Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 16:01, курсовая работа
С именем Джотто связан переворот в развитии итальянской живописи. Реформатор итальянской живописи, Джотто открыл новый этап в истории живописи всей Европы и явился предвестником искусства Возрождения. Преодолев средневековые итало-византийские традиции готического средневековья, Джотто создал облик мира, приближенный к реальному по материальности и пространственной протяженности.
Введение 3
Часть 1. Жизненный путь Джотто 4
Часть 2. Стиль Джотто 9
Часть 3. О реформаторстве Джотто в искусстве 11
Часть 4. Художественные «открытия» Джотто 15
Заключение 19
Список используемой литературы: 20
Часть 4. Художественные «открытия» Джотто.
Рассмотрим новые
Элементы пространственности имеют у Джотто и иное назначение: они связывают отдельные части композиции, удаленные друг от друга, и определяют их взаимодействие. Такова, например, тянущаяся вниз скалистая стена в «Оплакивании Христа». Порой эти элементы становятся определенно носителями идеи, получают символическое значение. Вспомним хотя бы в той же фреске засохшее деревце, символизирующее судьбу Иисуса.
Композиция, будучи не чем
иным, как взаимодействием отдельных
компонентов, подчиняющихся ведущей,
точно сформулированной идее, определяет
таким образом зависимость
Такие определенно очерченные
фигуры как нельзя лучше способствуют
развертыванию драматической
Хотя вообще Джотто изображает человека соответственно нашим понятиям, анатомия его не интересует. В ходе своей работы он не одевает нагое тело, а как бы сразу представляет себе своих персонажей в драпировках и в костюмах, вследствие чего фигуры его величественны и замкнуты. Это обстоятельство, наряду с особенностями фресковой живописи, необходимо иметь в виду при рассмотрении или анализе цветового строя джоттовских композиций, состоящего из чистых основных тонов. Минимальными средствами достичь максимальной выразительности, ясности и общедоступности — такова цель художника.
К падуанским фрескам, особенно к аллегорической фигуре «Справедливость» примыкает большая картина, написанная на доске, «Маэста» («Мадонна со святыми и ангелами»), которая из церкви Оньсанти была перенесена в музей Уффици во Флоренции. Смысловой центр композиции — величаво торжественная мадонна, восседающая на троне, подобно некой языческой богине; воплощенная в ней крестьянская сила, как бы почерпнутая из земли, поднимает картину до символа плодородия, то есть до выражения по существу светской темы. Глубокую, но отнюдь не застывшую величественность мадонны смягчает близость маленького Иисуса и ангелов, проникнутых нежностью к младенцу, а также исключительно тонкий колорит картины. Вся картина длительное время считавшаяся ранним произведением Джотто, безусловно, еще очень архаична, о чем свидетельствует архитектурное обрамление и сведенная до минимума перспектива. Традиционность этой работы объясняется ее назначением: в данном случае Джотто сознательно придерживался канона алтарной иконы.
Из числа произведений,
достоверно принадлежащих кисти
самого Джотто, самыми поздними являются
уже упомянутые флорентийские фрески
капелл Барди и Перуцци. Они имеют
решающее значение именно потому, что
дают представление о том, какими
могли быть еще более поздние,
совершенно светские по духу, полностью
утраченные, работы. Флорентийские
фрески, хотя на них и изображены
события из жизни св. Иоанна и
св. Франциска, по существу не являются
религиозными. Во время работы над
ними Джотто интересовали не религиозные
моменты, не чудеса, совершаемые святыми,
а трактовка места действия, окружения
и обстоятельств. Изобилие второстепенных
персонажей, типов и характеров настолько
поглотило его внимание, что изображение
чуда не акцентируется. Поэтому многие
исследователи считали эти
Если же к этому добавить,
что детали флорентийских фресок
изобилуют портретами и исключительно
удачны в колористическом отношении,
то перед нами вырисовывается образ
помолодевшего в старости, всем своим
существом современного художника.
Это объясняет нам и то, почему
флорентийские мастера XV и XVI веков
так часто совершали
Слава Джотто была велика еще
при жизни, а в следующем столетии
его единодушно признавали величайшим
преобразователем искусства. Рассказывали,
что в детстве он пас овец и
рисовал их углем с натуры, а
впоследствии, сделавшись художником,
отдался изучению природы. Это характеристика
слишком общая, и она может
показаться даже неверной: изучения природы
в том смысле, как понимали кватрочентисты,
у Джотто еще не было. При этом
ему ставили в главную заслугу
обращение к наблюдениям
И все же — была большая доля истины в молве, признавшей Джотто верным учеником природы. Не только потому, что он ввел в живопись чувство трехмерного пространства и стал писать фигуры объемными, моделируя светотенью. В этом у Джотто были предшественники, например живописец Каваллини. Главное — само понимание человека у Джотто было согласным с природой, с человеческой природой. Душевные движения героев Джотто не выше и не ниже человеческой меры и для этого действительно нужно было быть глубоким наблюдателем окружающей жизни.
П. Муратов писал, что позднее искусство Джотто, несмотря на явные «готицизмы», поражает классичностью: «Все, что сделано Джотто, отличается глубоким единством и богатым развитием стиля…его живопись исчерпывает до конца все его задачи, она становится окончательным выражением всех его замыслов».
Заключение.
Считается, что в своём творчестве Джотто сумел преодолеть стиль иконописи, общий для Италии и Византии. Плоское, двухмерное пространство иконы Джотто превратил в трёхмерное, создав использованием светотени иллюзию глубины. Это в первую очередь относится к смелому объёму архитектуры в работах Джотто. Дальше можно назвать моделировку объёма одежды. Именно эти изображения в первую очередь поражали зрителя и вызывали споры, признания и обвинения в разрушении единого стилистического пространства произведения.
Переход к трёхмерному
изображению ко времени творчества
Джотто уже назрел, потому что подобного
рода попытки предпринимались всё
чаще. Изобразительное искусство
могло развиваться, только находя новое
качество изображения, потому что чисто
живописные и сюжетные резервы развития
были к этому времени объективно
исчерпаны. За многие столетия иконописи
художники использовали все возможные
религиозные сюжеты и исследовали
все живописные возможности основных
цветов. Между тем творческий дух,
свойственный человеку, требовал идти
дальше. Поэтому появление Джотто
было не случайностью, а закономерностью.
Рано или поздно кто-то всё равно
предпринял бы подобные попытки смело,
талантливо и решительно: наверное,
не совсем так, как это сделал Джотто,
но примерно в таком же духе.
Только Джотто сумел соединить идеал классической
красоты с глубочайшей полнотой душевной
жизни человека. Новая живописная система
и понимание картины как сценического
единства дали ему возможность воплощения
образа совершенной личности в ее действенном
отношении к окружающему миру и в первую
очередь к другим людям.
Оценивая творчество Джотто, необходимо
учитывать несовершенство самой технической
стороны живописи во времена Джотто, по
сравнению с современной. Речь идёт о качестве
дерева и холста, качестве и способах грунтовки
штукатурки и живописного полотна, разнообразии
и качестве красок и их смесей, кистях
и других средствах, необходимых для живописца.
Конечно, если бы Джотто или другие мастера
ранних эпох имели в своём распоряжении
средства совершенней тех, которые они
имели, в целом ряде отношений их произведения
стали бы другими. Поэтому при оценке дарования
мастера живописи прошедших эпох никогда
нельзя забывать, с каким багажом подручных
средств они имели дело. Только тогда станет
ясно, насколько их талант был способен
преодолевать технические обстоятельства.
Список используемой литературы:
1. Алпатов М.В. Итальянское
2. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств.
В 3-х томах. 1949.
3. Алпатов М.В. Художественные проблемы
итальянского Возрождения. 1976.
4.АльбертиЛ. Б. Трактат о живописи Depictura.1957.
5. АрганДж.К. история итальянского искусства.
В 2-х томах.1990.
6. Арнхейм Рудольф. Искусство и визуальное
восприятие.1974.
6. Ахундов М.Д. Концепция пространства
и времени. Истоки.Эволюция. Перспективы.1982.
7. Бернсон Бернард. Живописцы итальянского
Возрождения.1965.
8. Брокгауз М. Б. Словарь. 1987.
1 Флоренский П. Обратная перспектива. – В кн: У водоразделов мысли. М., Правда, 1990, т. 2, с. 62-63
2 Дмитриева Н. А. Краткая история искусств, М, Искусство, 1997, с. 228
3 Там же, с. 230
4 Алпатов М. В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М.-Л, 1939, с. 55
5 Antal F. Florentine Painting and Its Social Background, London, 1947, p. 23-28
6 Gnudi C. Giotto, Milano, 1959