Особенности развития изобразительной деятельности и конструирования у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 11:59, лекция

Описание работы

На втором году жизни у ребенка возникает интерес к карандашу и действиям с ним. Он начинает подражать взрослому, водя карандашом по бумаге. Совершая такие беспорядочные движения, малыш не стремится что-либо изобразить. Он просто манипулирует с карандашом, осваивая его функцию, получая удовольствие от самого процесса.

Содержание работы

1. Закономерности развития изо в N.
2. Особенности развития продуктивной деятельности у дошкольников с ОВЗ.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ ИЗО.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

  Вопросами   исследования  закономерностей  развития детей с задержкой психического развития занимались Владимир Иванович Лубовский, Елена Михайловна Мастюкова, Наталья Юрьевна Борякова, Елена Самойловна Слепович и др.

Особенности изобразительной  деятельности детей с задержкой психического развития (ЗПР) изучены недостаточно. Известно лишь, что у этих детей наблюдается неравномерное отставание в развитии компонентов рисования и его предпосылок. Недоразвитие пространственных представлений, конструктивного мышления, изобразительной деятельности у детей с ЗПР дошкольного возраста существенно затрудняет процесс овладения ими знаниями по всем учебным предметам.  Расстройства конструктивного праксиса выразились в неспособности синтезировать целое из его элементов по детальному и контурному плану, как на наглядно-действенном уровне, так и во внутреннем плане. Специфика рисунка детей с ЗПР проявилась в виде статичности, бедных деталями изображениях, стереотипности, отсутствии композиции, нарушении пропорций изображаемого, отсутствии творческого воображения. Характерным для детей с ЗПР явилось недоразвитие изобразительно-графических навыков, что говорит о несовершенстве сложных произвольных форм зрительно-моторной координации и, в свою очередь, может изменять формирование зрительных и перцептивных образов, выражаясь в скудности детализации рисунка и не способствуя проявлению творческих задатков личности ребенка.

          Вопросами  развития обучения  и воспитания детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата  посвящены исследования ученых: Ирины Ивановны Мамайчук,  Людмилы Михайловны Шипициной, Ирины Юрьевны Левченко, Жигоревой Марины Васильевны.

          Большая роль в отклонениях психического развития детей с церебральным параличом принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям. Так, глазодвигательные нарушения, недоразвитие и задержка формирования важнейших двигательных функций (удержание головы, сидение и т. п.) способствуют ограничению полей зрения, что, в свою очередь, обедняет процесс восприятия окружающего, приводит к недостаточности произвольного внимания, пространственного восприятия и познавательных процессов.

     Двигательные нарушения ограничивают предметно-практическую деятельность. Последнее обуславливает недостаточное развитие предметного восприятия. Двигательная недостаточность затрудняет манипуляцию с предметами, их восприятие на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации и речи препятствует развитию познавательной деятельности.

       Отклонения в психическом развитии у детей с церебральным параличом в большой степени обусловлены недостаточностью практической деятельности и социального опыта, коммуникативных связей с окружающими и невозможностью полноценной игровой деятельности.

Двигательные нарушения  и ограниченность практического  опыта могут быть одной из причин недостаточности высших корковых функций  и, в первую очередь, несформированности пространственных представлений. Большую  роль в нарушениях познавательной деятельности у детей с церебральным параличом играют и речевые расстройства.

    Развитию, обучению  и воспитанию детей с нарушением интеллекта свои научные труды посвятили: Лев Семенович Выготский, Елена Анатольевна Стребелева, Ольга Петровна Гаврилушкина, Софья Давыдовна Забрамная и др.  Продуктивная деятельность у этих детей вне обучения фактически не возникает. У них не появляются конструктивные умения, не возникает предметный рисунок. При обучении без учета особенностей развития этой категории детей предметные рисунки появляются, но они, с одной стороны, примитивны, фрагментарны, не передают целостных образов предмета, искажают их форму и пропорции, с другой — представляют собой усвоенный ребенком графический штамп, не отражающий для него реальный предмет. В связи с недоразвитием зрительно-двигательной координации и с моторными трудностями, техника изобразительной деятельности остается у детей с нарушениями интеллекта весьма примитивной. Особенно показательным является тот факт, что, умеющие рисовать, дети не используют в своих рисунках цвет ни как средство изображения, ни как средство эмоциональной выразительности.

      Рассмотрим  особенности развития продуктивных  видов деятельности  у детей с аутизмом.   Описания подобных состояний и попыток коррекционной работы с такими детьми интересовали таких ученых, как:    Mихаил Иосифович Гуревич (1922); Николай  Иванович  Озерецкий (1924);  Груня Ефимовна Сухарева (1930); Мария Семеновна Певзнер (1935) и др.).       У детей с аутизмом могут наблюдаться симптомы, не связанные с диагнозом, но оказывающие значительное влияние на пациента или его семью. Расстройства аутистического спектра часто сопровождаются повышенной способностью к сенсорному восприятию и усиленным вниманием.  У детей с аутизмом чаще отмечаются необычные реакции на сенсорные стимулы, однако нет твердых доказательств того, что сенсорные симптомы могут быть чертой, отличающей аутизм от других расстройств развития.  Более выражены отличия в недостаточной реактивности (например, ребенок натыкается на предметы), на втором месте стоит избыточная реактивность (например, плач или крик при смене вида деятельности), затем следует стремление к сенсорной стимуляции (например, ритмические движения).  В нескольких исследованиях отмечена ассоциация аутизма с проблемами моторики, включая ослабленный тонус мышц, ухудшенное планирование движений, и ходьбу на цыпочках; не отмечается ассоциации расстройств аутистического спектра с тяжелыми двигательными нарушениями. Особенности, которые затрудняют развитие продуктивных видов деятельности:   отсутствие прослеживания взглядом направления взгляда взрослого, игнорирование его указательного жеста и слова («Посмотри на...»);  невыраженность подражания, чаще даже его отсутствие, а иногда – очень длительная задержка в формировании;  слишком большая зависимость ребенка от влияний окружающего психического поля. 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности развития изобразительной деятельности и конструирования у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья