Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 23:12, творческая работа
В.М. Васнецов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, В.И. Суриков и многие другие замечательные русские художники не только признавали его своим учителем, но и преклонялись перед его системой рисования, умением разглядеть индивидуальность каждого начинающего художника и помочь наилучшим образом использовать проявленную самобытность.
“Педагогическая система П.П. Чистякова”
Методика преподавания композиции
П.П. Чистяков
В истории мирового изобразительного искусства преподавательская деятельность Павла Петровича Чистякова по своей плодотворности является, пожалуй, уникальной.
В.М. Васнецов,
М.А. Врубель, М.В. Нестеров, В.Д.
Поленов, И.Е. Репин, В.И.
Рассудок,
знания всегда во мне
были впереди практики, что делать,
я родился и живу для других.
Понятно, что
собственная работа Чистякова-
русских художников» родился
в семье крепостных) юный
Павел Чистяков, проявивший в
детстве великую тягу к рисованию,
поступил (1849) в Академию
художеств, где обучался
исторической живописи под
руководством П.В. Басина .
БАСИН Петр Васильевич
«Чердак здания Академии Художеств» 1831
«Землетрясение в Рокка-ди-Папа, близ Рима». 1830
«Женщина с поднятой рукой» 1843
«Портрет О. В. Басиной, жены художника». Между 1837-38
«Сусанна, застигнутая старцами в купальне». 1822
Учась
в Академии художеств
В Академии
он получил вначале малую
Дипломная работа П. Чистякова (1861) «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежащий некогда Дмитрию Донскому», не только принесла ему большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу, но и за общую композицию и динамизм отдельных персонажей картины — признание критиков и знатоков.
Павел Чистяков
Патриарх Гермоген отказывает полякам
подписать грамоту
1860
Павел Чистяков
Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе
великого князя
Василия Темного в 1433 году срывает с князя
Василия Косого пояс,
принадлежащий некогда Дмитрию Донскому
1861
По возвращении
из Рима (1870) академик и адъюнкт-профессор
Академии художеств П.П. Чистяков полностью
отдается преподавательской работе,
изредка радуя почитателей
У меня цель — двинуть,
направить русское искусство
по более просторному и
широкому пути.
П.П. Чистяков
Учитель
многих русских художников П.
Занятия
композицией по системе
Первый
преследовал цель выработать
понимание картинной плоскости
как определенного целого, в котором
размещение предметов создает
то или иное «напряжение». Если
это «напряжение» не
Известные чистяковские упражнения на различное размещение точек в рамках, постановку натюрмортов и предметов в интерьере, определение зрительного центра среди многих вещей предполагали поиски наилучшего композиционного построения и достижения целостности рисунка, этюда, наброска. Основной задачей этих упражнений являлось ознакомление с конструктивными особенностями организации картинной плоскости. Молодому художнику необходимо было понять, как строятся пространственные планы и заполняется пространство в картинной плоскости, какими средствами достигается наиболее строгое целостное решение
Второй
раздел в системе обучения
Чистякова — работа над
Благодаря
этому ее свойству ни один
из учеников его не походил
на другого. Учитель бережно
сохранил зерна самобытности
в них и не только сохранил,
но, как мудрый садовод,
Педагогическая
система П.П. Чистякова
К концу
педагогической деятельности
Завершить тему о ««Педагогической системе П.П. Чистякова». Методика преподавания композиции» следующими высказываниями П.П. Чистякова:
Способность
прирастать к задуманному
создать — творить — творчество.
...Всякому лицу, действующему в картине, дайте роль — слова даже, и тогда она, т. е. картина, будет вполне историческая — классическая, по крайней мере в композиции.
...Делайте
только то, что помогает выразить
смысл сюжета и что красиво
идет к оному. Подумайте
Художник должен, взирая на окружающее, вдумываться. Он делает выводы, заключения и построения.
П.П. ЧИСТЯКОВ
О КОМПОЗИЦИИ
...Картине нужен план, сначала подумайте, как и откуда пришли люди и зачем. Как они оказались на этих местах. Старайтесь располагать их свободнее, чтобы они могли двигаться. Но если по смыслу, для силы нужно фигуры сдвинуть, то и обмануть можно для цели.
...Колорит в композиции есть то, когда смотришь на одну фигуру и видишь, что она отвечает другим, то есть когда все поет вместе. Набор фигур и каждое свое — наоборот.
...Какой сюжет — такая и живопись. Кто видит цель, тот видит дело.
...Сочинять следует энергично, но долго, и всегда, и везде.
…законы, на которых стоят все искусства, всегда были, есть и будут одни и те же, потому что они лежат в самой сущности природы.
Способность прирастать
к задуманному сюжету, им жить, о
нем только и думать всюду и
везде и постепенно, шаг за шагом,
достигать осуществления его, законно
и на верных данных, есть способность
создать — творить —
...Всякому лицу,
действующему в картине, дайте
роль — слова даже, и тогда
она, т. е. картина, будет
вполне историческая —
...Делайте только
то, что помогает выразить смысл
сюжета и что красиво идет
к оному. Подумайте хорошенько.
Поднимете задачу эту —
Художник должен, взирая на окружающее, вдумываться. Он делает выводы, заключения и построения.
...Нужно писать и рисовать картину не как малевание на холсте, а как будто бы холст есть только рама или стекло, сквозь которые видна сцена.
...Нужно писать и рисовать картину не как малевание на холсте, а как будто бы холст есть только рама или стекло, сквозь которые видна сцена.
...Не начинайте
никогда писать картины, не
нарисовав всего отлично, а
рисовать не начинайте, не
...Не начинайте
никогда писать картины, не
нарисовав всего отлично, а
рисовать не начинайте, не
...Картине нужен
план, сначала подумайте, как и
откуда пришли люди и зачем.
Как они оказались на этих
местах. Старайтесь располагать
их свободнее, чтобы они могли
двигаться. Но если по смыслу,
для силы нужно фигуры
...Колорит в композиции есть то, когда смотришь на одну фигуру и видишь, что она отвечает другим, то есть когда все поет вместе. Набор фигур и каждое свое — наоборот.
...Какой сюжет — такая и живопись. Кто видит цель, тот видит дело.
...Сочинять следует энергично, но долго, и всегда, и везде.
В ученике всегда нужно
вызывать веру в себя, к каждому ученику
нужно подходить сообразно его наклонностям
и особенностям, и в зависимости от знаний
давать советы, что одному может быть на
пользу, другому во вред, один может переварить,
а другой - подавиться, а потому не надо
ученика перегружать правилами. Все указания
должны делаться во-время и в меру: правда,
кричащая не на месте,- дура. Искусство
не ремесло, не фраза пустая, а песня, спетая
во всю мочь и от всей души.
....Будь скромным, требовательным к себе,
не делай ничего без ума, сознавай и давай
отчет во всем, что ты делаешь и для чего
делаешь, проверяй себя на лучших произведениях
искусства, в которых ты должен разобраться
и понять, почему они хороши.
Джованнина, сидящая на подоконнике
, 1864 г.
Последние минуты Мессалины, жены римского императора Клавдия
Любой
педагог мечтал бы о таких
словах признательности от
"Единственным (в России) истинным учителем незыблемых законов формы" почтительно назвал П. П. Чистякова В. А. Серов.