Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 21:49, реферат
Эстетика - как наука о прекрасном в жизни и в искусстве. Данное определение подчеркивает, что прекрасное существует в жизни, поэтому можно говорить об эстетике труда, эстетике быта, эстетике мышления, эстетике общения.
Здесь мы наблюдаем практическую сторону учения об эстетике. Это не только что-то само по себе прекрасное, но, та же, оно способно воплощаться и существовать. Эстетика - наука, а значит, подразумевает под собой так же развитие и созидание.
Эстетика - это философия прекрасного и философия искусства. Эта формулировка подчеркивает философский характер эстетического знания.
1. Предмет и задачи эстетики. Определение эстетики и её взаимодействие с наукой.
2. Понятие «эстетического». Эстетическое отношение к действительности.
3. Основные эстетические категории.
4. Основные сферы эстетической деятельности:
5. Эстетическая природа и специфика искусства
- Понятие "искусство"
- Художественный образ
6. Функции искусства.
7. Виды искусства.
- Архитектура
- Изобразительные искусства
- Декоративно-прикладное искусство
- Литература
- Музыка
- Синтетические искусства
8. Стили в искусстве
9. Список литературы
Стиль - изначально - способ письма, речи;
оригинально выстроенная система выразительных
средств, языка, авторского самовыражения
в творчестве; устоявшаяся форма художественного
самоопределения эпохи, региона, нации,
творческой группы, направления, которую
можно определить по характерным особенностям
и акцентам эстетической выразительности.
Ассоциируется с конкретными видами творчества,
принимая на себя их главные характеристики
(живописный или графический стиль и т
п.). Иногда связывается с уровнем смысловой
выразительности произведения - со стилевой
его содержательностью, за которой угадывается
присутствие автора как оригинального
мастера или же манифестация идей целого
творческого направления.
Чаще всего с понятием стиля в искусстве
связывают различные системы выразительности,
присущие эпохам и идейным течения в его
развитии.
Например:
Архаика - период в развитии древнегреческой
культуры и искусства 8-6 вв. до н.э., традиционно
считавшийся изначальным. От предшествовавшего
«темного времени», когда отсутствовала
письменность, но были составлены записанные
позже эпические поэмы Гомера (отчего
весь период 11-9 вв. до н.э. - от исторических
событий, передаваемых в поэмах, до примерной
даты их записи - принято именовать «гомеровским»),
греческая архаика унаследовала развитую
мифологию и ритуально-культовые жанры,
тип построек - по изначальной конструкции
деревянных - с двускатными крышами и колоннами
перед входом, технологии изготовления
керамических ваз с чернофигурной росписью
геометрического и геометризованно-
Античная (греческая) классика - период
в развитии древнегреческой культуры
и искусства 5 -4 вв. до н.э. (высокая классика
5 в., поздняя классика 4 в.), связанный с
цивилизационной перестройкой греческих
полисов, с развитием ремесел, искусств
и торговли, с основанием и развитием многочисленных
заморских колоний, ставших частью греческой
ойкумены, с выдвижением Афин как богатого
и культурно передового центра. В период
классики произошла радикальная реконструкция
и создание множества новых храмов после
разрушений, связанных с персидскими войнами,
пересоздание стиля скульптуры, в которой
были найдены теперь идеальные пластические
формы передачи прекрасного обнаженного
человеческого тела в торжественной гармонии
динамики и статики. Наряду с идеализированно-
Особую роль в художественной жизни стал
играть театр, сложились основные драматические
жанры - трагедия и комедия, сформировалась
система синтетических выразительных
средств этого вида искусства, шедевры
которого созданы Эсхилом, Софоклом, Еврипидом,
Аристофаном. Свой взлет пережила лирическая
поэзия, представленная именами Пиндара,
Ивика, Феогнида, Симонида, Ксенофана,
Сафо, Аристокла и др.
Таким образом, в эпоху классики сформировались
оригинальные архетипы всех основных
видов искусств. Удивительно найденная
гармония статности и пластичности, динамики
и величественного благородства форм
- вот отличительные особенности стиля
греческой классики в архитектуре, скульптуре,
вазописи. Совокупность явлений искусства
античной классики принято считать образцовым
основанием для развития европейского
искусства всех последующих эпох.
Эллинизм - заключительный период развития
древнегреческой культуры и искусства
(конец 4 - 1 вв. до н.э.). Обусловлен политическим
объединением греческих полисов в крупные
монархические государства и распространением
греческой культуры в качестве господствующей
и влиятельной на многие страны Востока
- Египет, Сирию, Месопотамию, Армению,
Малую Азию, Причерноморье и др. области
греческой ойкумены - первоначально в
результате завоеваний Александра Македонского.
При этом ощущалось и восточное влияние
на греческую культуру. Развивавшиеся
жанры литературы приобрели черты изысканности,
вычурного стиля, эрудированной учености,
элитарной аристократической утонченности
и в то же время условной буколической
простоты и игривости. В театральном искусстве
стал преобладать жанр комедии (новая
аттическая комедия). Архитектура приобретает
особый масштаб нового городского строительства
и разнообразия построек. Появляются портики,
многочисленные театры, дворцы, крупные
гражданские постройки, великолепные
храмы (напр. посвященный Артемиде в г.
Эфесе), помпезные культовые комплексы
(алтари - в Сиракузах и Пергаме, гробницы
- в Галикарнасе), высотные постройки (Александрийский
маяк и др.). В архитектуре ордерная система
перестает быть строгой, синтезируется
с элементами восточного и римского происхождения.
Совершенствуется техника, усиливаются
и обогащаются выразительные возможности
скульптуры: тонко проработанные скульптурные
композиции несут в себе повышенную динамику,
экспрессию и драматизм, появляются исторические
и бытовые сюжеты. Знаменитые шедевры
эпохи - Лаокоон, Афродита с о. Милос, Артемида
с олененком, Ника Самофракийская, рельефы
Пергамского алтаря и др. Развивается
монументальная скульптура (колосс Родосский
(Гелиос)), монументальная живопись, применяется
мозаика. Совершенствуются и появляются
новые музыкальные инструменты, в т.ч.
гидравлос, постепенно преобразованный
в римско-византийский орган.
Сильно влияние эллинистического искусства
на Рим, особенно Рим периода империи -
при всех нестираемых чертах своеобразия
его искусства. Это позволяет некоторым
искусствоведам включать римское искусство
1 века до н.э - 2 века н.э. в круг эллинистической
культуры; при этом, заметим, многие области
огромной Римской империи - непосредственно
области эллинистического мира. Черты
упадка и изменения данного стиля действительно
заметны только с середины 3 в. н.э. Помпезность,
масштабность, а, с другой стороны, изобретательность,
утонченность и разнообразие, включение
по-гречески адаптированных мотивов Востока,
тенденция к эклектическим сочетаниям
и синтезам - вот основные стилистические
черты данной эпохи.
Романский стиль - стилевое направление
в средневековом западном искусстве 10-12
вв. - прежде всего в архитектуре (мощная
конструкция, толстые стены, узкие окна,
господство арочных форм и округлых сводчатых
перекрытий, шатровых крыш, что делает
храмовое зодчество образно приближенным
к фортификационным замковым постройкам
этой эпохи); а также в скульптуре и монументальной
живописи. В романском стиле мало сходства
с античным искусством Рима, зато ощущается
непосредственное влияние византийского
архитектурного и художественного стиля,
в связи с чем ряд исследователей начинают
обзор образцов романского стиля с Византийской
архитектуры 6-10 вв., среди шедевров которой,
например, собор св. Софии в Константинополе
(вторя половина 6 в.). Данный стиль имеет
отдаленное сходство и с древнерусским
церковным искусством 11-12 в., особенно
в ряде характерных архитектурных деталей
(арочный вход, аркатурный пояс), в стиле
декоративной скульптуры.
Готика (Готический стиль), - стилевое направление
в средневековом западноевропейском искусстве
12-15 вв. изначальный смысл - готский, варварский
- в противоположность романскому - возводимому
к римской традиции. Этот стиль зародился
в северной Франции. Отличается высоким
стилевым единством, тяготением к храмовому
синтезу искусств, включающему архитектуру,
скульптуру, монументальную живопись,
декоративные изображения (витраж). В основе
архитектурных построек - новаторское
конструктивно-технологическое изобретение
- стрельчатые арки и своды, позволяющие
перенести тяжесть конструкций со стен
на столбы и колонны и образующие специфически
выраженные силовые линии - изгибающиеся
ввысь нервюры и аркбутаны. Данный стиль
тяготеет к масштабности, вертикальной
устремленности линий и форм, к наличию
биоморфных - растительных мотивов во
всех формах, к передаче повышенно экспрессивной
динамики, к символической смысловой нагруженности.
Скульптура мыслится как неотрывная часть
архитектурного целого и вбирает в себя
стилистическое единство с его мотивами.
В живописи преобладает характерная тонкость
фигур, динамичная устремленность линий
и экзальтированно экспрессивная напряженность
форм; человеческие фигуры чем-то напоминают
органично изогнутые растительные структуры.
В декоре господствует ажурность форм,
тонкое членение, те же растительные мотивы
(роза как форма главного окна храма, остекленного
витражом). К ним позже добавляется динамизм
изогнутых линий, как бы огненными стрелами
устремленных вверх - «пламенеющая готика».
Собор мыслится как образ мира в его символической
полноте, что олицетворено многочисленными
аллегорическими фигурами. Понятие готики
распространяется на стиль письма (готический
шрифт), книжную миниатюру, стиль одежды
эпохи и специфический полифонический
склад органной и хоровой музыки позднего
Средневековья.
Барокко (итал. - странный, причудливый).
Стиль в архитектуре и стилевое направление
в искусстве и культуры Западной Европы
конца 16-18 вв. (Сам термин «барокко» введен
в конце 19 в.). Отличается повышенной экспрессивностью,
сложностью и богатством композиций и
ансамблей, пышностью, вычурностью, затейливостью,
декоративной насыщенностью форм, несколько
перегружен смысловыми ассоциациями и
отмечен драматизмом мироощущения. Вытекает
из явлений искусства позднего Возрождения
(драматически напряженный стиль Микеланджело,
богатый колоризм Тициана и Веронезе);
в особенности подготовлен стилем маньеризма,
устремленным к выражению субъективной
воли художника и отличавшимся аллегоризмом,
аффектацией и виртуозностью мастерства.
Стиль Барокко ярко проявился в архитектуре
Рима 17 века (Браманте, Борромини, Бернини)
и других столиц Европы, в том числе Санкт-Петербурга
(В. Растрелли). В живописи идеи барокко
выражены в оригинальных стилях Караваджо,
Рубенса, Эль Греко. В музыке эстетика
барокко сказалось в сочинениях А. Вивальди,
И.С.Баха, отчасти Г. Генделя.
Стиль классицизма характеризуется обращением
к античной классике как к строгому нормативному
образцу совершенной гармонии. Для него
характерны рационализм, выверенная ясность,
формальный расчет с ориентацией на пропорциональность,
целостность, единство, уравновешенность
и завершенность форм. Стиль классицизма
обогащался такими явлениями, как рококо
и позднее барокко (18в.), развивавшимися
синхронно с ним и представлявшими идейно-эстетический
синтез, не отменявший, а дополнявший принципы
классицизма.
Принципы классицизма были воссозданы
в искусстве времени империи Наполеона
(начало 19 в.) - в стиле ампир (фр. еmpire - империя),
нацеленном на воссоздание торжественного
декоративного образа римской классической
эпохи, - в живописи, моде одежды, мебели,
и господствовавшего в архитектуре стран
Европы до второй половины 19 века.
Рококо (Рокайль) (фр. rocaille - раковина) -
стиль в искусстве Западной Европы, зародившийся
и получивший особенное распространение
в Франции первой половины и середины
18 века. Это стиль, модный в высших аристократических
кругах той эпохи, отчего его порой называют
стилем Людовика XXV. Он нашел воплощение
в архитектуре, декоративном искусстве,
живописи (Ватто, Буше, Фрагонар). Легкий,
изящный стиль, характерный гармоничной
ненавязчивой асимметрией форм, мягкими
приятными тонами (голубой, розовый), мелкой
деталировкой и тонкой ажурностью форм,
грациозным ритмом, легкомысленными галантными
сюжетами. При отказе от многих принципов
классицизма стиль рококо воссоздает
многие черты барокко, только здесь они
лишены монументальности, вычурности
и драматизма. Стиль рококо развивается
параллельно с тенденциями классицизма
в то время, когда уже набирает силу эпоха
Просвещения - это, таким образом, как бы
вспомогательный (или своего рода промежуточный)
стиль, дополнявший строгость классицизма
своей допустимой декоративной вольностью.
С понятием стиля тесно связано более
новое понятие стилизации. Стилизация
- это намеренное подражание художественному
стилю определенной эпохи или конкретного
автора, уподобление этнической или фольклорной
традиционной манере, обработка или претворение
оригинальных художественных мотивов
в стиле того или иного вида искусства
или техники. Чаще всего имеется в виду
стилизация под декоративные, графические,
интонационно-ритмические и другие особенности
способа формального претворения художественного
содержания, не соответствующие прямому
его выражению или непосредственным свойствам
материала, - где художественное сообщение
обретает, таким образом, условные черты.
В феномене стилизации, как правило, угадывается
такое приближение к стилю, которое намек
и не нетождественность ему, имеет место
определенная эстетическая дистанция
между воплощаемым содержанием и способом,
манерой его воплощения, иногда - ирония,
что позволяет порой говорить о стилизации
как о стилевой игре, как о форме совмещения
различных стилевых черт - как о частном
случае полистилистики. Приемы стилизации
стали особенно модны в развитии европейского
искусства конца 19-20 вв. - в период развития
эклектики и модерна. Полистилистика же
- это, скорее, уже отличительная особенность
искусстве постмодерна, хотя ее проявления
можно встретить уже и в искусстве 20-х
годов 20 века.
Список литературы: