Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:26, отчет по практике
Ведётся создание электронного каталога. Большое внимание уделяется приобретению и созданию электронных баз данных "Краснополье, мое Краснополье", "За страницами школьного учебника" и др. Почти три тысячи читателей ежегодно пользуются универсальным библиотечным фондом, объём которого составляет 38446 экз., в том числе книг, нот, изобразительных материалов, аудиовизуальных документов, CD-ROM, газет и журналов. К услугам пользователей - абонемент, читальный зал, детский отдел, состоящий из абонемента и читального зала. В 1996г. в библиотеке был организован новый отдел-отдел библиотечного маркетинга. На современном этапе своего развития библиотека имеет выход в Internet , она перешла на высокоскоростную систему доступа по технологии «ByFly».
Я познакомилась с «Положением о выдаче литературы и литературы повышенного спроса Краснопольской Централизованной библиотечной системы», прейскурантом цен на платные виды услуг, Указом Президента РБ «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь». Мной были изучены и определены наиболее популярные библиотечно-информационные услуги. Всего платных услуг за 2012 год было выполнено на сумму 2429660руб. Наиболее популярными среди различных групп пользователей являются такие услуги, как: ксерокопирование материалов из фонда библиотеки, а также выдача литературы из коммерческого фонда. Кроме того мной была составлена номенклатура библиотечных продуктов и услуг (27 наименований), а также проанализированы финансово-ценностные показатели работы библиотеки за последние три года (2010-2012гг.). Также мной было проделано сравнение стоимости предоставления нескольких из библиотечно-информационных услуг с таковыми на информационном рынке. Мной был подготовлен рекламный буклет о деятельности библиотеки, её ресурсах и услугах.
Библиотека поддерживает тесную связь с общественными организациями: СШ, районной государственной гимназией, детскими садами, ЦКиД, ДШИ, БРСМ, народным музеем СШ, историко- этнографическим музеем, центром социальной помощи, редакцией районной газеты, районной инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды и др. Мной была просмотрена папка-досье, в которой собраны все статьи в местной печати о деятельности библиотеки, её продуктах и услугах.
С 22.04. по 08.05 я проходила практику в Отделе обслуживания и информатики
Отдел является структурным подразделением центральной библиотеки. Отделом руководит заведующий. Отдел составляет перспективные, годовые и квартальные планы работы, текстовые и статистические отчёты о работе отдела. Структура и штат отдела утверждаются согласно «Типовых штатов». В состав отдела входят: абонемент, читальный зал, правовой центр (библиограф), автобиблиобус. Штат отдела шесть человек: зав. отделом, библиотекарь абонемента (2 человека), библиотекарь читального зала, библиограф, водитель автобиблиобуса. Основными задачами отдела являются: обеспечение свободного доступа к информации пользователей библиотеки, в т. ч. и электронными ресурсами; обеспечение библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек с учётом их потребностей и с использованием компьютерных технологий. Следует заметить, что отдел обслуживания и информатики участвует в работе отдела библиотечного маркетинга по: повышению квалификации кадров библиотечной сети; оказанию консультативной и методической помощи; анализу состояния библиотечно-библиографического и информационного обслуживания пользователей.
Во время практики я приняла участие в справочно-библиографическом обслуживании пользователей: проанализировала характер, тематику, виды, цели запросов пользователей, использование традиционного и электронного СБА; осуществляла консультационное обслуживание пользователей по вопросам поиска, выбора, использования источников информации. Было проведено 2 консультации по правилам пользования электронным каталогом, и поиску необходимых документов в традиционном карточном каталоге; поиск литературы по педагогике по запросу пользователя (1 список); выполнила уточняющие справки о местонахождении документа(4 документа).
В результате изучения контингента пользователей библиотеки, было выявлено, что основную группу составляют именно учащиеся СШ, а также районной государственной гимназии. Их основные запросы связаны с учебной деятельностью. Большое количество пользователей занятых в сфере сельского хозяйства, а также такая новая категория, как предприниматели. Что же касается услуг, то наибольшим спросом пользуется копирование и распечатка документов, а также получение книг из коммерческого фонда.
Мной была разработана анкета с целью изучения читательских интересов учащихся 9-11 классов (количество анкетируемых-90 человек). В проведении исследования мне помогала социолог СШ г.п. Краснополье.
Оказывала помощь сотрудникам отдела: вводила библиографические записи в электронный каталог (всего 12), занималась редактированием библиотечного фонда в читальном зале ; оформляла заказ по МБА (1 документ), приняла возвращённые по МБА документы (3 шт); осуществляла поиск информации в internet по запросу пользователя ; набирала и распечатывала текст на компьютере (5 страниц) и др.
Проанализировав библиографическую
деятельность можно отметить такие
мероприятия проводимые библиотекой,
как: Дни библиографии («В царстве феи
библиографии», «Вам, девчонки и мальчишки,
знать про всё помогут книжки!», «Каждой
книге своё место» и др.), декада информационно-
Для примера, в 2012 году было проведено 3 Дня информации, 1 День специалиста, 5 уроков библиотечно-библиографических знаний, 7 выставок-просмотров, 8 библиографических обзоров и выдано 75 библиографических справок по различным направлениям.
Занималась определением себестоимости такой услуги, как консультирование, проводила сравнение с таковой услугой на информационном рынке.
Помогала в проведении
мероприятия для ветеранов
Приняла участие в подготовке и проведении такой формы повышения квалификации библиотечных работников, как методический день «Овладение мастерством», в программу которого входило:
-Анализ работы библиотек Краснопольской ЦБС за 1 квартал 2013г. Повышение качества работы библиотеки на современном этапе; - Обучение сотрудников ЦБС навыкам работы за компьютером; --Обучение сотрудников технологиям поиска в электронных энциклопедиях;--Ваши вопросы-наши ответы. Обмен мнениями по возникшим вопросам.
Полностью выполнив программу практики, я познакомилась с работой отдела комплектования и организации единого фонда, оказывала помощь сотрудникам отдела, осуществила приём новой партии документов (9 документов); сверку с сопроводительным документом; оформила партию поступивших документов; внесла записи в КСУ; производила оценку документов; приняла участие в их технической обработке.
Программа практики мной была выполнена полностью.