Портретная галерея И.Е. Репина наших великих соотечественников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 16:22, реферат

Описание работы

И.Е. Репин является одним из величайших русских художников. Его творчество имеет мировое значение; оно стало ценным вкладом русского искусства в мировое художественное развитие. Курбе во Франции, Репин в России, Менцель в Германии были вершинами реализма XIX века. В их творчестве нашли свое наиболее яркое и сильное выражение достижения и завоевание реалистического метода.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2
Цель работы……………………………………………………………….3
Биография…………………………………………………………………4
Из воспоминаний современников……………………………………… 8
Описание картин........................................................................................ 13
Заключение……………………………………………………………..…23
Список используемой литературы…

Файлы: 1 файл

репин.docx

— 558.41 Кб (Скачать файл)

 Мы твердо знали, у  кого искать лесную глушь, у  кого - море, у кого - внутренность  избы и ребят с хворостиной. Да, мы знали их всех, наших  кудесников, но главным кудесником, первым богатырем был все же, конечно, Репин, высшее существо, выжегшее  каленым железом, своим 

Иваном Грозным, неизгладимый след на всю жизнь.

Таков был мифический Репин моего детства, хоть и не Муромец, но тоже Илья» - из воспоминаний И.Я.Билибина. – «Теперь мы стоим перед                          

9

могилой великого русского художника. В «Пенатах», в Куоккале, в Финляндии жил до последних дней старый знаменитый художник, лев на покое. До последней своей минуты он жил, неустанно работая, в своей стихии и, даже уже в агонии, шевелил руками, будто пишет.

 Вот наступил момент  смерти, и это уже не 86-летний  старик, а весь Репин, Репин всех  его возрастов, творец всего того, что он сделал за свою долгую плодотворную жизнь».

«...Захватив свои работы, я отправился к Репину, в его квартиру в здании Академии. Его не оказалось дома. Я решил ждать, хоть до полуночи.

 Часа два просидел  я на лестнице, облокотясь о свои свертки. Но вот послышались шаги. С бьющимся сердцем стал всматриваться я вниз и увидел незнакомого человека, небольшого роста, какого-то очень простого, неприметного. Нет, это не Репин, решил я. По моему представлению, Репин должен быть гигантом.

 Когда незнакомец приблизился, я спросил, не знает ли он, когда  вернется профессор Репин.

- А зачем он вам?

- Я хочу показать мои  рисунки. Я с Кавказа, из Грузии.

- А-а! Очень интересно, покажите!

 Он нагнулся и стал  развязывать мои свертки. Перелистав  альбом с рисунками, он сказал:

- Очень, очень интересно! Пойдемте в комнату...

 Посмотрел я на его  небольшие, но заглядывающие в  душу глаза и вдруг увидел  великого Репина, который, казалось, все знал: кто я, зачем приехал  в Петербург, о чем думаю... Я  почувствовал себя с ним как-то  просто, как с близким, родным человеком…» - из воспоминаний М. И. Тоидзе.  «Мне приходилось встречать многих художников - хороших людей, даже исключительно хороших, но в разговорах и в обыденной жизни как-то невольно чувствовалось их превосходство. И.Е.Репин как-то так себя вел, что эта грань стиралась, и я все время с ним ходил, говорил, работал как с равным себе товарищем и близким другом, совершенно забывая, какая огромная разница между нами во всем, даже в возрасте…» - из воспоминаний Н.Ф.Роот.

10

"Репин не оказывается  тем великим художником, каким  многие, кому он был дорог, желали  его когда-то видеть. Он не тот  здоровый и простой реалист, каким  он представлялся в былое время  в сравнении со своими товарищами - вовсе уже не простыми и  здоровыми реалистами. Напротив  того, и он оказывается скорее  каким-то чрезмерно разносторонним, неточным и неглубоким «учителем», вечно стремившимся высказать  свое мнение по поводу последних  толков. В сущности, и он презрел  самую живопись, меньше всего  обратил внимание на внутренний  смысл красок и линий."

"Ну, знаете, что я вам  скажу - если какому-нибудь художнику  или просто человеку не нравится  Репин, то это не художник, а  просто балда!" - Крымов Н.П.

«Небольшого роста. Очень приветливый. Очень ласковый. Слегка сутулился. Голову любил держать вниз, с поворотом, в позе прислушивающегося. Вообще весь как бы прищурившись. Даже среди низкорослых сосен мшистого лесочка за дачей «Пенаты» казался малозаметным. Старался словно быть неприметным, избегать наблюдений за собой, привычно сам наблюдая, особенно за людьми. Но делал это лукаво. Взглянет ненароком, когда собеседник, увлеченный беседой, не замечает остро вскинутого взора, и вновь вежливенько притаится. Или свернется под свою крылатку. За такой, однако, свернутостью или за уютно скромничающей, чуть не инертной повадкой можно было, вглядевшись незаметно, уловить внутреннюю пружину - и гибкую, и упругую. В стареющем организме огнем пламенело то, что делает столь прекрасной репинскую фигуру Пушкина, декламирующего на экзамене. Даже теперь, далеко от тех годов, я вспоминаю во вспыхивающих движениях Репина именно ритм и гордый, вскинутый порыв юноши-поэта». - Б. В. Асафьев. – «Обзор всего творения Репина в целом заставляет нас хоронить одну из самых драгоценных иллюзий. Чисто живописные достоинства репинских произведений оказываются далеко не столь высокими, как нам казалось прежде, зато литературная сторона его картин и даже портретов неприятно там же, где мы прежде видели живописное великолепие, «равное Рембрандту и Веласкесу», нас теперь поражает что-то сырое, художественно непродуманное и не культурное...»

 

11

"В русском искусстве  нет художника, который был бы  так всенародно популярен, как  Репин. Это знают все, и может  проверить каждый. Кто бы ни  был, ваш собеседник, ...спросите его  сразу, врасплох: "Кто знаменитейший  из русских художников?", ответ  будет один: Репин! Его имя приходит  первым. Наша память и мысль  подсказывают его, прежде всего. ... Он - воплощение национальной славы  русской живописи. Он самый полномочный  из ее представителей. В общенародном  сознании, это - Русский Художник, с  двух заглавных букв". - Эфрос А.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

 

12

Описание картин

 

«Автопортрет»

Автопортрет И.Е. Репина 1878 года исполнен тушью, при помощи кисти и пера. На портрете художник выглядит усталым, задумчивым, переживающим за то, что происходит в это время в стране, он даже выглядит старше своих 34-х лет. Этот автопортрет является отражением его внутреннего мира. На нём видны противоречия разрывающие Репина в это не спокойное для России время, всё это говорит о высокой гражданственности И.Е. Репина.

То обстоятельство, что портрет сделан кистью, само по себе вносит в него мягкость и своеобразную «красочность». Прихотливый контур шевелюры художника, беспорядочные мазки в фоне, так же как и сочетание белого пятна сорочки и тёмной заливки тушью в сюртуке, усугубляют это впечатление.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Портрет «Л. Н. Толстого»

Портрет Толстого написан Репиным в Ясной Поляне в августе 1887 года. Преклоняясь перед гением великого писателя, И. Е.Репин в то же время расходился с ним по многим убеждениям.

Несмотря на это, писателя и художника связывала на протяжении долгих лет теплая дружба. Портрет, написанный в 1887 году, - один из целой серии портретов Л. Н. Толстого, сделанных Репиным.

 Необыкновенно простой  по выбранной позе и краскам, портрет отличается огромным  талантом и правдивостью. Этот  портрет действительно может  рассказать больше, чем долгие  словесные описания. Так изобразить  Репин мог только человека, которого  глубоко понимал, уважал, ценил. Репину  в полной мере удалось показать  величие писателя. Писатель изображен  сидящим в несколько необычном  кресле. В одной его руке –  небольшая книжка, другая – удобно  лежит на ручке кресла. Темная  блуза стянута ремнем на поясе  и чем-то напоминает подрясник.

 Писатель показан в  секунду тревожной задумчивости  – вероятно, оторвавшись от прочитанного, он обдумывает какую-то мысль. Слегка наклонив голову с нависшими бровями и пышной седой бородой, Толстой смотрит на зрителя. Словно вопрос, который мучает его сейчас, он адресует и ему. В глубоко сидящих глазах писателя – мудрость и проницательность, кажется, что они пытливо заглядывают прямо в душу.

 Репин написал портрет  Толстого, несколько «возвышая»  фигуру портретируемого и сообщая  ей монументальную значительность. Сдержанная, темных тонов, колористическая  гамма, «неспешная» манера письма  – все на портрете подчеркивает  масштаб личности портретируемого. Сидящий в кресле оставляет  впечатление необыкновенного, действительно  гениального, человека – по доброте  сердца, силе ума, таланта и непреклонной  воле с ним мало кто может  сравниться.

                                                                        

 

 

 

14

Портрет «А. Бородина»

Личность Александра Порфирьевича Бородина привлекала художника особенно. С одной стороны – талантливый композитор, Бородин был членом знаменитой «Могучей кучки», в круг которой Репина, страстно любившего музыку, ввел В.В. Стасов. С другой – известный в Европе ученый-химик, автор более 40 научных трудов, один из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов. Постоянное стремление к самоусовершенствованию, к познанию всего нового, причастного к широчайшей сфере творчества, влекло Репина и к миру науки. Он был не только знаком с ученым, но интересовался его профессиональной деятельностью: посещал публичные лекции, бывал в лабораториях, операционных залах, собирал и хранил книги, на многих из которых стояли дарственные надписи.

« Портрет А.П. Бородина», подобно «Портрету М.П. Мусорского», звучит как реквием на смерть великого человека. Бородин умер скоропостижно, от сердечного приступа, в 1887 году.

 Изображенный стоящим  возле массивного ствола колонны, композитор погружен в состояние  глубокого внутреннего созерцания. Репин строит композицию портрета  на торжественном ритме мощных  вертикалей и чередовании звучных  аккордов черного, белого и красного  цвета. Во всем образном строе  произведения звучит то русское  богатырское, эпическое, что и есть  в первую очередь «бородинское»  в музыке. Автор оперы «Князь  Игорь» и двух симфоний (последнюю  Стасов назовет «Богатырской»), Бородин  воспринимал жизнь объективно  и оптимистически, как источник  силы и радости, веря в могущество  человека, в торжество разума  и красоты.

                                                                                       

   

 

 

 

 

 

15

Портрет «М. П. Мусоргского»

Портрет Мусоргского был написан Репиным в марте 1881 года всего за несколько коротких сеансов. Композитор был в это время уже смертельно болен и находился в Николаевском военном госпитале. Этот портрет относится к числу самых замечательных произведений Репина-портретиста, поскольку отличается абсолютным отсутствием предвзятости, необыкновенной жизненностью и объективностью.

 Композитор изображен  на полотне непричесанным, в оливковом, с малиновыми отворотами, халате, из-под которого видна расстегнутая  рубашка. Человечность, гениальная  сила и творческий гений Мусоргского  видны сквозь внешнюю некрасивость, которую сообщила ему тяжелая болезнь.

Поразительно написаны глаза композитора, в них – одновременно сосредоточенное, серьезное и какое-то отсутствующее выражение. Все лицо полно задумчивой печали и глубокой человечности.

 Портрет Мусоргского  был признан новаторским –  и по замыслу, и по характеру  живописи. Репину удалось создать  образ цельный, законченный, точно  переданный через множество характерных  черт и деталей. Он не разворачивается  перед зрителем постепенно, а  раскрывается сразу. Техника живописи  в этом портрете, сложная и  замысловатая, сохраняет трепетность  этюда. Колорит полотна – светлый, прозрачный, легкий. Одежда, формы лица, тела «вылеплены» энергичным, широким  мазком.

В общей трактовке образа композитора Репин выявляет глубокое понимание художником портретируемого. Все, кто знал композитора, признали, что портрет исключительно верно передает весь характер, всю натуру Мусоргского. Художник не прячет недостатков, слабостей великого человека, но показывает, что и в таком неприглядном состоянии, тяжело больной, композитор не теряет своего духовного величия.

                                                                            

 

 

 

16

                                         Портрет «Н. И. Пирогова»

Портрет Н. И. Пирогова был написан в мае 1881 году, за несколько месяцев до смерти великого русского хирурга и ученого. В эти в Москве торжественно отмечался пятидесятилетний юбилей профессиональной деятельности Пирогова. Гениальный хирург согласился позировать Репину, несмотря на плотный график мероприятий.

Впоследствии Репин вспоминал, как захватили его талант и своеобразие личности портретируемого, и как легко и быстро ему работалось. На создание великолепного законченного портрета понадобилось всего три сеанса.

 Красиво выделяется  на темном фоне мощная седая  голова, очень выразительно написано  красноватое лицо старого человека. Взгляд Николая Ивановича слегка  прищурен, плотно сжаты губы. Руки, решительно сложенные на груди, гордо откинутая назад голова, приподнятый подбородок, чуть нахмуренный  лоб и живость взора рассказывают  о решительном характере и  горячем темпераменте, остром уме  и целеустремленности. Пирогов кажется  пристально вглядывающимся и  очень мудрым, все подмечающим.

Портрет Н. И. Пирогова – не только художественный, но и глубоко психологический. Репин показал не просто старого человека (Пирогову было 70 лет) – он сумел донести значение личности великого основателя военно-полевой хирургии, гуманиста и ученого.

                                                                                    

 

   

 

 

 

 

 

17

Портрет «А. Г. Рубинштейна»

Портрет композитора и дирижера Антона Григорьевича Рубинштейна, который был другом художника, Репин, писал много раз. Последний портрет писался с 1909 по 1915 год уже после смерти композитора.

 Данный портрет отличается  торжественностью, монументальностью. Художник немного приподнимает  свою модель, усиливая этим ощущение  парадности. Этому же эффекту  способствует и выбранная красно-золотистая  гамма картины. При написании  портрета Репин использует энергичную  манеру письма, с отчетливыми, лепящими  форму мазками, и несколько смягчает  контуры.

 Фигура Рубинштейна  дана в полный рост, фоном служит  Петербургский концертный зал, заполненный  зрителями. Дирижер показан в  минуты работы, в момент творческого  вдохновения, за дирижерским пультом. Высокая фигура Рубинштейна дана  в сложном энергичном развороте. Очень выразительна голова музыканта  с пышной темной шевелюрой, как  будто поднятой вдохновением.

Информация о работе Портретная галерея И.Е. Репина наших великих соотечественников