Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 13:44, контрольная работа
Сегодня актёрский талант будущему артисту формируют преподаватели мастерства актёра, для этого им нужен молодой человек с начальными актёрскими задатками, а вот превратить этого будущего актёра в выразительного и пластичного сценического исполнителя можно с помощью специальных комплексов упражнений, тренирующих необходимые двигательные навыки, т.е. «системы психофизического воспитания артиста». Эта «система» зарождалась в театральных студиях и театрах Москвы в начале XX века. Все, кто занимались её становлением в русской театральной школе, утверждали, что её секрет заключается в одном - в регулярности практических занятий.
Нельзя не заметить, что декорации ландшафтного спектакля выступают в единстве с объёмно — пространственной композицией театрального спектакля и зрительного зала в целом, становятся её важнейшим элементом и акцентируют её выразительность или зрительно преобразуют её. Путь воплощения декорации от замысла через эскиз, макет, чертёж к реально существующим и действующим декорациям предельно долог и сложен. На этом пути в поисках лучшей сценической выразительности и гармоничного сочетания с другими элементами спектакля театральный художник может не раз изменить первоначальный замысел до неузнаваемости. Театральные декорации изменяют почти все элементы пространства сцены:
Занавес — драпировка, закрывающая сцену от зрителей сидящих в зале. Назначение занавеса — сделать невидимым процесс перемены обстановки, создать ощущения промежутка во времени между действиями. Кроме общего занавеса сцены театра, сценограф может создавать занавесы для каждого отдельного спектакля, согласно особенностям его содержания и режиссёрского решения пьесы. Занавесы бывают подъёмные и раздвижные. В зависимости от оформления занавеса, вариации скорости его движения началам и концовкам актов, а также декорациям в целом придаётся определённый оттенок, который может играть важную роль при восприятии зрителями спектакля в целом. Не исключаются и беззана-весовые спектакли, что также является частью общей сценографии представления7. Как образно сформулировал свою мысль П. Пави, — «занавес является материальным знаком разделения сцены и зала, барьером между теми, кто смотрит, и теми, на кого смотрят, границей между тем, что поддаётся включению в знаковую систему (может стать знаком спектакля), и тем, что в неё не включается (публика)8. Занавес вешается с внутренней стороны портальной арки сцены.
Портальная арка сцены в ландшафтном спектакле— архитектурный портал, отделяющий сцену от зрительного зала и образующий портальное отверстие — так называемое зеркало сцены. В современном театре портал имеет чаще всего форму прямоугольника с закруглёнными верхними углами. Широко распространённым видом портала является временный декоративный портал, составляющий архитектурное обрамление первого плана сцены. Такой портал имеет боковые проходы, специальный занавес, иногда даже потолок и составляет часть декорационного оформления спектакля. Одновременно он используется для сокращения размеров зеркала сцены9. Это важный элемент декораций и с помощью манипуляций с портальной рамой можно создать у театральной публики соответствующие акценты при эмоциональном переживании спектакля.
Кулисы ландшафтного спектакля — части декораций, располагаемые по бокам сцены через определённое расстояние одна за другой (от портала в глубь сцены) и предназначенные для того, чтобы закрывать от зрителей закулисное пространство. Кулисы могут быть жёсткими, мягкими и даже иметь фигурный контур, стилизованный под дерево, колонну и т. д.. Особенности оформления кулис ландшафтного спектакля ависят от общего замысла сценического пространства и часто совпадают по стилю воплощения с занавесом, а иногда и с задником.
Задник — полотнище или жёсткая перегородка заднего плана на фоне, которого происходит действие на сцене в целом. Задник играет важную роль — объединяя разрозненные элементы декораций в единую систему. Кроме того, с помощью задника функционируют многие сценические эффекты.
Полярно по отношению к заднику находится просцениум (или авансцена). Просцениум — передняя, ближайшая к зрителям часть сцены, расположенная перед порталом10. Вынос части реквизита или декораций на просцениум, его цветовое решение, важная часть работы сценографа при создании визуального образа спектакля.
Сцена, на которой располагаются собственно объёмные декорации ландшафтного спектакля, и создают в совокупности определённую «изломанную» плоскость — планшет сцены, на котором режиссёры строят мизансцены своих спектаклей. Конструктивные и выразительные возможности объёмных декораций очень высоки и дают большой простор для моделирования театральными художниками театральной «квазиреальности».
И, наконец, сценограф должен решить, как использовать при организации пространства ландшафтного спектакля колосники. Колосники — это решетчатый потолок сцены.
Д. В. Афанасьев выделил виды оформления спектаклей по технологическому характеру:
Планшетные виды оформления. Состоят из жёстких элементов и связаны с планшетом сцены.
Подвесные виды оформления. Состоят из деталей, подвешиваемых к штанкетным или индивидуальным подъёмам.
Динамико-механические виды оформления. Строятся на основе различных систем фурок, транспортёров, кругов и колец, подъемно — опускных площадок, штанкетных и индивидуальных подъёмов, дорог — раздвижек; — могут иметь как планшетный, так и подвесной характер.
Проекционные виды оформления. Имеют в основе экран (или несколько экранов) различных фактур и конструкций и проекционную аппаратуру; — могут в спектакле соединяться с другими видами оформления11.
Несмотря на современное развитие театральной техники сцены, а также возможностей проекционной техники, не умаляется значение живописных и архитектурных декораций ландшафтного спектакля как основы театрально-декорационного искусства. Использование тех или иных видов декораций определяется в каждом отдельном случае конкретным содержанием, жанром и стилем воплощаемого на сцене произведения.
Материальность восприятия театрального действия, наглядность действующих, творящих на глазах публики своё ремесло актёров, зримость предметов, в которых зритель видит не только их форму, цвет, но и ощущает фактуру, является одной из причин негаснущего влечения людей к театральному зрелищу.
Многовековая история культуры утверждает необходимость, обязательность соответствия между художественным образом и материалом, из которого создано произведение искусства, так как именно при этом условии рождается наиболее высокое его эстетическое восприятие. Только в истинно художественном образе достигается слияние внешнего — материала, характер его обработки, таланта мастера и внутреннего — содержания, обогащённого смыслом, идеей12.
Вторым по значению элементом оформления визуального ряда ландшафтного спектакля после декораций является театральный костюм ландшафтного спектакля. Костюм — это ансамбль, составляющий внешний облик человека и согласующийся с его национальностью и социальным статусом, возрастом, полом, характером. В костюм входят одежда, головной убор, обувь, украшения и дополнительные аксессуары (перчатки, веер и т. д.)13
И, конечно, необходимое дополнение к театральному костюму — это грим и причёска, общие черты которых в рамках решения общего визуального ряда ландшафтного спектакля также определяет сценограф.
Грим — искусство изменения внешности актёра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, причёски в соответствии с требованиями исполняемой актёром роли. Работа актёра над гримом тесно связана с его работой над образом. Характер грима зависит от художественных особенностей пьесы и её образов, от замысла актёра, режиссёрской концепции и стиля оформления спектакля 14.
Предметы бутафории ландшафтного спектакля — это часть более широкого в театре понятия — реквизит. Реквизит — предметы сценической обстановки (подлинных предметов или бутафории), за исключением декораций и костюмов, которыми актёры манипулируют по ходу действия пьесы. В ходе постановки, предметы реквизита становятся полноценными персонажами и заполняют сцену15. Подбором реквизита, а в случае с бутафорией, контролем за изготовлением предметов также занимается театральный художник.
1 Кох И.Э. Основы сценического движения. Л., 1970. С. 63
2 Театральная энциклопедия: том IV / Гл. ред. П. А. Марков. — М.: Советская энциклопедия, 1965.С. 62
3 КнебельМ.И. Поэзия педагогики. М., 1976.С. 53
4 КнебельМ.И. Поэзия педагогики. М., 1976.С. 54
5 Пави, П. Словарь театра: перевод с французского / П. Пави. — М.: Прогресс, 1991. С. 69
6 Терминологический словарь Аполлон: изобразительное и декоративное искусство, архитектура / Под общ. ред. А. М. Кантора. — М.: Эллис лак, 1997.С. 211
7 Театральная энциклопедия: том II / Гл. ред. П. А. Марков. — М.: Советская энциклопедия, 1963. С. 123
8 Пави, П. Словарь театра: перевод с французского / П. Пави. — М.: Прогресс, 1991.С. 83
9 Театральная энциклопедия: том IV / Гл. ред. П. А. Марков. — М.: Советская энциклопедия, 1965.С. 120
10 Театральная энциклопедия: том IV / Гл. ред. П. А. Марков. — М.: Советская энциклопедия, 1965.С. 121
11 Афанасьев, Д.В. Пространственное оформление спектакля / Д. В. Афанасьев. — Л.: ЛГИТМиК, 1990.С. 113
12 Богомолова, М.Т. Декорационные материалы — художникам театра / М. Т. Богомолова. — М.: Союз театральных деятелей
РСФСР, 1988.С. 83
13 Терминологический словарь Аполлон: изобразительное и декоративное искусство, архитектура / Под общ. ред. А. М. Кантора. — М.: Эллис лак, 1997.С. 121
14 Театральная энциклопедия: том II / Гл. ред. П. А. Марков. — М.: Советская энциклопедия, 1963.С. 112
15 Пави, П. Словарь театра: перевод с французского / П. Пави. — М.: Прогресс, 1991.С. 181
Информация о работе Особенности пластического решения. Укрупнение сценического действия