Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 18:52, реферат
В процессе изобразительной деятельности развитие речи осуществляется в нескольких направлениях:
1. Обогащается словарь.
2. Происходит становление речи как средства общения.
3. Совершенствуются все функции речи.
Особенности проведения занятий по изобразительной деятельности с детьми логопедической группы
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности у них тонких движений пальцев рук.
Тренировка движений пальцев кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти рук к письму, и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность головного мозга, стимулирующим развитие речи ребёнка. Это лишний раз подтверждает заключение М.М. Кольцовой, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она особо подчёркивает, «влияние процептивной импульсации с мышц рук так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области».
В процессе изобразительной деятельности развитие речи осуществляется в нескольких направлениях:
1. Обогащается словарь.
2. Происходит становление речи как средства общения.
3. Совершенствуются все функции речи.
Также в изобразительной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознание речи, поскольку она приобретает практическую направленность, а проблемные ситуации способствуют речевой активности. Ребёнок опирается одновременно на несколько анализаторов – зрение, слух, тактильное восприятие, что также положительно влияет на речь.
Наличие в нашем детском саду логопедических групп обусловило проведение совместной работы с учителем-логопедом. В данном случае основная цель заключается в том, чтобы найти правильные методические методы, одновременно объединяющие процессы коррекции недостатков речи детей и дошкольного образования.
Учебно-тематический план по изобразительной деятельности разработан в тесной взаимосвязи с лексическими темами учителя-логопеда. В каждую включены лексико-грамматические упражнения с целью закрепления навыков, усвоенных на логопедических занятиях. Например, параллельно с изучением лексической темы «Зима» на занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют падающий снег, лепят «Девочку в зимней шубке». В течение занятия используются игровые упражнения («Назови ласково», «Назови действие», «Назови слова для описания» и т.д.), в ходе которых закрепляются те или иные грамматические категории, предусмотренные коррекционной программой.
Совместно с музыкальным руководителем проводятся занятия по музыкорисованию. Главной особенностью музыкорисования является воздействие музыки во время рисования. Оно возвращает ребёнка в состояние равновесия, которое проявляется как спокойная деятельность и позволяет развивать психические процессы. Занятия проводятся в интегрированной форме, решая задачи по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, развитию речи, коммуникативному развитию.
Так, продолжая работу по теме «Зима», проводим занятие по музыкорисованию. Рассматривание картины И.И. Шишкина «На севере диком», прослушиваем произведения М.П. Мусоргского «Времена года. Картинки с выставки. (Зима. Вьюга. У камина)», с последующим чтением стихов и проговариванием слов «снег», «снегопад», «снежинка», «метель», «вьюга». Завершаем занятие музыкально-двигательными импровизациями (снег танцует, кружит вьюга). В конце занятия создаём индивидуальные и коллективные панно (кружевные снежинки, падает снег, метель).
Решающим фактором в реализации музыкорисования является выбор подходящей музыки. Это могут быть произведения умеренного темпа, но с выразительным ритмом или музыкальные произведения выразительного ритмического характера в очень быстром темпе. В то время как первая группа музыкальных произведений направлена на психосоматическое расслабление и общую гармонизацию личности, при использовании второй группы происходит динамическая стимуляция и спонтанный выход внутренних конфликтов и проблем.
Подбор музыкальных произведений проводится в соответствии с темой занятия, возраста, настроения и самочувствия детей. Использование подобных занятий, помогает воспитателям и логопедам снять у детей эмоциональную напряженность, тревожность, агрессивность и замкнутость.
Дети, страдающие различными видами речевых расстройств, сложно поддаются эстетическому воспитанию. У них отмечаются некоторые особенности восприятия и воспроизведения реальной действительности. Об этом говорят исследования Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, В.К. Орфинской и др. У детей с недоразвитием речи (алалия, дизартрия) можно наблюдать ослабление активности психических процессов, быстроту образования временных связей.
Отсутствие достаточного и целенаправленного, т.е. произвольного внимания, устойчивого интереса к занятиям, снижает остроту восприятия действительности, проявления эмоционально-волевых качеств.
Нарушение функции слухового, зрительного, а иногда и тактильного анализаторов, которым иногда страдают такие дети, снижают способность чувственного восприятия. Результатом этого является нарушение процесса восприятия, что сказывается особенно в усвоении цвета и формы предметов. Недоразвитие слухового анализатора обусловливает нечёткость восприятия звукового состава слова, мешает усвоению звукопроизношения, лексико-грамматического строя языка.
Ребёнок затрудняется в определении пространственных соотношений (право, лево, рядом и т.д.), что в свою очередь затрудняет усвоение соответствующих словесных обозначений и, вследствии этого, у ребёнка возникают большие проблемы в продуктивной изобразительной деятельности.
Помимо этого, у детей с речевой патологией имеются иногда отклонения и в развитии движений. У алаликов и, особенно у дизартриков, мы наблюдаем малую подвижность нервных связей, ослабленный мышечный тонус, недостаточную координацию движений. У некоторых они проявляются в грубых нарушениях моторики (парезы, гиперкинезы и т. д.).
Нарушение моторики у логопатов указывает на недостаточное развитие тактильно-моторных ощущений, являющихся организующим моментом всякой деятельности. Эти нарушения влияют, прежде всего, на способность детей к изобразительному творчеству.
При проведении занятий с детьми с задержкой речевого развития наблюдается узость тематики рисунков и многократные повторения темы при рисовании по замыслу, трудность в освоении способов изображения, предметов и явлений. Даже дети, владеющие элементарными техническими приёмами в изобразительной деятельности, не проявляют при этом достаточной усидчивости, воли и внимания в своих занятиях.
В связи с этим, необходимо отметить и пассивность логопатов в выражении своих чувств и настроений. Литературы, освещающей особенности работы по изобразительной деятельности с детьми логопатами очень мало.
Анализируя соответствующую литературу (В.А. Селивёрстова, С.С. Ляпидевский), мы поняли, что преодоление особенностей восприятия детей-логопатов может осуществиться лишь в процессе сенсорного воспитания в совокупности с развитием речи. Речевое сопровождение процесса обучения очень важно. При проведении занятий детям задаются вопросы (индивидуально), которые побуждают их оговаривать свои действия. При этом учитываются требования к речи детей в зависимости от формы её нарушения и уровня её коррекции.
Перед восприятием произведений живописи, кроме наблюдений за объектами или явлениями, рассматривания предметов, чтения художественных произведений, проводится подготовка речи детей к беседе по картине: активизация и обогащение словарного запаса, развитие монологической речи, умения подобрать эпитеты, синонимы, образные сравнения, умения оперировать изобразительными терминами. Для этого используются различные игры и игровые упражнения: «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», «Соотнеси слово и настроение картины», «Кто сравнит более красиво», «С чем это можно сравнить», «Узнай о ком или о чём я рассказываю».
Ознакомление детей с произведениями живописи способствует развитию художественного восприятия. Дети начинают ориентироваться в жанрах живописи, в средствах выразительности, используемых художником; понимают его замысел, чувствуют настроение картины.
Большое внимание уделяется развитию сенсорного восприятия, обучению методам обследования предмета, технике рисования, развитию формообразующих движений, мелкой моторики, координации движений. Задачи сенсомоторного развития решаются с учетом особенностей освоения сенсорных эталонов детьми-логопатами. Накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой и величиной. Это происходит при обучении детей способам рассматривания и обследования предметов, непосредственно перед рисованием, и закрепляется в продуктивной деятельности, в дидактических играх: «Кто больше назовёт слов, характеризующих предмет», «Найди отличия», «На что похоже», «Цвет и форма», «Цветовая поиграйка», «Цветовое лото», «Какой цвет спрятался» и другие.
Для отработки формообразующих движений используем приёмы: «Рисование в воздухе», «Рисование сухой кистью», «Рука в руке», «Повтори за мной», «Догони меня» и закрепляем в дидактических играх-упражнениях: «Дорисуй сам», «Соедини точки», «Обведи по линиям». Незаменимы для развития формообразующих движений упражнения, разработанные Е.А. Флериной. Это своеобразная азбука изображения.
Очень эффективны игры «Играем руками»:
«Бабочка» – для развития горизонтальных движений;
«Часики» – вертикальных;
«Карусели» – круговых движений.
Эти игры целесообразно использовать во всех возрастных группах, т.к. они незаменимы при подготовке руки не только к рисованию, но и к письму. Необходимо только регулировать нагрузку, в соответствии с возрастом.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Все игры с пальчиками развивают речевые центры коры головного мозга. Для занятий подбираются пальчиковые игры, соответствующие возрасту детей и, по возможности, теме занятия. Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.
Это такие игры как: «Знакомство с пальчиками», «Моя семья», «На лужок», «Черепаха», «Капустка», «Цветки», «Дом и ворота», «Лодочка», «Птички» и др. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.
Для развития мелких мышц руки эффективно использование техники рисования штампами. Это могут быть купленные наборы штампов или изготовленные из картошки, пробок, поролона, пенопласта, стирательных резинок, даже просто скомканный лист бумаги. Рисование штампами, изготовленными из карандашей с резинками на конце, способствует не только развитию мышц, но и закреплению правильного положения карандаша в руке, что необходимо при обучении детей письму.
Большое значение в сенсомоторном развитии детей имеют занятия лепкой. Скульптор И.Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «В семье изобразительных искусств лепка играет туже роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета». Во время лепки ребёнок знакомится с объёмной формой, строением и пропорцией предметов, у него развивается точность движения рук, глазомер, мелкая моторика, формируются конструктивные способности.
Перед началом занятий в любом виде изобразительной деятельности проводится подготовка рук. Кроме пальчиковой гимнастики, это массаж ладоней и пальчиков.
При массаже ладоней используем массажные щетки, резиновые ежики, гантельки и палочки. Безусловно, каждое массажное действие обыгрывается:
Гладь мои ладошки, еж!
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
Упражнения на развитие силы кистей рук, так же как и массаж ладоней, повышают тонус коры головного мозга. Ребенку даётся эспандер или тугой резиновый мячик. Он сжимает его на каждый ударный слог, проговаривая стихотворные строки:
Я сожму свое кольцо –
Буду сильным молодцом.
Буду младших защищать,
Буду слабым помогать.
Чтобы ребенок не сбился, мы, помогаем ему, выделяя слоги интонацией или хлопками. Ритмичный перехват горизонтально натянутой веревки, с завязанными на ней узлами (от 8 до 16), развивает чувство ритма и координацию движений.
Я хватаюсь за веревку
Правой ловко, левой ловко.
За узлы ее беру
И играю поутру.
Кроме традиционных видов лепки, используем один из редко практикующихся – пластилиновую живопись. Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Н.Б. Халезова, Б.Б. Косминская, Н.П. Сакулина и др.), отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.
Первоначально дети выполняют индивидуальные работы. Это могут быть темы: «Яблоко на столе», «Осенний натюрморт», «Снегирь на ветке», «Игрушка на ёлке», «Лес зимой», «Цветок для мамы» и др. После накопления определённого опыта приступаем к изготовлению коллективных панно: «Золотая осень», «На морском дне» и др.
Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь (Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Р.С. Немов и др.), способствует развитию мелкой моторики пальцев рук и биологически активных точек (БАТ).