - где художественное сообщение обретает, таким образом, условные черты. В феномене стилизации, как правило, угадывается такое приближение к стилю, которое намек и не нетождественность ему, имеет место определенная эстетическая дистанция между воплощаемым содержанием и способом, манерой его воплощения, иногда - ирония, что позволяет порой говорить о стилизации как о стилевой игре, как о форме совмещения различных стилевых черт - как о частном случае полистилистики. Приемы стилизации стали особенно модны в развитии европейского искусства конца 19-20 вв. - в период развития эклектики и модерна. Полистилистика же - это, скорее, уже отличительная особенность искусстве постмодерна, хотя ее проявления можно встретить уже и в искусстве 20-х годов 20 века.

 

Список литературы:

 

 

  1. Борев Ю.Б. Эстетика в2-х т. Т 1-2 Смоленск, 1997.
  2. Киященко Н.И. Эстетика. М., 2003
  3. Эстетика. Учебное пособие. /Под ред. А.А.Радугина./ - М.,1998.
  4. Бычков В.В. Эстетика. М., 2008
  5. Чичина Е.А. Эстетика. - Ростов н/Д, 1998.

 

 


Информация о работе Основы эстетики